14 декабря 2017 г. в Институте стран СНГ состоялась встреча с профессором русской истории и культуры Университета г. Осло Полом Колсте (Pal Kolste). Первоначально предполагалось, что в этой встрече также примет участие Хельге Блаккисруд, но она заболела. Со стороны Института стран СНГ во встрече приняли участие Владимир Евсеев, заместитель директора, и Дарья Харитонова, научный сотрудник отдела евразийской интеграции и развития ШОС.
Пол Колсте хорошо известен среди российских экспертов, изучающих постсоветское пространство. Он неоднократно посещал Абхазию, Южную Осетию, Нагорный Карабах и Приднестровье. Имеет большое количество публикаций по этим республикам в западных СМИ.
Пола Колсте очень интересовал вопрос о взаимоотношениях непризнанных государств со своим так называемым государством-патроном (Россией – для Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, Арменией – для Нагорного Карабаха). В своем ответе я пояснил, что в реальности непризнанные (частичной признанные) страны не являются клиентскими государствами. Так, в Армении сейчас завершается процесс перехода к парламентской форме правления. По этому пути первоначально хотели пойти и в Нагорном Карабахе. Но после войны апреля 2016 г. в Степанакерте приняли решение о перехода на президентскую форму правления, что было подтверждено в феврале 2017 г. на прошедшем референдуме.
Ныне Нагорный Карабах во многом является самодостаточным государством с высоким уровнем демократии. В частности, эта республика располагает запасами цветных металлов, собственной гидроэнергетикой и хорошими сельхозугодиями. В военной отношении Нагорный Карабах имеет чрезвычайно высокую мобилизационную готовность, а его парк бронетанковой техники сравним с аналогичным парком вооруженных сил Армении. В вопросе же обмена территориями позиция Степанакерта не менее важна чем позиция Еревана, поэтому нужно вернуть процесс обсуждения проблемы Нагорного Карабаха в трехсторонний формат с участием представителей Арцаха. Именно это и было зафиксировано в соответствующих договорах 1994 – 1995 гг.
Пол Колсте попросил меня прокомментировать информацию о том, что, по западным данным, бюджеты Приднестровской Молдавской Республики, Республики Абхазия и Республики Южная Осетия финансируются российской стороной на уровне 50%, 70% и 90-95% соответственно. Я отметил, что эти данные являются завышенными. Так, Александр Скаков из Института востоковедения РАН утверждает, что в 2018 г. бюджет Республики Абхазия составит 9 млрд 602 млн руб., включая 4 млрд 292 млн российского дофинансирования. Следовательно, РФ обеспечивает лишь 45% финансирования этой республики.
В ходе состоявшей встречи также обсуждалась проблема межнациональных отношений в Абхазии (для других непризнанных и частично признанных республик постсоветского пространства эта проблема менее актуальна). Я отметил, что в Абхазии существует, например, проблема взаимоотношений между абхазами и армянами, но она не носит непреодолимого характера.
Таким образом, факт встречи в Институте стран СНГ с норвежским экспертом свидетельствует о международном авторитете нашего института, который бесспорно является одной из ведущих российских организаций по изучению постсоветского пространства. С связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о продолжении сотрудничества Института с ведущими европейскими центрами, в том числе с целью объективного информирования общественности о ситуации на пространстве СНГ.