Многочисленные вооруженные конфликты в различных районах постсоветского пространства служат напоминанием, что сила по-прежнему является едва ли не последним аргументом при реализации задач внутренней и внешней политики многих государств.
Локальные вооруженные конфликты во многих случаях являлись только началом чего-то гораздо большего. Это в полной мере подтверждается тем, как была развязана первая мировая война. Путь мира ко второй мировой войне также был проложен через локальные вооруженные конфликты и войны в Испании, на Балканах, в Абиссинии, на Дальнем Востоке и целенаправленно сфабрикованные острые военно-политические ситуации. Это правило, судя по тому, каким путем идет сегодня развитие военно-стратегической ситуации в мире, сохраняется и для наших дней.
Опасность вооруженных конфликтов нового времени заключается прежде всего в том, что у мирового сообщества практически нет механизмов, а то и желания для их предотвращения или быстрого урегулирования. Механизмы ООН в условиях, сложившихся после крушения двухполюсного мироустройства, стали совершенно неэффективными. Если Совет Безопасности и принимает или не принимает какие-то решения в кризисных ситуациях, то они чаще всего отвечают интересам не жертв вооруженных конфликтов, а их инициаторов. В таких условиях локальные или региональные вооруженные конфликты могут принимать весьма затяжной характер и содержать в себе возможности для их расширения.
В контексте проблем обеспечения безопасности России локальные вооруженные конфликты, особенно те, которые возникают в зонах наших стратегических интересов, могут являться лишь прикрытием более широких замыслов и планов ведущих военно-политических игроков, создающих прямые угрозы для безопасности России. К замыслам такого рода в первую очередь следует относить расширение НАТО на восток, а также постоянное наращивание связей и взаимодействия НАТО с вооруженными силами и правящими кругами большинства постсоветских государств. По словам министра обороны России Анатолия Сердюкова на расширенной коллегии Минобороны, в 2008 году военно-политическая обстановка характеризовалась стремлением руководства США к наращиванию военного присутствия в регионах, сопредельных с Россией. «В целом, анализ военно-политической обстановки позволяет сделать вывод о возрастании вероятности вооруженных конфликтов и их потенциальной опасности для нашего государства», — подчеркнул Сердюков. Конечно, министр обороны ничего нового не сказал. Это было известно и до него, но хорошо, что он это понимает и говорит об этом. Предупрежден – значит, вооружен!
С учетом вышеизложенного слежение за локальными вооруженными конфликтами, их зарождением и развитием должно стать неотъемлемой и важной частью работы по информационному обеспечению решения задач укрепления национальной безопасности России. Особое значение эта работа приобретает в условиях мирового финансово-экономического кризиса и усиливающейся борьбы ведущих государств мира за природные ресурсы.
ГРУЗИЯ, ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, АБХАЗИЯ
Зона Южного Кавказа с расположенными в ней Абхазией, Грузией и Южной Осетией, а также Арменией и Азербайджаном продолжает генерировать ряд угроз военного и военно-политического характера, которые напрямую или косвенным образом затрагивают интересы национальной безопасности Российской Федерации и ее союзников на Кавказе. Наибольшую тревогу в этом отношении вызывает военная политика Грузии, пытающейся с помощью ряда стран Евросоюза и других государств восстановить свой военный потенциал и взять реванш за унизительное поражение в августе 2008 г. в Южной Осетии и Абхазии.
Ситуация в Южной Осетии после августовской 2008 г. агрессии Грузии по-прежнему остается нестабильной. Югоосетинские власти не раз заявляли о провокациях и обстрелах с грузинской стороны. После нового года в республике уже прозвучало несколько взрывов. В начале марта с.г. на южной окраине Цхинвали от взрыва пострадали двое подростков 10 и 11 лет.
По заявлению лидера Южной Осетии Эдуарда Кокойты, сделанном им в начале марта 2009 г. во время встречи с главой миссии ЕС по расследованию обстоятельств августовского конфликта на Кавказе Хайди Тальявини, возле границ Южной Осетии появляются новые фортификационные сооружения и огневые позиции Грузии. Размещенные в зоне грузино-южноосетинскоого конфликта наблюдатели Евросоюза этому никак не препятствуют, не выполняя таким образом условий соглашения «Медведева-Саркози». По словам Кокойты, на данный момент в зоне ответственности европейских наблюдателей находится 35 грузинских вооруженных постов. В общей сложности в зоне конфликта с грузинской стороны находится около 2500 вооруженных людей.
Незадолго до этого югоосетинский лидер рассказал, что Тбилиси активно восстанавливает свой военный потенциал, получая оружие из Европы и Израиля. «Грузинский милитаризм не усмирен, он снова вооружается. Например, Грузия полностью восстановила свой флот. Более того, ей на вооружение поступило восемь боевых кораблей. Кроме того, оформлены поставки французских комплексов ПВО, систем РЛС, трехкоординатных РЛС — мобильных радаров среднего радиуса действия, а также систем Ground Master-400. Несмотря на ранее заявленное прекращение продажи оружия Грузии, возобновил военные поставки в эту страну Израиль», — сообщил президент Южной Осетии.
По информации министерства печати и массовых коммуникаций Южной Осетии, министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили 17 декабря 2008 года обратился к руководству украинской компании «Укрспецэкспорт» с просьбой о поставке целого ряда «специальных изделий». «Перечень испрашиваемых «изделий» впечатляет: в подавляющем большинстве это запрещенные Женевской конвенцией 1980 г. противопехотные мины и мины-ловушки», — отметили в югоосетинском министерстве. В официальном письме, подписанном Джанашвили, указано, что мины предназначены для «внутренних нужд Грузии». «Нет надобности объяснять, что ни одно государство не станет применять подобные виды вооружения на своей территории и против собственных граждан. А это значит, что «внутренняя нужда» Грузии заключается в том, чтобы устанавливать хитроумные и смертельно опасные устройства на каких-то других территориях», — отмечается в заявлении Министерства печати Южной Осетии.
Военно-политическая ситуация вокруг Абхазии. «Суверенитету и независимости Грузии противостоит сильный и опасный враг, который не признает международное право и говорит со всем цивилизованным миром на языке шантажа и запугивания, — заявил Саакашвили во время своего ежегодного обращения к парламенту. — Цель этого врага — окончательно расчленить Грузию, чтобы она исчезла с мировой карты, поэтому наша задача — еще большая интеграция с демократическим миром, максимальное сближение с Европой и НАТО». При этом политик пообещал урегулировать отношения с Москвой, «но только, когда она признает факт, что Грузия имеет право быть независимой и свободной страной».
МИД Грузии выразил обеспокоенность в связи с тем, что, по данным грузинской стороны, продолжается концентрация российских войск в Абхазии и Южной Осетии. «Ситуация крайне сложная, так как продолжается концентрация российских войск в оккупированных грузинских регионах — Абхазии и Южной Осетии, где на сегодняшний день находятся более 7 тысяч российских военных, там строятся пять российских военных баз», — заявил на брифинге директор департамента международных организаций МИД Грузии Серги Капанадзе.
По словам начальника Генерального штаба Вооруженных сил Республики Абхазии генерала Анатолия Зайцева, «в соответствии с договором о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, подписанном между Абхазией и России, в республике находится 3 тысячи 700 российских военнослужащих и ни одним солдатом больше».Правда, в последние дни в российском батальоне, находящемся в Гальском районе Абхазии, проводится ротация, уточняет . «На грузинском берегу границы увидели это движение и восприняли, как ввод дополнительных сил и подняли шум», — отметил начальник штаба абхазской армии.
Военно-политическая ситуация в Грузии демонстрирует явные признаки обострения.
Во-первых, грузинская политическая оппозиция, состоящая в основном из бывших союзников Саакашвили и участников «революции роз», считает политический потенциал нынешнего грузинского президента по управлению страной исчерпанным и настаивает на добровольном уходе нынешнего грузинского лидера в отставку. 15 марта с.г. в Тбилиси на митинг с требованием отставки Саакашвили вышли около пяти тысяч человек. Участники, выступавшие под лозунгом «Миша, уходи!», потребовали от властей и всех политических сил, включая оппозицию принять меры «для установления в стране справедливости, недопущения насилия и вооруженного противостояния между разными политическими и общественными силами и решения всех проблем мирным путем». С 9 апреля лидеры оппозиции начинают массовую политическую кампанию протеста (непрерывные митинги и демонстрации) в Тбилиси с целью склонить Саакашвили к добровольной отставке. «Мишико», что для него характерно, отвергает все претензии оппозиции и ищет любые поводы для дискредитации и преследования ее лидеров. Саакашвили заявляет, что он «не собирается досрочно уходить в отставку и намерен работать на посту президента до начала 2013 года, когда истекает срок его полномочий». В Грузии начались массовые аресты членов партии «Демократическое движение — Единая Грузия». Арестованы уже 7 сторонников оппозиции, в том числе председатель аджарского регионального отделения «Демократическое движение — Единая Грузия» Зураба Авалиани. Своей очереди ожидают экс-спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе и ее супруг, бывший глава пограничной полиции страны Бадри Бицадзе. Набор обвинений властей к арестованным стандартный: подготовка вооруженного переворота, торговля наркотиками и т.п.
Во-вторых, официальный Тбилиси никак не может успокоиться после военного поражения в августе 2008 г. и пытается обратить эти события в аргументы в пользу необходимости восстановления военного потенциала Грузии и принятия ее в НАТО. Именно эти целям будет служить и запланированное на май 2009 г. учение НАТО на территории Грузии.
АЗЕРБАЙДЖАН, АРМЕНИЯ, НАГОРНЫЙ КАРАБАХ
11 марта 2009 г. начался двухдневный визит в Баку главы МИД России Сергея Лаврова. Накануне поездки российский министр в интервью азербайджанским СМИ сказал, что у него в Баку есть немало тем для обсуждения, в том числе «в которых можно было бы продвигаться вперед быстрее»: это определение правового статуса Каспийского моря и создание многостороннего механизма по обеспечению безопасности на Каспии. Будет обсуждаться подготовка к третьему саммиту каспийских государств (предыдущий состоялся в Иране в октябре 2007 года, а первый — в Туркмении в апреле 2002-го). Еще одна острая тема — карабахское урегулирование. Сергей Лавров объявил, что Москва «готова поддержать компромиссную договоренность» между азербайджанцами и армянами по этому территориальному спору. При этом «Россия выступает против навязывания участникам конфликта каких-либо рецептов извне». Шагом вперед на пути урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха стала Московская декларация о его урегулировании политическими методами. Ее подписали осенью прошлого года президенты России, Азербайджана и Армении — Дмитрий Медведев, Ильхам Алиев и Серж Саргсян.
В Баку отмечают, что Лавров приезжает через месяц после визита в Москву турецкого президента Абдуллаха Гюля. После того визита Анкара начала заявлять о своей уверенности в том, что Россия играет и будет играть позитивную роль в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Турецкие газеты написали, что Россия и Турция будут теснее координировать свою посредническую деятельность на этом направлении.
В азербайджанских СМИ отмечают наличие вопросов, на которые Азербайджан хотел бы получить ответ из первых уст. Это в том числе появившиеся в этом году слухи о том, что Москва якобы передала Еревану оружия на 800 млн. долл. И хотя Россия эту информацию всегда опровергала, визит Лаврова призван окончательно успокоить Баку.
УКРАИНА
Бывший посол США на Украине Стивен Пайфер навязывает администрации Барака Обамы свою точку зрения относительно перспектив российско-украинских отношений. В частности, в своем докладе экс-посол прогнозирует возможность вооруженных столкновений между Россией и Украиной в Крыму.
«Националистические круги в руководстве России в ближайшие годы будут всячески подогревать сепаратистские настроения в Крыму, и это может привести к столкновениям на полуострове. В худшем случае, российские войска окажутся втянуты в конфликт с украинскими силовиками»- считает Стивен Пайфер. «Самым большим риском могут стать столкновения между манифестантами-сепаратистами и украинскими внутренними силами безопасности», — указывает экс-посол в докладе для Совета по международным отношениям. «Присутствие Черноморского флота обеспечило бы готовые средства для России, чтобы защитить местных этнических русских, создавая опасную ситуацию, в которой российская военно-морская пехота и подразделения внутренних украинских сил безопасности могут войти в прямые столкновения с непредсказуемыми последствиями», – пишет Пайфер.
«Настойчивые российские усилия в поощрении крымского сепаратизма или возобновлении связей между Крымом и Россией могут стать главным пунктом повестки дня дебатов между США и Россией, — констатирует дипломат. — Ведь последствия могут затмить результаты конфликта между Россией и Грузией 2008 года». По мнению Стивена Пайфера, Вашингтону следует активно взяться за урегулирование противоречий между Москвой и Киевом. «Президент Барак Обама и американское правительство заинтересованы в политике, которая смягчила бы внутренние трения в Украине и минимизировала перспективы конфронтации между Украиной и Россией», — указывает он. «Помня опыт Грузии, Вашингтон должен гарантировать абсолютную ясность в Киеве относительно того, какой поддержки может ожидать Киев, если войдет в конфронтацию с Москвой», – поучает Пайфер.