×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/zamknutoe-prostranstvo/
Новости
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля
14 февраля
Замкнутое пространство
10:42, 3 декабря 2015  
23
0

С 25 октября Украина закрыла небо для российских авиакомпаний в связи с выполнением постановлений Совета национальной безопасности и обороны Украины о применении нового пакета санкций против России. Реакция российской стороны не заставила себя ждать: Дмитрий Медведев поручил главе Минтранса разработать ответные меры. Насколько серьезные последствия могут ждать после обоюдного закрытия неба?

История развития ситуации

В связи с напряженными политическими отношениями между двумя странами соседями пострадало и авиационное сотрудничество. Проблемы с транспортным сообщением двух стран начались еще в 2014 году. Однако переломной точкой стала трагедия крушения самолета Boeing 777 компании Malaysia Airlines, в 50 км от российской границы около города Донецк на Юге-востоке Украины. На борту находились 283 пассажира и 15 членов экипажа. Никто не выжил. В связи с этим многие мировые авиакомпании, в том числе и российские, приняли решение совершать рейсы обходя территорию Украины. До крушения самолета авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансаэро» избегали только восточные районы Украины. Далее время от времени прекращались или ограничивались регулярные полеты в Одессу, Харьков, Днепропетровск, до сих пор остается открытым вопрос о статусе полетов в Крым. Российские самолеты по-прежнему летают на полуостров в обход украинского воздушного пространства. В связи с этим стоит напомнить, что судьба лоукостера «Добролет», который совершал бюджетные авиаперевозки в Крым из-за санкций ЕС и аннулировании договоров лизинга был вынужден отменить все свои полеты. Возврат к докризисному уровню объема перевозок и восстановления путей сообщения практически невозможен. Этому способствуют также и ужесточения правил въезда для российских граждан на Украину.

Украинская сторона

Наиболее категорично о закрытии неба для российских авиалиний высказался премьер-министр Арсений Яценюк на заседании правительства 30 сентября: Пока Россия не уберется из Крыма, «Аэрофлот» не может здесь летать». Он также подчеркнул, что у украинской стороны есть мотивация к данному решению «… Не надо было забирать наш Крым…». При этом ответ российской стороны в виде ответных мер, был воспринят как необоснованный. Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский также определил позицию страны: «Украина ни в коем случае не создает «железный занавес» между двумя странами. Цель санкций – наказание нарушителей и усиление экономического давления на ядерную державу, которая осуществила военную агрессию против Украины. Санкции против РФ ввели другие страны – США, ЕС и пр. Мировое сообщество нас поддерживает. Как и другие страны, Украина готова нести экономические потери от такого решения».

Позиция Кремля

Заявление Украинских властей привело в смятение и Москву, ведь это практически срывает воздушные связи между двумя странами. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал данное решение «актом безумия». Ситуацию с закрытием неба прокомментировал и Министр Транспорта РФ Максим Соколов: «Естественно, российские авиационные власти предпримут абсолютно зеркальные меры». Он также подчеркнул, что действия украинский властей абсолютно нелогичны с точки зрения функционирования транспорта, ведь примерно 70% пассажиров как украинских, так и российских авиалиний — граждане Украины. Также министр отметил о заявил о нарушении международных обязательств Украины. В пресс-службе Росавиции заявили, что зеркальные санкции будут действовать до тех пор, пока решение украинских властей в отношении российских авиакомпаний не будет отменено.

Что это значит для пассажиров?

Два десятка российских авиакомпаний попали в санкционный лист, некоторые самые известные: «Аэрофлот», «Трансаэро», «ВИМ-Авиа», «Газпром-Авиа», «Донавиа», «Когалымавиа», «Оренбургские авиалинии», «Полет», Red Wings, «Россия», «РусДжет», «РусЛайн», «Сибирь», «Уральские авиалинии», «Якутия», «Ямал». Все уже получили уведомления от украинских властей о запрете полетов. Аэрофлот приостановил продажи билетов после 25 октября, тем, кто билеты уже приобрел, обещают вернуть деньги. В списке не значилась компания Utair, которая, если не попадет в санкционный лист позже, планирует увеличить количество рейсов на Украину. В том, что «транспортные потоки найдут свой выход», сообщил также министр транспорта РФ Максим Соколов. Здесь он упомянул железнодорожное сообщение между странами, которое все еще остается. Здесь надо оговорится и отметить, что цены билетов на поезда уже подорожали. Еще одна альтернатива добираться на собственном автомобиле, однако это около12 часов в пути. Если говорить об альтернативных воздушных перелетах, то отныне маршруты можно строить через Беларусь или Молдову. Авиакомпании этих стран тоже скорее всего воспользуются ситуацией и увеличат частоту рейсов на Украину. Например, белорусская авиакомпания «Белавия» предлагает стыковочные рейсы Москва-Минск-Киев, но стоит отметить, что время полета увеличится с двух часов до пяти, и соответственно ценовая политика также может сыграть не в пользу пассажира. В статистике Ростуризма за последнее полугодие Украина потеряла свою позицию в списке наиболее популярных стран для посещения среди российских граждан. Сейчас страна-сосед на 6 месте, для сравнения: два года назад она занимала первое место.

Нельзя оставить в стороне и экономический вопрос: эксперты уже начали сравнивать кто больше потеряет от санкций на примере крупнейших перевозчиков двух стран — «Аэрофлота» и «Международных авиалиний Украины» (МАУ). Полеты на Украину составляют примерно 0,3-0,4% операционного дохода российской компании. Полеты в Россию — примерно 7% операционного дохода МАУ. Если подсчитать, то получается от введения запрета Киев потеряет в 20 раз больше. Тем не менее зеркальный обмен санкциями здорово ударит в целом по авиаотраслям обеих стран.

Втягивание авиацию в политику – это серьезный аспект, ведь речь идет прежде всего об ущемлении прав граждан на передвижение, встречу с родственниками, поиск заработка. Политики и премьеры могут бросать камнями друг в друга в виде санкций, а близкие люди из разных стран по-прежнему считают себя семьей, хоть и остаются по разные стороны границ.

Людмила Лучкова



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

6 ноября 2024

Президентом США избран Дональд Трамп. По логике здорового русского человека, любые итоги выборов на другом конце света не могут иметь определяющего влияния на нашу страну. Но та часть элиты, которая любой ценой желает поклониться Западу, пресловутая партия похабного мира безумно …

5 ноября 2024

На границе между Казахстаном и Россией, на пункте пропуска «Курмангазы», наблюдается скопление около 280 грузовых автомобилей. Об этом сообщил комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана. «На пункте пропуска „Курмангазы“ Атырауской области [Казахстана] наблюдается скопление порядка 280 грузовых автотранспортных средств, следующих …

5 ноября 2024

Глава офиса Владимира Зеленского Андрей Ермак заявил, что Киев хотел бы достичь соглашения с Москвой о прекращении взаимных ударов по объектам энергетики, но только при участии третьих стран, в частности Катара, при этом он сказал, что сейчас такие переговоры не …


Ваш браузер устарел! Обновите его.