Министр образования и науки Украины Дмитрий Табачник заявляет, что студентам и школьникам страны будет предоставлено право самостоятельно выбирать язык обучения.
«Первое что мы сделаем — в этом году все школьники Украины будут сдавать тесты на языке обучения. Потому что нет морального права ни у какого министра ставить десятки тысяч людей в заведомо не конкурентоспособные условия – ведь понятно, что выпускник, который закончил русскую или венгерскую школу, будет иметь меньше шансов успешно сдать тесты, написанные на украинском, чем выпускник украинской школы», — сказал Д.Табачник в интервью одной из украинских газет.
Министр напомнил, что принцип равноправия языков в образовании является нормой закона, это принцип, реализованный в Украине европейской Хартией региональных языков и языков национальных меньшинств. «Здесь министр должен отвечать перед прокурором, если он не будет этого выполнять», — сказал он.
По словам Д.Табачника, украинизация образования так же плоха, как русификация или испанификация.
«Нельзя насильственно лишать граждан страны, в случае с Украиной — подавляющее большинство граждан, права получать образование на родном языке. У англичан есть термин «материнский язык», т.е. язык, на котором говорили в семье ребёнка, который он слышал ещё будучи младенцем, на котором он будет мыслить, когда вырастет. Вот этот то материнский язык и пытаются вытравить украинизаторы, нанося психологическую травму миллионам наших сограждан», — подчеркнул министр.
По его словам, уже сейчас создается рабочая группа, которая должна рассмотреть наиболее болезненные вопросы образования, в том числе и по языку. «Главный принцип, который будет заложен — родители учеников в школе и студенты в ВУЗах должны иметь право сами выбирать, на каком языке учиться. Они должны давать заявки, и они должны удовлетворятся», — отметил Д.Табачник.
Говоря о проблеме учебников для учебных заведений Украины, министр отметил, что министерство будет учитывать пожелание родителей по деполитизации образования.
«Вот я беру учебник для 9 класса по истории. Тут высказывается мысль о том, что на территории Российской империи украинцы подвергались невероятным унижениям и ограничениям в правах, в реализации своей карьеры и так далее. И, в то же время, как аксиома говорится о том, что на территории АвстроВенгерской империи украинцы не подвергались унижению, имели все права. Это неправда. Наоборот. Все эти ограничения в Австро-Венгрии были жестче, чем в России», — констатировал министр.
«Я обязуюсь, что лично буду читать учебники по истории и литературе и по гуманитарным предметам для ВУЗов в школе», — заверил Д.Табачник.
Говоря о освещении в учебниках «спорных моментов» истории, в частности истории голодомора и ОУН-УПА, он подчеркнул, что здесь приоритет должен быть отдан специалистам.
«Но если давать свою оценку, то считаю, что нужно говорить правду. Если какая—то политическая сила сотрудничала с Гитлером, то нужно говорить, что она сотрудничала с Гитлером. Если европейские парламентарии говорят, что вы сделали ошибку, то нужно придержать гордыню. Хрущеву было трудно развенчать культ личности Сталина, но он на это пошел. И не должно быть двойных стандартов», — считает министр.
По его словам, «никто же сейчас не предлагает возвеличивать, например, генерала Строкача, министра внутренних дел УССР, который жестко в конце 40-х — начале 50-х подавлял бандеровское движение на Западной Украине». «Так почему же надо возвеличивать тоталитарных героев, сражавшихся на противоположной стороне?» — задался вопросом Д.Табачник.