Белорусы мечутся между россиянами и украинцами
К такому выводы пришли социологи после проведения большого исследования, которое проходило одновременно в трех странах: Беларуси, России и Украины
Социологи провели сравнительный анализ общественного мнения трех восточнославянских стран по наиболее животрепещущему в настоящий момент вопросу, ставшему действительно центральным во всей политической жизни Европы – о событиях в Украине.
Для анализа брались данные общенациональных репрезентативных опросов, проведенных в последнее время в России (Центр Левады), Украине (Киевский международный институт социологии) и Беларуси (Беларуская Аналитическая Мастерская).
В социологических анкетах использовались либо полностью идентичные, либо сходные вопросы, рассказал «Белорусскому партизану» социолог Андрей Вардомацкий, руководитель «Беларускай Аналитической Мастерской».
Это был блок из пяти основных вопросов, касавшихся:
1) Отношения к Майдану;
2) Отношения к присоединению Крыма к России;
3) Отношения к Соединенным Штатам Америки;
4) Уровню доверия к российским СМИ;
5) Отношения к АТО (анти-террористической операции) на Востоке Украины.
Первый график отражает восприятие причин Майдана в массовом сознании россиян, украинцев и белорусов.
Положительные значения проходят величины от 82,7% в России, 72,2% на Беларуси и 22,2% в Украине. Беларусь с величиной 72,2 процента – надо признать с небольшим отрывом от России – находится посередине между Россией и Украиной.
Уровень поддержки присоединения Крыма к России — это коренной индикатор отношения к украинским событиям, который эксперты считают обобщенным показателем всего отношения к комплексу этих событий.
«Поддерживаете ли Вы присоединение Крыма к России?» – спрашивали у людей в 3-х странах. И опять, как и в предыдущем вопросе относительно причин Майдана, Беларусь находится посередине, с уже несколько большим отрывом в 15,1 процента от России. Это и есть феномен беларуского зазора, по мнению Андрея Вард ацкого.
В Беларуси доминирует российский концепт, российскую точку зрения поддерживает большинство (до двух третей), но это не подавляющее большинство, как в России, где уровень поддержки присоединения Крыма доходил до 90 процентов.
На графике №3 отображены геополитические ориентации россиян, украинцев и белорусов.
В качестве индикатора геополитических ориентаций выбрали США как квинтиссенцию геополитической самоидентификации. Именно США в массовом сознании являются символом западных ценностей, репрезентатором того, что называется Запад. И здесь картина получилась удивительно показательная.
С четким равным нарастанием от страны к стране, Россия–Беларусь–Украина идет увеличение позитивного отношения к США. Беларусь находится посередине. И четко наоборот, зеркально противоположно в обратной последовательности происходит нарастание негативного отношения к США.
Четвертый график четко поясняет, почему именно в Беларуси доминирует российский концепт. Мы видим, что уровень доверия российским СМИ в Беларуси гораздо выше, нежели в Украине.
Наконец, последний график обобщает весь приведенный материал и позволяет четко увидеть сделанный вывод о срединности белорусского общественного мнения в тройке восточнославянских стран Россия–Украина– Беларусь.
Специфика общественного мнения относительно украинских событий заключается в том, что здесь не всегда работают традиционные социально-демографические закономерности, классические и хорошо известные социально-демографических зависимости к тому или иному событию, как это происходит в большинстве других случаев.
Исследование показало, что белорусы ближе в оценке событий в Украине к российской точки зрения, но остается значительное отставание от российских цифр. Шанс на то, что Беларусь все-таки не утонет в российском идеологическим поле, пока сохраняется.