×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/vozvrashchenie-mnogovekovoy-tradicii-i-lichnost-sheyha-maulany-zulfikara-ahmada-nakshbandi-mudjaddedi/
Новости
3 мая
2 мая
27 апреля
26 апреля
«Возвращение многовековой традиции и личность Шейха Мауланы Зульфикара Ахмада Накшбанди-Муджаддеди»

Тезисы выступления  на международной научно-практической конференции

«Обновленческие движения

в исламе»

1-2 декабря 2011 года, Казань



После дезинтеграции Советского Союза и образования Содружества Независимых Государств (СНГ) на территории постсоветского пространства стали интенсивно идти процессы возрождения религиозного самосознания верующих, в том числе мусульман. В рамках этой тенденции во вновь образованные страны Центральной Азии, а также на российский Северный Кавказ и в Поволжье стал постепенно «возвращаться» широко распространенный до насильственного насаждения идеологии воинственного атеизма Тасаввуф,[i] как веками доказавшая свою эффективность исламская аскетическая духовная практика.

Одним из довольно широко распространенных течений Тасаввуфа в «мусульманских анклавах» Российской Империи был тарикат Накшбандийя,[ii] который после распада СССР стал постепенно восстанавливать былую силу и влияние. В результате контактов между мусульманами государств СНГ и стран Ближнего и Среднего Востока адепты и лидеры различных направлений Тасаввуфа Дальнего Зарубежья, в том числе и тариката Накшбандийя, стали привносить свою лепту в процесс возрождения этой многовековой исламской духовной традиции на постсоветском пространстве[iii]. Одной из выдающихся личностей, стоящей у истоков этого возрождения и является Шейх Маулана Ахмад Зульфикар Накшбанди-Муджаддеди[iv].

Для того чтобы наглядно и кратко описать историю возглавляемого им тариката, имеет смысл отобразить «цепь» его духовной преемственности (или сильсиля). Первым в ней представлен Пророк Мухаммад (С.А.С.)[v]. Затем следует его ближайший сподвижник Абу Бакр Ас-Сиддик и далее по цепочке, в которой 40 машаихов[vi]. Из-за ограниченности времени для доклада я не буду их перечислять, а лишь отмечу — из этой «сильсиля», даже если не вдаваться в исторические подробности, видно, что данная духовная традиция сформировалась и на протяжении длительного периода времени развивалась на территории Средней Азии. Затем центр тариката, начиная с Мухаммада Бакибиллаха, переместился на Индо-Пакистанский субконтинет, где это направление получило дальнейшее существенное развитие при Ахмаде Сирхинди, которому был присвоен титул Обновителя (Муджаддида) Второго Тысячелетия. Он в целом отвергал всякое «недопустимое новшество» (бида) в религиозной жизни, в том числе и суфийские собрания, сопровождаемые танцами и песнопениями, объяснял Шариат как единственную направляющую линию для всех действий, а такрикат — как его опору, которая помогает идущим по пути к совершенству. В отличие от многих своих последователей Ахмад Сирхинди интерпретировал Шариат не столько с точки зрения его конкретных заповедей, сколько в плане заключенных в нем внутренних истин. Именно эта позиция, которую он блестяще изложил в своем знаменитом «Мактубате (сборнике писем) Имама Раббани» и которую он представил политической элите Могольской империи, принесла Ахмаду Сирхинди, в среде его приверженцев почетный титул «Обновителя второго тысячеления (хиджры)»[vii]. Его пример, на мой взгляд, является зримым доказательством того, что обновленческий потенциал Тасаввуфа в положительном его понимании не миф, а объективная реальность, которая имеет непосредственную связь и с современностью. И одним из выдающихся продолжателей учения и духовной практики Ахмада Сирхинди является ныне здравствующий Шейх в цепи преемственности рассматриваемого нами ответвления (турук) Накшбандийи-Муджадидийи Маулана Ахмад Зульфикар. Именно он, отдавая дань великим наставникам прошлого, многие из которых были выходцами из Средней Азии, стал постепенно «возвращать» на постсоветское пространство этот духовный путь, заметно утративший свои позиции в обществе за десятилетия религиозного безвременья в Советском Союзе.[viii] В этой связи его личность, на мой взгляд, заслуживает внимания не только узких специалистов-религиоведов, но и более широких кругов российского экспертного сообщества.

Итак, Шейх Маулана Зульфикар Ахмад Накшбанди-Муджаддеди родился 1 апреля 1953 года в пакистанском городе Джанг. Обучаясь в школе, в 10 летнем возрасте он занял 1-е место в конкурсе по ораторскому мастерству. После окончания с отличием средней школы поступил в университет, где осваивал естественные науки. По его окончании в 1971 году был внесен в Почетный список отличников университета. В 1976 году он с отличием окончил еще один университет (факультет электроники), при этом получив высший бал за дипломную работу в области компьютерного проектирования (400 баллов из 400 возможных). Свое образование Шейх Зульфикар совершенствовал и в последующем, обучаясь на различных курсах, таких как курсы менеджмента (1976 г.), курсы компании Эм Эй Пи «Эффективный менеджер» (1986 г.), курсы стратегического управления компании Эль Ю Эм Эс (1989 г.), краткий курс при Библиотеке Эль Ю Эм Эс (1990 г.), курсы планирования и управления (в 1990 г. в Швеции), курсы обучения управлению с учетом «человеческого фактора» при компании Эль Ю Эм Эс (в 1991 г.).

Шейх Зульфикар, являясь разносторонне развитой личностью, в молодости уделял внимание и физической подготовке. Так, будучи еще школьником, он занял 1-е место в соревнованиях по гимнастике, а также стал капитаном сборной команды школы по крикету. После ее окончания в 1968 году он даже участвовал в сборной команде округа по футболу. А в 1971 году стал чемпионом колледжа по плаванию в командном зачете. Помимо спорта его факультативным увлечением была фотография, о чем свидетельствует признание его лучшим фотографом колледжа.

Свою трудовую деятельность он начал со стажировки в качестве инженера-электрика на заводе по производству сахара в Пакистане, которую проходил в период с 1976 по 1977 год. Последующие два года он работал на этом предприятии заместителем инженера по электротехнике, а в период с 1979 по 1982 год инженером по электротехнике. Затем, на протяжении 6 лет был уже главным инженером по электротехнике. С 1988 по 1990 год трудился на заводе в качестве управляющего по планированию и производству, а с 1991 по 1992 год уже в качестве генерального директора по планированию. В ходе своей трудовой деятельности Ахмад Зульфикар являлся членом Пакистанского Общества Технологий в производстве сахара (Пи Эс Эс Ти) (1977-92 гг.), членом Технического Совета Пакистана (1979-92 гг.), а также Действительным членом Американского общества Приборостроения (1984-92 гг.). В 1984 году он получил золотую медаль Пи Эс Эс Ти за лучший научно-технический доклад, а также был участником Всеазиатской Конференции Химического Приборостроения, прошедшей в 1991 году в Сингапуре.

Но главным делом жизни Шейха Мауланы Заульфикара Ахмада безусловно было служение Исламу. Поэтому в возрасте 40 лет он оставил занятие мирскими делами и полностью посвятил себя мусульманскому призыву. Свое религиозное образование он получил заочно в период с 1967 по 1982 год. Его посвящение (баят) в тарикат «Накшбандия» произошло в 18-летнем возрасте. А через 11 лет обучения Тасаввуфу у Муршида Алема Пира Гулама Хабиба[ix] из пакистанского селения Чакваля он в 1982 году сам стал Шейхом, получив от него «хилафат»(право на наставничество). В 1986 году после смерти своего муршида он возглавил эту благородную цепь духовной преемственности великих накшбандийских машаихов.

В чем же отличительная особенность предписаний в данной конкретной турук Накшбандии-Муджадидийи, которые получив «в наследство» от своего машаиха пропагандирует Шейх Зульфикар? Она включает в себя помимо обязательного следования предписаниям Шариата и Сунны Пророка Мухаммада (С.А.С.), а также освещавшимся в специальной литературе[x] основополагающим принципам тариката Накшбандийя, следующих особенных элементов:

1. Вукуфи-калби – постоянное, в любое время и в любом состоянии поминание Всевышнего;

2. Ежедневная медитация-муракаба длительностью от 15мин до нескольких часов в зависимости от состояния «продвинутости» адепта. При этом следует отметить, что в данной турук тариката Накшбандийя-Муджадидийя 35 видов (уроков) этого упражнения, которые один за другим в целях избавления от конкретных низменных качеств души и приближения к Всевышнему постепенно даются наставником-муршидом ученику-муриду. Известные мусульманские теологи вывели их на основании принципов, заложенных в Коране и Сунне. Так, в уроках с 1-го по 7-й акцент делается на предписанном конкретным аятом Корана поминании (зикре) имени «Аллах». 8-й и 9-й уроки состоят из многократного произнесения (повторения) рекомендованной Сунной Пророка (С.А.С.) формулы тахлиляЛя иляха илля Ллах» — «Нет Бога кроме Аллаха»). Начиная с 10-го урока и далее упор делается на предписанном Кораном фикре (размышлении), когда ученик сосредотачивается на милости и благодати Всевышнего, нисходящей на его сердце.[xi]

3. Ежедневная двухсоткратная теомнемия (зикр) славословия Пророку Мухаммаду (С.А.С.);

4. Ежедневная двухсоткратная теомнемия (зикр) формулы испрашивания прощения грехов у Всевышнего;

5. Ежедневное чтение (желательно вслух) в подлиннике Корана (минимум одной страницы священного текста, максимум – одного джуза, или 1/30 его части);

6. Связь, или рабита, с шейхом-наставником путем личного общения, в переписке.[xii]

Всячески пропагандируя эту духовную методику Шейх Зульфикар в период с 1984 года по 1992 год являлся наставником религиозного общества «Даруль-Улюм» в Джанге, а с 1984 по 1992 год там же — наставником религиозного общества «Джамийа-Айша». Он не ограничивался религиозной деятельностью внутри своей родины, постоянно находился как и его предшественник пир Гулам Хабиб в пути с миссией призыва. Так, в 1986 году Шейх Зульфикар преподавал в летней религиозной школе в Вашингтоне (США), а в 1989 и 1990 годах читал лекции в «Гольф-Клабе» и «Ратари-Клабе» соответственно. Особенно интенсивно он занимался лекционной деятельностью в колледжах, университетах и религиозных учебных заведениях по всему миру в период с 1988 по 1992 год. Начиная с 1995 года он стал наставником действующих в Вашинтоне и Нью-Йорке религиозных обществ «Джамиат-уль-муслимин» и «Даруль Эхсан». В это же время он стал духовным наставником и директором в учебном центре «Даруль Эхсан», расположенном в Нью-Йорке, и имеющем филиалы в 13 штатах США. С 2003 года он главный консультант по религиозным вопросам «Даруль Улюм, Инк.» в Нью-Йорке.

Шейх Зульфикар написал несколько десятков книг, изданных как в Пакистане, так и в других странах. Среди них: «Мактубат» (сборник писем к ученикам), «Ишки Иляхи» («Любовь к Аллаху (С.В.Т.[xiii])», «Ишки Расуль» («Любовь к Посланнику (С.А.С.)», «Дуа — основа поклонения», «Сборник проповедей» и многие другие. Примечательно, что впервые в России и именно здесь в Казани совсем недавно было переведено на русский язык и издано одно из самых замечательных произведений Шейха Зульфикара упомянутая мной выше книга «Любовь к Аллаху (С.В.Т.)».[xiv]

Как я уже говорил, Шейх Зульфикар много ездил по миру и, в частности, посетил такие государства как Королевство Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Индия, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Египет, Турция, Швеция, Австралия, Англия, Франция, Канада, США, ЮАР, Замбия и др.

В 1992 и 1995 году он предпринял путешествие по странам бывшего СССР, посетив Россию, Украину, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан и Киргизию как раз с целью возвращения многовековой духовной традиции Тасаввуфа. Об этом он красочно написал в своей книге «Путешествие из Лахора в Самарканд и Бухару», изданную на урду и английском языках и очень популярную в Пакистане.

Шейх Зульфикар, занимаясь распространением по всему миру известнейшей духовной практики шейхов Накшбандии-Муджадидийи подготовил десятки учеников, которые сами являются духовными наставниками[xv].

Путешествуя по нашей стране почти 20 лет назад в период начавшейся эпохи религиозного возрождения Шейх Зульфикар посетил Москву, Санкт-Петербург, Костомукшу, Нижний Новгород, Уфу, Махачкалу. Побывал он, правда очень недолго, и в родной для многих присутствующих здесь Казани. Встречаясь с российскими мусульманами, он повсюду призывал их к добру и духовному совершенствованию[xvi].

Завершая свое выступление, я выражаю скромную надежду на появление заинтересованности в российском обществе и не только мусульманском в использовании в интересах нашей страны и всего постсоветского пространства положительного обновленческого потенциала[xvii], заложенного в учении Тасаввуфа, которое на протяжении всей своей жизни не покладая рук распространяет по всему миру последователь Обновителя второго тысячеления хиджры Шейх Маулана Зульфикар Ахмад Накшбанди-Муджаддеди.

Благодарю за внимание.



[i] См., например Резолюция научно-практического семинара «Возрождение традиционного ислама – лучшая альтернатива религиозному экстремизму» (14 июля 2011 года, Москва, Россия) – http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=13488

[ii] См., например Ислам на территории бывшей Российской империи//Энциклопедический словарь. Выпуск 1/Сост. и отв. ред. С.М.Прозоров: Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН, 1998. С. 81-82.

[iii] См., например Бабаджанов Б. Возрождение деятельности суфийских групп в Узбекистане//Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования)/Сост. и отв. ред. А.А.Хисматуллин.Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН, 2001. С.331-355.

[v] С.А.С. – сокращение от араб. СалляЛлаху алейхи ва саллям (Да благославит Его Всевыйшний Аллах и да приветствует).

[vii] См., например Ислам на территории бывшей Российской империи//Энциклопедический словарь. Выпуск 4/Сост. и отв. ред. С.М.Прозоров: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2003. С. 56.

[viii] Travelling Across Central Asia. Zulfiqar Ahmed Naqshbandi Mujaddedi. Translated by Mohammad Aslam (ex-Senior sub Editor Pakistan Times). Hardback, 360 pages. Maktuba-Tul-Faqeer.

[ix] Сафаргалеев И.Ф. Возвращение традиции и личность Гулама Хабиба – http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=11745

[x] Хисматуллин А.А. Суфийская ритуальная практика (на примере братства Накшбандийя) Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН, 1996.

[xi] См., например Факир Зульфикар Ахмад Накшбанди. Любовь к Аллаху/ Пер. Г.Ахметянова: Москва — Казань. БФ «Далиль» — Издательство «Иман», 2011.

[xii] См., например Wisdom for the Seeker: letters of advice. Shaykh Zulfiqar Ahmad Naqshbandi. Translated by Mr. and Mrs. Mansoor Sikander. 96 pages. Faqir Publications. Chicago. http://www.tasawwuf.org/writings/wisdom_seeker/index.htm

[xiii] С.В.Т. — сокращение от араб. Субаханаху ва Тааля (Пречист он и Наивысок).

[xvi] Travelling Across Central Asia. Zulfiqar Ahmed Naqshbandi Mujaddedi. Translated by Mohammad Aslam (ex-Senior sub Editor Pakistan Times). Hardback, 360 pages. Maktuba-Tul-Faqeer.

[xvii] См. Сафаргалеев И.Ф. Тасаввуф вместо суфизма. Возрождение традиционного ислама – лучшая альтернатива религиозному экстремизму — http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=13209



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

29 июня 2023

23 июня в Институте стран СНГ в формате научно-практической конференции прошел семинар на тему «Россия и Турция в изменившемся геоцивилизационном контексте: роль этноконфессиональной составляющей в развитии сотрудничества», организованный совместно с Расулевским клубом. Мероприятие явилось логическим продолжением проведенного в 2018 году …

10 октября 2022

22 сентября в Уфе прошли торжества, посвященные 1100-летию принятия Ислама Волжской Булгарией и 40-летию служения Шейх-уль-Ислама Талгата Сафа Таджуддина на посту Председателя ЦДУМ России. В них приняли участие религиозные, государственные и общественные деятели России, делегаты от духовных управлений Турции, Бахрейна, …

5 марта 2022

25 февраля в Институте стран СНГ прошел круглый стол «Суфизм на евразийском пространстве как фактор стабильности и гармонии» (https://i-sng.ru/novosti/rol-sufizma-v-garmonii-i-stabilnost/), организованный совместно с Расулевским клубом. На мероприятии с заключительным словом выступил заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ, координатор Расулевского клуба Ильдар Сафаргалеев.


Ваш браузер устарел! Обновите его.