3 сентября в Институте стран СНГ на Круглом Столе, организованном отделом по взаимодействию с Русской Православной Церковью Института, Союзом православных граждан ,фондом «Народная демократия» и Объединением православных ученых, отметили 100-летие создания международно- признанной Республики Подкарпатская Русь, провозглашенной 2 сентября 1019 года согласно Сен-Жерменскому договору. Это легитимное, признанное 52 государствами, в том числе великими державами ( напомню, что УНР Грушевского признала только Аргентина) русское государство было уничтожено германскими и галицийскими униатскими нацистами, свергшими в 1939 году законное правительство Подкарпатской Руси в о главе с премьер- министром Андреем Бродием и приведшими на штыках униатскую нацистскую галицийскую оккупационную власть во главе с униатским священником Андреем Бродием, устроившее концлагеря для карпатских русских.
Затем волю карпаторусского народа попрали большевики, проигнорировавшие решение созданных духовным лидером Подкарпатской Руси схиархимандритом Алексием (Кабалюком) «Православных Комитетов» и делегации народа Подкарпатской Руси во главе со святым Алексием (Кабалюком), приехавшей в Москву с требованием не присоединять Республику Подкарпатская Русь к УССР, а только к РСФРСР или в качестве Союзной Республики СССР .
Последним актом волеизъявления народа Подкарпатской Руси стал закарпатский референдум 1 декабря 1991 го года, на котором более 70 % граждан Подкарпатской Руси выступили за автономный, федеративный статус в составе Украины. Их права до сих пор попраны, карпаторусскому народу отказано в национальной самоидентификации, итоги референдума не импелементированы.
Этому посвятил свой доклад я, а автор жития святого схиархимандрита Алексия (Кабалюка) иерей Григорий Рачук предложил реализовать договоренности между СВАО Москвы и мэрией Ужгорода от 1999 го года о и в Москве храма в честь Карпаторусских святых и создании мемориальной аллеи в честь карпаторусских просветителей.
Он отметил, что в 1920-е годы Константинопольский патриархат устроил раскол и на Подкарпатской Руси, направив туда архиепископа Савватия (Врабеца), чему мужественно противостояли причисленные к лику святых архимандрит Досифей- глава Карпаторусской Православной Церкви Сербского Патриархата и святой Алексий (Кабалюк),который с братского благословения Сербской Церкви осуществил в 1947 году воссоединение Карпаторусской Церкви с Русской.
Глава международной «Матицы русинов» Петр Гецко отметил, что карпаторусские идея и движение живы,а карпаторусская диаспора в США более активна и многочисленна, чем галицийско — униатская.
.