МИД России в связи с истечением в ночь на вторник срока действия мандата миссии ООН в районе абхазско-грузинской границы призывает учесть, что в регионе появились два независимых государства – Абхазия и Южная Осетия.
«Россия еще раз призывает коллег в Совете Безопасности ООН пересмотреть свои инерционные политизированные позиции, игнорирующие реальные интересы народов Закавказья и ставящие под вопрос стабильность в регионе. Уверены, что время для принятия взвешенного и ответственного решения еще есть. Политическая мудрость заключается не в слепом следовании издержкам прежнего мышления, а в проявлении трезвых и конструктивных подходов, учитывающих современные реалии», — говорится в распространенном в понедельник заявлении МИД России.
В документе отмечается, что в противном случае вся ответственность за сворачивание ооновского присутствия в Закавказье ложится на наших партнеров. «Только база для потенциального партнерства становится, к сожалению, все меньшей и меньшей», — подчеркивают в МИД России.
В заявлении говорится, что последние десять дней в Совете Безопасности ООН ведутся напряженные консультации в целях согласования новой резолюции по данному вопросу, при этом позиции России и Абхазии в поддержку сохранения выполняющих полезную роль наблюдателей ООН в Закавказье хорошо известны.
«Прежний мандат Миссии ООН фактически прекратил свое существование в связи с грузинской агрессией против Южной Осетии в августе прошлого года и последующим выходом Грузии из Московского соглашения о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 г. В его продлении нет смысла, поскольку он построен на старых реалиях», — считают в МИД России.
В заявлении подчеркивается, что в Совете Безопасности хорошо понимают, что сегодня требуется согласовать новый режим безопасности на абхазско-грузинской границе, который гарантировал бы соседям Грузии ненападение с ее стороны, содействовал бы поддержанию стабильности и безопасности в этом регионе.
«Понятно, что в новых политико-правовых условиях большинство использовавшихся ранее в международных документах старых названий и терминов неприменимы. Международное сообщество должно четко осознать все последствия варварского нападения на мирный Цхинвал 8 августа 2008 года: тем самым режим Саакашвили поставил крест на территориальной целостности своей страны, а на карте мира появились два новых государства – Республики Абхазия и Южная Осетия», — подчеркивают на Смоленской площади.
В заявлении отмечается, что невзирая ни на что, западные государства предложили нам принять такой проект резолюции СБ ООН, «который обставлял бы новый режим безопасности целым рядом политически некорректных положений и старых, противоречащих новым реалиям в регионе терминов». «Фактически он был бы направлен на подтверждение территориальной целостности Грузии и отрицание существования Абхазии как государства. Очевидно, что согласиться на такое российская сторона не могла», — заявляют в МИД РФ.
В заявлении обращается внимание на то, что 12 июня с.г. российская делегация представила в СБ ООН собственный компромиссный проект, в котором содержится ряд конкретных мер по обеспечению безопасности и поддержанию стабильности на абхазско-грузинской границе, включая объективный мониторинг со стороны наблюдателей миссии ООН.
«Эти меры весьма близки к разработанным Генеральным секретарем ООН рекомендациям, которые были изложены в его недавнем докладе Совету Безопасности. Поскольку в российском проекте нет политизированных элементов, он мог бы стать реалистичной основой для продолжения конструктивного международного взаимодействия на базе присутствия ООН в регионе», — считают в российском МИДе.
В заявлении отмечается, что с учетом размещенной в Грузии мониторинговой миссии ЕС, согласованных в рамках Женевских дискуссий совместных механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты согласование нового мандата Миссии ООН позволило бы оперативно наладить практическое сотрудничество всех заинтересованных сторон по укреплению безопасности и восстановлению доверия в Закавказье.
«Однако 14 июня с.г. наши западные партнеры по Совету Безопасности отказались от принятия предложенного Россией компромиссного и прагматичного решения, высказавшись за новое техническое продление устаревшего мандата. В этой связи уместно напомнить, что он уже продлевался на четыре месяца в феврале с.г. именно в целях правильного отображения в международных документах новой военно-политической и государственно-правовой ситуации в регионе», — заявляют в российском МИДе.