×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/novosti/300-letie-rossiyskoy-imperii-obsudyat-v-m/
Новости
21 сентября
20 сентября
17 сентября
16 сентября
15 сентября
14 сентября
300-летие Российской Империи обсудили в МИА «Россия сегодня»
13:39 , 20 Июль 2021
2644
0

Пресс-конференция Общественного совета по празднованию 300-летия Российской Империи состоялась 22 июля в пресс-центре МИА «Россия сегодня»

Напомним, что 2 ноября 2021 г. исполняется 300 лет со дня провозглашения России Империей, обретения российским государством статуса великой державы.

В состав совета вошли: политик, депутат Государственной Думы РФ Константин Затулин, историк, директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, политик, лидер «Российского общенародного союза» Сергей Бабурин, президент благотворительного фонда «Наследие», генерал-лейтенант Леонид Решетников, народный артист России Александр Михайлов, президент ассоциации «Франко-российский альянс» кн. Александр Трубецкой, общественный деятель, публицист Егор Холмогоров, главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков, президент исторического факультета МГУ Сергей Карпов.

«Материк» публикует полную стенограмму пресс-конференции:

 Онлайн-конференция к празднованию 300-летия Российской Империи

ВЕДУЩАЯ:

– Добрый день. Я рада приветствовать наших уважаемых гостей, участников сегодняшней пресс-конференции, коллег журналистов, всех заинтересованных зрителей, которые в онлайн формате на сайте пресс-центра медиагруппы «Россия сегодня» могут смотреть пресс-конференцию, приуроченную к 300-летию провозглашения России империей. Эту дату мы будем отмечать второго ноября 2021 года. А сегодня на нашей площадке представители Общественного оргкомитета по празднованию 300-летия Российской империи расскажут нам о целях и задачах празднования этого важного для нашей страны юбилея. Я с удовольствием представляю наших гостей. С нами сегодня: депутат Государственной Думы Российской Федерации Константин Затулин, директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, президент исторического факультета МГУ им. Ломоносова Сергей Карпов, общественный деятель Сергей Бабурин и президент Благотворительного фонда «Наследие» генерал-лейтенант Леонид Решетников. Константин Федорович, не теряя времени, передаю вам. Пожалуйста.

ЗАТУЛИН К. Ф.:

– Спасибо большое. Вы сказали уже, что второго ноября мы будем отмечать 300-летие Российской империи. И это первое, наверное, на что стоило бы обратить внимание. Вот кто эти мы, которые будут отмечать 300-летие Российской империи? И почему к этим «мы» не относится Российское государство как таковое, Российская Федерация? Почему такая юбилейная дата, по сути, остается за кадром, и на самом деле, кроме отдельных людей, специалистов историков, на эту тему за прошедшие уже больше чем полгода юбилейного никто не выступает? В самом деле, у нас 2021 год – это год 800-летия Александра Невского. И насчет Александра Невского можно быть спокойным. Мероприятия, посвященные юбилею Святого Благоверного князя Александра Невского, проходят и на общественном, и на государственном уровне, существует оргкомитет. Всамделишный оргкомитет, который держит в руках и ресурсы, и возможности, и собирается и дальше в течение года проводить самого разного рода мероприятия. Напомню, что родился князь Александр Невский в августе, то есть через несколько дней наступит этот  юбилейный месяц. Что касается Российской империи, то здесь все совершенно не очевидно.

С точки зрения, по крайней мере, нашей готовности встретить эту дату. То ли из соображений политкорректности, то ли потому, что империя – дискуссионный термин для многих, за прошедшие десятки лет она подверглась самому разному поруганию. Империя, империализм. Традиция заложена еще большевиками, которые ругательски ругали империализм вообще как таковой, — значит, и империи в принципе. Хотя никто, на самом деле, по серьезному не может объяснить, чем, собственно говоря, Советский Союз, который существовал в той форме, в которой он существовал, отличается по государственному типу от имперского образования.

Я могу за себя сказать, что я почтительно отношусь к империям. Помню, что империи, многие из них, вносили свой вклад в мировую цивилизацию. Достаточно вспомнить Римскую империю. И хотя в духе Black Lives Matter надо свергать памятники: колонизаторам, империалистам, начиная от Юлия Цезаря или Октавиана Августа, но это не наша традиция и не наш подход. Вот мне кажется, что нам есть смысл в этом году достойно встретить юбилей Российской империи. Напомню, что провозглашена она была не раньше, чем был подписан по итогам Великой Северной войны Ништадтский мир и Петр I был провозглашен первым Всероссийским императором. Таким образом, Россия заявила о себе уже не как Московское царство, а как европейская держава. И в те времена она простиралась не только в Европе, но и в Азии, тем не менее никто не сомневался в том, что Россия является европейской державой. С этого момента интерес к Европе в России значительно вырос, и Россия стала жить событиями в Европе в большей мере, чем до того. Это было, безусловно, качественное изменение, а не просто переименование, смена вывесок. Я думаю, что сейчас, когда мы продолжаем искать свою идеологию, кто-то продолжает отрицать ее необходимость, а кто-то все-таки прилагает усилия к тому, чтобы ее обрести, важно обратить внимание на то, что и наш президент Владимир Владимирович Путин только что, как мы знаем, опубликовал свою статью о судьбах русского и украинского народа, где в такой категоричной форме и так развернуто отстаивает тезис о том, что русские и украинцы – это один народ. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что и белорусы тоже. А что такое признание русских, украинцев да и белорусов одним народом исторически? Это возврат к идеям империи, которая, как известно, была наднациональна, и в которой даже при переписи указывалась не принадлежность там к русским, белорусам или малороссам, как тогда называли украинцев, а речь шла о принципе конфессиональном. То есть записывали в переписи: кто принадлежит к православным, кто – к мусульманам, кто – к буддистам. Все это требует разных размышлений. Когда сегодня сталкиваются монархисты и антимонархисты, здесь нет такой у нас определенности. Я думаю, что спор этот может продолжаться очень долго: надо восстанавливать монархию или не надо? Большинство, в общем, я так думаю, не ошибусь, считают, что, конечно, это дело прошлое. Но когда речь заходит об империи, то здесь, мне кажется, должна быть гораздо большая ясность в отношении сегодняшнего содержания нашего государства, его типа, его вида. И с этой точки зрения возвращаться к истокам, к обстоятельствам, связанным с провозглашением Российской империи 300 лет назад, очень важно. И очень важно отметить эту дату.

Я не готов сегодня на самом деле огласить какой-то план, который у нас есть. Мы фактически обратили все, каждый по-своему, внимание на то, что замалчиваем мы и не готовимся к юбилею Российской империи. И высказали личную инициативу, решив собраться вот в нечто подобное Общественному совету. Наверное, это будет более правильное название, чем оргкомитет, потому что от оргкомитета требуют четкого плана действий – мы его только вырабатываем. Ясно, что (я могу, по крайней мере, говорить о своем институте, который я возглавляю; я думаю, что и остальные тоже могут сказать за себя) мы обязательно проведем и научные конференции, обязательно выпустим по этому поводу свои издания применительно к 300-летию Российской империи. Вот это минимум того, что можно ожидать от научной интеллигенции, от политиков, от общественных деятелей. Что касается печатания медалей и права выхода к Балтийскому морю, то на это мы не претендуем. Но мне кажется важным в нашем обществе все-таки породить общественную дискуссию о приближающемся юбилее 300-летия Российской империи.

Я бы хотел сказать, что не только вот здесь присутствующие, но и некоторые из тех, кто дали согласие войти в этот общественный совет, просто не смогли сегодня здесь по объективным причинам находиться. Я их должен назвать, чтобы никто не был забыт и ничто не было забыто: Егор Станиславович Холмогоров, общественный деятель, публицист, блогер; Александр Яковлевич Михайлов, всем нам хорошо известный народный артист России; Александр Александрович Трубецкой, президент Ассоциации «Франко-Российский альянс», председатель Общества памяти Императорской гвардии, живущий в Париже; Владимир Николаевич Рудаков, главный редактор журнала «Историк». (00:09:37) Эти люди, кроме здесь присутствующих, согласились войти вот в такой формируемый Общественный совет, но дорога не закрыта и двери открыты для всех, кто желал бы в этом принять участие. Вот то, что мне кажется важным было бы сказать для начала.

ВЕДУЩАЯ:

– Спасибо большое, Константин Федорович. Алексей Константинович, а ваш Государственный исторический музей каким-то образом готовится отметить эта знаменательную дату?

ЛЕВЫКИН А. К.:

– Но я все-таки хотел бы сначала поблагодарить Константина Федоровича за приглашение войти в Совет и за приглашение участвовать в конференции, которая сейчас организована. Поэтому я отвечу на ваш вопрос: конечно, да. Потому что Государственный исторический музей он и был создан волей и решением императора Александра II, носил знаменитое, потом ушедшее, к сожалению, название «Российский императорский музей имени цесаревича Александра Александровича», который сыграл выдающуюся роль в создании исторического музея. И буквально с первых дней своего создания он был призван популяризировать, изучать, раскрывать историю государства Российского, в том числе, конечно, историю Российской империи. Хотя я обращу внимание на то, что буквально, наверное, с первых лет своего существования музей выполнял не только вот эту функцию. Он выполнял функцию рассказа, изучения и представления вообще истории цивилизации на территории Российской империи, а затем на территории Союза Советских Социалистических Республик, представляя историю не только русского, российского народа, а представляя историю, этнографию, археологию, развитие всех народов, которые проживали, проживают или когда-либо проживали на территории современной Российской Федерации и даже более того.

Конечно, это наша тема. Она нам близка. И готовиться мы начали к этому достаточно давно. Я думаю, что вот наша сегодняшняя встреча она придаст нашим действиям такой, может быть, более объемлемый характер и более интересный характер. Мы теперь можем обсуждать, взаимодействовать в различных своих сферах. Но прежде всего что главная функция любого музея? Это представить своими экспонатами те события, которые происходили на территории нашего государства или происходят сейчас. И поэтому, прежде всего, мы, конечно, думали о создании выставки. Такая выставка будет создана, она будет носить название достаточно короткое, емкое и точное – «Империя». И открываем мы ее первого ноября. Она будет открыта в выставочном комплексе Государственного исторического музея и будет представлять различные аспекты, различные нюансы, историю различных народов, входящих в Российскую империю, в том числе, вот как и упоминал Константин Федорович, историю украинского, белорусского и всех других народов, которые ее составляли. Для нас это чрезвычайно важно и интересно. Кроме того, наверное, вы знаете о том, что у нас в прошлом году появилась новая музейная площадка, которая сейчас привлекает к себе очень большое внимание. Для нас это не филиал, как очень часто его называют, а для нас это часть Государственного исторического музея, которая теперь находится в городе Тула. Мы создали достаточно приемлемые, хорошие условия для организации полноценных выставок Государственного исторического музея в этом городе прекрасном. И поэтому чуть раньше, чем события ноябрьские, в сентябре месяце мы открываем там выставку «Романовы», посвященную династии Романовых, чья деятельность, чья жизнь была четко связана с существованием Российской империи. Я думаю, что вот эти проекты они вызовут достаточно большой интерес. И, как всегда, как-то так получается, что к вот таким выставкам, к таким мероприятиям, которые мы проводим, мы сразу проводим целый ряд сопутствующих действий. Это связано и со специальными лекционными курсами, это связано со специальными программами, которые готовятся для различных категорий наших посетителей, и, что мы всегда подчеркиваем, самое важное, в первую очередь для детской категории, потому что действительно мы должны нести вот это знание, понимание, чтобы наше подрастающее поколение знало и любило свою историю. Естественно, мы сразу готовим целую серию сопутствующих материалов, которые включаются в наши социальные ресурсы, причем крайне популярные.

Я вот хочу сказать, что мы сейчас обсуждаем, действительно у нас были очень тяжелые времена. И сейчас мы их не преодолели, потому что посещаемость многих музеев, в том числе и исторического, упала практически на четверть в нынешних условиях. Мы порой сами вынуждены себя ограничивать и ограничивать посещаемость музея, для того чтобы выполнять вот те предписания, которые нам даются, для того чтобы иметь возможность работы. Но за вот эти полтора года мы приобрели совершенно огромную аудиторию, которая распространяется на всю страну. Сейчас мы оперируем данными о том, что вот социальные сети, социальные структуры Государственного исторического музея увеличились, наверное, где-то на 15 миллионов человек. Причем это жители и нашей страны, и жители ближнего зарубежья, и дальнего зарубежья. И мы это очень хорошо ощущаем, это хорошо чувствуем, вот эти каналы взаимодействия они у нас проходят. Я думаю, что мы, естественно, будем всё это дело использовать. Так что для нас эта дата очень важная и особая. Мы призваны всё это делать.

Я бы обратил ваше внимание и на другой момент. Потому что там буквально чуть-чуть и следует еще один юбилей, к которому мы тоже готовимся. Я имею в виду 2022 год. Это юбилей создания Союза Советских Социалистических Республик, который, как мне кажется, стал достойным продолжателем Российской империи по своим деяниям. И эта дата тоже нами будет достаточно хорошо и внимательно отмечаться.

ВЕДУЩАЯ:

–Спасибо большое. Сергей Павлович, несмотря на то что термин «империя», о чем говорил Константин Федорович, дискуссионный в современном обществе, что есть споры между монархистами, антимонархистами, рождение Российской империи 300 лет назад – это все-таки исторический факт, и его из истории не вычеркнешь. Вот насколько важна, с вашей точки зрения, с точки зрения историка, эта дата для современных россиян?

КАРПОВ С. П.:

–Спасибо большое. Это не только важнейшее историческое событие, поворотное в нашей истории, – это событие, которое очень важно для национального самосознания, для того чтобы понимание о том, что такое империя, стало более ясным и четким. Потому что очень часто слово «империя» отождествляется со словом «монархия». Это не однозначные понятия, хотя в слове «империя», конечно, понятие державности прежде всего отражено самым сильным и важным образом. И я хотел бы сказать, что под понятием «империя», кроме державности, понимаются такие важнейшие вещи, как наднациональный характер государства, как универсалистский характер, как миссионерский характер, как некое попечительство монарха, императора над тем населением, которое он опекает и защищает. То есть это еще и большой символ защиты государства, его понимание в его интегральности: в интегральности всех его границ, всех его территорий, которые входят в его состав. Империя – это не какое-то региональное государство. Это государство всемирно исторического значения. Это держава.

И вот я хотел бы обратить внимание на то, что Россия стала империей не тогда, когда был Ништадтский мир, и не тогда, когда фактически она была провозглашена. Она стала империей для внешних, но для себя эта империя была империей гораздо раньше. Потому что уже великий князь Московский и всея Руси Иван III обращался к другим правителям как цесарь, как царь. А это фактически равное понятие понятию императора. И когда, например, уже к нему было обращение от императора Священной Римской империи, который как бы свысока хотел даровать ему королевскую корону, что Иван III ответил? Он ответил, что: «Я – государь от своих предков и не нуждаюсь ни в какой инвеституре, не нуждаюсь в том, чтобы мне кто-то посылал корону, потому что мой венец выше этой короны». И Иван IV это закрепил в обряде коронования и закрепил в том факте, что сам по себе он происходит от Римской империи, от династии Рюриковичей и от Августа. В «Сказаниях о князьях Владимирских», где эта идея развивалась, была идея «Москвы – Третьего Рима». То есть идея о том, что Россия цесарская держава, и что Россия царство, она была гораздо раньше. При Алексее Михайловиче особенно она была четко закреплена. Почему же Петру понадобилось провозгласить себя императором, а свое государство – империей? Потому что мы были империей для себя, но надо было стать империей для внешних; надо было сделать так, чтобы этот статус был общепризнанным, международным, и чтобы этот статус был уважаемым в той терминологии, которая была в это время для Западной Европы в данном случае присущая и используемая. Когда он принимал титул императора, он прекрасно понимал, что Россия становится мировой державой, и все прежнее наследие, которое было, наследие царское, входит в этот компонент, в это название. Поэтому в данном случае это имело огромное международное значение. И вот интересно, как это признавалось за рубежом. Первыми государствами, которые это признали, естественно, был союзник России тогда в Северной войне Пруссия, затем это было признано Швецией, затем это было признано Данией. И только постепенно, уже в царствование дочери Петра Елизаветы Петровны, это было признано сначала Османской империей, потом Австрией, потом Англией, потом Францией. Последним государством, которое признало Россию империей, уже при Екатерине II, была Польша. Но это особый вопрос, и можно об этом говорить специально. Но главнейшее значение было в том, что Россия стала ведущей мировой державой.

И когда мы задаем вопрос: «С какого момента Россия является мировой державой?» – вот именно с Ништадтского мира, именно с этого момента провозглашения империи. Потому что тогда это стало очевидным, тогда это стало явленным, и не признать это было нельзя. Это был вопрос только времени. И для себя, в своем самосознании это понимание империи, ее огромной роли, не просто монархии, не просто автократии, а именно огромного наднационального, универсалистского, державного государства, с миссионерскими задачами, не только религиозными, но и геополитическими по отношению ко всем территориям – это было очень важно. Поэтому надо много говорить и объяснять как раз то, как Россия формировалась в качестве империи, потому что были разные этапы формирования государства. И Ништадтский мир, а затем провозглашение России империей, конечно, имело огромное значение. И вместе с тем, обратите на это внимание, сенат Петру Великому преподнес титул «Отца Отечества». То есть империя имела еще и этот патримониальный характер. Это тоже имело определенное значение и затем было закреплено, в том числе и в «Деяниях династии Романовых». Поэтому я думаю, что, конечно, изучать историю формирования империи и то, что она принесла (без всяких идеологических доминант, без всяких предрассудков), необходимо и важно. Это уже делается в университетах страны, это заложено в наших программах. Но это надо доносить до общественного сознания, чтобы люди понимали, что в понятии империи есть очень четкое содержание. И далеко не всякое государство, которое называется империей, таковым является. Ну, были, например, некоторые африканские империи (мы их хорошо знаем), которые к империи на самом деле никакого отношения не имели. Есть другие государства, которые тоже именуют себя империей, – империями они не являются. Потому что империя – это очень четкое юридическое понятие. И в этом юридическом понятии есть понятие державности, что очень важно.

И еще я хотел бы сказать, что фактически, когда мы говорим об империи, мы говорим о традиции. Как бы мы ни относились к империи, мы связаны генетически с этой огромной великой традицией. Эта традиция передавалась из поколения в поколение, ее унаследовали последующие государства, в том числе и Советский Союз, который был преемником, так или иначе, этого государства, хотя и отвергал многие его ценности. Но сейчас мы возвращаемся к этой идее. Идее в том контексте, что мы возвращаемся к своим истокам, к пониманию значения, что такое Российская держава и Российская империя. И мне кажется, что это является самым важным и основным.

ВЕДУЩАЯ:

– Спасибо большое, Сергей Павлович. Сергей Николаевич, вы стали членом Общественного совета, как правильно сказал Константин Федорович. Вот какие задачи вы видите перед собой?

БАБУРИН С. Н.:

– Ну, задачи, прежде всего не только общественные. Потому что очень верно сказал Сергей Павлович Карпов, что важно понять роль событий 300-летней давности, но не менее важно определить смысл нашего сегодняшнего обращения к теме империи. И для меня не как общественного, а как, скорее, политического деятеля, который возглавляет вот партию «Российский общенародный союз», важно, чтобы мы не только восстановили юридически правопреемственность от Советского Союза, но чтобы мы в Конституцию записали правопреемственность от Российской империи, и чтобы мы осознали, что это не просто форма цивилизации. Но хочу это подчеркнуть, что империя – это высшее состояние многонационального государства. Это действительно государственно-территориальная форма цивилизации. И хочу привлечь внимание тех, кто слушает наш разговор, к тому, почему особую роль империя имела в христианском мире. Не название «монархическая», о чем здесь уже говорилось. А вот та традиция политико-этического, сакрального отношения к власти, которую Россия унаследовала от Византийской империи, та в свою очередь – от Александра Македонского, от Древнего Рима, от персидских владык, которые… Я уже не говорю о значении слова «империя» для Древнего Рима. Но я хочу подчеркнуть: вопрос об империи был одним из ключевых, по которому произошел раскол христианства. Почему? Потому что только византийское православие возглавлялось императором. После гибели западной Римской империи император был один в христианском мире. И лишь с коронацией Карла Великого Папой Римским началось вот то противостояние. Да, это было встречено в Константинополе как покушение на святое. Как это, появился еще один император? И именно поэтому православие не признавало вот этого западного императора, потом он трансформировался в императора Священной Римской империи германской нации. А с падением Константинополя, с исчезновением Византийской империи православие осталось обезглавленным. И совершенно логичным было то, о чем вот опять же Сергей Павлович уже сказал, что уже при Иване III мы унаследовали не только двуглавого орла, мы унаследовали и сказали, что Святая Русь отвечает за вселенскую борьбу со злом. Ведь в чем сакральный смысл империи, важный нам сегодня, в XXI веке, который лежал в фундаменте провозглашения Российской империи 300 лет тому назад? В том, что мы берем на себя ответственность быть организаторами борьбы со злом, вселенским злом. И поэтому действительно мы стали ощущать на себе эту миссию, вот наши предки, еще начиная с Ивана Великого, Ивана III. Официально действительно: царь, кесарь, император. И лишь только при Петре мы подошли к уровню, чтобы добиться такого признания, о чем здесь уже было сказано от других. Я хочу только подчеркнуть, что для современной России не просто так публикация той статьи Президента Российской Федерации, которую цитировал Константин Федорович Затулин. Не просто так вот те внешние атрибуты, о которых говорили и Алексей Константинович Левыкин, и академик Карпов. Это внешние доказательства, внешние аргументы сакральности выбора. Империя – это цивилизационный союз народов. Россия на протяжении веков существует как цивилизационный союз: славянских, тюркских, финно-угорских и других народов, скрепленных православием и русским языком.

И мы сегодня, наконец, я считаю, делаем шаг к возвращению, к напоминанию для начала для российского общества, за что я благодарен Константину Федоровичу, инициировавшему создание нашего Совета. Надо гражданскому обществу задать систему политических, духовно-нравственных координат, связанных с имперским самосознанием. Не надо бояться этого слова. Я всегда говорил и говорю: ну кто хочет жить в Бантустане, пусть едет в Африку или еще куда-то. Мы всегда говорили о цивилизационном единстве наших народов. И мусульмане, и буддисты, и все другие, живущие в России, признавали и признают основополагающую роль православия как духовного стержня. Вот в этом смысл того, что мы призываем на должном государственном, не только общественном, уровне отметить 300-летие провозглашения Российской империи. Я сказал – тем спас свою душу. 

ВЕДУЩАЯ:

– Спасибо. Душу вы уже спасли, да. Леонид Петрович, империя равно державность, империя равно традиция – об этом сказал Сергей Павлович. Насколько мы сегодня смогли сохранить традиции и преемственность, несмотря на все перипетии российской истории за прошедшие 300 лет?

РЕШЕТНИКОВ Л. П.:

– Я хотел бы, прежде всего, все-таки еще раз отметить инициативу Константина Федоровича Затулина. Потому что мы на местах: фонды, организации – мы уже что-то делаем, и все здесь присутствующие уже что-то делают. Но такой инициативы, которая бы объединила наши усилия, ее не было. И то, что депутат Госдумы Затулин выступил с инициативой, – это всю нашу деятельность уже ставит чуть-чуть на другие рельсы.

ЗАТУЛИН К. Ф.:

– Чтобы было понятней: выпускник исторического факультета.

РЕШЕТНИКОВ Л. П.:

– Историк, да. Душа болит, сердце тоже болит. Что касается нашей темы. Конечно, наша задача – это историческое просвещение нашего народа. К сожалению, наша история понесла огромный ущерб за последние сто лет. Она была тенденциозна, однообразна, много замалчивания, много мифологии. И я вот как завкафедрой истории и исторического архивоведения Московского государственного института культуры сталкиваюсь с тем, что ребята приходят и не любят историю. Они видят в ней, вот так как их учили во многих школах (не во всех, наверное), какую-то формализованность, какое-то лицемерие, а, может быть, и ложь. Поэтому сейчас почему мы создали вот Фонд «Наследие»? Он уже работает с 2011 года. Сейчас несколько десятков фондов мы объединились и назвали этот союз просветительских организаций «Наследие империи», готовясь к вот этой дате. Мы хотим все-таки ставить главной задачей возрождение исторической памяти нашего народа. Смотрите: в этом году 160 лет отмены крепостного права императором Александром II, 140 лет – его убийства. Тишина полнейшая. А люди хотят знать, они интересуются. Они не будут отказываться от того, что им предлагается. Мы вот сейчас в городе Городце, где умер Святой Александр Невский, поставили на том же самом месте, в тот же самый день, в тот же самый месяц, только не в 1911 году, как это было поставлено, а вот сейчас, третьего июля, поставили памятник Александру II. Это превратилось реально в городской праздник. Красивый памятник, поставленный 110 лет спустя, как он был убран. Так же сейчас в городе Белёве: 31-го числа мы ставим точно такой же памятник, на том же самом месте, почти в тот же самый день, когда он поставлен был в 1911 году. Мы с чеченскими нашими друзьями, с нашим обществом «Наследие» в Чечне поставили мемориальную доску. Они сохранили мост, по которому цесаревич Александр в Шатойском ущелье продвигался, в гарнизон. Дорога сделана, всё, но мост сохранен. Вместе с ними поставили прекрасную доску в присутствии министра культуры Чечни, и так далее. То есть у нас люди готовы к имперским движениям, они готовы воспринимать империю именно так, как сегодня говорили здесь выступающие Сергей Павлович и Сергей Николаевич, именно как общую нашу цивилизацию, высшую степень нашего развития.

Поэтому я бы сказал, что сейчас, создав такой Совет, мы должны перейти к конкретным вещам. И чтобы средства массовой информации, вот те, кто нас сейчас слушает, вот эти факты: памятники, мемориальные доски, конференции (конференции, посвященные русской имперской мысли мы наметили на сентябрь месяц), чтобы это находило отражение в их работе, в освещении, чтобы привлекать внимание общественности и нашего населения к этой деятельности. Ну и в заключении, как всегда, я обычно полемизирую с Сергеем Николаевичем, и при личных встречах, и на общественных конференциях. Всё очень здорово. Только скреплено было не только русским языком, но и русским народом. И это мы не должны забывать, что русский народ стал строителем этой империи. И он строил так, что все другие народы воспринимали это как благодеяние. Вот на этом я хочу закончить.

ЗАТУЛИН К. Ф.:

– Кстати, я хочу сказать: я вижу вот в этом замечании Леонида Петровича отзвук продолжающихся сомнений. С тех пор, как в прошлом году внесены поправки в Конституцию – в Конституции появился русский народ, но русский народ не был прямо назван русским народом, а был назван государствообразующим народом, язык которого является государственным на всей территории России. Поскольку я был причастен к внесению поправки, она в моем авторском варианте должна была попасть в преамбулу и там даже не было слова «государствообразующим», там было сказано: «Русский народ в союзе с другими народами». В данном случае по результатам обсуждения, потом голосования на референдуме, появилась статья в главе 3, касающаяся как раз принадлежности государствообразующему народу русского языка. И вот есть люди, которые продолжают сомневаться в том, что не назван же народ прямо, вот что это за народ, которому русский язык принадлежит? Мне кажется, что все-таки ясно, что русский язык не может принадлежать никому, кроме как русскому народу, по праву собственности. Но, естественно, русский язык сегодня стал общеупотребительным, мировым и так далее.

 И то, что я еще хотел, прослушав выступление своих коллег, лишний раз подчеркнуть, две вещи хотел бы подчеркнуть. Первая вещь, которая мне кажется важной. Почему мы так заинтересованы в том, чтобы эта дата не прошла незамеченной? Потому что точно так же как в следующем году юбилей Советского Союза, так и в этом году юбилей Российской империи – это всё части одного целого, которое называется «непрерывное существование Российского государства». Мы ведь столкнулись в 91-м году с появлением разных новых независимых государств, многие из которых теперь задним числом удлиняют свою историю. Все, как под копирку, пишут, что именно они изобрели колесо, именно они научили весь мир пахать и так далее. К этому можно было бы относиться иронически, но факт остается фактом: народы, прежде давшие название союзным республикам, впервые многие переживают период независимого государственного существования. А вот что касается российской действительности, Российской Федерации, то она является продолжателем Советского Союза, который в свою очередь, как бы он это ни отрицал идеологически, был продолжателем Российской империи, и так далее, и так далее. То есть речь идет о сохранении непрерывного государственного существования России как таковой в разных формах.

И второе обстоятельство, тоже важное, на которое стоит обратить внимание. Империя, по крайней мере, мне так кажется, – это альтернатива национальной раздробленности. И империя она не является синонимом национального государства в том виде, в котором существуют эти государства, построенные по узкоэтническому принципу. Мы видим по соседству с собой, на Украине, как многонациональная Украина пытается превратиться в однонациональную, моноэтническую страну. То есть идет по пути национального государственного строительства и непризнания коренными, существующими на своей территории каких-либо других этносов и народов, вытеснения их из общественной, политической жизни, и так далее. Унижение их в конечном счете. Это альтернатива. Российская Федерация, Советский Союз, Российская империя – это альтернатива вот этому узколобому национализму, который сегодня, к сожалению, является фактом на пространстве СНГ в деятельности и в существовании некоторых из государств, здесь, на этой территории после 91-го года.

БАБУРИН С. Н.:

–Не могу не подхватить эстафету полемичности Леонида Петровича. И хочу сказать, что действительно та альтернатива, о которой говорит Константин Федорович, может быть успешна, когда мы всем этим русофобам противопоставим простое, соответствующее исторической правде и духовной правде, понимание, что русский народ состоит из великороссов, белорусов и украинцев. Хватит нас делить.

– Правильно, это все поддерживают.

ВЕДУЩАЯ:

– Еще есть желание что-то дополнить, сказать? Константин Федорович, а все-таки когда будет сформирована программа празднования? Вот мы уже слышали про выставку в Государственном историческом музее, вы упоминали о конференции. Когда будет понимание, когда все-таки это всё произойдет?

ЗАТУЛИН К. Ф.:

–Ну, во-первых, мы делаем эту заявку здесь, на площадке «России сегодня», желая быть услышанными и надеясь на то, что этот выход в эфир он приведет к тому, что мы получим представление о том, кто хотел бы, кто мог бы, кто выдвинет свои предложения, инициативы и так далее, с тем, чтобы это вошло в какой-то общий план. Я не думаю как человек, который сейчас участвует в политических событиях, в том числе в избирательной кампании, что мы вот буквально завтра-послезавтра способны будем выдвинуть уже развернутый план, связанный с датой. Но я думаю, что к началу сентября мы такой план будем иметь в результате обмена мнениями, выступления, анализа тех откликов, которые, я надеюсь, будут на нашу инициативу. И, конечно, проанализируем все свои возможности (каждый из нас и те, кто к нам присоединятся), для того чтобы объединить усилия и создать нечто запоминающееся.

Я сказал о том, что наш институт, который носит название двойное «Институт стран СНГ (Институт диаспоры и интеграции)», обязательно планирует провести в ноябре конференцию. Может быть, мы откажемся от этой идеи в пользу более представительной, более солидного научного форума, в котором не только мы примем участие как учредители. Это вполне возможно. Мы приглашаем к тому, чтобы в этом определиться. И я уверен, что найдем возможность все-таки компенсировать тот недостаток внимания, который пока по отношению к этой дате проявляется на самом государственном уровне. В конце концов, государству иногда тоже надо подсказывать. В этом роль гражданского общества, безусловно, состоит. В том, чтобы подсказать, что нельзя просто так не заметить факта 300-летия Российской империи в Российской Федерации. Это нонсенс, на мой взгляд, и он должен быть каким-то образом преодолен.

КАРПОВ С. П.:

–Я бы к этому добавил, что Российское историческое общество, которое возглавляет Сергей Евгеньевич Нарышкин, очень много делает тоже в этом направлении. И в данном случае продумана серия мероприятий, как в Москве, так и особенно в разных городах нашей страны. Потому что это событие должно отмечаться не только в столице – оно должно повсеместно в России отмечаться и осознаваться как важнейшее. Я думаю, что вся серия этих мероприятий должна быть соединена в единый комплекс, который направлен в конечном счете на патриотическое воспитание и на формирование адекватного исторического осознания, без тех искажений, которые все время происходят, и которые, так или иначе, подогреваются некоторыми нашими партнерами.

ВЕДУЩАЯ:

–Еще какие-то дополнения?

БАБУРИН С. Н.:

– Одну цитату, если можно. Я для тех, кто любит у нас авторитеты искать только там, на Западе. Я хочу напомнить господина Хантингтона, который как-то написал, что при космополитической альтернативе мир переформатирует Америку, при имперской альтернативе Америка переформатирует мир. Такой подход характерен для любой цивилизации, которая ощущает свою имперскую ответственность. Поэтому да, нам нужно меняться самим и заставлять мир считаться, что мы уже вновь другие. Не надо путать с эпохой 90-х годов.

ВЕДУЩАЯ:

– Спасибо. Будем завершать. Я думаю, что те, кто смотрели нашу сегодняшнюю пресс-конференцию, уже для себя какие-то выводы сделали и, по крайней мере, запомнили, что в этом году в нашей стране будет отмечаться 300-летие Российской империи. Дата чрезвычайно важная. Спасибо вам за участие. До новых встреч, всего доброго, до свидания.

– Спасибо.



Источник
Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

6 августа 2021

Дата 24 августа, 30-летие провозглашения верхушкой КПУ «независимости Украины», является для тех, кто осуществляет «проект Украины как антиРоссии», является очень важной. Они планируют максимально использовать её, как повод для декларации необратимости становления «украинской нации» и осуществления проекта Украины как антиРоссии». …


Ваш браузер устарел! Обновите его.