×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/vneshniy-i-vnutrenniy-faktory-v-ukrainskih-vyborah-mnenie-ekspertov/
Новости
6 августа
4 августа
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
«Внешний» и «внутренний» факторы в украинских выборах — мнение экспертов
12:56, 11 декабря 2009  
76
0

Портал Материк.ру продолжает пристально наблюдать за ходом предвыборной кампании на Украине. Ни для кого не является секретом, что кроме прямой работы с электоратом кандидаты в президенты используют множество иных, менее демократичных, но не менее эффективных приемов. Так, значительную роль в президентской гонке играют внешние силы, которых кандидаты обозначают как своих «союзников». Не последнее место занимает и такой «внутренний» фактор, как пресловутый «административный ресурс». Именно об этом портал Материк.ру сегодня спросил у ведущих российских и украинских экспертов :

— Каково значение внешнего фактора в избирательной кампании на Украине, — влияния США, ЕС, отдельных европейских стран, России?

Валентин Якушик, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия»:

Значение внешнего фактора в политической жизни Украины, в том числе и в проведении избирательных кампаний, всегда было велико. Во-первых, потому, что современное украинское государство вобрало в себя культурные сообщества и регионы с существенно различающимися, нередко диаметрально противоположными геополитическими ориентациям, каждый из которых апеллирует за поддержкой к «своему» зарубежному «собрату». Во-вторых, украинские политические элиты довольно чётко дифференцируются в проявлении своих внешнеполитических предпочтений и опираются не только на понимание, но и на ощутимую материальную и организационную помощь своих приоритетных партнёров. Наконец, Украина, как государство с расшатанной, анархизированной системой государственного управления и с ослабленными основными системами жизнеобеспечения социума рассматривается влиятельными субъектами мировой политики (и экономики) как территория, в отношении которой целесообразно совершать экспансию своих структур и проектов и ограничивать аналогичную экспансию стратегических и тактических конкурентов.

Вместе с тем, одна из особенностей нынешнего исторического момента состоит в том, что хитросплетения украинской клановой политики привели к серьёзной утомлённости ведущих геополитических игроков. Они уже не готовы идти ва-банк, как, например, в 2004-2005 годах, а предпочитают дать возможность гражданам Украины самим несколько упростить ситуацию, выбрав себе президента, а уже затем гранды мировой политики начнут с победителем принципиальный политический и экономический «торг». Ни один из двух ведущих претендентов на пост президента Украины (ни В.Ф.Янукович, ни Ю.В.Тимошенко) не является явно неприемлемой фигурой ни для Москвы, ни для Вашингтона, ни для Брюсселя, и рассматриваются как вполне договороспособные.

Из этой же категории и ещё один компонент «взаимопримиряющей» внешнеполитической ситуации вокруг Украины: бывший «любимчик Запада», — уходящий со своего поста президент, — сильно «утомил» практически весь Запад отсутствием реальных дел, подтверждающих его дружественную риторику, и стал абсолютно «нерукоподаваемым» в Москве, вследствие его нескрываемой враждебности к любым проявлениям восстановления духовных инфраструктур «Русского мира».

Ко всему этому примешивается «перезагрузка» в отношениях США и России, в условиях которой США фактически уменьшают грантовую поддержку радикальным антироссийским силам на Украине, а Россия ещё не готова к усилению своей поддержки реальным и потенциальным силам, стоящим на Украине на позициях «Русского мира» и Святой Руси, апелляция к ценностям которой так сильна в дискурсе Патриарха Кирилла, нашедшем живой отклик у широких слоев украинцев.

Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований:

Я считаю, что влияние это сейчас снизилось. С точки зрения ЕС ожидания, скорее, присутствуют не столько в отношении позитива или избрания того или иного кандидата, — они больше связаны с тем, чтобы не был нарушен обусловленный законодательством протокол избрания президента, и не была нарушена формальная конституционная процедура. Потому что в условиях острой борьбы между Януковичем и Тимошенко, если, например, Тимошенко проиграет, то она не признает своего поражения и это может привести к каким-то осложнениям политического характера. С другой стороны, если она выиграет, то ей тоже могут создаваться препятствия со стороны президента Ющенко. Поэтому они опасаются нарушения конституционно-правовых условий больше, чем чего-то другого.

Что касается украинской политики, то, я думаю, что здесь сложно говорить о том, что кто-то делает однозначные ставки, поскольку, с одной стороны, Тимошенко европейцам импонирует больше, но полагаться на ее последовательность, на то, что она будет проводить какую-то последовательную политику, они не могут. С другой стороны, те переговоры, которые Министерство экономики и Кабинет министров ведут по зоне свободной торговли, они, в принципе, европейских политиков устраивают больше, чем возможная политика Януковича, который будет жестче торговаться.

Ели говорить о России, то здесь двоякий момент. С одной стороны, российская политика основана на жестком экономическом влиянии, поэтому любой другой президент кроме Ющенко будет рассматриваться, как более предпочтительная кандидатура. С другой стороны, я не предполагаю, что в отношении Тимошенко и Януковича будет задействован режим максимального благоприятствования.

Сергей Марков, директор Института политических исследований:

На сегодня влияние этих сил минимально. Соединенные Штаты занимают пассивную позицию в отношении Украины. Они смогли добиться того, что пророссийских кандидатов практически нет. Они уверены, что, во-первых, нет ни одного реального кандидата, их не устраивающего. А, во-вторых, нет ни одного кандидата, который бы им нравился. От Ющенко они отвернулись, видя его экстремизм и неадекватность. Тимошенко представляется им левой популистской, стремящейся к установлению личной власти, и с этой точки зрения опасной. У Януковича они видят слишком много связей с Россией. И они видят объективную связь избирателей Януковича с Россией. Это их отталкивает и настораживает. Евросоюз также занял выжидательную позицию.

Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования:

Все ждут, чем же она закончится. Все понимают, что ни для США, ни для ЕС, ни для России, ни для самой Украины президента хуже, чем Ющенко быть не может. Все готовы сотрудничать с любым из двух фаворитов, выходящих во второй тур. Все понимают, что любой новоизбранный украинский президент будет крайне зависим от внешней поддержки, поскольку внутренних ресурсов страны на то, чтобы прожить 2010 год не хватит, да и занять уже практически негде. Каждый намерен просить за свою помощь как можно больше. В любом случае, определяться с конкретным отношением к конкретному политику все будут уже после выборов. Думаю, что США и ЕС совсем не против предоставить России возможность заниматься спасением и восстановлением посторанжевной Украины.

Анатолий Орел, генеральный директор Центра международных и сравнительных исследований:

Я думаю, что сейчас все это влияние сведено к минимуму. Все избиратели устали от этой перманентной политической борьбы, они устали от обещаний, благодаря которым каждая сторона пытается перетянуть их на свою сторону. В общем-то, предвыборная кампания ведется достаточно вяло, и все ждут — не дождутся ее конца. Влияние внешнего фактора в данном случае небольшое, во всяком случае, значительно меньше, чем было когда-то, — по сути, оно никак не ощущается. Все потеряли к Украине интерес.

Сергей Михеев, Вице-президент Центра политических технологий:

Специфика этих выборов состоит в том, что внешние силы не ставят на конкретных кандидатов, так как считают, что основная борьба за

влияние на нового президента будет идти уже после выборов. Впрочем, внешние силы обязательно активизируют своё участие в случае возникновения на выборах кризисной ситуации, а она вполне возможна. Тогда придётся выбирать и разные силы могут сделать разный выбор.

— Какое влияние на ход украинской избирательной кампании оказывает такой важный внутренний фактор, как «административный ресурс»?

С. Толстов:

Роль административного ресурса будет определяться непосредственно в январе, в особенности между первым и вторым туром президентских выборов. Если не будет какой-то ясно выраженной компромиссной позиции промышленно-финансовых групп, то, скорее всего, губернаторы и лидеры, начнут постепенно перебегать на сторону Тимошенко. Дальнейшая позиция будет зависеть уже непосредственно от влияния на них тех или иных промышленно-финансовых кругов и правительства. Если промышленно-финансовые круги не сформулируют свою позицию, то я думаю, что давление Тимошенко начнет перевешивать. Главная роль административного ресурса будет заключаться в организации подсчета голосов, в контроле избирательных комиссий, доставке протоколов в окружные и центральную избирательную комиссии и, в каком-то смысле, во влиянии на руководство избирательной комиссии. В этом смысле административный ресурс будет действовать наиболее ощутимо.

С. Марков:

Административный ресурс оказывает очень большое влияние на ход избирательной кампании, поскольку на Украине очень высок уровень фальсификации выборов. Все связано с высочайшим уровнем коррумпированности, причем не только экономической, за деньги, но и политической. Эта политическая коррумпированность регионально консолидирована. Когда «все свои», значительно легче проводить фальсификацию выборов.

Причем на фальсификацию выделяется огромный бюджет, который справедливо называется «защитой результатов». Стороны надеются на своих представителей в регионах, плюс — на контроль над административными судами. Считается, что в этой сфере больше других преуспела именно Ю.Тимошенко.

Партия регионов надеется на Генпрокуратуру, а также на выборные власти на Юго-востоке.

Ющенко надеется на назначаемых им губернаторов, а также Службу безопасности Украины.

Да, Тимошенко еще надеется на МВД, конечно.

Вот это — инструменты фальсификации.

Р. Ищенко:

Сегодня, в условиях кризиса, административный ресурс, если какое влияние на ход избирательной кампании и оказывает, то минимальное и негативное для его обладателей. В то же время, серьёзную и даже определяющую роль обладание админресурсом может сыграть уже после выборов: на этапе подсчёта голосов и/или оспаривания результатов. Здесь вероятны попытки фальсификации результатов голосования в пользу действующего премьера. Не исключены также попытки использовать силы МВД для поддержки нового «майдана». Во всяком случае, и премьер и министр внутренних дел публично сообщили, что не исключают повторения событий 2004 года и заявили о своей готовности выйти на «майдан». В условиях обвального падения рейтинга, для Тимошенко силовой пересмотр итогов выборов является единственной возможностью уцелеть в качестве политика первого эшелона.

В. Якушик:

В условиях отсутствия в практике функционирования политической системы современной Украины ряда элементарных базовых компонентов правового государства, админресурс продолжает оказывать определяющее влияние на подготовку, ход и результаты избирательных кампаний. Поэтому и идёт такая острая борьба между президентом, премьер-министром (и её политическими структурами), оппозицией в лице Партии регионов и некоторыми иными субъектами политического процесса (например, В.М.Литвиным) за сохранение или укрепление своих позиций в судах, среди когорты глав администраций различных уровней и за привлечение на свою сторону руководящих кадров местных органов власти и самоуправления.

А. Орел:

Административный ресурс оказывает большое влияние на ход избирательной кампании. Находится административный ресурс в руках у нынешнего президента, и я нисколько не сомневаюсь, что он не будет колебаться в том, чтобы его использовать по полной программе.

С. Михеев:

Как и во всех постсоветских странах — решающее. Административный ресурс применяется комплексно и масштабно. Он распространяется на все сферы избирательной кампании, начиная от информационной политики и заканчивая прямой фальсификацией результатов. Впрочем, конкретно на предстоящих выборах президента Украины применение административного ресурса будет осложнено отсутствием единства в правящем классе. Фактически в стране установилось «трёхвластие». Свои административные рычаги влияния на ситуацию имеют президент, премьер-министр и партия парламентского большинства. Пока все три ресурса конфликтуют друг с другом. Так, видимо, будет вплоть до второго тура голосования. Вот втором туре неизбежны коалиции и перегруппировка административного ресурса.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

30 октября 2024

Суд на Украине привлек главу страны Владимира Зеленского к рассмотрению иска, касающегося назначения выборов украинского президента, написал в своем Telegram-канале оппозиционно настроенный депутат Верховной рады Александр Дубинский, который с ноября прошлого года находится в СИЗО по подозрению в госизмене. По …

20 сентября 2024

Новый замглавы офиса президента Украины Виктор Микита провел совещание с главой региональных организаций правящей партии «Слуга народа», темой встречи была подготовка к проведению выборов в стране. Об этом сообщил депутат Рады Алексей Гончаренко (внесен в РФ в перечень террористов и …

30 ноября 2023

Депутаты Верховной Рада Украины подписали декларацию о недопустимости проведения выборов в военное время. Документ был принят представителями всех фракций и групп украинского парламента. Декларацию приняли по итогам девятого «Диалога Жана Моне», который прошел в поселке Турья Пасека Закарпатской области. Евроструктуры на мероприятии были …


Ваш браузер устарел! Обновите его.