Маленькой сенсации не произошло: депутаты молдавского парламента не сумели с первой попытки избрать президента страны. А реальный кандидат на этот пост Зинаида Гречаная, в свою очередь, не смогла оправдать ожидания тех, кто надеялся, что первой женщиной-президент на просторах СНГ станет молдаванка. Правда ее особой вины в этом нет – подвела не она – а депутаты оппозиционных фракций, которые не смогли «поступиться принципами», чтобы голосовать за кандидатуру коммунистов, при том, что Гречаная не является членом какой-либо партии.
Что дальше? Еще одна неделя ожиданий и подковерной возни. Надежда, что найдется «золотой голос» по прежнему жива, она горит как огонек, но уже не так насыщено и ярко. Коммунисты, которым этот голос так необходим, обещали уже к первому туру найти хоть целый «хор голосов». Теперь их излишняя, на мой взгляд, самоуверенность, становится поводом для тревожного беспокойства. 28 мая, если результаты голосования не изменятся и кто-то из кандидатов не наберет 61 голос, парламент будет распущен и будут назначены новые выборы. В этом случае Молдавию ждет жаркое лето – в политическом смысле и возможная засуха – в экономическом. Та часть депутатов, которые именуют себя коммунистами, отлично все понимают, но только этого мало. За спиной оппозиции – недовольные олигархи, недовольная соседняя братская страна Румыния, а также индифферентная Европа. На этот раз эмиссары Евросоюза не высказали явное желание поддержать победивших в честном состязании на выборах коммунистов, более того, накануне Европарламент принял уничижительную резолюцию по вопросу о положении в Республике Молдова. Отлично понимая резонанс этого шага, евродепутаты не захотели разобраться в том, что произошло на самом деле, а назначили виновниками в попытке государственного переворота, вандализме, нарушении правопорядка и других незаконных действиях… молдавские власти и решительно осудили их.
Видя такое отношение со стороны «старшего брата», вдохновилась соседняя Румыния. Президент этой страны Траян Бэсеску, изрыгая слюну и пламя, задумал извести со света маленькую республику, объявляя ее «географическим недоразумением». Буквально на днях Бэсеску организовал близ границы с Молдавией некий «форум представителей местных публичных властей Румынии» на котором громогласно заявил, что не подпишет Базовый политический договор с РМ. «Кто себе может представить, что глава румынского государства подпишет договор, который узаконивал бы Пакт «Риббентропа-Молотова»? Только тот, кто своим умом не доходит до того, что означает ответственность главы румынского государства», — заявил Бэсеску[1] и продолжил: «В данных условиях считаю бесполезным подписание некоего договора о границе, который превратил бы главу румынского государства в партнера Риббентропа и Молотова».
Как отмечают многие молдавские СМИ, это высказывание Бэсеску — из той же серии дипломатических маневров румынской бюрократии, что и сравнительно недавнее ее требование аннулировать Парижский договор 1947 года, который определил границу Молдовы и Румынии, так как он, мол, устарел.
На этом же форуме Бэсеску подтвердил свое намерение «наградить» румынским гражданством по крайней мере 1 миллион жителей Молдавии, давая понять, что Евросоюз (который этому вроде бы противится) ему не указ.
Знаменательно, что на форуме был приглашен и принял участие мэр Кишинева, он же – один из лидеров новоизбранной молдавской парламентской оппозиции. Видимо, этим организаторы хотели показать, что администрация Кишинева – не более чем одна из местных публичных властей Румынии.
Вот в таких, совсем непростых условиях, разворачивалась подготовка к избранию Президента суверенной Республики Молдова.
Следует отметить, что и раньше специфическая внешнеполитическая практика Румынии в отношении соседнего государства сводилась в основном к отказу в подписании Базового политического договора и Договора о границе с Республикой Молдовой, массовому предоставлению гражданам Республики Молдова румынского гражданства, активному вмешательству во внутриполитические процессы в соседней стране. Но то, что произошло в последние дни – в контексте трагических событий 7 апреля в Кишиневе, когда хулиганствующие молодчики под румынскими знаменами и транспарантами разгромили здания парламента и администрации президента Молдовы, водрузив над ними флаги Румынии и Евросоюза, когда у государственной молдавско-румынской границы со стороны Бухареста накапливались в те дни тысячи так называемых студентов, якобы для участия в мирных манифестациях в Кишиневе, когда лидеры молдавской оппозиции, по данным молдавских спецслужб, регулярно спешили в румынское посольство в Кишиневе за консультациями по поводу своих действий – высказывания Бэсеску «приобретают ясные черты некоего секретного плана, направленного на уничтожение молдавской государственности», считают эксперты[2].
Долгое время было принято считать, что подобная риторика румынского руководства не представляет особой угрозы независимости Республики Молдова, поскольку обусловлена исключительно внутриполитическими румынскими настроениями, среди которых идея воссоздания Великой Румынии, владеющая значительной частью румынского политического класса. Почему-то такой политический климат считался простительным для государства — члена Европейского союза, а последовательно высказываемая озабоченность молдавского руководства действиями Румынии не бралась серьезно в расчет европейскими партнерами. В итоге молдавско-румынские двусторонние отношения деградировали до состояния, представляющего несомненную проблему регионального масштаба, которая не может больше игнорироваться ни странами-членами Европейского союза, ни Украиной, ни остальными искренними внешнеполитическими партнерами Республики Молдова. Россией, например. Вне всякого сомнения, что последние провокационные заявления Бэсеску, отличающиеся особой откровенностью и категоричностью, представляют собой принципиально новый этап в развитии внешнеполитической стратегии румынского руководства.
Эти мысли вычерпаны из ответного заявления Правительства Республики Молдова, сделанного 19 мая с.г.[3] Представляется, что оно прозвучало вовремя, написано в недвусмысленных и сильных выражениях и должно, по идее, пробиться до ушей Евросоюза, так как касается и его тоже: «Правительство Республики Молдова не может и далее наблюдать, как одно из государств Европейского союза открыто становится на путь дезавуирования признания за Республикой Молдовой ее независимости и суверенитета, рукотворно и целенаправленно формируя новый очаг региональной нестабильности в Европе. В сложившейся ситуации правительство Республики Молдова выражает свою готовность и открытость к посредничеству Европейского союза по нейтрализации агрессивной политики Румынии, возвращению ее в русло единой внешней политики ЕС, стабилизации двусторонних молдавско-румынских отношений на международно признанной правовой основе».
Хочу обратить внимание, что Правительством Республики, вплоть до формирования его нового состава, руководит нынешний кандидат в Президенты Молдавии Зинаида Гречаная. И это знаменательно, что она подписала такое жесткое заявление, не побоялась оскорбленной, обиженной реакции со стороны оппозиции. Этим, возможно и объясняется тот факт, что в результате претендент не набрала ни одного их голоса. Но это была позиция уже не против Зинаиды Гречаной, не против ее принадлежности к списку коммунистов – их неучастие в процедуре определения президента, на самом деле, означает голосование против независимости Республики Молдова. Как говорится: мосты сожжены, перчатки брошены. Депутаты-коммунисты, осознавая всю ответственность за дальнейшие судьбы своей многострадальной страны, не пошли на поклон к ее будущим продавцам, которые мечтают руководить этой землей по Интернету из Бухареста. И это, пожалуй, единственная хорошая новость из стен молдавского парламента, но именно она и обнадеживает.