В эпоху Византии успешность проведения Православных Соборов во многом обеспечивалась Императором, как арбитром и регулятором, умевшим стимулировать договороспособность предстоятелей при помощи своего авторитета и влияния. Увы, на сегодня Церкви разобщены политическими системами в условиях, которых они существуют, и единого центра для их координации просто нет. Принудить Церкви к сотрудничеству просто некому. А все попытки Вселенского Патриарха взять на себя ведущую роль, которую прежде исполняли Императоры, обречены на неприятие остальными Церквями, усматривающими в подобных притязаниях опасность воспроизведения старого доброго папизма только уже не римского, а константинопольского.
Самым логичным, пусть и не простым выходом было бы воссоздание единой Империи, Ойкумены, в которую входили бы все православные Церкви, и правитель которой своей державной волей мог бы разрешать любые межцерковные противоречия, особенно организационного порядка. Если же исходить из современных геополитических реалий, то ближайшим аналогом таковой Империи может считаться только Россия. И было бы логично, если бы именно Россия, в том числе в лице своего правителя, озаботилась наблюдаемым коллапсом в соборной жизни нашей Единой Церкви.
Русская Православная Церковь, в отличие от страдающего устаревшими и пагубными амбициями Константинополя, смогла бы собрать у себя все Церкви, и говорила бы с ними как с равными, учитывая мнение каждой, и к каждой относясь с братским терпением и любовью. К обсуждению были бы приняты все предлагаемые документы, решались бы все волнующие христиан вопросы, а не только те, которые счёл бы важными один только Патриарх Константинополя. Такой Собор, проводящийся открыто и в соответствии с духом прошлых Вселенских Соборов, меньше бы вызывал смущения даже у тех наших мирян, которые сами по себе склонны смущаться. Сложнее было бы обвинять наше священноначалие нелепыми конспирологическими подозрениями, имеющими хождение и от того, что подготовка к Собору носила до сих пор во многом кулуарный характер.
На Соборе, проведенном под эгидой России, были бы прямо и четко поставлены так волнующие церковный народ вопросы о взаимоотношениях с инославными конфессиями. Получили бы должную оценку все те моменты, что делают невозможным подлинное общение Рима с Православной Церковью. Был бы намечен путь исправления, который Риму надлежит пройти, прежде чем зияющая рана разделения будет уврачевана не в духе ужасающего экуменизма, а в подлинном Православном соединении.
В конце концов, новый Собор смог бы наконец, дать должную отповедь возрастающей секуляризации общества и лживым западным ценностям, которые являют собой общего врага для самой христианской цивилизации.
Эти ,и многие другие вопросы, рассмотрение которых не было бы включено в повестку провалившегося Всеправославного Собора, вполне могли бы быть разрешены на Соборе, который состоялся бы уже в условиях Русского Мира. Пожалуй, в том числе и для таких случаев Господь и создаёт Русский Мир.
Диакон Павел (Шульженок)