×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/yubiley-neopravdannyh-nadejd/
Новости
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля
14 февраля
Юбилей неоправданных надежд
16:31, 13 июля 2016  
21
0

История тесных взаимоотношений Европейского союза и Украины насчитывает уже более 20 лет. Около 10 лет назад, в 2005 году, тогдашним президентом страны Виктором Ющенко было определено основное направление внешней политики страны – евроинтеграция (сближение с НАТО и Евросоюзом с последующим вступлением в эти организации). Несмотря на заявления, более-менее активная работа по европейскому направлению началась только в 2007 году. Есть ли результат от этой десятилетней деятельности? Есть, но явно не тот, который предполагали евроинтеграторы.

Война, потеря территории, коррупция, кредиты, суды, падение уровня жизни, высокие тарифы – все это сегодняшнее отражение проведения властями Украины небрежной внутренней политики и отсутствия грамотного взаимодействия с партнерами на международной арене.

Конечно, все неудачи можно списать на исторические особенности. По сути, 25 лет – это не такой большой период и, независимая Украина может считаться относительно молодой страной. Соответственно, для создания настоящего правового государства и демократического общества у неё недостаточно опыта, так как долгое время страна находилась в составе СССР, и основные политические и управленческие функции разрабатывались и выполнялись в Москве. Несмотря на это, на момент распада СССР Украина была одной из наиболее развитых союзных республик в сфере кадров, образования, промышленности (в том числе военной) и сельского хозяйства. Нельзя при этом отрицать ряд проблем в экономической и финансовой сферах, например, отсутствие на момент приобретения независимости собственной денежной системы. Однако при грамотном использовании геополитических особенностей страны в течение последних 25-ти лет возможно было работать на улучшение показателей экономики и качества жизни, и прийти в итоге к положительным результатам. К сожалению, тогда, в 1991 году дорвавшаяся до власти политическая элита страны задала тенденцию собственного материального обогащения.

Все это наталкивает на мысль о том, что какого-либо рода разделение Украины не то чтобы неизбежно, оно наступило. Линия раздела, не имеющая никакого отношения к регионально-административному делению, уже давно проходит между стабильно сменяющимся украинским руководством и обычным населением, которому приходится выживать в созданных условиях. Деятельность властей страны не ориентирована на разрешение основных проблем жителей Украины. И те, и другие живут по своим собственным законам.

Недавнее заявление премьер-министра Гройсмана о том, что уже через десять лет Украина будет членом Европейского Союза это только подтверждает. Никакого плана на ближайшие десять лет по реализации конкретно озвученной цели господин Гройсман не предоставил. Теоретически, конечно, осуществление подобной мечты правительства Украины можно себе представить. Однако для ее выполнения потребуется проведение колоссальной работы по преобразованию всех сфер государства. Возможно, что в этот период каким-то образом можно было бы вместить две подходящие под сегодняшние реалии «пятилетки Сталина». Однако о Сталине никакой речи быть не может – в стране идет процесс декоммунизации.

Сегодня украинскому руководству достаточно сложно добиться продвижения даже в маленьких шагах по заданному направлению. Здесь речь идет о предоставлении безвизового режима между Украиной и ЕС. Ратификация соглашения постоянно откладывается. Сейчас, например, называется срок – осень 2016 года. Причем это не является гарантией, что именно осенью переговоры будут успешно завершены в пользу Украины. Речь идет только об их возобновлении.

Большое влияние на развитие ситуации в стране оказывают внешние факторы, в частности, отношения с соседними и некоторыми европейскими странами. Здесь стоит отметить, что особенностью направления внешней политики Украины можно назвать ее двойственность. С одной стороны, украинские власти видят проведение модернизации только по европейскому сценарию. С другой, на страну влияют давние отношения и сотрудничество с ближайшим соседом – Россией и другими странами СНГ.

Что касается самого процесса евроинтеграции, то здесь в качестве примера власти Украины ориентировались изначально на польский пример. В какой-то момент идея заимствования польского опыта приобрела достаточную популярность. Возможно именно поэтому в команду Порошенко был призван признанный польский реформатор Лешек Бальцерович, известный разработкой так называемой «шоковой терапии». Однако Польша с начала интеграции имела лучшие условия и возможности для проведения необходимых реформ: польские власти, после краха социалистической системы смогли достаточно быстро усилить рост экономики благодаря четкому курсу на привлечение инвестиций в страну. Кроме того, политическая элита и население Польши, полностью поддержали курс, направленный на Европу. Дальнейшие реформы в политике и экономике вызвали интерес Евросоюза, что соответственно и привело к положительному результату. Украина же после распада Советского союза оказалась в некоторой экономической изоляции из-за разрыва связей с бывшими советскими республиками. Следовательно, для налаживания новых рыночных отношений потребовалось больше времени и усилий.

На сегодняшний день у лидеров страны нет четкого курса относительно реализации вступления в Европейский Союз. Более того, в последнее время мы можем наблюдать только скрытое раздражение европейских лидеров по поводу невыполнения Украиной не только внутренних реформ (например, антикоррупционной) но и внешних соглашений (например, Минских соглашений).

Необходимость соответствия установленным европейским критериям по осуществлению заявленных целей требует от властей Украины решения проблем во внутренней и внешней политике. Но сегодня мы наблюдаем лишь резонансные заявления, не подкрепленные конкретными действиями и вызывающие множество общественных и политических споров, критику в СМИ и, главное, хаос в системе управления. Да, какие-то меры по улучшению ситуации предпринимаются, однако по факту за такой долгосрочный период они не принесли никаких положительных результатов, а по сути создают лишь эффект видимости «бурной деятельности».

Ольга Иванова, сотрудник отдела Украины Института стран СНГ



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

20 февраля 2025

 Трамп назвал Зеленского «посредственным комедиантом» Президент США Дональд Трамп заявил, что президент Украины Владимир Зеленский отказывается проводить новые выборы. По словам господина Трампа, тот проделал ужасную работу, а Украина оказалась раздроблена. Он назвал господина Зеленского «посредственным комедиантом», который был хорош …

20 февраля 2025

 Президенту США Дональду Трампу следовало бы начать свои мирные усилия по Украине с полной кадровой перезагрузки американского посольства в Киеве. Об этом пишет в социальных сетях в четверг, 20 февраля бывший украинский премьер-министр Николай Азаров. «Прежде всего, ему нужно было …

20 февраля 2025

Предприниматель и глава Департамента эффективности государственного управления США (DOGE) Илон Маск выразил согласие с проведением проверки по использованию средств, которые Соединенные Штаты выделили Украине. Об этом 19 февраля он сообщил в социальной сети Х. Миллиардер написал «ОК» в ответ на …


Ваш браузер устарел! Обновите его.