МИД Туркмении в четверг обвинил российскую сторону в создании условий, приведших к взрыву на газопроводе «Средняя Азия – Центр», и подверг критике заявления о причинах аварии, сделанные российским экспертом.
Согласно сообщению, 8 апреля российская компания «Газэкспорт» без предварительного уведомления туркменской стороны резко сократила объемы отбираемого туркменского природного газа. В результате этого на участке газопровода САЦ-4, по которому осуществляются поставки туркменского природного газа в Россию, произошла авария.
МИД Туркмении называет действия «Газэкспорта» необдуманными и безответственными, поскольку они создали реальную угрозу жизни и здоровью людей, а также чреваты непредсказуемыми экологическими последствиями. «Одновременно такой подход является односторонним грубым нарушением условий контракта купли-продажи газа», — подчеркивается в сообщении.
Туркменская сторона выражает надежду, что руководство российских компаний тщательно разберется в произошедшем и предпримет все необходимые меры для недопущения впредь подобных случаев, отмечает туркменский МИД.
МИД Туркмении также опроверг заявление директора Института проблем нефти и газа РАН Анатолия Дмитриевского о том, что якобы «авария на туркменском газопроводе могла быть вызвана изношенностью данной газотранспортной системы» или «действиями диспетчерской службы Туркменистана», сделанное им в эфире телеканала «Вести».
По мнению официального Ашхабада, данные высказывания «абсолютно не соответствуют истине». «Приводимая при этом аргументация не выдерживает никакой критики и никогда не будет приниматься туркменской стороной во внимание», – отмечается в сообщении.
В МИД Туркмении полагают, что подобные высказывания со стороны руководителя известного российского НИИ свидетельствует или о незнании положения дел в этой сфере, либо же о преднамеренном искажении фактов с подачи отдельных кругов, заинтересованных в извлечении определенных выгод из сложившейся ситуации.
Туркменский МИД также выразил крайнее удивление «попыткой г-на Дмитриевского негативно охарактеризовать деятельность диспетчерской службы Туркменистана».
«И в этом случае со стороны российского ученого было проявлено полное незнание элементарных положений и сложившейся практики закупки российской стороной природного газа из Туркменистана», — говорится в сообщении.
Туркменская сторона считает «крайне неудачными и неподобающими действия тех лиц, которые привлекли к комментариям эксперта, пусть даже занимающего ответственный пост на уровне директора крупного российского НИИ, проявившего некомпетентность в оценках этой сложной и чувствительной ситуации».