×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/vybory-2014-v-belorussii/
Новости
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля
14 февраля

В Республике Беларусь 18 марта 2014 г. началось досрочное голосование на выборах депутатов местных Советов. Оно будет проходить с 18 по 22 марта на всех участках, кроме расположенных в воинских частях, санаториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения. Проголосовать досрочно может любой избиратель республики, при этом ему не нужно объяснять причины, по которым он не сможет сделать это в основной день.

Фактический старт избирательной кампании был дан президентом РБ Александром Лукашенко 2 декабря 2013 года. При этом глава государства назначил местные выборы на 23 марта 2014 г. и одновременно обязал властную вертикаль «вполне серьезно подойти к этому этапу развития нашего государства»[1]. Соответствующий указ (№ 557), который возложил на государственные органы и организации обеспечение подготовки и проведение выборов, а на республиканский бюджет их финансирование, был подписан им 16.12.2013[2].

Совершенно неожиданно буквально за день до старта досрочного голосования Лукашенко подписал указ, который регулирует единый порядок создания, реорганизации, ликвидации местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Очевидно, что данный документ вписывается в процесс тщательной и заблаговременной подготовки правящего класса к выборам в рамках цикла «местные Советы (2014) – президент (2015) – Национальное собрание (2016)». Ещё в начале прошлого года Лукашенко провел совещание, на котором инициировал срочное внесение частичных изменений в Избирательный кодекс и другие законы Республики Беларусь. На встрече в марте 2014 г. с судьями Конституционного суда глава белорусского государства заявил о возможности принятия в будущем новой Конституции Республики Беларусь[3].

Прошедшая в 2010 году избирательная кампания по выборам депутатов местных Советов 26-го созыва достаточно ясно показала, что население Белоруссии в условиях всё возрастающей аномии испытывает недоверие ко всем политическим партиям и их лидерам, включая пропрезидентские общественно-политические структуры. Заметный скепсис избиратели проявляют и ко всем органам исполнительной власти на местах, довольно безразлично относятся к деятельности Советов. Проведенные в последние годы социологические опросы подтверждают, что устойчивым доверием белорусского общества неизменно пользуются только два института – Православная церковь и армия[4]. У широких электоральных масс налицо падение интереса к политике, заслоняемое стремлением к достижению собственных интересов, повышению материального достатка.

Экономические и социальные трудности, несмотря на заверения республиканских властей, только усиливаются, но массы потенциальных избирателей пока, судя во всему, не готовы разделить с режимом ответственность хотя бы за состояние местных дел. Поэтому отношение президентской администрации к избирательной кампании по выборам в местные Советы, а также к грядущим выборам главы государства во многом определяется теми, весьма сложными финансово-экономическими условиями, в которых оказалась Республика Беларусь. Все явственнее проступают негативные стороны «белорусской модели», которая оказалась не адекватной объективным тенденциям социально-экономического развития, а, главное, не способной противостоять вызовам, порожденным финансово-экономическим кризисом, пришедшим с Запада.

Для белорусских граждан явное отставание по размерам национального дохода на душу населения от соседних стран (прежде всего России, Польши и Литвы), а также от развитых стран Евросоюза всё острее ощущается на собственном жизненном уровне. Многие в республике понимают, что программы правительства по выходу из системного кризиса и предпринимаемые им «в ручном режиме» усилия не ставят целью проведение глубоких реформ. А тем временем необходимость таких преобразований, направленных на демонтаж архаичной, громоздкой и затратной структуры производства и управления, мало восприимчивой к внедрению новейших технологий и научно-технических достижений, в белорусском обществе, да и большинством высших управленцев вполне осознается.

Тщетность предпринятых мер видна на примере неудачных попыток правительства РБ увеличить объем экспорта товаров, повысить производительность труда, снизить энерго- и материалоемкость производства, привлечь масштабные прямые иностранные инвестиции и повысить эффективность капиталовложений. Не выполнены планы по существенному наращиванию объема валового внутреннего продукта: по официальным данным за прошлый год объем ВВП увеличился по сравнению с 2012 г. в сопоставимых ценах только на 0,9%[5]. Производительность труда в среднем удалось поднять всего на 2,2%[6]. Впервые объем промышленного производства в Республике Беларусь не только не вырос, но, наоборот, за 2013 г. сократился на 4,8%[7]. Эта тенденция не только сохраняется, но и усилилась в 2014 году – в январе т.г. падение промышленного производства достигло уже 7,1% (в сравнении с не лучшим 2013 г.)[8].

В экспортноориентированной Белоруссии сложное положение наблюдается в сфере внешней торговли товарами: в 2013 г. баланс внешнеторговых операций сложился отрицательным: — 5 млрд. 766,3 млн. долларов США[9]; с союзной Россией, в частности, — минус 6 млрд. 058,2 млн. долларов[10]. Внешнеторговый оборот товаров и услуг снизился в 2013 г. на 11,2%, экспорт сократился на 16,3%[11].

Самым тяжелым бременем для экономики Белоруссии стали огромный внешний государственный долг и всё нарастающие финансовые расходы на его обслуживание. Внешний государственный долг РБ на 01.01.2014 составил 12,4 млрд. долларов США, или 17,4% ВВП [12]. По сведениям Национального банка РБ, совокупный государственный долг на 1 ноября 2013 г. составил 144,6 трлн. белорусских рублей, в том числе внутренний — 32,7 трлн. белорусских рублей. Международные резервные активы Республики Беларусь на 1 февраля 2014 г. сократились до 6 млрд. 227,8 млн. долларов США[13]. При этом правящий класс республики старается скрыть от населения тот факт, что хронический бюджетный дефицит во многом обусловлен не столько последствиями мирового экономического кризиса, сколько падением конкурентоспособности белорусских товаров, как на рынке стран ЕС, так и на рынке союзной России, т.к. они перестали по многим позициям отвечать высоким стандартам по качеству, техническому уровню и ассортименту.

Кроме того, правительство, несмотря на неоднократные жесткие указания президента, не может решить проблему затоваривания и разгрузки складов, справиться с ростом количества убыточных предприятий, обуздать инфляцию и отказаться от практики госбюджетных дотаций промышленному сектору и АПК. Запасы готовой продукции (в соотношении к среднемесячному объему производства) в 2013 г. в фактических ценах составили 70,2%[14]. На 1 декабря 2013 года 70,4% промышленных предприятий республики имели просроченную кредиторскую задолженность и 82,7% – просроченную дебиторскую задолженность[15].

Не лучше положение в сельском хозяйстве — по итогам работы в январе-ноябре 2013 г. убыточными были 811 сельхозпредприятий (54,1% от общего их числа). Однако с учетом оказанной предприятиям господдержки, убыточными по итогам 11 месяцев 2013 г. были признаны только 52 сельхозпредприятия (3,5% от общего числа). Кредиторская задолженность организаций сельского хозяйства достигла 39,4 трлн. белорусских рублей, увеличившись на 52,2% за январь-ноябрь 2013 г. Просроченная кредиторская задолженность составила 7 трлн. белорусских рублей[16].

Пока единственный выход правительству видится в перекладывании финансовых трудностей на плечи населения путем регулярного повышения цен на товары и услуги, изобретения новых и повышения старых налогов и пошлин, что, естественно, вызывает крайнее раздражение и недовольство у белорусских граждан.

В этих обстоятельствах накануне мартовских выборов в местные Советы президент и его окружение видели свою главную задачу в том, чтобы не допустить резкого падения материального благосостояния потенциальных избирателей на фоне замедления темпов экономического развития, значительного снижения доходов от экспорта и неуклонной девальвации национальной валюты. Успешное решение этой проблемы, как и в прежние годы, официальным Минском видится в новых внешних заимствованиях, а также в удержании жесткого контроля за состоянием банковско-финансовой сферы и хозяйственного комплекса.

Полностью разгромив слабую и разрозненную оппозицию после президентских выборов 2010 г., белорусские власти обеспечили не только политическую стабильность в стране, но и безальтернативность социального выбора, что уже само по себе гарантирует спокойное переизбрание кандидатов от правящего класса на выборах любого уровня. Однако руководство республики понимает, что успокаиваться рано. Президент РБ Александр Лукашенко, назначая руководителей местных исполнительных органов 23 января 2014 года, подчеркнул, что особенность политической жизни Белоруссии заключается в предстоящих крупных избирательных кампаниях, которые начнутся с выборов в местные Советы депутатов. «Это экзамен, — сказал глава государства, — мы это не скрываем, люди нас будут оценивать… Поэтому я убедительно прошу вас эту политическую составляющую не сбрасывать со счетов»[17]. Ранее председатель Центральной комиссии Беларуси по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина подчеркивала: «Это очень глобальная избирательная кампания. Она является самой крупной и самой сложной организационно в силу того, что мы избираем очень большой депутатский корпус»[18].

Поскольку система народовластия в республике, в понимании Александра Лукашенко, базируется на прямом диалоге президента с народом, большое значение придается активности избирателей, их высокой явке на выборы в день голосования. Поэтому глава государства специально попросил граждан Республики Беларусь проявить активность на предстоящих выборах местных Советов[19]. (На предшествующих местных выборах-2010 явка, по официальным данным Центризбиркома РБ, составила 72,5%). Вместе с тем стоит заметить, что власти агитационные материалы, призывающие избирателей дружно прийти на участки для голосования, издали исключительно на белорусском языке, словно забыв о конституционном двуязычии республики.

25 ноября 2013 г. Национальное собрание приняло Закон Республики Беларусь № 72-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов» (вступил в силу 08.12.2013 г.). С одной стороны, большая часть внесенных изменений в избирательное законодательство республики не касается процедуры местных выборов, что ещё раз подтвердил Центризбирком РБ[20]. С другой – белорусские власти, стремясь купировать известную тактику оппозиции, суть которой сводится к побуждению электората бойкотировать выборы, провели поправки, запрещающие призывы к срыву, отмене или переносу сроков выборов всех уровней. При этом глава Центризбиркома Лидия Ермошина открыто призналась, что властями при введении запрета на бойкот выборов была учтена «негативная практика» ведения агитации со стороны оппозиционных кандидатов в рамках последних избирательных кампаний[21].

Не следует также забывать, что перед выборами депутатов местных Советов 25-го созыва в январе 2007 г. избирательное законодательство Республики Беларусь уже изменялось путем удешевления и «упрощения» (термин Ермошиной) процедуры местных выборов, которые с тех пор стали проводиться в один тур на основе принципа относительного большинства.

Процесс выдвижения кандидатов в депутаты местных Советов завершился 10 февраля 2014 г. При этом следует отметить, что президентскую администрацию нынешний корпус депутатов местных Советов вполне устраивает и в его обновлении власти республики совершенно не заинтересованы. Поэтому почти половина депутатов действующего созыва (47,3%) и большинство председателей Советов были снова допущены к выборам[22]. И ещё один важный аспект, который властями не афишируется – многие кандидаты уже поработали депутатами в местных Советах предшествующих созывов. И это уже стало определенной традицией: на прошлых выборах 2010 г., например, более половины кандидатов (11 тыс.186 из 21 тыс. 288) были избраны не в первый раз[23], хотя перед голосованием власти уверяли белорусскую общественность, что намереваются значительно обновить депутатский корпус за счет новичков.

На нынешних выборах традиционно много сельских жителей было выдвинуто в кандидаты — 22,7%, что, правда, меньше, чем на выборах, например, депутатов 25-го созыва – 28,3%, в депутаты баллотируются также госчиновники – 12%, женщины – 46,3%[24]. К тому же председатель Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина не сомневается, что доля женщин ещё более увеличится после регистрации кандидатов, поскольку «они более ответственно подходят к заполнению документов»[25].

Встревоженные, как представляется, бурными событиями на Украине, где наиболее активными в захвате административных зданий и на Майдане были юные боевики, власти уменьшили квоту для кандидатов от молодежи – выдвиженцев моложе 30 лет впервые в истории Белоруссии оказалось допущено к выборам менее одной тысячи (менее 5%)[26].

Наиболее сложными остаются выборы в Минский городской совет, на место в котором в 2014 г. сохраняется самый высокий конкурс – 4,7. Зато по областям Белоруссии средний конкурс 2,3 соискателя на место, в райсоветы и горсоветы областного подчинения – 1,5, в советы низового уровня – 1,2. К тому же власти не скрывают, что во многих сельских и поселковых Советах выборы снова пройдут на безальтернативной основе[27]. На выборах в Советы-2010, напомним, вообще было два десятка безальтернативных избирательных округов.

Порядок направления наблюдателей от общественных объединений на местные выборы неожиданно был упрощен Центризбиркомом 19 февраля 2014 г. якобы в ответ на обращение председателя Белорусского хельсинского комитета (БХК) Олега Гулака[28].

Однако это была мелкая тактическая уступка: республиканские власти, изменив избирательное законодательство, так и не решились в рамках местных выборов и предстоящих выборов главы государства предоставить право выдвижения кандидатов в депутаты (и в президенты) общественным организациям. По-прежнему в Белоруссии остались три способа выдвижения: от трудовых коллективов, от официально зарегистрированных министерством юстиции политических партий и путем сбора подписей[29]. Но и здесь есть тщательно продуманные правящим режимом ограничения. Политические партии, например, могут выдвигать кандидатов в депутаты только в соответствующие Советы: областная организация – в областной, районная – в районный, городская – в городской. Трудовым коллективам, в которых менее 150 работающих, запрещено выдвигать кандидатов в депутаты в областные и Минский городской Совет и т.п.[30].

На нынешних выборах кандидатов в депутаты Советов от политических партий, например, было выдвинуто менее 3%. Больше всего выдвинула кандидатов пропрезидентская Коммунистическая партия Беларуси (КПБ) – 276, среди оппозиционных структур на первом месте оказалась Белорусская партия левых «Справедливый мир» — 119 ( у ОГП – 111, БСДП(Грамада) – 50, Партии БНФ – 35)[31]. В Республике Беларусь официально зарегистрировано 15 партий, однако республиканские органы этих партий в избирательной кампании практически не участвуют. Это подтвердила и глава Центризбиркома РБ Лидия Ермошина: «Они, конечно, определяют политику, но юридически значимых действий почти не совершают»[32].

Функционеры политических партий самоустранились и от возможности выдвижения своих кандидатов через механизм сбора подписей избирателей. По официальным данным, менее 2% из общего числа заявлений о регистрации инициативных групп граждан по сбору подписей избирателей в поддержку лиц, предлагаемых для выдвижения в местные Советы, поступило от членов партий – из 16 060 только 303[33].

В Республике Беларусь по данным последней переписи населения проживает 785 тысяч русских (8,3% населения)[34]. Однако никаких политических партий и организаций, которые представляли и отстаивали их интересы на выборах, в Белоруссии пока нет.

По-прежнему устраненными от участия в политической жизни, несмотря на изменения в ряде законов РБ, касающихся выборов, остались граждане России, которые постоянно проживают и имеют вид на жительство в Республике Беларусь (их более 80 тыс.). Такие жители Белоруссии не могут выдвигаться кандидатами в депутаты Палаты представителей Национального собрания или в президенты Республики Беларусь, участвовать в выборах парламента и главы государства.

Однако такая категория российских граждан все-таки может формально претендовать на депутатские мандаты местных Советов и участвовать в местных выборах. В перечне документов, установленных Центризбиркомом РБ для получения бюллетеня для голосования на местных выборах-2014, специально указано, что россияне, постоянно проживающие в республике, могут быть допущены к голосованию только на основании вида на жительство, выданного властями Республики Беларусь[35]. На выборах-2014 28 граждан Российской Федерации были зарегистрированы качестве кандидатов в депутаты Советов низового уровня[36]. Заметим, что россиян никогда в истории независимой Белоруссии не регистрировали кандидатами в Советы более высокого уровня, только исключительно в сельские и поселковые. Если учесть, что всего Центризбирком РБ зарегистрировал в 2014 г. кандидатами 22 тысячи 784 чел.[37], то кандидаты-россияне буквально растворились в этой массе. К тому же половина из них по результатам выборов (по опыту прошлых двух избирательных кампаний) просто не пройдет в депутаты сельских и поселковых Советов. Не исключено, что многие граждане России, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь, не найдут свою фамилию в списках избирателей, как это уже было 25 апреля 2010 года, в день выборов депутатов местных Советов 26-го созыва. Подобное опасение неоднократно публично высказывала и председатель Центризбиркома РБ Лидия Ермошина[38].

Власти оставили, за редким исключением, на своих местах председателей и членов избирательных комиссий, которые были сформированы ещё перед выборами депутатов Палаты представителей Национального собрания РБ в 2012 г.[39]. Тогда, напомним, окружные избирательные комиссии были созданы в основном за счет пропрезидентских организаций и партий: Федерации профсоюзов Белоруссии, БРСМ, Республиканского общественного объединения «Белая Русь», Белорусское общественное объединение ветеранов, КПБ, Республиканской партии труда и справедливости, Белорусской патриотической партии, Белорусской социально-спортивной партии. От оппозиционных партий в окружные избирательные комиссии было включено всего 48 человек[40]. По признанию главы Центризбиркома РБ Лидии Ермошиной, многие председатели избирательных комиссий проводили выборы ещё в советское время и даже не знают, что подсчет голосов теперь нужно проводить раздельно по ящикам для голосования[41].

Как и на выборах в местные Советы и президента в 2010 г., власти постараются состав сформированных региональных избирательных комиссий оставить без изменений к выборам главы государства в следующем 2015 г. Поэтому вполне понятны интерес и особая придирчивость, проявленные Центризбиркомом РБ к кандидатам в избирательные комиссии регионального уровня, вплоть до районного, когда по формальным основаниям ряд кандидатов в члены таких комиссий, прежде всего от оппозиции, решительно отводились. На сей раз тщательно проверялись не только автобиография, декларация о доходах и имуществе, но и документы о наличии или отсутствии непогашенной судимости. Стоит при этом напомнить, что и на прошлых выборах депутатов местных Советов 26-го созыва, по оценке, только 0,3% членов избирательных комиссий представляли структурную оппозицию[42].

Функционеры белорусской оппозиции и правозащитных организаций подчеркивают, что процедура формирования избирательных комиссий в 2014 году продолжала оставаться негласной и закрытой для общественного контроля. При этом по-прежнему в Белоруссии отсутствуют законодательно определенные критерии для включения претендентов в состав избиркомов, что приводит к формальному и произвольному определению их состава со стороны органов, которые их образуют, и делает неэффективным обжалование в судебном порядке решений о невключении в состав комиссий. По сведениям правозащитников, в большинстве случаев решения о составе комиссий принимались без обсуждения кандидатур, а голосование проводилось сразу по всему списку[43].

Однако при этом следует заметить, что белорусская оппозиция на выборах местных Советов 27-го созыва в этом году, как и прежде, особо не усердствовала в выдвижении кандидатов — на 67 тысяч мест в избирательных комиссиях всех уровней было выдвинуто 372 «демократических активиста»[44]. Всего же в состав участковых избирательных комиссий по выборам в местные Советы выдвигалось 75 тысяч 786 чел.[45]. Причем, наиболее активными по выдвижению кандидатов в избиркомы были такие пропрезидентские структуры как Республиканская партия труда и справедливости, Коммунистическая партия Беларуси, Федерация профсоюзов Беларуси, РОО «Белая Русь», Белорусский союз женщин, БРСМ, Белорусское общественное объединение ветеранов. Больше всего усердствовала Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ) – 12,4% от общего числа выдвиженцев[46].

Особенностью новой, успешной тактики правящего режима по нейтрализации структурной оппозиции на выборах в 2014 году явился законодательный запрет на регистрацию инициативных групп по сбору подписей и выдвижению кандидата в депутаты сразу по нескольким округам. Учитывая крайне ограниченные кадровые, финансовые и организационные ресурсы слабых оппозиционных групп и партий, такой запрет буквально перечеркнул их планы. Отчаянные попытки функционеров Объединенной гражданской партии (ОГП) и Партии «Белорусский народный фронт» (БНФ) обойти этот запрет были пресечены и квалифицированы председателем Центризбиркома РБ Лидией Ермошиной как желание организовать провокацию[47]. Не смогли выдвинуться кандидатами в депутаты местных Советов сразу по нескольким округам, были «пойманы за руку» Центризбиркомом также и те представители оппозиции, которые являются членами не зарегистрированных политических партий, а также те, кто предпочел выдвигаться в качестве беспартийного претендента на депутатское место[48].

Другим непроходимым «фильтром» для оппозиционеров стал пакет документов, который каждый кандидат в депутаты должен представить в избирательную комиссию. Здесь присутствует не только декларация о доходах и имуществе (для кандидатов в депутаты Советов низового уровня она, правда, не нужна), а также указание источника, за счет которого он живет (если не работает), но главное – сведения о судимости, в том числе погашенной[49]. С последним у большинства активистов радикальной оппозиции, как известно, дело обстоит совсем плохо. Так, например, после избирательной кампании по выборам главы государства в 2010 г. против целого ряда функционеров оппозиции были открыты уголовные дела.

Впервые на выборах-2014 республиканские власти решили раз и навсегда покончить с практикой двойного голосования, к которой с относительным успехом прибегала раньше оппозиция. Теперь к голосованию на выборах местных Советов избиратели будут допускаться только по месту их регистрации, понятие «по месту жительства» исключается[50].

Другой новацией стало фактическое прекращение бюджетного финансирования предвыборной агитации, что мало касается претендентов на место депутата от власти, программы которых совпадают с политикой правительства РБ и местной администрации, широко представленной в СМИ. Таким образом, был нанесен ещё один удар по оппозиционным кандидатам в депутаты местных Советов, которым предложили завести личные финансовые фонды на цели агитации[51]. Одновременно белорусские власти отвергли все предложения оппозиции о допуске кандидатов в депутаты в теле- или радиоэфир республиканских СМИ. Кандидатам в депутаты районных и областных Советов, а также в Минский городской Совет, правда, разрешили в течение 5-ти минут изложить свою предвыборную программу по местному радио и в довольно неудобное для большинства избирателей время (когда они или ещё находятся на работе или едут с работы домой)[52].

В президентской администрации придумали и как оградить процесс голосования и подсчета голосов от международных и местных наблюдателей. Ноу-хау здесь состоит в том, что иностранных наблюдателей на местные выборы-2014 вообще не позвали, поскольку «международные обязательства Беларуси не предполагают такой обязанности»[53]. При этом стоит напомнить, что на предшествующих местных выборах-2010 под нажимом верховного представителя Евросоюза по внешним связям Кэтрин Эштон власти Белоруссии в последний момент разрешили представителям дипломатического корпуса осуществлять наблюдение за ходом выборов. На выборах-2014 иностранным дипломатам также разрешили наблюдать за ходом голосования.

Правящий режим, учитывая антипрезидентские выступления оппозиции в центре Минска 19.12.2010 г., а также последние события на киевском Майдане, постарается сделать всё, чтобы не допустить уличных шествий и манифестаций, которые может организовать оппозиция накануне и в день голосования. Александр Лукашенко несколько раз прямо и жестко предупредил лидеров оппозиции, что не допустит «Майдана» в Белоруссии. В первый раз он сказал это 18 февраля т.г. на совещании с представителями правительства и предпринимательского сообщества по обсуждению проекта указа президента — Лукашенко тогда буквально обрушился с критикой на «политиков от предпринимательства» которые, по его словам, пытаются шантажировать власть, в том числе президента. Лукашенко при этом подчеркнул, что «меня пугать бесполезно, Майдана мы не допустим в нашей стране»[54].

После президентских выборов 2010 г. структурная прозападная оппозиция в Республике Беларусь оказалась практически разгромленной. Все существующие в настоящий момент оппозиционные партии и группы являются не только маргинальными, не представленными ни в Национальном собрании, ни в каких других органах власти, но и крайне малочисленными, слабыми в финансовом и организационном плане. Белорусская оппозиция лишена доступа к средствам массовой информации республики, ограниченно присутствуя лишь в интернете. Во многом финансовое положение оппозиционных структур РБ определялось тем объемом финансовых средств, который в виде грантов и по другим каналам предоставлялся им различными западными организациями. Сегодня масштабная финансовая помощь западных спонсоров белорусским оппозиционерам свернута.

У лидеров ряда оппозиционных структур, у отдельных белорусских экспертов сложилось убеждение в том, что потенциальные чрезвычайно жесткие меры белорусских силовиков изначально не позволят раскрутить единственную объединяющую всю радикальную оппозицию идею «Площади», причем, не только в ходе избирательной кампании по выборам депутатов местных Советов, но, главное, в грядущей президентской гонке.

Интереса и активности в рамках кампании по выборам в местные Советы оппозиция, как и в прежние годы, не проявляет. Объясняется это тем, что в условиях политического режима, сложившегося в Белоруссии, все довольно ограниченные ресурсы оппозиционные лидеры приберегают исключительно к выборам главы государства. Оппозиционные партии готовы также принять активное участие в потенциальных общереспубликанских референдумах, которые предполагает система плебисцитарной демократии, формально закрепленная в основном законе Республике Беларусь.

Что касается конкретно местных выборов, то оппозиция и в лучшие для неё годы к ним большого интереса не проявляла, главным образом потому, что они никак не решали вопрос о власти, а также учитывая низкий интерес к ним электоральных групп и свои собственные слабые возможности в большинстве провинций Белоруссии. Если вспомнить прошлые выборы депутатов местных Советов 26-го созыва в апреле 2010 года, то на них от оппозиционных партий был избран только один кандидат — от Белорусской партии левых «Справедливый мир».

Новые поправки в избирательное законодательство, запрещающие любые призывы к срыву, отмене или переносу сроков выборов всех уровней, лишили оппозицию последнего козыря в борьбе с действующей властью в рамках предвыборных кампаний. Официальный Минск, чтобы избежать критики со стороны оппозиции и Запада в свой адрес за введение запрета на пропаганду бойкота выборов, подчеркнул, что это сделано только исходя из огромных госбюджетных расходов на проведение выборов[55]. На самом деле попытка бойкота выборов со стороны ряда структур оппозиции в Палату представителей в 2012 г. вылилась в агитацию против выборов за бюджетные деньги, что тогда вызвало буквально раздражение у правящего класса, а также твердое намерение не повторить этой ошибки в будущем.

События в соседней Украине ещё более ослабили надежды оппозиционных партий на развитие уличного сценария протеста против результатов голосования, продвижение идеи «Площади», поскольку и власти этого не допустят, и избиратели будут только приветствовать жесткие меры правящего режима против активистов радикальной оппозиции. Недоверие электората к политическим партиям, их программам и лидерам после Майдана только возросло. Потуги различных оппозиционных партий и групп стать центрами аккумуляции социального недовольства, которое все нарастает в республике, объединить на этой основе какие-то электоральные группы пока ни чему не привели.

Известный феномен внепартийности белорусских граждан в свете оценки ими политического хаоса и напряженности на Украине породил особый тип подозрительности к любым инициативам оппозиционных структур, тем более что наиболее крупные из них (Партия БНФ, Объединенная гражданская партия, движения «За Свободу» и «Говори правду») финансируются рядом западных акторов, волю которых они и выполняют. Отдельные лидеры оппозиции откровенно признают это факт. Глава Белорусской партии левых «Справедливый мир» Сергей Калякин, например, с горечью констатировал, что нет оснований надеяться на то, что вместо власти народ станет верить оппозиции: «Если бы я знал, что нужно сделать, чтоб население поверило оппозиции, я бы уже это сделал, и стал президентом страны. Раз этого не произошло, я этого не знаю. Как, думаю, и другие оппозиционеры»[56].

Местные выборы, которые в последние годы проводятся в один тур, фактическая невозможность оппозиционеров использовать фактор низкой явки избирателей, а, начиная с этих выборов, прибегнуть к технологии двойного голосования, поскольку, как уже указывалось выше, избиратели могут получить бюллетень исключительно по месту регистрации, добавили пессимизма в нестройные оппозиционные ряды.

Партия БНФ, Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), движения «Говори правду» и «За свободу», Белорусская партия «Зеленые», оргкомитеты по созданию партии «Белорусская христианская демократия» и Партии свободы и прогресса сделали попытку организовать наблюдение за ходом выборов в рамках кампании «Право выбора». Однако ресурсов для долговременного наблюдения во всех регионах Белоруссии у этих малочисленных оппозиционных групп нет. Поэтому решили ограничиться наблюдением на «примерно 750 избирательных участках», где удалось зарегистрироваться кандидатам от оппозиции[57].

Сегодня оппозиционные функционеры и СМИ по подсказке западных спонсоров целиком переключились на украинские события, сосредоточились на критике российского лидера Владимира Путина и генерации страхов по поводу возможного военного вторжения России на территорию Белоруссии. Они уже не призывают электорат ни к организации «народного референдума», ни к «талаке». Очевидно, эти массовые протестные мероприятия активисты оппозиции решили приберечь к президентским выборам 2015 г.



[1] БЕЛТА, 02.12.2013.

[2] БЕЛТА, 17.12.2013.

[3] БЕЛТА, 14.03.2014.

[4] По последнему соцопросу НИСЭПИ (Вильнюс), в РБ (2014 г.), наибольшим доверием населения пользуется Православная церковь (ей доверяют 63%, не доверяют — 26%), на втором месте армия (доверяют — 44%, не доверяют — 40%), президент А.Г. Лукашенко оказался только на девятом месте (ему доверяют 38%, а не доверяют – 48%(!).

[5] О валовом внутреннем продукте Республики Беларусь в 2013 году// Белстат, 22.01.2014.

[6] Социально-экономическое положение Республики Беларусь в 2013 году// Белстат, 24.01.2014.

[7] Социально-экономическое положение Республики Беларусь в 2013 году// Белстат, 24.01.2014.

[8] Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе 2014 г. //Белстат, 25.02.2014.

[9] Баланс внешней торговли товарами Республики Беларусь// Белстат, 30.01.2014.

[10] Баланс внешней торговли товарами Республики Беларусь// Белстат, 30.01.2014.

[11] Социально-экономическое положение Республики Беларусь в 2013 году// Белстат, 24.01.2014.

[12]. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь, 04.02.2014.

[13] Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь, 01.02.2014.

[14] Социально-экономическое положение Республики Беларусь в 2013 году// Белстат, 24.01.2014.

[15] Социально-экономическое положение Республики Беларусь в 2013 году// Белстат, 24.01.2014.

[16] Белстат, 29.01.2014.

[17] БЕЛТА, 23.01.2014.

[18] Актуальный микрофон/БТ-1, 21.10.2013.

[19] Встреча А.Г. Лукашенко с руководителями крупнейших белорусских СМИ/БЕЛТА, 21.01.2014.

[20] «У ЦИКа претензий нет»//Рэспубліка, 14.01.2014.

[21] БЕЛТА, 02.12.2013.

[22] Самый большой конкурс на депутатское место сложился в Мингорсовете// БЕЛТА, 12.02.2014.

[23] А.В. Фадеев. Итоги местных выборов в Республике Беларусь/справка. М., Институт стран СНГ, 2010.

[24] БЕЛТА, 12.02.2014.

[25] Белорусские новости, 19.02.2014.

[26] Претенденты заявили о себе//Советская Белоруссия, 13.02.2014.

[27] Самый большой конкурс на депутатское место сложился в Мингорсовете// БЕЛТА, 12.02.2014.

[28] БЕЛТА, 19.02.2014.

[29] У ЦИКа претензий нет//Рэспубліка, 14.01.2014.

[30] БЕЛТА, 12.01.2014.

[31] Самый большой конкурс на депутатское место сложился в Мингорсовете//БЕЛТА, 12.02.2014; Белорусские новости, 20.02.2014.

[32] СТВ, 23.12.2013.

[33] БЕЛТА, 17.01.2014.

[34] Национальный состав населения/Итоги переписи населения Республики Беларусь 1999 года. Статистический сборник. Минск, 2001. С. 24.

[35] БЕЛТА, 19.02.2014.

[36] Самый большой конкурс на депутатское место сложился в Мингорсовете// БЕЛТА, 12.02.2014.

[37] БЕЛТА, 12.02.2014.

[38] У ЦИКа претензий нет//Рэспубліка, 14.01.2014; БЕЛТА, 13.01.2014.

[39] Белорусские новости, 20.02.2014.

[40] БЕЛТА, 09.08.2012.

[41] У ЦИКа претензий нет// Рэспубліка, 14.01.2014.

[42] А.В. Фадеев. Местные выборы в Белоруссии: проблемы и ожидания//Материк, 15.04.2010.

[43] Белорусские новости, 20.02.2014.

[44] Белорусские новости, 20.02.2014.

[45] БЕЛТА, 04.02.2014.

[46] БЕЛТА, 04.02.2014.

[47] БЕЛТА, 21.01.2014.

[48] БЕЛТА, 21.01.2014.

[49] БЕЛТА, 12.01.2014.

[50] Интерфакс-Запад, 17.12.2013.

[51] Актуальный микрофон/БТ-1, 21.10.2013.

[52] БЕЛТА, 21.01.2014.

[53] Из выступления Л. Ермошиной на заседании Центризбиркома по вопросам подготовки и проведения выборов депутатов местных Советов РБ 27-го созыва//БЕЛТА 17.12.2013.

[54] БЕЛТА, 18.02.2014.

[55] Актуальный микрофон/БТ-1, 21.10.2013.

[56] Белорусский партизан, 19.12.2013.

[57] Ильяш И. Демсилы следят за выборами//Белорусы и рынок, 10-16.03.2014. 



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

21 февраля 2025

Минск и Москва обсудили формирование объединенного рынка нефти и газа https://eadaily.com/ru/news/2025/02/21/minsk-i-moskva-obsudili-formirovanie-obedinennogo-rynka-nefti-i-gaza Заместитель премьер-министра Белоруссии Виктор Каранкевич и вице-премьер России Александр Новак обсудили вопросы формирования объединенного рынка нефти и газа. Об этом сообщили в пресс-службе правительства РФ. Сообщается, что встреча представителей …

20 февраля 2025

 В настоящее время не видно предпосылок для деэскалации военно-политической обстановки в мире. Об этом сегодня, 20 февраля, заявил начальник Департамента международного военного сотрудничества — помощник Министра обороны по вопросам международного военного сотрудничества Валерий Ревенко на брифинге по актуальным вопросам военной …

4 февраля 2025

В ближайшее время в Белоруссии необходимо разобраться с решениями, касающимися вывода валюты за рубеж. Об этом сегодня, 4 февраля, заявил Александр Лукашенко на встрече с доверенными лицами. Белорусский лидер отметил, что во время доклада генерального прокурора затрагивался вопрос вывода валюты …


Ваш браузер устарел! Обновите его.