Выступление на медиафоруме «Будущее Союзного государства и потенциальные модели его развития» (Москва, 14 декабря 2012 г.).
В Белоруссии сейчас активными темпами восстанавливают замки польско-литовской знати. С одной стороны восстанавливать архитектурные и исторические памятники нужно – это помогает сохранять историческое достояние нашего народа, привлечёт туристов. Но ведь важна и содержательная часть этой деятельности. А у нас ведь всё чаще забывают исконную культуру белорусского народа – гончарное ремесло, соломоплетение, другие народные промыслы. Так, есть какие-то отдельные очаги и не более того. А ведь в земледелии, простом крестьянском труде кроются корни белорусского народа. А мы всё внимание сосредоточили на шляхте. По-сути все эти замки были опорными центрами иноземного владычества над белорусами. Наших предков жестоко эксплуатировали, называли обидными словами – «хлопы», «пся крэв» («собачья кровь»), били, обирали. У шляхты к моменту воссоединения Белоруссии с Российской империей уже не было ничего национального белорусского – это были типичные польские дворяне-помещики с непомерным гонором. К хлебопашцам-белорусам они относились высокомерно, хотя и жили столетиями за их счёт. А теперь, словно в насмешку над нашими предками, эта шляхта объявляется «белорусской». Что белорусского было у тех же Радзивиллов? А ведь сегодня Несвижский замок – родовая резиденция Радзивиллов, объявлен едва ли не культовым местом. Там проходят всевозможные театрализованные представления и балы на польский манер. Может кто-то и ведёт свой род от польской шляхты, а мои предки были простыми людьми – крестьянами, казаками, ремесленниками – воевали, пахали землю, делали бочки – жили простым нелёгким трудом. А теперь мне предлагают забыть об этом, и срочно «полонизироваться». Вы посмотрите даже костюмы из несвижских и иных действ – все они польские. Радзивиллы веками угнетали белорусов, а мы из них культ делаем. Меня, как белорусского писателя, это возмущает до глубины души – мы отвергаем свою культуру и перенимаем ценности угнетавших нас веками соседей. Говорят, что Радзивиллы любили искусство, собирали картины, книги. Но то не аргумент. Фашистский гауляйтер Белоруссии Вильгельм Кубэ тоже был весьма просвещённой личностью – также любил и чтение, и живопись, и даже театр. Когда уничтожали ни в чём не повинных евреев в Минске – стариков, женщин, детей, он при этом «процессе» даже использовал элементы театра и представления. Может нам ещё и эту чёрную мессу воспроизвести? Поэтому я ещё понимаю дожинки или другие подобные мероприятия, но когда вся республика должны направлять бюджетные деньги на восстановление родовых поместий польской знати, да ещё и пропагандировать их образ жизни, это уж слишком. К тому же не так богато мы живём, чтобы проводить эти бесконечные полонизированные фэсты, шляхетские балы и прочую чушь, которую пытаются выдать за белорусскую культуру. Если же говорить о проблеме шире, то очевидно, что остро стоит вопрос выработки совместной культурно-исторической политики в рамках Союзного государства России и Белоруссии. О каком общем культурном пространстве можно говорить, если в Белоруссии в пику России отказываются признавать отечественный характер войны 1812 года, называя её русско-французской, чужой для белорусского народа? Полагаю, что Отечественный характер войны 1812 года давно вписан в так называемый этнический код современной белорусской нации. Отказ от основополагающих терминов нашей истории, откровенное противопоставление белорусской национальной концепции всему русскому, в том числе и ценностям русского народа, показывает истинную антибелорусскую сущность авторов этих «новых воззрений». Цель их проста и понятна – вбить клин между нашими народами, не допустить углубления российско-белорусской интеграции, обеспечить дальнейшую изоляцию Белоруссии, её размежевание с союзной Россией. Не видеть этого – значит либо солидаризироваться с такими действиями, либо просто проявлять поразительную некомпетентность и историческую безграмотность. Важно и другое – если бы все эти деятели из наших государственных научных исторических учреждений, которые бросились дружно отрицать отечественный характер войны 1812 года, выражали бы свою личную позицию, это было бы ещё полбеды, однако они, прикрываясь официальным статусом белорусской науки, от имени всей Республики Беларусь заявляют о том, что явочным порядком проведена фактическая ревизия событий 1812 года, и войну, играющую столь значительную роль в истории нашего ближайшего союзника – Российской Федерации, Республика Беларусь отказывается считать Отечественной, ставя этим знак равенства между наполеоновскими оккупантами и сопротивлением всего нашего народа захватчикам. И такая позиция, безусловно, противоречит и ценностям белорусского народа, и официально декларируемой идеологии. Не думаю, что во всё и везде в Белоруссии должен обязательно лично вникать Александр Лукашенко, но глядя на беспомощность идеологической вертикали перед активным давлением историков-националистов, невольно возникает мысль, что остановить этих зарвавшихся переписчиков истории просто больше некому.
Всё чаще раздаются голоса и о том, что многочисленные жертвы во Время Великой Отечественной войны в Белоруссии также на совести Москвы, организовавшей партизанские отряды. Будто бы не было плана «Ост», зверств фашистов, на которые наш народ и ответил партизанским движением, а никак не наоборот. Достаточно возмутительно, что в этом году власти Борисова, Барановичей и даже Бреста запретили проведение акции «Георгиевская ленточка», и никто не понёс за это никакой ответственности. Мне вспоминается при этом песня Александра Розенбаума – «А может не было войны, и мир её себе придумал?». 20–21 июля в Минске на ежегодной страновой конференции белорусских общественных объединений российских соотечественников был поднят вопрос об использовании официальной символики субъектов Союзного государства (Российской Федерации и Республики Беларусь) на территории Союзного государства. Поводом для постановки данной темы стали как раз скандальные запреты использования и распространения гвардейских георгиевских ленточек в ходе проведения международной акции «Георгиевская ленточка» и ряда других мероприятий, посвященных Победе советского народа в Великой Отечественной войне в Барановичах, Борисове и Бресте. Отмечались и приведённые выше факты пресечения раздачи георгиевских ленточек белорусской милицией. Чтобы этого избежать, было принято обращение к руководству Союзного государства с предложением принять правовые нормы, позволяющие использовать символику современных России и Белоруссии на территории всего Союзного государства, что, вероятно, должно стать гарантией того, что подобные, совсем не красящие Белоруссию скандалы, больше не повторяться.
Этот же вопрос рассматривался и 29 сентября 2012 года на заседании Координационного совета руководителей общественных объединений российских соотечественников. Был подготовлен текст специального заявления по этому поводу, который подписало большинство организаций российских соотечественников. Таким образом, скандал в Барановичах, Борисове и Бресте вышел на международный уровень, и замолчать теперь его не удастся. Сейчас это обращение направлено руководству Союзного государства России и Белоруссии и в Государственную Думу России.
Сам факт таких запретов достаточно тревожен, так как показывает, что белорусская власть, особенно на местах, не имеет чёткой позиции по данному вопросу.
В 2012 году исполнится 150 лет с момента польского восстания 1863 года. Националисты уже зашевелились, превознося на все лады «патриотов Беларуси». А ведь на самом деле это было типичное сословно-националистическое шляхетское восстание. Польская шляхта, мечтавшая вернуться к господству над украинцами и белорусами, подняла мятеж. Действия мятежников были чрезвычайно жестокими – он резали спящих солдат, сжигали людей заживо, отрезали части лица и тела, не щадили даже женщин и детей, причём даже польских крестьян. В результате даже польские крестьяне выступали против шляхты и помогали мятежникам продовольствием только под угрозой смерти. Эту вакханалию остановил М.Муравьёв-Виленский, которого потом прозвали «вешателем» только за то, что он казнил несколько десятков мятежников, у которых руки были по локоть в крови, чем и остановил мятеж и спас тысячи жизней – и белорусов, и поляков. А правду обо всём этом не говорят. Да и по другим вопросам немало проблем. Та же российская историография сводит всю историю Русского мира к истории Московской Руси и собственно России. Совершенно не проработаны в общерусском контексте события, происходившие на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Прибалтике. Это позволяет националистам всех мастей активно продвигать свои весьма далёкие от действительности исторические русофобские концепции.
Чтобы не быть голословным, приведу отрывок из рецензии, написанной на подготовленную мною к печати книгу очерков по истории «Славен город Полоцк» к 1150-летию Полоцка, российской и, как у нас утверждают, белорусской государственности, написанную заведующим отделом истории Беларуси Средних веков и начала Нового времени Института истории НАН Беларуси, кандидатом исторических наук, доцентом А.И.Грушей: «Не приемлемым является принципиальный подход в освещении истории Полоцка. Книга тенденциозна. Даётся однозначно негативная оценка всему западному, католическому и исключительно позитивная — всему русскому и православному. В основу подхода положены ценности российского народа и государственности. Российская власть идеализируется… Автор сознательно скрывает факты террора и извращённой жестокости со стороны российских войск по отношению к местному, в том числе, православному населению… Данный подход унижает исторические достижения и ценности белорусского народа, является антипатриотичным. Он не может быть принят в условиях существования независимого и суверенного национального государства Республики Беларуси, противоречит идеологии белорусского государства и народа. Эта книга не может быть рекомендована к печати». Иначе говоря, книга, отмечающая позитивную роль России и православия, не пишущая о «извращённой жестокости со стороны российских войск по отношению к местному, в том числе, православному населению» является «тенденциозной» и «противоречит идеологии белорусского государства и народа». О каком согласованном подходе в историографии можно вести речь? И таких примеров множество – свой я привёл лишь потому, что не намерен его замалчивать. К слову, рукопись «Славен город Полоцк» получила одобрительные рецензии серьёзных учёных и, вероятно, будет издана в России, где положительное упоминание православия не является преступлением.
Вопрос о проведении согласованной культурно-исторической политики России и Белоруссии давно требует своего решения. И начинать следует как раз с истории – общих учебников, общих подходов, а не ограничиваться ничего не значащими формальными мероприятиями по «культурному обмену», в рамках которого, кстати, в Россию частенько ездят белорусские националисты разных мастей. Тогда молодёжь будет понимать истоки и необходимость российско-белорусской интеграции, неразрывность и единство наших народов, а не сводить всё только к экономическим вопросам.
Но и помимо этого существует немало проблем, которые не нужно замалчивать. Считаю, что мы в Белоруссии должны признать Южную Осетию и Абхазию, более спокойно относится к привлечению российского капитала, не заигрывать с Катаром, Грузией и другими противниками России.
А.Е. Геращенко, писатель, историк, член Союза писателей России, член Союза писателей Белоруссии