×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/za-edinuyu-i-nedelimuyu-russkuyu-istoriyu/
Новости
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября
15 ноября
14 ноября

4 сентября 1943 года произошло одно из самых величайших событий в русской истории. Фактически была подведена черта под идеологической гражданской войной, расколовшей Россию в начале 20-го века.

Хочу чётко обозначить свою позицию. Я сторонник единой и неделимой России, уходящей корнями в киевскую крещенскую купель. И главные враги России — это внешние интервенты и внутренние национал-сепаратисты. Именно против этого врага, против Петлюры, против румын, захвативших Бессарабию, против грузинских меньшевиков, против «Дашнакцутюна» и «Мусавата», против среднеазиатского басмачества и следовало объединиться всем русским патриотическим силам.

Большевики до революции, особенно в годы Первой Мировой войны, были антинациональной силой. Такой, какой в годы Великой Отечественной были Власов и Краснов, а в годы Холодной войны — НТС и Солженицын (который, надо сказать, в последние годы очистился перед Родиной, когда встал в оппозицию антинациональному режиму Ельцина). Кто бы и в каких обстоятельствах не был оппозиционен к правительству своей страны, но призывать к поражению своего Отечества может только враг и предатель.

Однако именно большевики, с их организацией и планом преобразования страны, стали той силой, которая смогла взять власть в стране, навести жёсткий порядок и подавить многочисленные проявления сепаратизма. Именно большевистское правительство с 20-х годов начало отстаивать национальные интересы страны на внешней арене, проводить индустриализацию, усиливать армию, осваивать Арктику, готовить Россию и к Победе в войне, и к освоению Космоса, и к обретению статуса второй мировой сверхдержавы. Воистину: Савл стал Павлом. 

И наиболее проницательные русские патриоты это поняли ещё в начале 20-х годов: великий князь Александр Михайлович, прославленный русский генерал, герой Первой Мировой войны Алексей Брусилов, другие царские генералы — Андрей Зайончковский, Михаил Бонч-Бруевич, контр-адмирал Василий Альтфатер.

30 мая 1920 года, во время советско-польской войны, генерал Алексей Брусилов выступил с обращением «Ко всем офицерам, где бы они ни находились». Он обращался и к бойцам «Русской армии» Врангеля с призывом объединиться и встать за защиту Родины против внешнего врага. Это был в высшей степени патриотический порыв, ставший предтечей объединения народа в Великой Отечественной Войне. С другой стороны, генерал Врангель, объединившийся с армией Пилсудского и бивший в спину Красной армии, которая стала общерусской, выступил как предтеча генерала Власова.

Абсолютно прав русский философ Николай Устрялов: Советская Россия осталась всё той же самой Россией, всё с тем же Кремлём и Красной площадью в своём сердце. Антисоветчики сегодня говорят, что план ГОЭЛРО и проект московского метро были разработаны ещё при царском правительстве. Но в таком случае тем более это повод поблагодарить то руководство страны, которое извлекло из сейфов и запустило в ход грандиозные проекты русских инженеров.

Своё место в новой России пыталась найти и Православная Церковь. Святой Патриарх Тихон говорил: «Я не враг Советской власти». Его дело продолжил Патриарший местоблюститель Сергий (Страгородский) — будущий Патриарх Московский и всея Руси, один из главных участников того событий, юбилей которого мы отмечаем.

Митрополит Сергий в 1927 году выступил с Посланием, ставшим известным как «Декларация Сергия». Там говорилось: «В интересах самой Церкви показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим правительством».

И далее — ключевые слова: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, сознаётся нами, как удар, направленный в нас. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза „не только из страха наказания, но и по совести“».

Началось возвращение домой русских эмигрантов: белый генерал Яков Слащёв, граф Алексей Толстой (его именуют «красным графом», но он ещё в 1922 году писал: «В эпоху великой борьбы белых и красных я был на стороне белых. Я ненавидел большевиков физически. Я считал их разорителями русского государства, причиной всех бед»), «сменовеховцы» — Александр Бобрищев-Пушкин, Юрий Ключников, «евразиец» Сергей Эфрон и его супруга Марина Цветаева, и наконец, идеолог национал-большевизма Николай Устрялов.

Конечно, советское руководство не сразу сделало ответный разворот к русскому патриотизму и к Русской Церкви. В 1928 году последовало «Шахтинское дело», 1929 год — «Академическое дело», 1930 год — «Дело Промпартии». Это были удары, направленные в тех дореволюционных специалистов, которые признали Советскую власть и остались в стране. 1931 год — русский историк Сергей Бахрушин как участник «монархического заговора» был сослан в Семипалатинск.

1932 год — снос Храма Христа Спасителя, в том же году был снесён памятник-часовня на батарее Раевского на Бородинском поле и повреждён прах русского героя Багратиона.

Но уже в конце 1932 года из ссылки возвращён русский историк Евгений Тарле, спустя год вернулись из ссылки русские историки Сергей Бахрушин и Юрий Готье. Они восстанавливаются на профессорских должностях и начинают процесс реабилитации русской истории. Маховик репрессий их не коснулся.

С другой стороны, в начале 30-х годов попали в опалу охаиватели русской старины и русского быта, «красный профессор» Михаил Покровский, писатель Демьян Бедный и другие. Была свёрнута украинизация и начался разгром украинского сепаратизма, который на современной Украине именуется как «Расстрелянное возрождение» («Розстріляне відродження»).

Была начата борьба за нравственность. В 1933 году в Уголовный кодекс была введена уголовная ответственность за мужеложство. В 1936 году были запрещены аборты (хотя Советская Россия стала первой страной в мире, где аборты были узаконены).

В 1936 году началась реабилитация казачества, которое до этого считалось «эксплуататорским классом»: были сняты ограничения на службу казаков в РККА, многие кавалерийские дивизии получили статус «казачьих».

В 1938 году издаётся «Краткий курс истории ВКП(б)», в котором объединение народов в составе единой России было названо прогрессивным явлением (то есть радикальный отказ от ленинской концепции «Россия — тюрьма народов»). Вот почему этот «Краткий курс» так ненавидели перестройщики во главе с Александром Яковлевым!

Наибольшее значение — обращение советского театра и кинематографа к русской истории.

1937 год — общенародное почитание А.С. Пушкина в честь 100-летнего юбилея со дня его смерти, «возвращение на корабль современности». А это автор патриотической, антимазепинской «Полтавы», абсолютно антизападных стихов — «Клеветникам России» и «Бородинской годовщины»!

1937 год — режиссёр Владимир Петров начинает съёмки фильма «Пётр Первый» — в честь создателя Российской Империи, первого русского Императора из дома Романовых!

1938 год — Сергей Эйзенштейн снимает фильм «Александр Невский» — первый советский фильм в честь канонизированного православного святого.

1939 год —  режиссёры Михаил Доллер и Всеволод Пудовкин снимают фильм «Минин и Пожарский», воспевая освобождение России от польских интервентов и окончание Смутного времени.

 1939 год — в Большом театре режиссёр Борис Мордвинов восстанавливает оперу Глинки «Жизнь за Царя» (под названием «Иван Сусанин»). С главной сцены страны звучит русский патриотический гимн «Славься». Может, именно поэтому Бог и спас Москву два года спустя, что в её центре вновь зазвучал гимн «Славься, святая Отчизна моя»!

1940, предвоенный год — те же Доллер и Пудовкин снимают фильм «Суворов» — причём в год, когда в состав СССР была возвращена оккупированная румынами Бессарабия вместе с Измаилом. Причём это фильм в честь «покорителя Варшавы» и «душителя восстания Пугачёва».

1943, военный год — фильм Владимира Петрова «Кутузов».

1945 год — ещё во время Великой Отечественной войны Сергей Эйзенштейн снимает фильм «Иван Грозный», где показаны молящиеся люди. Кстати, музыку к «Ивану Грозному», как и к «Александру Невскому», написал вернувшийся в СССР в 1936 году великий русский композитор, «белоэмигрант» Сергей Прокофьев.

1946 год — фильм Всеволода Пудовкина «Адмирал Нахимов» — в честь героя Крымской войны (кстати, Маркс и Энгельс были в той войне на противоположной стороне).

Вспомним саму войну. В день начала войны — а это был день Всех Святых, в земле Российской просиявших, митрополит Сергий (Страгородский) выступил с Посланием, где благословил православных на защиту Родины: «Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти и по вере».

Вспомним речь нашего Верховного главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина, ещё одного главного героя сегодняшнего юбилея, на параде 7 ноября 1941 года. Он в этом выступлении ни разу не вспомнил ни Маркса, ни Энгельса, ни слова не сказал о «немецком пролетариате в мундирах». Он вспомнил Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова, и лишь в конце — про «победоносное знамя великого Ленина».

В годы Великой Отечественной было поднято на советские знамёна имя Суворова. Вспомним плакат Кукрыниксов: «Бьемся мы здорово, колем отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева». Были восстановлены Суворовские училища — полный аналог дореволюционных кадетских корпусов. Инициатива принадлежала бывшему царскому военному атташе, графу, а впоследствии генерал-лейтенанту Красной Армии Алексею Игнатьеву. 

Во время и после войны в Советскую Россию возвращались её сыны. Ещё с 30-х годов в Россию пытался вернуться наш великий национальный гений Александр Вертинский, который во время войны много гастролировал по фронтам войны. Кстати, Вертинский — образец белоэмигранта-сталиниста — он написал искренние проникновенные стихи в честь Сталина: «Сколько стоил ему Севастополь, сколько стоил ему Сталинград!». Вертинский не принял доклад Хрущёва на 20-м съезде и назвал его «сволочью».

Кстати, то же самое касается и русского поэта Константина Симонова — первого советского военкора, который также не принял хрущёвские разоблачения, и который написал в 1941 году:

«Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верующих внуков своих». 

После войны в победившую Россию вернулись бывший духовник армии Врангеля митрополит Вениамин (Федченков), собирался вернуться митрополит Евлогий (Георгиевский), в конце жизни восстановивший своё общение с Московским Патриархатом, но не доживший до своего возвращения. Вернулся один из известных деятелей русской эмиграции, лидер движения «младороссов» Александр Казем-Бек, до конца жизни работавший в Отделе внешних церковных сношений Московской Патриархии.

Другой выдающийся деятель нашей истории, Василий Шульгин, патриот и монархист, убеждённый сторонник единой и неделимой России, отсидел в лагерях, но в конце жизни стал уважаемым человеком, и даже почётным гостем 22-го съезда КПСС.

Следует вспомнить и великого русского архитектора Алексея Викторовича Щусева, уроженца Кишинёва. Многие знают его как создателя мавзолея Ленина. Но Щусев — это ещё и создатель Марфо-Мариинской обители, и храма преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле, и Троицкого собора Почаевской лавры, и Казанского вокзала в Москве, и надгробия Патриарха Сергия (Страгородского) в Елоховском Свято-Богоявленском соборе. В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Щусева.

Советский Союз был продолжением исторической России. Наша история не закончилась в октябре 1917 года, не закончилась она и в декабре 1991 года, как многим бы хотелось. И то, что Русская армия проявила себя ещё в 1992 году, остановив войну на Днестре, и то, что сегодня проходил антинацистская Священная военная операция, говорит только об одном: русская история продолжается.

Поэтому, вслед за лозунгом «За единую и неделимую Россию», мне бы хотелось произнести лозунг «За единую и неделимую русскую историю». 



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

25 апреля 2023

УПЦ – наследие развала СССР То, что происходит сегодня с Православием в Киевской Руси – закономерный итог существования структуры под названием «Украинская Православная Церковь» — наследия развала Советского Союза и «проклятых 90-х». Эта структура возникла в результате компромисса Московской Патриархии …

30 ноября 2020

20 ноября, в день рождения духовного лидера православного мира Святейшего Патриарха Кирилла, на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято единственно верное и канонические безупречное  решение  выкинуть из диптихов отступившего от Православия Кипрского первоиеррха Хризостома, помянувшего за богослужением раскольнического …


Ваш браузер устарел! Обновите его.