Итоги нашего белорусского народного сретения будут еще перевариваться, и я сегодня не буду на них подробно останавливаться. Просто поделюсь самыми общими выводами. В целом, они весьма неопределенные. Пусть и было сказано и даже намечено много правильных затей.
Во-первых, очень тяжело понять, в какой мере президент озвучивал свои и своего окружения подлинные мысли в их полноте. Практика заявления на публичных мероприятиях всего приглаженного укоренена глубоко, и тяжело рассчитывать даже на отказ от нее, не говоря уже о быстром изменении.
А вот исходя из заявленного, рефлексия президента (и, судя по всему, его окружения) над революцией всё больше окостеневает на уровне «на нас напали» + «у нас нашлись предатели и заблудшие». Это закрывает или, во всяком случае, сильно заволакивает путь к осознанию глубинных заблуждений и их исправлений. Президента, судя по всему, всерьез убедили в «массовой народной поддержке» (зная, что собой превращает проводивший социсследование ECOOM, – неудивительно).
Во-вторых, если так, то весьма велика угроза, что приниматься будут только поверхностные и имитационные меры. Уже сам совет президента в конце «Не спешите переобувать обувь для дождя» говорит о том, что личная лояльность (притом даже лицемерно-покорная) ему по-прежнему более важна, чем идейность, идейный патриотизм.
Из непонимания обязательно следует и незнание, что делать. У всех. Звучит постоянно слово «патриотизм», «гражданско-патриотическое воспитание». Но что это такое, судя по всему, никто ясно не понимает. А кто и понимает, тот не хочет всерьез говорить. Еще более красноречиво: звучит про традиционную семью и традиционные ценности. Но что конкретно под ними нужно понимать, как и от чего защищать, – та же самая ситуация: либо не понимание, либо нежелание всерьез обдумывать и вербализировать. «Молодежь такая-сякая». А почему «такая-сякая» – не осмысливается. Всё списывается на соцсети и гаджеты. Как будто, если забрать соцсети и гаджеты, они тут же стали бы духовно устремленными патриотами, созидателями, семьянинами. А то, что они погружены в тотально либерально-греховную культурную среду, поддерживаемую «взрослыми», никто вспоминать не хочет!
В-третьих, и это общее для «во-первых» и «во-вторых»: почти полное отсутствие постановки острых и противоречивых вопросов (особенно это чувствовалось среди выступающих). Только приятное. Даже в проблемном! Проблемы: а) либо мы еще просто не успели общими усилиями решить, но решим; б) либо нам просто помешали решить. Но в том-то и дело, что болезнь не поверхностна, и для ее лечения жизненно необходимо быть готовым принимать смелые, решительные и неприятные меры.
В-четвертых, доминирование экономико-бытовой тематики (пусть и с разумными акцентами), сильная приземленность президентского и коллективного ума. Воспоминание о религии – исключительно в плане «межконфессионального мира» и «приятно показать гостям-туристам», воспоминание о культуре – самое минимальное и снова «чтобы было» и «чтобы весело» (танцы, пляски, пение). Даже образование – в основном в разрезе зарплат и снова тот же бессодержательный «патриотизм», за которым читается скорее «чтобы по улицам не бегали».
В-пятых, конституционная реформа. Не впечатляет пока настроенность главы государства. Чувствуется, что здесь вообще нет никакого понимания, куда и как двигаться. Конституциализированное Всебелорусское народное собрание и «гарантии неприкосновенности нынешней элите» в случае прихода к власти змагаров – это вообще потешный анекдот: как только бы они пришли к власти (и тут же отдали ее западным хозяевам), все «конституциональные защиты» стали бы стоить не больше, чем «киевские соглашения» Януковича с оппозицией при посредничестве «прогрессивного человечества». В любом случае, если православно-патриотические силы не подключатся (а для этого – организованно не родятся из стихийной среды) и идейно не подправят, всё грозит вылиться в скатывание на «общеевропейский путь демократизации» с соответствующим исходом.
А вот отдельно следует выделить выступление министра Макея, которое нужно признать суровым исповеданием его старых взглядов (с поправкой на текущую ситуацию). Как мы и предполагали, после большого поражения летом 2020-го (когда, напомню, он даже подал в отставку) он перегруппировался и уже начинает выстраивать свою новую стратегию, которую хотел бы увенчать торжественной победной речью в качестве нового главы государства. Конечно, под бело-красно-белыми символами. Итак – только его тезисы. 1. «Мы на геополитическом разломе между Востоком и Западом». 2. «Мы за сохранение евроатлантического единства, за единство ЕС». 3. «Мы за сближение ЕАЭС и ЕС». 4. «Мы вели и будем вести многовекторную политику». 5. «Жизнь опровергла критику некоторых там в России нас за нашу многовекторную политику».
В целом же повторю то, что говорил ранее: от ВНС ничего особенно ожидать и не стоило. Страна снаружи в полуосаде, внутри на распутье. И решающие повороты еще впереди (ключевые из них неизменно обозначены в статье-трилогии на основе прошлой аналитики). Принятые решения, в том числе закрепленные в Резолюции ВНС, провозглашают необходимость судьбоносных перемен (охватывая, по крайней мере, часть важнейших направлений) и открывают горизонты для их совершения. Здесь и создание Конституционной комиссии с преобразованием государственного строя, и перезапуск общественно-политических движений в Белоруссии, и завершающее, емкое, но, в действительности самое важное положение: «разработке программы патриотического воспитания населения, утверждению в обществе традиционных духовно-нравственных ценностей и установок белорусского народа».
И теперь на повестку дня выходят уже наводящие и еще более решающие вопросы. Кто будет содержательно определять патриотическое воспитание в школах и молодежи в целом? Кто войдет в Конституционную комиссию и заручится поддержкой со стороны президента? Кто наполнит содержанием отказ от нейтралитета во внешней политике? Кто возглавит ревизию историко-культурной памяти и самосознания? Кто сформулирует «традиционных духовно-нравственных ценностей и установок белорусского народа», включая семейные? Какие политические движения и партии будут впущены в пространство? Кто – и, соответственно, на каких началах и с каким содержанием! При этом очевидно, что те силы прозападной «шестой колонны» и просто «спящих», которые не смогли предотвратить государственного пробуждения, сейчас устремятся к тому, чтобы его возглавить, – частично переведя в имитацию, частично в бутафорию, частично же вообще использовав в угодном себе ключе.
И понимая некоторые законы духовной борьбы, утверждаю без тени сомнения: поворот в спасительную сторону может быть осуществлен только Церковью и православно-патриотическими силами. Ничто другое той внешней силе, которая противостоит нам и опирается на мощную пятую и шестую колонну изнутри, а также неведение широких масс, противостоять не сможет. В частности, какой-либо извод лево-социалистической идеи сам по себе: у «Них» есть массу зацепок, посредством которых они смогут их нейтрализовать, если вообще не поставить себе на службу (чего стоят только идеи гендерного равенства, мультикультурализма и сдерживания религиозности в обществе!).
Ну и вот, именно по церковной теме мое сегодняшнее дополнение к теме Всебелорусского народного собрания. И притом – в сопровождении внутрицерковной смуты, раздуваемой либералами: но, быть может, ей Господь также поможет Церкви мобилизовать, как помогает и государству?! Очередное мрачное проявление церковной смуты – очередная статья главной соросовской уполномоченной Василевич по религиозной стороне (ядру) БЧБ-майдана (как духовно-цивилизационной, а не одной лишь политической, демонической революции).
Автор жуткой карикатуры, к слову, – бывший дьякон минского прихода святой Софии Слуцкой, ныне обитающий в Люблине. А еще недавно – вполне себе представитель экзархально-епархиального бомонда, беларускамоунага. Да и теперь Зьмицер вполне себе в строю. А данная статья снова поддержана самыми «смелыми» священниками. Если в двух словах: «Они» в лице Василевич и Ко пытаются раздувать раскол в белорусской Церкви и, прежде всего, противопоставить и бросить против церковной иерархии мирян и рядовых священников. Точнее сказать, группа либерально-националистическо-революционных клириков и мирян давно уже вызрела и противопоставлена не просто иерархии, а самόй Православной Церкви. Задача «Их» – пользуясь нынешними процессами, максимально расширить круг этой группы, втянуть в нее как можно больше неустойчивых клириков и мирян, а также использовать их в качестве мобилизационного фактора в революционном и, замечу, эволюционном (мировоззренческом) захвате Белоруссии Западом, а потом на их основе сварганить местную раскольническую секту типа ПЦУ.
Цитирую «Их» (первый же абзац): «В Белорусской Православной Церкви разворачиваются два разнонаправленых, но взаимосвязанных процесса. С одной стороны, растет недовольство активных и рядовых прихожан официальной позицией церкви по вопросам нравственной интерпретации происходящих в Беларуси событий, а также недоверие к церковной иерархии. В то же время, на волне общего пробуждения белорусского общества, православные христиане активно строят неформальные сети общения и взаимодействия, обсуждают, каким образом должно применяться социальное учение церкви к социальной сфере, каким должен быть голос церкви, на какие ценности и принципы опираться, выступают с критикой церковных лидеров, проводят совместные акции, например, записывают видеообращения, пишут открытые и адресные письма с сотнями подписей с изложением своей позиции в адрес лидеров церквей, а также проводят культурные мероприятия. Пространством действия может стать чат однокурсников богословских учебных заведений, чат священников, чат с просьбами о молитвах, православный хор, православное братство, чаепитие прихожан после богослужения, просто группа друзей, объединенных православной верой и ее общим пониманием. Таким пространством может стать даже тренд комментариев в фейсбуке. Эта неформальная коммуникация, во-первых, стимулирует создание независимого от иерархии церковного сообщества вообще. А во-вторых, недоверие к иерархии со стороны этого сообщества трансформируется в критическое отношение к ней».
И не менее важны завершающие слова: «Активные церковные профессионалы, изгнанные за свою позицию с должностей внутри церковной структуры, плавно перетекают в рамки независимого церковного сообщества и даже становятся теми узлами, вокруг которых оно кристаллизуется. Такое сообщество обладает высоким потенциалом, компетенцией и мотивацией, чтобы православный публичный дискурс, наоборот, демонополизировать, предлагая обществу свой креативный вклад в общее действие, преследующее цели продвижения демократии, правового государства, основанного на справедливости и уважении к правам человека». Да, Лепины и Кухты, а также все прочие не только ни в чем не раскаиваются, но и близко не собираются останавливаться, а только раскручивают маховик своей псевдопросветительской диверсионной деятельности по вышеописанной стратегии и по примеру Кураева, Чапнина, украинских товарищей с ПЦУ. Которые, к слову, открыто присутствуют на их страницах. К этому мы вернемся в следующий раз.
И здесь выскажу свое видение. Во-первых, по второму абзацу, – без серьезных мер остановить их, особенно самых гордых и буйных, не удастся. Тем более, повторю некогда сказанное: мягкость митрополита они воспринимают за слабость и лишь распаляются в своей наглости и мятежности. По-христиански их могло бы образумить только направлением с семьями на годик-другой к монастырям с послушаниями и испытанием смирения. Как это, к слову, было сделано со Шрамко, который не только наплевал на послушание, но стал издеваться над Свято-Елизаветинской обителью. Ну а если выявляется такое, то зачем Церкви такие пастыри?! Пастырь – это ж не функциональная должность, как у протестантов! В ином случае, могут вмешаться и органы КГБ и прокуратуры, как это уже было с клириками Лепиным, Богданом. Но, боюсь, КГБ в основном плохо разбираются в источниках реальной угрозы (как и в политике), цепляясь только за крикливых агитаторов (выпад Лепина с «мемориалом Бондаренко» был умышленным, обычная его деятельность совершенно другая). В частности, оказывается, Василевич (напомню, помимо прочего, – член Координационного ревсовета) приезжала из Бонна в Минск зимой и вполне себя свободно чувствовала.
И второе, главное – про «правильных» «православных христиан», которые «обсуждают, каким образом должно применяться социальное учение церкви к социальной сфере, каким должен быть голос церкви, на какие ценности и принципы опираться». Это – большая беда в Церкви! Нужно признать, что нашу Церковь за эти годы (особенно в последние 10 лет) во многом загнали в гетто, «отучили» смело глаголать по общим и текущим вопросам общественной жизни и, более того, долго подменяли Ее голос голосом обмирщенно-обновленческих самозванцев, типа членов бывшей «Черной синодальной тройки».
Теперь нужно с трудом восстанавливать этот голос! Причем звучать он должен не только в целом, указывая на истинные евангельские принципы общественной жизни, но и на применение их к оценке конкретных вопросов жизни конкретного общества на святоотеческих и духовно-нравственных началах. Иначе общество, в частности, белорусский народ, так и будет «сидеть во тьме и тени смертной» (Лк.1:79) и не будет, подобно древним ниневитянам, «уметь отличить правой руки от левой» (Иона 4:11). В частности, напомню, увидеть за ширмой «христианской песни» «Магутны божа» антихристианский и антинародный гимн БЧБ-революции.
Не устану утверждать, что Церковь – единственная сила, которая в стратегическом плане может вытянуть наш народ из скатывания в бездну, а государство – в революцию (причем с опережающим вкладом в это со стороны самого государственного руководства и общественной элиты в целом). Чтобы сила слова Церкви действовала на государство и народ оживотворяюще, освещающе, наставляюще и путеводяще, нужно, чтобы правда восторжествовала в Ней самой, чтобы вначале прекратили из Ее среды проистекать лукавство, лжеучение, слово отравляющее и угнетающее, а далее уже и зазвучало пронзительное слово правды и истины. В нынешних условиях Церковь должна не только и не столько стать успокоителем общества – ведь в основе конфликта отнюдь не бытовой всплеск страстей, но фундаментальное религиозное противостояние! В нынешних условиях Церковь должна выступить будителем и мобилизаторов общества, собирателем всех его патриотических сил, разъяснителем для них и всего народа, где добро и зло во всей нынешней мутной воде! И, наконец, – задать ясные начала для созидания единства народа: единство на основе простого успокоения, на простом объединении всех сил в обществе – невозможно! Невозможно единство белорусов на основе, образно говоря, «примирения коллаборационистов и партизан», «последователей святого Афанасия Брестского и иезуитов»! Но только на основе истины и правды – и соответствующей идеологии.
Острейший вопрос и претензия к Церкви, Ее руководству в условиях политических событий 2020-го года, звучащая со стороны «церковных» и внецерковных революционеров, – в том, что Она (оно) молча покрывает преступления власти, нечего не может сказать в Свое и ее оправдание – в отличие от «правдолюбивого» «независимого православного гражданского общества», а также «уважаемых католиков, протестантов, иудеев», который, разумеется, в большинстве своем (а на уровне пастырей – в подавляющем) стоят за БЧБ-революцию, «честные выборы» и «ненасилие». По этому вопросу голос «церковных» либерал-революционеров звучит вовсю, голос же охранителей и ревнителей Православия, увы, не звучит, молчит. Хотя, конечно, помимо многолетнего атрофирования этого голоса изнутри Экзархии, во многом еще и сама власть своими «многовекторными достижениями» (по принципу «и богу свечка, и черту кочерга») загнала Церковь в весьма непростую ситуацию.
Как бы там ни было, я долго вынашивал статью, которая могла бы стать, во всяком случае, основой для ответа Церкви на выдвигаемые к Ней претензии по «голосу правды по политическим событиям». И не только защитным ответом, но и общим указанием на духовную сущность происходящего в целях, напомню, не теряющей свою значимость миссии: стать той подлинной «Третьей силой», которая вразумила бы, заставив осознать свои заблуждения, вменяемую часть народа – и из оппозиционной среды, но также и из провластной, и у самой власти. И далее смогла бы стать центром объединения всех здоровых сил общества и вытягивания народа и страны из лап дьявола, успешно плетущего свою комбинацию: разделить общество, втянуть в неправду обе стороны (неважно, что неправда разная у провластных и прореволюционных сил), и далее уничтожить их взаимными действиями страну, ее независимость от Запада.
Статья в 3-х частях под названием: «Христианская правда Церкви о БЧБ-революции в Беларуси и истеричное лукавство “церковных” либеральных “правдоборцев”».
Часть 1: «Православная правда о БЧБ-революции и её лукавые обличители».
Часть 2: «Фальсификации и насилие».
Часть 3: «Либеральное разжигание “не-насилия” и православное миротворчество».
Еще раз подчеркнем, что в церковной среде развилась тяжелейшая прелесть и с ней болезнь, которая распространяется в церковной среде – среди священства и мирян – как гангрена, как онкология и как духовный ковид. Эта болезнь коренится в лукавстве самого дьявола, выдающего за любовь, правдолюбие, миротворчество и прочие духовные добродетели либерально-гуманистические суррогаты. С этим багажом дьявол и его подчиненные бесы проникают в среду самой Церкви и заражают ересями священников, незаметно отторгая их (а за ними их паству) от самόй святой и непогрешимой Церкви как Тела Христова. За принятием этой болезни стоит, разумеется, обмирщенный образ жизни самих священников и мирян. Однако очень важно разобраться и в самих теоретических хитросплетениях лжи – грубой или даже весьма тонкой подмене смыслов.
В целом же основные принципы обмирщенного духа-мировоззрения у священников, в частности, белорусских, ведущие их к поддержке БЧБ-революции, являются налицо следующие: богословское вольнодумство и отвержение священных авторитетов – Священного Писания и Священного Предания, включая сонм современных святых богословов; нежелание видеть глобальное и локальное сражение добра и зла (причем в церковном, а не либерально-гуманистическом видении!); отрицание и замалчивание действия дьявола, бесов, их сознательных земных слуг (прежде всего, талмудических иудеев и масонов), нежелание признавать Запад средоточием зла и, более того, апология Запада, ориентация на него; экуменизм вплоть до признания наличия истины и спасения в неправославных религиях; расположенность к либеральным ценностям; неприязнь к аскетическим понятиям страха Божьего, покаяния, наказания, воздержания, смирения с подменой их абстрактной «любовью во Христе» и «радостью от жизни на земле»; отвержение божественных чудес и мистики как таковой; русофобия и проистекающий оттуда русофобско-прозападный национализм; неприязнь к православным охранителям (консерваторам), ревнителям (ортодоксам), православным патриотам, святоотеческому богословию, включающему политическое и историософское богословие, сердцевиной которого являются учение о Катехоне (удерживающем), церковно-государственной симфонии, а также Третьем Риме, Святой Руси, «уваровской триаде» как их воплощении в отношении русского народа.
В целом, при внимательном рассмотрении, во взглядах священников-обновленцев царят элементарные гордость и теплохладность, далее имеющие множество проявлений: насмешливость, неблагочестие, неблагоговение, экстравагантность, дерзость, скептицизм и т.д. В совокупности, мы не ошибемся, если назовем таковых священников жидовствующими, – тем более что среди них есть и непосредственно евреи, и открыто симпатизирующие иудаизму.
Что касается непосредственно данной статьи-трилогии, то в ней я стараюсь, с одной стороны, разоблачить лукавство тех (прежде всего, либерально-революционных клириков), кто искусно искажает подлинную правдивую картину политических событий в Белоруссии, пытаясь не только парализовать антиреволюционные и антиоккупационные действия Церкви, но и втянуть Ее в саму революцию в качестве ее пособника и религиозного вдохновителя, с другой стороны, соответственно, раскрыть должную оценку Церковью этих политических событий и богоугодную стратегию Ее поведения. Которое призвано не только и не просто остановить революцию и предотвратить оккупацию Белой Руси слугами сатаны, но и, безусловно, начать наступление (в том числе с жупелом самих революционных уроков) на глубинные причины данной революции и деградации белорусского народа внутри самого белорусского народа и государства.