×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/voinstvuyushchiy-neprofessionalizmglavnaya-problema-moldovy/
Новости
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Воинствующий непрофессионализм – главная проблема Молдовы
11:53, 6 июня 2017  
30
0

Как известно, в 2009 году под лозунгом продвижения демократии в Молдове произошел политический переворот, и власть в стране захватил альянс из трех партий: Либерально-демократической, Демократической и Либеральной. Впоследствии Либерально-демократическая была разгромлена, а ее председатель и в прошлом премьер-министр надолго задвинут на тюремные нары. В настоящее время завершается процесс добивания и Либеральной партии. И теперь в стране безгранично правят демократы, подмяв под себя практически все государственные структуры, включая правоохранительную и судебную системы. В итоге даже западные кураторы по развитию вынуждены были признать, что нынешняя Молдова – захваченное государство.

А тем временем под нескончаемый поток сладкоречивой демагогии о продвижении европейских ценностей и принципов все чаще экономику страны сотрясают скоропалительные и непрофессиональные решения. Вот только последние наиболее резонансные.

Так под конец прошлого года 16 декабря без обсуж­дения с бизнесом и обя­за­тель­ного в таких слу­ча­ях ана­лиза ожидаемых послед­ствий в Законе РМ № 281 «О вне­се­нии изме­не­ний и допол­не­ний в неко­то­рые законодатель­ные акты». (Был опуб­ли­ко­ван­ в Monitorul Oficial 27.12.2016 г. и всту­пил в силу уже с 01.01.2017 г.) была принята новая редакция Закона об охране окружающей среды в части гла­вы VIII «Наци­о­наль­ный эко­ло­ги­че­ский фонд». В ней предусматривалось 13 направлений деятельности этого фонда, которые, по сути, лишь стали прикрытием для обоснования необходимости введения новых сборов.

А так как все было прописано в спешке и кулуарно с множеством нестыковок, то уже в январе в авральном поряд­ке начали раз­ра­ба­ты­ва­ть под­за­кон­ные акты, кото­рые и в дальнейшем во мно­гом ока­за­лись ало­гич­ны­ми, а по ряду аспек­тов и вовсе непо­нят­ны, как нало­го­пла­тель­щи­кам, так и нало­го­ви­кам. Но поскольку бизнес перед налоговиками, по сути, бесправен, то контролеры трактуют все несуразности с главной целью не только штрафануть предпринимателя, но и получить весомый откат. Здесь лишь можно предполагать, какой новый рукотворный Клондайк был порожден для коррупционеров!

Разу­ме­ет­ся, допол­ни­тель­ные 80 бануц или даже 3 лея за одну упаковку в зависимости от ее объема с последующим начис­лен­ием НДС для доро­го­сто­я­ще­го пар­фю­ма ник­то и не заме­тит. Но совсем дру­гая ситу­а­ция складывается с молоч­ны­ми про­дук­та­ми, осо­бен­но – в мел­кой таре. Или для при­ме­ра возь­мем наи­бо­лее ходо­вые и деше­вые меди­ка­мен­ты, как вали­дол, да и пипет­ки, шпри­цы и даже спич­ки. А это соци­аль­ная про­бле­ма, заклю­ча­ю­ща­я­ся в том, что наи­боль­шие поте­ри поне­сут мало­иму­щие. Ведь это они поку­па­ют това­ры поде­шев­ле, а сум­ма сбо­ра зача­стую сопо­ста­ви­ма с преж­ней сто­и­мо­стью това­ра.

И затем как быть, если одна еди­ни­ца в упа­ков­ке впоследствии вкла­ды­ва­ет­ся в дру­гую – внеш­нюю? А если это пакет мака­рон или каких-то сыпу­чих това­ров, короб­ка кон­фет и так далее? И кто высту­пит арбит­ром в том, что дан­ная упа­ков­ка, ска­жем, име­ет объ­ем до одного лит­ра, а не более? Да и каким мери­тель­ным инстру­мен­том, в дан­ном слу­чае, нуж­но вос­поль­зо­вать­ся – линей­кой? Плюс к это­му воз­ни­кла мас­са вопро­сов без вразумительных ответов по типам кар­то­на и пла­сти­ка, так как суще­ству­ют их мно­го­чис­лен­ные виды, для кото­рых не были про­пи­саны номен­кла­тур­ные коды.

И не сле­ду­ет питать иллю­зий, что все собран­ные сред­ства от этих сборов будут направ­ле­ны исклю­чи­тель­но на улуч­ше­ние эко­ло­гии. Как и акци­зы на неф­те­про­дук­ты, пред­на­зна­чен­ные для ремон­та и стро­и­тель­ства дорог и дорож­ной инфра­струк­ту­ры, в зна­чи­тель­ной мере идут на дру­гие «неот­лож­ные» нуж­ды госу­дар­ствен­но­го бюд­же­та. Так и здесь они, несо­мнен­но, будут перенаправле­ны на закрытие множества бюджетных дыр.

Не меньше проблем этот же закон №281 породил и для легальной торговли, благодаря столь же неожиданному введению новых правил по регламентированию отношений между национальными производителями продуктов питания и продавцами этих продуктов. В целом до начала текущего года они строились в соответствии с нормами Гражданского кодекса и Закона № 231 от 23.09.2010 «О внутренней торговле». Но кому-то показалось, что устоявшееся статус-кво можно в одночасье поломать. Вот и было наворочено впопыхах и безалаберно такого, что с 1 января поставило всех буквально на уши.

Во-первых, запретили осуществлять возврат продукции. И это при том, что годами отлаженный механизм взаимодействия между поставщиками и продавцами позволял оперативно перемещать продукцию в точки самой быстрой реализации, если в предыдущем месте тот или иной продукт не продавался.

Во-вторых, запретили договариваться о маркетинговых сборах и отчислениях. Тем самым поставщика лишили возможности продвигать свою продукцию, пойдя при этом не только против сложившейся в Молдове практики, но и пренебрегая мировым опытом, согласно которого грамотный маркетинг уже давно стал определяющим двигателем торговли. Вдобавок к этому отсрочку по оплате продукции ограничили 30 днями, как для скоропортящейся продукции со сроком годности в несколько дней, так и для продукции со сроком годности несколько месяцев или даже лет. Например, алкогольные напитки. И никто не озаботился тем, что крупные торговые сети, поднапрягшись и неся безусловные потери, в состоянии централизованно преодолеть все эти плоды скоропалительного «реформирования». А что делать средним и мелким продавцам, оставшимся один на один со свалившимися на их головы проблемами?

Разумеется, никто в убыток работать не будет. И мелкий, и средний, и большой бизнес в очередной раз будут как-то выкручиваться. Как известно, еще в советском прошлом действовали нормы утруски и усушки. Ведь товар не только теряет влагу, но и в процессе его реализации образуются отходы и другие виды потерь первоначального веса, у какой-то его части ухудшается товарный вид, что требует уценки, и так далее, и тому подобное. Существуют общепринятые затраты и на рекламу товара, в чем даже в большей мере заинтересованы производители продукции.

В итоге эти «упущения» наконец-то осознали в правительстве, и теперь министерство экономики опять же в авральном порядке работает над корректировкой принятых в декабре поправок. А это, буквально, кошмарит легальную торговлю, которая и так ведет неравный бой с нелегальным рынком: продавцами контрабанды, контрафактной продукции и товаров, произведенных по серым схемам и без оплаты налогов. А то, что все это продается в открытую на наших глазах и контролирующих органов на организованных и стихийных рынках лицами, работающими, как по патенту, так и без него, похоже «реформаторов» не волнует. Да и законодательные нормы писаны не для теневиков. И чем больше неразберихи в правовом поле, тем их доходы выше. А масштабы таких продаж просто огромны!

В Стратегии развития внутренней торговли в Республике Молдова на 2014–2020 годы, принятой постановлением правительства № 948 от 25.11.2013 г., констатируется, что «доля незаконно ввезенных нефтепродуктов от общего объема продаж этой продукции на внутреннем потребительском рынке страны колеблется между 30–50%… С начала 2013 года почти половина сахара, поступившего на внутренний рынок, ввезена контрабандной из Украины. Среди товаров, включенных в «черный список» контрабандой продукции, – компьютерная техника, одежда и обувь различных международных брендов, мясо и мясные продукты, рыба, сигареты и т.д.» В частности, только годовой теневой оборот нефтепродуктов, который продолжает расти, составляет около 20 миллиардов леев.

Но вместо того, чтобы организовать целенаправленную борьбу с этими миазмами национальной экономики, вносится хаос именно в легальный бизнес. А это, в свою очередь, неминуемо приведет к дальнейшему сворачиванию деловой активности и, разумеется, к сокращению поступлений в государственный бюджет. В тоже время долги государства неуклонно растут, и в текущем году только на их процентное обслуживание предстоит направить уже 1,9 мил­ли­ар­да леев!

Безусловно, взаимоотношения товаропроизводителей и внутренней торговли нуждаются в совершенствовании. Есть много положительного в мировом и европейском опыте, в конце концов, в Румынии. И его необходимо не только изучать, но и взвешенно адоптировать к нашим особенностям, проводя консультации со всеми заинтересованными сторонами, как это детально предписано действующим законодательством.

Но особенно угнетающе воспринимаются действия власти, когда жертвой непрофессионализма и явного головотяпства непосредственно становятся рядовые жители страны. Именно шоком для мно­гих стало оче­ред­ное нор­мо­твор­че­ство дей­ству­ю­щей вла­сти, опуб­ли­ко­ван­ное в Офи­ци­аль­ном мони­то­ре 10 фев­ра­ля теку­ще­го года. И было от чего опе­шить: тари­фы на весь пере­чень меди­цин­ских услуг, вклю­чая кон­суль­та­ции у спе­ци­а­ли­стов, сда­чу ана­ли­зов, пре­бы­ва­ние в ста­ци­о­на­ре, хирур­ги­че­ское вме­ша­тель­ство и про­чее, в одно­ча­сье подо­ро­жа­ли в полтора, четыре и более раз.

Без­услов­но, прежние тари­фы, утвер­жден­ные поста­нов­ле­ни­ем пра­ви­тель­ства № 1020 от 29 декаб­ря 2011 года, уста­ре­ли. К тому же без­на­ка­зан­но похи­щен­ный мил­ли­ард долларов из бан­ков­ско­го сек­то­ра обру­шил наци­о­наль­ную валю­ту. И все, что импор­ти­ру­ет­ся, ста­ло тепе­рь – в левом экви­ва­лен­те – суще­ствен­но доро­же. Но ведь, кро­ме это­го, в сто­и­мо­сть услуг вклю­ча­ет­ся амор­ти­за­ция зда­ний и обо­ру­до­ва­ния, кото­рые оста­лись неиз­мен­ны­ми. Да и дру­гие издерж­ки меди­цин­ских учре­жде­ний не могли в одно­ча­сье вырас­ти в разы.

Пора­жа­ет и то, как были пере­счи­та­ны и утвер­жде­ны эти новые тари­фы. Ока­зы­ва­ет­ся, еще 21 декаб­ря про­шло­го года состо­я­лось засе­да­ние пра­ви­тель­ства, на кото­ром, как туз из рука­ва, нежданно-негаданно всплыл про­ект соот­вет­ству­ю­ще­го поста­нов­ле­ния. В даль­ней­шем он был заре­ги­стри­ро­ван под № 1460 от 30 декаб­ря 2016 года и под аморф­ным назва­ни­ем «Изме­не­ния и допол­не­ния, кото­рые вно­сят­ся в поста­нов­ле­ние пра­ви­тель­ства №1020 от 29 декаб­ря 2011 г.». Ибо в повест­ке дня того засе­да­ния дан­ный вопрос вооб­ще не фигу­ри­ро­вал и был по-тихому вне­сен под конец как допол­ни­тель­ный. Поэто­му его рас­смот­ре­ние ста­ло пол­ной неожи­дан­но­стью даже для чле­нов пра­ви­тель­ства. Тем не менее, осо­бо не замо­ра­чи­ва­ясь, они его утвер­ди­ли.

Да и как по-иному дать оцен­ку 4055 видам меди­цин­ских услуг без какого-либо эко­но­ми­че­ско­го обос­но­ва­ния, без оцен­ки вли­я­ния новых тари­фов на систе­му обя­за­тель­но­го меди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния и охра­ну здо­ро­вья насе­ле­ния в целом?

При этом пра­ви­тель­ство про­игно­ри­ро­ва­ло две ста­дии рас­смот­ре­ния нор­ма­тив­но­го акта, име­ю­ще­го пуб­лич­ный инте­рес. Во-первых, про­ект дан­но­го ново­вве­де­ния за деся­ть дней не был опуб­ли­ко­ван на пор­та­ле particip​.gov​.md для всеобщего обсуж­де­ния, как это обя­зы­ва­ет дей­ству­ю­щее зако­но­да­тель­ство.А во-вторых, отсут­ство­ва­ли и соот­вет­ству­ю­щие рас­че­ты (каль­ку­ля­ции) по каж­до­му виду услуг. Да и кто стал бы рас­смат­ри­вать обос­но­вы­ва­ю­щие мате­ри­а­лы для этих 4055 видов услуг на одном засе­да­нии?

К тому же этим поста­нов­ле­ни­ем был изме­нен не толь­ко «Ката­лог еди­ных тари­фов на медико-санитарные услу­ги, предо­став­ля­е­мые за пла­ту пуб­лич­ны­ми медико-санитарными учре­жде­ни­я­ми, а так­же на услу­ги, покры­ва­е­мые из фон­дов обя­за­тель­но­го меди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния, предо­став­ля­е­мые пуб­лич­ны­ми и част­ны­ми медико-санитарными учре­жде­ни­я­ми», но и сама мето­до­ло­гия уста­нов­ле­ния этих тари­фов.

Именно поэтому в целом скла­ды­ва­ет­ся устой­чи­вое убеж­де­ние в том, что дан­ная мето­до­ло­гия была при­ня­та лишь для про­фор­мы, с целью создать некую види­мо­сть того, что кто-то и что-то рас­счи­ты­вал. Да и как рас­счи­тать, если офи­ци­аль­ная ста­ти­сти­ка по видам меди­цин­ских услуг с дета­ли­за­ци­ей, зало­жен­ной в мето­до­ло­гии и необ­хо­ди­мой для рас­че­та тари­фов, не толь­ко не пуб­ли­ку­ет­ся, но и в целом по стра­не не обоб­ща­ет­ся. А отсю­да сле­ду­ет то, что пациентам под видом неко­е­го «нау­ко­об­ра­зия» навя­за­ли примитивную отсе­бя­ти­ну.

По методологии став­ки тари­фов должны рас­счи­ты­вать­ся, исхо­дя из фак­ти­че­ских рас­хо­дов, поне­сен­ных медико-санитарными учре­жде­ни­я­ми, либо на осно­ве запла­ни­ро­ван­ных затрат для новых медико-санитарных услуг, кото­рые преж­де не были вклю­че­ны в Ката­лог еди­ных тари­фов на медико-санитарные услу­ги. Но одно дело про­пи­сать подоб­ные требования, и совсем дру­гое – обоб­щить дан­ные, которые необходимо было собрать по каж­до­му меди­цин­ско­му учре­жде­нию в отдель­но­сти. При этом следует уче­сть, что у каждой кон­крет­ной боль­ни­цы, поли­кли­ни­ки и т. д. себе­сто­и­мо­сть услуг по фак­ту апри­о­ри раз­лич­ная. К тому же для госу­дар­ствен­ных учре­жде­ний, как гла­сит мето­до­ло­гия, тари­фы устанавли­ва­ют­ся без при­бы­ли, а для част­ных – с при­бы­лью!

А это уже ни в какие ворота не лезет, так как в принятом каталоге для каж­дой услу­ги тариф утвержден еди­ный!

Да и заве­ре­ния политиков и высо­ко­по­став­лен­ных чинов­ни­ков о том, что новые тари­фы яко­бы не кос­нут­ся тех, кто име­ет поли­сы меди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния, сле­ду­ет рас­це­ни­вать как без­от­вет­ствен­ную ложь. Ибо тари­фы всту­пи­ли в дей­ствие, и мно­гие пациенты, име­ю­щие поли­сы и обра­тив­ши­е­ся к сво­е­му семей­но­му вра­чу за каким-либо направ­ле­ни­ем то ли на обсле­до­ва­ние, то ли к какому-то кон­крет­но­му спе­ци­а­ли­сту, уже про­чув­ство­ва­ли послед­ствия ново­вве­де­ния на себе.

Нет, нико­му пря­мо не отка­зы­ва­ют. Про­сто сооб­ща­ют, что на бли­жай­ший месяц тало­ны, ска­жем, на УЗИ или для кон­суль­та­ции у кар­дио­ло­га, уже закон­чи­лись, а зача­стую – и на после­ду­ю­щий месяц тоже. И это понят­но поче­му. Каж­дое меди­цин­ское учре­жде­ние име­ет лими­ты на год по бюд­жет­но­му финан­си­ро­ва­нию, кото­рые оста­лись преж­ни­ми. А коль услу­ги подо­ро­жа­ли, то и их коли­че­ство, предо­став­ля­е­мое по поли­су, сокра­ти­лось соот­вет­ствен­но. А без опла­ты кто же согла­сит­ся рабо­тать?

Поэто­му для оза­да­чен­но­го сво­и­ми про­бле­ма­ми паци­ен­та воз­мож­ны два вари­ан­та реше­ния проблем в борь­бе за свое здо­ро­вье: обсле­до­вать­ся за день­ги по уже новым тари­фам либо по нака­тан­ной кор­руп­ци­он­ной схе­ме за опре­де­лен­ную мзду полу­чить нуж­ное направ­ле­ние «по поли­су».

А пока и здесь власть вынуждена была признать, что в новых тарифах наломали дров, и поэтому начата их доработка.

К сожалению, примеров подобного непрофессионализма множество. В народе неспроста говорят, что лучше с умным потерять, чем с дураком найти. И наша страна, словно подтверждая справедливость этой поговорки, чрезмерно часто становится жертвой деструктивных действий не в меру ретивых и возомнивших о себе всезнаек.

Безусловно, коррупция – это негативный рецидив любого общества, подменяющий правовые механизмы государства. И даже, если мздоимство растет, как в Молдове, все же это более-менее устоявшаяся система, функционирующая по своим специфическим «понятиям», но хотя бы с предсказуемым будущим. Бизнес и граждане, хоть и скрипя сердцем, вынуждены адоптироваться к этому. А вот, как приспособиться к головотяпству, к тому же, если оно носит не эпизодический, а постоянный характер?

Здесь нужны радикальные меры. Но, похоже, страна до них еще не доросла. А пока официальная статистика регистрирует в Молдове кардинальное снижение деловой активности. Инвестиции в долгосрочные материальные активы с 2008 года уменьшились на 23,5 процента, в том числе на 13,9 процента в 2016 году. А прямые иностранные инвестиции во внутреннюю экономику вообще рухнули вчетверо от 711,5 миллиона долларов до 143,2 миллиона, в том числе на 21,5 процента в 2016 году.

Но коль сокращаются инвестиции, то за ними убывают и рабочие места в формальном секторе, то есть там, где начисляют зарплату официально и выплачивают из нее налоги. Так за последние восемь лет их количество сократилось на 85,2 тысячи до 776,2 тысячи или на 9,9 процента, в том числе за 2016 год – на 9,0 тысяч. Налицо, стагнирующая экономика. И это путь в никуда.

Михаил Пойсик, доктор экономики, Национальный институт экономических исследований, АНМ 



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

1 июля 2025

 Гуцул заявила, что власти Молдавии хотят ее посадить, чтобы наказать народ Глава Гагаузской автономии Евгения Гуцул заявила журналистам, что власти Молдавии хотят ее посадить, чтобы наказать народ Гагаузии, на территории которой сторонники нынешнего молдавского руководства последние четыре года проигрывают на …

1 июля 2025

Оппозиционная в Молдавии Партия социалистов Игоря Додона устроила сегодня, 1 июля, акцию протеста перед зданием МИД. Митингующие выступали против попытки фальсификации предстоящих парламентских выборов, предупредив, что в этом случае не признают итоги голосования. По словам лидера ПСРМ, экс-президента Игоря Додона, …

18 июня 2025

  На открывшийся сегодня, 18 июня, Международный экономический форум (ПМЭФ) в Санкт-Петербурге прибыла делегация из Молдавии. Она представлена двумя оппозиционными группами: депутатами парламента от Партии социалистов во главе с экс-президентом Игорем Додоном и членами партия бывшей главы Гагаузии Ирины Влах …


Ваш браузер устарел! Обновите его.