×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/vybory-2012-v-belorussii-13656/
Новости
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля
14 февраля

18 июня 2012 года президент РБ Александр Лукашенко назначил дату выборов в Палату представителей Национального собрания – 23 сентября 2012 года, а формирование Совета республики поручил завершить до конца сентября[1].

Избирательная кампания проходила в достаточно сложных для правящего класса республики условиях. Трудности сказывались в поддержании относительного баланса в бюджетной сфере, обеспечении материального благополучия населения, сохранении темпов роста экономики.

Сохранялись проблемы в развитии отношений Республики Беларусь с Евросоюзом и США. Многолетние дипломатические усилия белорусской стороны, направленные на ослабление политического давления США и их западноевропейских союзников, пока не увенчались успехом. США и Евросоюз после президентских выборов в РБ 2010 года под флагом невыполнения Минском международных стандартов в сфере прав человека и обязательств по развитию демократических институтов предприняли ряд шагов по ужесточению позиции в отношении политической элиты республики. США в очередной раз пролонгировали «Акт о демократии в Беларуси», расширились «черные» списки ЕС – визовые ограничения, запретившие въезд не его территорию целой группе высших чиновников, силовиков, судей, членов Центризбиркома и журналистов РБ, одновременно были заморожены их счета в европейских банках. Подобные визовые ограничения для ряда должностных лиц РБ, напомним, по решению Совета ЕС не применялись Евросоюзом с 14.04.2003.

В последнее время участились случаи по применению со стороны Запада в отношении отдельных белорусских государственных корпораций, фирм и бизнесменов, якобы финансирующих «последнего диктатора Европы» Александра Лукашенко, ограничительных мер финансово-экономического характера.

Тщетными были и усилия белорусского правительства по запуску новой кредитной программы с Международным валютным фондом, не удалось получить масштабную финансовую помощь от других мировых экспортеров капитала.

В этих условиях республиканское руководство сосредоточило свои усилия по наращиванию экспорта товаров белорусских предприятий и услуг. При этом правительство РБ вынуждено было прибегнуть к непопулярным мерам — повышению цен на продукты, включая хлеб, молочные изделия, крупы, сахар, другие товары и услуги. Национальному банку постоянно приходится решать задачу наращивания золото-валютных резервов, а правительству – изыскивать резервы для поддержания роста ВВП и повышения внешнеторгового сальдо. Ситуация осложняется тем, что в 2013 – 2014 Белоруссии предстоит выплатить долговых обязательств в рамках внешних заимствований в размере 6 млрд. долларов США. Источники погашения долга у республики есть, но руководство государства стремится избежать валютного перенапряжения госбюджета и ЗВР. Об этом свидетельствует, в частности, намерение белорусского лидера обратиться к президенту России с просьбой отсрочить выплату долга российской стороне в объеме 1 млрд. долларов на один год[2].

Белорусское правительство большие надежды связывало с ростом экспорта товаров и услуг в рамках Таможенного союза. И не ошиблось – Белоруссия реально ощутила огромный позитивный эффект от вступления Белоруссии в ТС за счет роста экспорта товаров белорусских производителей в Казахстан и Россию. Вместе с тем, преодолеть отрицательное сальдо в торговле со странами ТС пока не удается (в первом полугодии 2012 достигло 6,7 млрд. долларов США).

Довольно успешно шла торговля Белоруссии со странами Евросоюза: в первом полугодии т.г., например, белорусский экспорт в ЕС увеличился на 63%, положительное сальдо РБ в торговле с ЕС составило 7,5 млрд. долл.[3].

Президентская администрация большое внимание уделяла сохранению политической и социальной стабильности, твердого государственного порядка, предусматривающего, в том числе, контроль за радикальной оппозицией и нежелательными элементами. В то же время правящий класс пытался объяснить ряд трудностей, с которыми реально столкнулось население республики, и жестких мер президента и правительства, враждебной деятельностью некоторых зарубежных акторов.

Предстоящие парламентские выборы впервые пройдут в соответствии с измененным в 2010 году избирательным законодательством. Претерпел частичные изменения и статус депутата Палаты представителей и члена Совета республики НС, которым теперь запрещено «получать от иностранных государств документы, представляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами»[4]. Изменение в закон о статусе депутата, в частности, закрыло дорогу в Национальное собрание полякам, проживающим в РБ и имеющим белорусское гражданство, которые обзавелись «Картой поляка».

После появления отредактированного в начале 2010 года избирательного законодательства, открылась перспектива изменения самой системы выборов, замены мажоритарной системы на пропорциональную или смешанную. Однако Александр Лукашенко решил, что белорусское общество к этому еще не готово, а многопартийная система (в РБ формально зарегистрированы 15 партий) еще находится на этапе становления. Для того, чтобы проводить выборы по партийным спискам, партиям необходимо большое количество активистов, которые должны вести агитацию, участвовать в политических дебатах, совершать другие публичные действия в свою пользу. Президенту нужны партийные организации с харизматичными вожаками, которым доверяет избиратель, способные вести подобную работу, реально поддерживать его политику, но их пока нет. Политический ландшафт Белоруссии тем и отличается от других стран, что процесс персонализации идет крайне медленно. Популярность политика, как известно, во многом определяется его умением вести полемику со своими соперниками, идти на конфликт с представителями правящей группировки, критически оценивать курс правительства, жестко расставлять социальные акценты и отстаивать интересы «простых» граждан. В современной Белоруссии у подавляющего большинства политических функционеров преобладает стремлении избегать подобной тактики, всячески демонстрировать лояльность главе государства, даже в ущерб своему имиджу.

Уже не один год, правда, осуществляет свою деятельность Республиканское общественное объединение (РОО) «Белая Русь», на создание которой потрачены немалые усилия и средства. Её уже окрестили «партией власти», и она даже имела своих депутатов в уходящем парламенте. Но РОО «Белая Русь» является структурой сформированной по разнарядке, для нее созданы все необходимые условия для общественной и пропагандистской работы, организация имеет средства и хорошую штаб-квартиру. Более того, ее возглавляет первый заместитель главы администрации президента РБ А.М. Радьков. Таким образом, «Белая Русь» обеспечена всем необходимым для успешной общественно-политической деятельности, и поэтому не случайно сторонниками Лукашенко был поставлен вопрос о создании на основе «Белой Руси» реальной пропрезидентской партии. Однако за время своего существования это общественное объединение никак не проявило себя в качестве дееспособной и сколько-нибудь влиятельной общественно-политической силы.

Поэтому 18 октября 2011 года на встрече с председателем Центризбиркома Лидией Ермошиной белорусский лидер заявил, что выборы в Палату представителей Национального собрания в 2012 году пройдут в рамках действующего законодательства – «без ломки и нововведений».

Сроки агитации в рамках нынешних парламентских выборов были ограничены. Предвыборная агитация согласно законодательству началась с момента регистрации кандидатов в депутаты и продлится до 22.09.2012 (дня «тишины» в Белоруссии нет).

Тем не менее, функционеры оппозиции, выдвигающиеся от своих партий (или самостоятельно) в депутаты, имеют возможность свободно доносить до избирателей свои политические программы, общаться через СМИ и непосредственно с электоратом. Кандидаты в депутаты получили не только доступ в телеэфир, но и впервые в истории независимой Белоруссии возможность участия в теледебатах с соперниками. Наблюдательный совет по контролю за соблюдением порядка и правил предвыборной агитации в СМИ регулирует вопросы равного доступа кандидатов к СМИ, пресекает попытки кандидатов от оппозиции призвать в эфире к бойкоту выборов[5].

Глава государства специально подчеркнул, что «местные органы власти должны предоставить гарантии ведения предвыборных общественных мероприятий на условиях не худших, чем это было при проведении выборов президента страны в 2010 году»[6]. Сами парламентские выборы Александр Лукашенко охарактеризовал как «экзамен для власти», который «придется держать на полную катушку»[7]. При этом Александр Лукашенко предупредил о том, что незаконные действия, политические провокации, направленные на дестабилизацию обстановки в стране, «должны немедленно пресекаться, а виновные – нести установленную ответственность»[8].

Наряду с опасностью пропаганды бойкота выборов со стороны радикальной оппозиции возникла и другая проблема: заметного общественного интереса и активности предстоящие 23.09.2012 выборы в Палату представителей Национального собрания РБ пятого созыва у потенциальных избирателей не вызвали. Это была вынуждена признать в эфире телеканала «Беларусь-1» председатель Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина. Активность избирателей была явно ниже кампании 2008 года, количество потенциальных кандидатов в депутаты уменьшилось, зато увеличилось количество избирательных округов, в которых выборы пройдут на безальтернативной основе[9].

Окружные избирательные комиссии в рамках нынешней избирательной кампании были созданы в основном за счет Федерации профсоюзов Белоруссии, БРСМ, Республиканского общественного объединения «Белая Русь», Белорусского общественного объединения ветеранов, КПБ, Республиканской партии труда и справедливости, Белорусской патриотической партии, Белорусской социально-спортивной партии. Всего по республике в ОИК было выдвинуто 2127 соискателей, из них в комиссии было включено 1430 человек. Оппозиционные партии в ОИК выдвинули 199 представителей, из числа которых в ОИК было включено 48 человек.

Среди них от граждан путем подачи заявления — 639 человек (25%), от трудовых коллективов — 230 человек (9%), от общественных организаций и объединений — 858 человек (40%), от политических партий — 400 человек (19%). Важнейшей функцией ОИК является принятие решения о регистрации (или отказе в регистрации) кандидатов в депутаты, участковых избирательных комиссий (УИК) – непосредственная организация голосования и подсчета голосов избирателей. Поэтому далеко не случайно Александр Лукашенко призвал «тщательно подойти к процессу формирования избирательных комиссий»[10].

Часть оппозиционных партий и движений, которые выступают за бойкот выборов, не выдвигали своих представителей в состав окружных комиссий: Консервативно-христианская партия — БНФ, незарегистрированная партия Белорусская христианская демократия, Движение «За Свободу». От общественной кампании «Говори правду» было выдвинуто 8 человек.

Средний конкурс на одно место в окружной комиссии составил 1,5 человека на место. В Минске и Гомельской области — 2 человека на место. Всего сформировано 110 окружных избирательных округов.

Выдвижение кандидатур в участковые избирательные комиссии завершилось 05.08.2012. Предлагать своих представителей в УИК имели право политические партии, общественные объединения, трудовые коллективы, а также граждане путем подачи заявлений. Согласно законодательству в составе участковой комиссии может быть от 5 до 19 человек. По мнению ЦИК РБ, лучший вариант – 13-15 человек.

Документы для регистрации кандидатов в депутаты выдвинутых партиями и трудовыми коллективами, а также подписи, собранные инициативными группами были представлены в окружные избирательные до 13.08.12. 14 августа началась регистрация кандидатов в депутаты ПП, которая закончилась 23.08.12. Александр Лукашенко в республиканском телеэфире предупредил, что при регистрации кандидатов не должно быть никаких надуманных ограничений[11].

Сбор подписей инициативными группами (всего 439 инициативных групп) в поддержку возможных кандидатов в депутаты (необходимо собрать не менее 1 тысячи подписей избирателей, проживающих в данном избирательном округе) шел не всегда гладко.Многие избиратели, порой, не хотели ставить свои подписи. Особое недоверие в этом отношении у белорусских избирателей вызывали некоторые действующие депутаты парламента и представители политических партий. Наибольшим успехом пользовались люди неполитических профессий: врачи и учителя.

Политические партии основную массу своих кандидатов в депутаты выдвинули на съездах (в этом случае им не надо было собирать подписи).

Своих кандидатов в депутаты, в частности, выдвинули:

Либерально-демократическая партия Белоруссии (ЛДПБ) – 107;

Объединенная гражданская партия (ОГП) – 57;

Белорусская партия объединенных левых «Справедливый мир» – 40;

Партия БНФ – 38;

Коммунистическая партия Белоруссии – 30;

Республиканская партия труда и справедливости – 19;

Белорусская социально-спортивная партия – 3.

Президент РБ Александр Лукашенко потребовал обеспечить свободное волеизъявление белорусского народа в ходе парламентских выборов[12]. Однако успешный опыт союзной России по размещению веб-камер на избирательных участках в ходе последних выборов президента РФ использован на парламентских выборах не будет. Аргументация в данном случае была исключительно в сфере финансовых затрат — председатель Центризбиркома республики Лидия Ермошина, в частности, подчеркнула, что одна только закупка оборудования обойдется в 4,5 млн. долларов, что составит половину бюджета парламентских выборов[13].

Большинство государств, входящих в ОБСЕ, ни одни выборы в Палату представителей НС Республики Беларусь, как известно, не признали свободными, справедливыми и демократическими, а депутатский корпус легитимным. Россия и ряд других стран СНГ неизменно признавали парламентские выборы в Республике Беларусь 2000, 2004 и 2008 года соответствующими международным стандартам и национальному избирательному законодательству.

Часть высших белорусских чиновников, МИД и Центризбирком республики пытались склонить главу государства к тому, чтобы не приглашать миссию ОБСЕ и представителей Евросоюза для наблюдения за парламентскими выборами 2012 года. Секретарь Центризбиркома РБ Николай Лозовик, например, в интервью агентству «Интерфакс-Запад» назвал еврочиновников «евродебилами» и заявил, что приглашать западных наблюдателей «некорректно» до тех пор, пока Евросоюз не отменит визовые санкции, в том числе для организаторов выборов (руководство и члены Центризбиркома: Ермошина, Лозовик, Бушная, Бущик, Киселева, Подоляк)[14].

Позже председатель Центризбиркома РБ Лидия Ермошина в интервью государственному информагентству БЕЛТА также заявила о том, что МИД и Центризбирком РБ против приглашения представителей Евросоюза в качестве наблюдателей на парламентских выборах[15]. Ермошина откровенно дала понять, что последнее слово в данном вопросе остается за президентом Лукашенко[16]. Что касается наблюдателей от Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), то, по мнению Лидии Ермошиной, их оценка выборов «будет не правовой, а политической»[17].

Александр Лукашенко, несмотря на эти рекомендации, решил все-таки допустить на выборы западных наблюдателей. Более того, он дал указание белорусским чиновникам создать благоприятную атмосферу для деятельности международных наблюдателей[18]. В то же время Лукашенко накануне выборов неоднократно подчеркивал, что Белоруссия является суверенным государством и не примет никакого внешнего вмешательства[19].

6 июля 2012 года белорусская сторона направила официальные приглашения на парламентские выборы наблюдателям от Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) и от СНГ[20]. Предполагается, что Минск разрешит работать на выборах 300 наблюдателям от БДИПЧ ОБСЕ, к которым впоследствии присоединятся эксперты из ПА ОБСЕ[21]. Всего ожидается 600 международных наблюдателей и представителей Центризбиркомов различных стран. На конец августа т.г. Центризбирком РБ аккредитовал 157 международных наблюдателей (105 от СНГ, 48 — БДИПЧ ОБСЕ, три — ЦИК России, один — ЦИК Молдовы). Центризбирком Украины официально отказался принять участие в наблюдении за парламентскими выборами в Белоруссии «в связи с проведением избирательной кампании у себя в стране»[22].

Интерес представляет и отношение структур оппозиционного спектра к предстоящим парламентским выборам. Относительная популярность условно оппозиционной Либерально-демократической партии Белоруссии (ЛДПБ) у электората позволяет представителям этой партии успешно бороться за мандат депутата, прохождение отдельных членов ЛДПБ в Палату представителей пятого созыва вполне вероятно.

Что касается радикальной белорусской оппозиции, то её лидеры, в отличие от парламентской кампании 2008 года, на этот раз не пытались вести политический торг и договариваться с окружением президента (тогда они предлагали свои посреднические услуги в установлении диалога с Западом).

Потерпев сокрушительное поражение на последних президентских выборах, оппозиция подошла к парламентским выборам абсолютно деморализованной и раздробленной. Очень сложно и со скандалом, например, шел процесс оформления «коалиции шести», которую даже сами лидеры оппозиции считают одной из самых слабых, не гарантирующих единство действий общественных организаций, вошедших в нее[23].

По вопросу участия или неучастия в выборах раскол прошел и внутри партийных рядов. Например, в январе т.г. на сойме Партии БНФ дискуссии носили столь ожесточенный характер, что к окончательному решению не привели. Пришлось устраивать внутрипартийный опрос, который показал, что большинство членов партии против бойкота. В результате от Партии БНФ было выдвинуто 38 кандидатов в депутаты.

Кроме Партии БНФ идею изначального бойкота выборов отвергли Объединенная гражданская партия (выдвинула 57 кандидатов) и Белорусская партия объединенных левых «Справедливый мир» (40 кандидатов). Если лидеры Партии БНФ и ОГП не исключают возможности снятия своих кандидатов в депутаты, «если к началу досрочного голосования в РБ останутся политзаключенные», то БПОЛ «Справедливый мир» оставила этот вопрос открытым[24].

Полностью провалилась инициатива оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» по организации со стороны всей оппозиции массового наблюдения на выборах, а также по проведению Всебелорусского народного съезда, озвученная в конце января 2012 года[25]. Никто в оппозиционном лагере по существу не поддержал и другую инициативу, выдвинутую 11.04.2012 на заседании политсовета Объединенной гражданской партии, — по проведению кампании «За честные выборы без «Лукашенко» с одновременным созданием групп «спикеров», которые под видом кандидатов в депутаты должны общаться с избирателями[26].

Парламентские выборы никогда не были приоритетными для белорусской оппозиции, которая всегда была исключительно активна только в борьбе за кресло президента. Поэтому не случайно, что часть известных оппозиционеров сделала заявления, суть которых сводилась к тому, что в условиях нечестных выборов бороться за прохождение в Палату представителей не нужно. Ветеран белорусской оппозиции, координатор кампании «Говори правду!» Александр Федута, например, прямо заявил, что «результаты выборов будут только такие, которые устраивают власть, поэтому не стоит ставить своей целью проведение своих представителей в парламент»[27]. Функционеры «Европейской Беларуси» обнародовали т.н. Платформу народного бойкота, в которой подчеркивается, что «попытки оппозиционных сил войти во власть, участвуя в фальсифицируемых режимом выборах, неэффективны и способствуют его укреплению»[28].

Другие известные противники политического режима заняли позицию, которую наиболее точно и откровенно определил лидер Белорусской партии объединенных левых «Справедливый мир» Сергей Калякин: «Неучастие в выборах станет временем упущенных возможностей для оппозиции. Наши кандидаты в депутаты смогут выступать по телевидению и радио, встречаться с избирателями. Мы не должны терять шанс завоевать сторонников»[29].

В целом за изначальный бойкот парламентских выборов выступила большая часть незарегистрированных партий и общественных организаций, крайне малочисленных и слабо организованных (БХД, «Беларуски рух», движение «Европейская Беларусь» и др.). При этом следует подчеркнуть, что, участвуй они в выборах, шансов на проведение своих кандидатов в парламент у них не было бы и при абсолютно прозрачных и честных выборах, признанных БДИПЧ ОБСЕ.

Можно с уверенностью прогнозировать, что в стены Палаты представителей выдвиженцы от радикальной оппозиции на выборах-2012 не попадут, а политические организации оппозиции по-прежнему останутся маргинальными.



[1] БЕЛТА, 18.06.2012.

[2] Республика, 10.08.2012.

[3] Белстат, 15.08.2012.

[4] БДГ, 21.04.2012.

[5] БЕЛТА, 29.08.2012.

[6] БЕЛТА, 18.06.2012.

[7] БЕЛТА, 27.03.2012.

[8] Белпартизан, 18.06.2012.

[9] БЕЛТА, 06.08.2012.

[10] Сайт Белтелерадиокомпании, 19.06.2012.

[11] Сайт Белтелерадиокомпании, 19.06.2012.

[12] Сайт Белтелерадиокомпании, 19.06.2012.

[13] Сайт Министерства обороны РБ, 02.04.2012.

[14] БЕЛТА, 18.01.2012.

[15] БЕЛТА, 07.03.2012.

[16] Сайт Министерства обороны РБ, 02.04.2012.

[17] БЕЛТА, 06.08.2012.

[18] Сайт Белтелерадиокомпании, 19.06.2012.

[19] См., например, БЕЛТА, 18.06.2012.

[20] БЕЛТА, 06.07.2012.

[21] БЕЛТА, 22.08.2012.

[22] «Советская Белоруссия», 24.08.2012.

[23] Белорусские новости, 01.02.2012.

[24] Там же.

[25] telegraf.by, 31.01.2012.

[26] Сайт ОГП, 11.04.2012.

[27] БДГ, 08.02.2012.

[28] Белпартизан, 29.05.2012.

[29] Белпартизан, 29.05.2012.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

21 февраля 2025

Минск и Москва обсудили формирование объединенного рынка нефти и газа https://eadaily.com/ru/news/2025/02/21/minsk-i-moskva-obsudili-formirovanie-obedinennogo-rynka-nefti-i-gaza Заместитель премьер-министра Белоруссии Виктор Каранкевич и вице-премьер России Александр Новак обсудили вопросы формирования объединенного рынка нефти и газа. Об этом сообщили в пресс-службе правительства РФ. Сообщается, что встреча представителей …

20 февраля 2025

 В настоящее время не видно предпосылок для деэскалации военно-политической обстановки в мире. Об этом сегодня, 20 февраля, заявил начальник Департамента международного военного сотрудничества — помощник Министра обороны по вопросам международного военного сотрудничества Валерий Ревенко на брифинге по актуальным вопросам военной …

4 февраля 2025

В ближайшее время в Белоруссии необходимо разобраться с решениями, касающимися вывода валюты за рубеж. Об этом сегодня, 4 февраля, заявил Александр Лукашенко на встрече с доверенными лицами. Белорусский лидер отметил, что во время доклада генерального прокурора затрагивался вопрос вывода валюты …


Ваш браузер устарел! Обновите его.