С 25 октября Украина закрыла небо для российских авиакомпаний в связи с выполнением постановлений Совета национальной безопасности и обороны Украины о применении нового пакета санкций против России. Реакция российской стороны не заставила себя ждать: Дмитрий Медведев поручил главе Минтранса разработать ответные меры. Насколько серьезные последствия могут ждать после обоюдного закрытия неба?
История развития ситуации
В связи с напряженными политическими отношениями между двумя странами соседями пострадало и авиационное сотрудничество. Проблемы с транспортным сообщением двух стран начались еще в 2014 году. Однако переломной точкой стала трагедия крушения самолета Boeing 777 компании Malaysia Airlines, в 50 км от российской границы около города Донецк на Юге-востоке Украины. На борту находились 283 пассажира и 15 членов экипажа. Никто не выжил. В связи с этим многие мировые авиакомпании, в том числе и российские, приняли решение совершать рейсы обходя территорию Украины. До крушения самолета авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансаэро» избегали только восточные районы Украины. Далее время от времени прекращались или ограничивались регулярные полеты в Одессу, Харьков, Днепропетровск, до сих пор остается открытым вопрос о статусе полетов в Крым. Российские самолеты по-прежнему летают на полуостров в обход украинского воздушного пространства. В связи с этим стоит напомнить, что судьба лоукостера «Добролет», который совершал бюджетные авиаперевозки в Крым из-за санкций ЕС и аннулировании договоров лизинга был вынужден отменить все свои полеты. Возврат к докризисному уровню объема перевозок и восстановления путей сообщения практически невозможен. Этому способствуют также и ужесточения правил въезда для российских граждан на Украину.
Украинская сторона
Наиболее категорично о закрытии неба для российских авиалиний высказался премьер-министр Арсений Яценюк на заседании правительства 30 сентября: Пока Россия не уберется из Крыма, «Аэрофлот» не может здесь летать». Он также подчеркнул, что у украинской стороны есть мотивация к данному решению «… Не надо было забирать наш Крым…». При этом ответ российской стороны в виде ответных мер, был воспринят как необоснованный. Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский также определил позицию страны: «Украина ни в коем случае не создает «железный занавес» между двумя странами. Цель санкций – наказание нарушителей и усиление экономического давления на ядерную державу, которая осуществила военную агрессию против Украины. Санкции против РФ ввели другие страны – США, ЕС и пр. Мировое сообщество нас поддерживает. Как и другие страны, Украина готова нести экономические потери от такого решения».
Позиция Кремля
Заявление Украинских властей привело в смятение и Москву, ведь это практически срывает воздушные связи между двумя странами. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал данное решение «актом безумия». Ситуацию с закрытием неба прокомментировал и Министр Транспорта РФ Максим Соколов: «Естественно, российские авиационные власти предпримут абсолютно зеркальные меры». Он также подчеркнул, что действия украинский властей абсолютно нелогичны с точки зрения функционирования транспорта, ведь примерно 70% пассажиров как украинских, так и российских авиалиний — граждане Украины. Также министр отметил о заявил о нарушении международных обязательств Украины. В пресс-службе Росавиции заявили, что зеркальные санкции будут действовать до тех пор, пока решение украинских властей в отношении российских авиакомпаний не будет отменено.
Что это значит для пассажиров?
Два десятка российских авиакомпаний попали в санкционный лист, некоторые самые известные: «Аэрофлот», «Трансаэро», «ВИМ-Авиа», «Газпром-Авиа», «Донавиа», «Когалымавиа», «Оренбургские авиалинии», «Полет», Red Wings, «Россия», «РусДжет», «РусЛайн», «Сибирь», «Уральские авиалинии», «Якутия», «Ямал». Все уже получили уведомления от украинских властей о запрете полетов. Аэрофлот приостановил продажи билетов после 25 октября, тем, кто билеты уже приобрел, обещают вернуть деньги. В списке не значилась компания Utair, которая, если не попадет в санкционный лист позже, планирует увеличить количество рейсов на Украину. В том, что «транспортные потоки найдут свой выход», сообщил также министр транспорта РФ Максим Соколов. Здесь он упомянул железнодорожное сообщение между странами, которое все еще остается. Здесь надо оговорится и отметить, что цены билетов на поезда уже подорожали. Еще одна альтернатива добираться на собственном автомобиле, однако это около12 часов в пути. Если говорить об альтернативных воздушных перелетах, то отныне маршруты можно строить через Беларусь или Молдову. Авиакомпании этих стран тоже скорее всего воспользуются ситуацией и увеличат частоту рейсов на Украину. Например, белорусская авиакомпания «Белавия» предлагает стыковочные рейсы Москва-Минск-Киев, но стоит отметить, что время полета увеличится с двух часов до пяти, и соответственно ценовая политика также может сыграть не в пользу пассажира. В статистике Ростуризма за последнее полугодие Украина потеряла свою позицию в списке наиболее популярных стран для посещения среди российских граждан. Сейчас страна-сосед на 6 месте, для сравнения: два года назад она занимала первое место.
Нельзя оставить в стороне и экономический вопрос: эксперты уже начали сравнивать кто больше потеряет от санкций на примере крупнейших перевозчиков двух стран — «Аэрофлота» и «Международных авиалиний Украины» (МАУ). Полеты на Украину составляют примерно 0,3-0,4% операционного дохода российской компании. Полеты в Россию — примерно 7% операционного дохода МАУ. Если подсчитать, то получается от введения запрета Киев потеряет в 20 раз больше. Тем не менее зеркальный обмен санкциями здорово ударит в целом по авиаотраслям обеих стран.
Втягивание авиацию в политику – это серьезный аспект, ведь речь идет прежде всего об ущемлении прав граждан на передвижение, встречу с родственниками, поиск заработка. Политики и премьеры могут бросать камнями друг в друга в виде санкций, а близкие люди из разных стран по-прежнему считают себя семьей, хоть и остаются по разные стороны границ.
Людмила Лучкова