×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/vozrojdenie-tradicionnogo-islamaluchshaya-alternativa-religioznomu-ekstremizmu-14032/
Новости
15 мая
14 мая
13 мая
8 мая
7 мая
6 мая
3 мая
«Возрождение традиционного ислама — лучшая альтернатива религиозному экстремизму»
17:08, 20 июля 2011  
2295
0

Р Е З О Л Ю Ц И Я

научно-практического семинара

(14 июля 2011 г., г.Москва, Россия)

В настоящее время как в научном сообществе, так и среди политической элиты постсоветских государств нет однозначной трактовки понятия «традиционный ислам», как в широком смысле, так и применительно к странам СНГ. Данным обстоятельством умело манипулируют определенные деструктивные силы с целью «легитимизировать», используя неосведомленность широких слоев общественности, распространение на территории постсоветского пространства зарубежных исламских течений, исторически несвойственных для населяющих ее мусульманских этносов, что приводит к росту конфликтности в обществе и экстремизму.

Примером могут служить события 90-х годов прошлого века и в начале нынешнего на российском Северном Кавказе. В настоящее время очаги нестабильности расширили свой ареал и уже включают в себя Поволжье, Урал и Среднюю Азию. При этом, как показал опыт, одних силовых мер борьбы с ними оказывается недостаточно. Необходимы системные широкамасштабные усилия всего постсоветского социума, и прежде всего мусульманского, с использованием положительного потенциала, заложенного в самом исламском вероучении, а именно в том легитимном разделе мусульманских богословских знаний, называемом арабским термином тасаввуф (суфизм).

Единый комплекс исламских богословских наук состоит из трех категорий, а именно:

ильм-уль-калям или акида, наука, занимающаяся объяснением деталей вероучения, в соответствии с тем, что сказано в Коране и Сунне,

ильм-уль-фикх или шариат, наука, занимающаяся объяснением деталей внешних деяний (амаль заахира) в соответствии с тем, что сказано в Коране и Сунне;

ильм-уль-ихсан, ильм-уль-ахлак, ильми-тасаввуф или суфизм, наука, занимающаяся объяснением деталей деяний невидимых, сокрытых (амали-баатина) в соответствии с тем, что сказано в Коране и Сунне;

И в соответствии с этой классификацией, тасаввуф – это наука о познании сокровенного, это методы и практика очищения души и духовного самосовершенствования индивида, и это комплекс практических рекомендаций по совершенствованию этики (адаб) своих последователей. Можно сказать, что это практика, использующая индивидуальный подход и при этом социально ориентированная, направленная на духовное совершенствование людей, на воспитание гармоничной личности и улучшение нравственного климата в обществе в целом, на устранение причин появления радикализма и эстремизма в поведении людей. В Коране (26:89) обращается внимание на особое положение в Судный День тех, кто предстанет перед Всевышним «с непорочным сердцем». Тасаввуф – это обширный раздел мусульманских знаний именно о том, как достичь такого состояния и затем сохранить его, чтобы в Судный День предстать перед Всевышним с непорчным сердцем. Изъятие тасаввуфа из числа легитимных богословских дисциплин – а это именно то, чем занимались в обозримом прошлом вышеупомянутые деструктивные силы и чуждые нашим традициям зарубежные исламские течения — подобно отделению души от тела и превращает Ислам из религии в свод формальных обрядов и догм, а мусульман из людей, покорных Всевышнему в послушное орудие всевозможных деструктивных сил. В мусульманских регионах постсоветского пространства тасаввуф является частью многовековой традиции и потенциал этой богословской науки в прошлом обычно использовался в воспитательных целях.

Успешные примеры использования традиционного ислама в борьбе с экстремизмом на территории СНГ имеются, в т.ч. на российском Северном Кавказе, а именно в Чеченской Республике, где задействование руководством этого субъекта, Российской Федерации в лице Рамзана Кадырова мощного мобилизующего потенциала традиционного для данного региона ислама суфийского направления позволило, несмотря на некоторые издержки, фактически свести на нет мусульманский радикализм и вытеснить чуждые экстремистские течения с территории республики.

В этой связи для постсоветских стран на современном этапе в контексте создания действенной альтернативы экстремизму весьма актуален вопрос выбора, «селекции» тех суфийских течений (тарикатов), которые бы гармонично вписались в постсоветский социум того или иного региона. Это очень важно поскольку существует немалое количество псевдосуфийских течений, которые никоим образом не могут способствовать гармонии в любом обществе.

Следует признать, что и внутри суфийского ислама существуют «тарикаты», которые не в ладу с шариатом, и инфильтрация их в постсоветское общество также не может способствовать гармонии. Разборчиво следует подходить и к тем суфийским течениям, которые излишне политизированы, хотя и соответствуют нормам шариата.

То есть необходим взвешенный комплексный подход, в реализации которого эффективно могли бы участвовать прежде всего духовные управления в тесном взаимодействии и контакте как с экспертным сообществом, так и правоохранительными органами.

На сегодняший день Институт стран СНГ провел исследовательскую работу, изучив одно из направлений (турук) суфийского такриката «Накшбандийя-Муджадидийя», возглавляемого Шейхом Мауланой Зульфикаром Ахмадом из Пакистана. Накопленные данные по самому широкому спектру деятельности данной структуры уже в настоящее время позволяют приступить к использованию его позитивного потенциала в качестве действенной альтернативы религиозному экстремизму. Этому способствует такая отличительная черта этого тариката как «жесткое» следование исламским канонам в соответствии с известной во всем мире деобандийской исламской школой (по названию всемирно известного университета Дар-уль-улум Деобанд в Индии). В связи с этим даже так называемые салафиты (ваххабиты) не могут предъявить последователям деобандийской школы «обоснованных» претензий по большинству считающхся дискуссионными вопросов исламского вероучения. Это создает объективные предпосылки для возможной «положительной» идеологической трансформации потенциальных экстремистов и перехода их в «лоно» традиционного ислама. Многочисленные практические примеры такого рода трансформаций имели и имеют место как в России, так и за рубежом.

Прошедший научно-практический семинар явился первым шагом, преследующим цель — проанализировать и обсудить возможность использования позитивного потенциала «традиционного ислама» в качестве действенной альтернативы религиозному экстремизму на примере конкретной практики одного из направлений (турук) суфийского такриката «Накшбандийя-Муджадидийя», на протяжении столетий широко распространенного на постсоветском пространстве вплоть до 30-х годов прошлого века.

Заслушав и обсудив выступления заместителя директора Института стран СНГ Сафаргалеева И.Ф. (http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=13209), Шейха Равиля Таджуддина Накшбанди, имама столичной арабской диаспоры Шейха Саида Машхади участники семинара, среди которых: член Совета улемов Всероссийского муфтията (РАИС) Шейх Султан-хазрат Махмудов, представитель в странах Средней Азии и Кавказа Ассоциации приграничного сотрудничества Чернов М.И., имам московской мечети в Отрадном Шейх Махмуд-хазрат Велитов, директор регионального филиала Института стран СНГ в г.Бишкеке Салиев А.А., эксперты отдела Украины Института стран СНГ Гойденко В.Г. и Солонецкий В.В., эксперт отдела Кавказа Института стран СНГ Хагба Э.З., Шейх Маулана Абдулла из Таджикистана, представители татарской, чеченской, ногайской, киргизской, таджикской и узбекской диаспор, пришли к следующим выводам:

— в целом, тасаввуф (суфизм), являясь традиционной и полноценной мусульманской богословской наукой, обладает значительным позитивным потенциалом в плане «идеологического» противодействия религиозному экстремизму;

— необходимы дополнительные исследовательские усилия экспертного сообщества с целью научной проработки самого понятия «традиционный ислам», а также изучения практики конкретных суфийских школ в их борьбе с человеческими страстями и пороками, в числе которых и склонность к экстремизму. В рамках этих усилий, более развернуто ознакомить общественность постсоветских государств с опытом и деятельностью Шейха Мауланы Зульфикара Ахмада Накшбади-Муджаддеди и методом духовного сомоочищения, который он практикует;

— целесообразно в ближайше время провести научно-практическую конференцию по тематике настоящего семинара с привлечением более широкого круга экспертов, официальных и неофициальных мусульманских лидеров из ближнего и дальнего зарубежья.

Участники научно-практического семинара призвали:

— органы государственной власти государств-участников СНГ в целях организации эффективного противодействия религиозному экстремизму обратить самое пристальное внимание на вопросы, связанные с возрождением традиционного ислама;

— Исполком СНГ, секретариаты ШОС и ОДКБ, Антитеррористический Центр СНГ, советы безопасности стран СНГ, Национальный антитеррористический комитет (НАК) на основе всестороннего анализа и рекомендаций экспертов нацелиться на выработку действенных мер по поддержке традиционного ислама в «мусульманских анклавах» постсоветского пространства;

— мусульманское сообщество в лице руководства духовных управлений, научные и экспертные круги в координации с аналитическими структурами силовых ведомств стран СНГ провести комплексные исследования, на основе которых выработать рекомендации для органов государственной власти конкретных постсоветских государств с целью принятия действенных мер по возрождению традиционного ислама как лучшей альтернативы религиозному экстремизму.

Resolution

At the present time, neither among the scientific community nor among the political elite in the post-Soviet states is there an unambiguous interpretation of the concept of «traditional Islam» in a broad sense, nor is there one as applied within the CIS countries as a whole. This situation is skilfully manipulated by certain destructive forces in order to give legitimacy to the spread of foreign Islamist movements which are historically alien to the Muslim ethnic groups within the former Soviet Union, by leveraging the ignorance of the general public, leading to increased social conflict and extremism.

We can take for example the events of 90s and early 2000s in Russia’s North Caucasus region. At the present time areas of instability have expanded to include the Volga, Urals and Central Asia regions. However, as experience has shown, security measures alone are not enough to combat this tendency. What is necessary are systematic wide-ranging efforts within former Soviet society as a whole, and the Muslim community specifically, to utilise the positive potential inherent in the legitimate Islamic doctrine and Islamic religious study known in Arabic as tasawwuf (sūfīsm).

This single system of Islamic theology consists of three branches, namely:

ilm-ul-qalam or aqida, the branch dealing with the details of doctrine in accordance with the Quran and Sunnah

ilm-ul-fiqh, or shariah, the branch dealing with the explanation of details of outward actions (amali-zahira) in accordance with the Quran and Sunnah

— ilm-ul-ehsan, ilm-ul-ahlaq, ilmi-tasawwuf or sufism the branch dealing with inner or inward actions (amali-batina) in accordance with the Quran and Sunnah

According to this classification tasawwuf is the science of inner knowledge using methods and practices which purify the soul and promote individual spiritual self-perfection, as well as a set of practical recommendations for improving outward ethics (adab) within its adherents. One might say that it is a practice which – though motivated by an individual approach – is, at the same time, socially oriented. It is aimed at the spiritual development of the individual, the development of a harmonious personality, and at improving a moral climate in society in general. These factors work together to eliminate the causes of radicalism and extremism in human conduct.

The Qur’an (26:89) draws attention to the lot of those who on the Day of Judgement appear before the Almighty, «with a sound heart». Tasawwuf is an extensive area of Muslim knowledge which has as its object the achievement of just such a state and its preservation until the Day of Judgement. The removal of tasawwuf from among the legitimate theological disciplines – which is what the aforementioned destructive forces alien to our traditions and foreign Islamic movements did in the past – is like separating the soul from the body, and turns Islam from a dynamic engagement with Life into a formal set of rituals and dogmata; and Muslims from peaceful people submitted to the Almighty into tools in the hands of all kinds of destructive forces. In the Muslim regions of the former Soviet Union tasawwuf is part of a long tradition and the potential of this theology in the past was typically used for educational purposes.


Examples of the successful use of traditional Islam in the battle against extremism in CIS countries include Russia’s North Caucasus, notably in the Chechen Republic. Here the leadership, subject to the Russian Federation in the person of Ramzan Kadyrov, has managed to mobilise the potential of the region’s traditional Sufi Islam, despite some setbacks, to actually counteract Islamic radicalism and extremist movements and displace alien influences from the republic.

This brings us to the question of the Sufi movements (tarikats) which would suit post-Soviet society. It is very important because there are a considerable number of pseudo-Sufi movements which would in no way promote social harmony.


It should be recognized that in Sufi Islam, there are «tariqat» which are not at odds with Islamic law, and their infiltration into post-Soviet society is antithetical to social cohesion. There should be a coherent response also to Sufi movements, which are overly politicized, although Shariah compliant.

There is need for a considered and integrated approach allowing the spiritual leadership to effectively participate in close cooperation with both the expert community and law-enforcement agencies.

At this time, the Institute of CIS Countries has produced a research paper examining one of the Sufi paths (turuk) the tariqah Naqshbandi Mujaddidi, headed by Shaykh Maulana Ahmad Zulfiqar from Pakistan. The sheer volume of data extant on a wide range of this organisation’s activities allows it to be regarded as a positive potential force and a viable alternative to religious extremism. This is helped by the fact that this Tariqa entails «strict» adherence to common Islamic canons according to the respected IslamicDeobandi School (named after the University of Darul-Ulum Deoband in India). So much so, that even the so-called Salafis (Wahhabis) – known for their strictness – have no grounds to fault the followers of the Deobandi School on the basis of their observance of outward forms. This creates the objective conditions for a possible «positive» ideological transformation of potential extremists and to move them into the fold of traditional Islam. Numerous practical examples of such transformations are and have been seen in Russia and abroad.

The past scientific workshop was a first step in analyzing and discussing the possibility of using the positive potential of «traditional Islam» as a viable alternative to religious extremism using the example of one of the specific practice areas: tariqah Naqshbandi Mujaddidi which was for centuries widespread in what are now the CIS countries right up to the 1930s.


Key speakers included: Deputy Director of the Institute of CIS countries I F Safargaleev (http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=13209), Sheikh Raveel Tajuddin Naqshbandi, and the imam of the Arab Diaspora in the Moscow, Sheikh Sayeid Mashhadi.

Participants included: member of the Council of Ulema All-Russian Mufti (PARC), Sheikh Sultan Hazrat Mahmudov, the representative in Central Asia and Caucasus Association M I Chernov, Imam of the Moscow Otradnoe Mosque, Sheikh Mahmud Hazrat Velitov, director of the regional branch of the Institute of CIS Countries in Bishkek, A A Saliev, experts of Ukrainian Institute of CIS V G Goydenko and V V Solonetsky, expert from the Caucasus Institute of CIS E Z Khagba, Sheikh Maulana Abdullah of Tajikistan, representatives of Tatar, Chechen, Nogai, Kyrgyz, Tajik and Uzbek Diaspora.

The following conclusions were reached:

· Tasawwuf (Sufism) as a traditional and credible Muslim theology has significant positive potential as an ideological opposition to religious extremism

· Additional research is required by the expert community on the concept of «traditional Islam» and to explore specific practices among Sufi schools which combat human passions and vices which tend to extremism. In these efforts, to more fully acquaint the public with the experience in post-Soviet states and the activities of Sheikh Maulana Zulfiqar Ahmad Nakshbadi-Mudzhaddidi and the spiritual soul-cleansing method which he practices

· It was felt appropriate to hold a scientific conference on the questions raised by this workshop involving a wider range of experts, official and unofficial Muslim leaders from Russia and further afield.

The participants of the workshop called for:

· Public authorities of CIS member states to organize an effective response to religious extremism, to pay close attention to issues related to the revival of traditional Islam

· CIS Executive Committee, the Secretariats of the SCO and the CSTO, CIS Antiterrorism Centre, the Security Councils of the CIS countries, the National Anti-Terrorist Committee (NAC) on the basis of a comprehensive analysis and expert advice to aim at developing effective measures to support traditional Islam in «Muslim enclaves» of the former Soviet Union

The Muslim community via their spiritual leadership and scientific and expert circles in coordination with the analytical departments of the law-enforcement agencies of CIS countries to conduct comprehensive studies on the basis of which to make recommendations to public authorities of specific post-Soviet states to adopt effective measures for the revival of traditional Islam as a desirable alternative to religious extremism.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Ваш браузер устарел! Обновите его.