×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/vzglyad-iz-pridnestrovya-u-sosedney-moldovy-novyy-prezident/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Взгляд из Приднестровья: у соседней Молдовы новый Президент
13:25, 21 ноября 2016  
34
0

13 ноября 2016 года в Республике Молдова состоялся второй тур президентских выборов. В бюллетень для голосования были включены два кандидата: Игорь Додон – председатель Партии социалистов и Майя Санду – председатель Партии «Действие и Солидарность», единый кандидат от правоцентристских оппозиционных сил (Партия «Действие и Солидарность», Политическая партия «Платформа Достоинство и Правда», Либерально-демократическая партия).

Хотя разрыв между кандидатами не так уж и велик (Игорь Додон набрал 52,18%, Майя Санду – 47,82%), можно говорить о том, что победа лидера социалистов – это отражение усталости граждан Молдовы от того хаоса, торжества коррупции и олигархического произвола, который творится в этой стране (названной Генсеком Совета Европы Турбьёрном Ягландом в авторской статье в газете «The New York Times» «захваченным государством») под прикрытием лозунгов о «европейской интеграции».

В прошедшей президентской кампании Игорь Додон сделал ставку на «промолдавскую» и «пророссийскую» повестку дня. В СМИ даже укрепился штамп о Додоне как о «пророссийском политике». Его программа включала пункты о восстановлении стратегического партнерства с Россией, сохранении независимого и нейтрального Молдавского государства, запрете унионизма, защите православия, выстраивании социальной экономики.

Достаточно много внимания и в платформе, и в кампании кандидат уделил Приднестровью. В течение первых 100 дней своего президентства, исходя из программы, он намерен предпринять шаги по «объединению страны»: сесть за стол переговоров с лидером Приднестровья и «добиться компромисса по политическому проекту урегулирования».

Позиция лидера социалистов не нова и звучит она не первый год. Например, еще в ноябре 2013 года Партия социалистов выдвинула Концепцию Основных принципов Молдавской Федерации. Документ включил 13 разделов по построению федеративного государства в границах Молдавской ССР образца 1 января 1990 года. А не так давно в интервью телеканалу «Accent-TV», обращаясь к приднестровцам, политик вновь напомнил о том, что Молдова – «единая страна», «второго Калининграда не будет» и «единственное будущее для Приднестровья – это в составе Республики Молдова». При этом отметил, что единственным выходом для Молдовы является федеративное устройство, где Приднестровью, как и Гагаузии, предоставляется расширенная автономия.

Подобные заявления, да и в целом однобокая политика блокад и санкций, иные перманентные угрозы со стороны географических соседей Приднестровского государства заставляют нас находиться в состоянии постоянной готовности. Говоря проще держать ухо востро, а нос по ветру.

В Приднестровье активно следят за происходящим.

Итоги выборов в Молдове возводят в ранг необходимости существенно задуматься о дальнейшем развитии событий на молдо-приднестровском направлении в контексте тактики и стратегии новоизбранного Президента.

Понятно, что достаточно времени уйдет на формирование нового президентского аппарата. Возможно, параллельно будут проходить консультации с парламентскими фракциями по переформатированию Правительства. Но не стоит полагать, что в парламентской Молдове Президент – это центр власти и принятия общенациональных решений. Нет, здесь особую роль играет Парламент, от расстановки сил в котором и зависит политическая стабильность в стране, ее курс. Причем Конституция допускает возможности роспуска Президентом Парламента (указ о роспуске должен быть одобрен Конституционным судом), равно как и процедуру отстранения (импичмент) Президента от должности Парламентом двумя третями голосов депутатов. Есть опасение в возникновении проблемы с подписанием и опубликованием (промульгация) Президентом, законов принятых Парламентом. В этой системе Правительство как орган, руководящий публичным управлением, несет ответственность не перед Президентом, а перед Парламентом.

Не исключено, что переходный этап может затянуться и вылиться в очередной внутриполитический кризис. Ведь не все события, происходящие в стране, напрямую зависят от должностных лиц, прямо занятых в системе власти.

И только где-то на периферии этого этапа, наверное, найдется место так называемому в Молдове приднестровскому вопросу. К слову, достаточно часто проблема молдо-приднестровского урегулирования возникает в молдавской политике искусственно. Почему искусственно? Просто, по мнению граждан Молдовы тема «территориальной целостности», «реинтеграции страны», «приднестровского урегулирования» (терминология официального Кишинева) находится на последнем месте их проблем, тревог и чаяний. В приоритете у людей: проблема бедности и безработицы, уровень жизни и зарплат, коррумпированность чиновников, курс страны.

В недавнем интервью радиостанции «Эхо Москвы» Игорь Додон вновь сделал акцент на решении «приднестровской проблемы» путем переговоров, но с «предоставлением Приднестровскому региону особого статуса» и «решение вопроса о федерализации Молдовы через референдум». При этом выразил надежду, что после выборов Президента Приднестровья, уже в начале 2017 года «появятся первые шансы для того, чтобы все-таки нащупать политическое урегулирование», начать переговоры.

Но не стоит полагать, что молдо-приднестровский конфликт, которому больше 20-ти лет, можно решить с наскока, форсируя события или планируя конкретные сроки. На сегодняшний день стороны накопили определенный багаж – точки невозврата: проблема языка, дискриминации нацменьшинств, идентичности Государственного флага Молдовы флагу Румынии; кровавые события 1990-1992 годов; отказ Президента Республики Молдова от подписания «Меморандума Козака» в 2003 году; молдавский Закон об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья) 2005 года; приднестровский референдум «О независимости и единстве с Россией» 2006 года; Концепция внешней политики Приднестровской Молдавской Республики 2012 года; систематические блокады и санкции по отношению к Приднестровью; политически-мотивированные уголовные дела против приднестровцев.

И Приднестровье, и Молдова имеют свое понимание справедливого разрешения конфликта («территориальная целостность Молдовы» и «цивилизованный развод Приднестровья с Молдовой»), свое понимание правды. Однако, нельзя не принимать во внимание, при определенных условиях, заинтересованности со стороны Москвы в реанимации самой идеи, похороненной в ночь с 24 на 25 ноября 2003 года третьим Президентом РМ Владимиром Ворониным, – «Плана Козака», по которому Молдова (с Приднестровьем и Гагаузией) должна была стать ассиметричной федерацией, реализации подобного плана в формате 2.0. Набор предпосылок истории уже известен.

В целом же, как бы ни развивались события, руководству Приднестровской Молдавской Республики и приднестровским дипломатам хочется пожелать крепости духа, мужества и успехов в отстаивании суверенитета, независимости и национальных интересов Приднестровского государства, ведь для этого есть все основания и политико-правовые механизмы.

Евгений Назаренко, политолог


Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

1 июля 2025

 Гуцул заявила, что власти Молдавии хотят ее посадить, чтобы наказать народ Глава Гагаузской автономии Евгения Гуцул заявила журналистам, что власти Молдавии хотят ее посадить, чтобы наказать народ Гагаузии, на территории которой сторонники нынешнего молдавского руководства последние четыре года проигрывают на …

1 июля 2025

Оппозиционная в Молдавии Партия социалистов Игоря Додона устроила сегодня, 1 июля, акцию протеста перед зданием МИД. Митингующие выступали против попытки фальсификации предстоящих парламентских выборов, предупредив, что в этом случае не признают итоги голосования. По словам лидера ПСРМ, экс-президента Игоря Додона, …

18 июня 2025

  На открывшийся сегодня, 18 июня, Международный экономический форум (ПМЭФ) в Санкт-Петербурге прибыла делегация из Молдавии. Она представлена двумя оппозиционными группами: депутатами парламента от Партии социалистов во главе с экс-президентом Игорем Додоном и членами партия бывшей главы Гагаузии Ирины Влах …


Ваш браузер устарел! Обновите его.