×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/vneshnepoliticheskie-i-ekonomicheskie-interesy-moldovy-v-sng-problemy-i-perspektivy/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Внешнеполитические и экономические интересы Молдовы в СНГ: проблемы и перспективы
13:10, 1 июня 2011  
68
0

Нередко в среде кишинёвской «элиты» высказывается мысль о том, что Республике Молдова следует сменить внешнеполитический курс, подразумевая под этим фактический разрыв с Россией, выход из СНГ и полную переориентацию на Запад, вплоть до вступления в НАТО[1]. Другие, открыто не декларируя подобное (хотя в недавнем прошлом делали это откровенно), по сути, подразумевают именно это[2].

Так, например, в первой программе партии премьера Владимира Филата (ПЛДМ), принятой в 2007 году, приднестровский конфликт идентифицируется как «молдавско-российский конфликт в приднестровском регионе. Говоря в своих программах о внешнеполитических приоритетах Республики Молдова, две правящие парламентские партии вообще не упоминают такую структуру как СНГ, будто бы её вообще не существует. И если ЛДПМ среди стратегических партнёров Молдовы всё-таки перечисляет и Россию (после ЕС, Румынии и США), то Либеральная партия Михая Гимпу вообще не включает её в этот ряд[3].

Думаем, есть смысл с позиций политического реализма и государственного прагматизма проанализировать эти идеи, а также основные, жизненно-важные ориентиры внешней политики Молдовы.

Во-первых, когда предлагается «смена курса», в обязательном порядке утверждается, что внешняя политика Республики долгие годы была односторонне ориентирована на СНГ, в особенности в 2001 – 2009 гг. Позволим себе утверждение – данный постулат в принципе ложный. Более того, реальное положение вещей обстоит с точностью до наоборот. В частности, в 2003 г. молдавским руководством был провозглашён стратегический курс на европейскую интеграцию и в связи с этим в начале 2005 г. был подписан индивидуальный плана действий Молдова – ЕС[4]. Нельзя пройти мимо и другого су­щественного мо­мента, доказывающего ложность тезиса об «одностороннем» ориентировании внешнеполитического курса Республики Молдова на Восток – в течение 2001-2009 гг. объём товарооборота Республики не просто возрос, но темпы данного роста со странами Запада были существенно выше, чем с нашими партнёрами по СНГ: объём торговли со странами СНГ рос за это время ежегодно на 1,7-2%, а с западными государствами – на 25-28%[5].

Как в своё время утверждал президент В. Воронин, наша внешняя политика должна быть там, где присутствуют наши интересы[6]. Что-либо более здравого трудно предположить. И в этом контексте у нас одна стратегическая задача – внешняя политика нашего государства должна обеспечить наиболее благоприятные условия для внутреннего социально-экономического развития страны и роста благосостояния населения. К сожалению, с конца 2004 г. президент Воронин и его команда стали отходить от проводимого ранее прагматического внешнеполитического курса, соскользнув на антироссийские рельсы.

В результате проводимой молдавским руководством политики в 2005-2006 гг. молдо-российские отношения достигли самого низкого уровня, приблизившись к состоянию враждебности. Да и в целом пронатовская и по сути антироссийская внешняя политика воронинского руководства, братание молдавского президента с Ющенко, Саакашвили, Бэсеску и прибалтийскими русофобами завели Молдову в тупик и резко ухудшили её внешнеполитические позиции. Это также привело к серьёзным экономическим последствиям для молдавских товаропроизводителей и экспортёров, в особенности в области виноделия. По вине Воронина имел место т.н. «винный кризис», нанесший колоссальный экономический и морально-политический ущерб нашей республике и практически перекрывший путь молдавским виноделам на российский рынок7[].

У нас один стратегический курс – интеграция в Европу посредcтвом сближения со всеми европейскими государствами, однако нашим стратегическим партнёром навсегда остаётся Россия. И в данном постулате нет ни малейшего внутреннего противоречия, т.к. Россия также является европейской державой, важнейшей стратегической целью которой остаётся интеграция в Европу[8]. Как отмечал бывший российский министр иностранных дел Игорь Иванов «для нас принадлежность к Европе, общность исторических судеб России и Европы, безальтернативность самого тесного партнёрства с европейскими странами являются аксиомами»[9]. Более того, это не просто односторонняя ориентация России на европейские структуры, а взаимовыгодный и взаимопризнанный стратегический курс обеих сторон – Российской Федерации и Европейского Союза – на теснейшее сближение вплоть до образования в среднесрочной перспективе т.н. «Большой Европы» от Атлантики до Тихого океана[10]. И то, что Россия является важнейшим стратегическим партнёром Евросоюза, подтверждено основными документами ЕС и многочисленными заявлениями европейских и даже американских лидеров первой величины в начале 2000-х годов. Данная мысль была подтверждена и на прошедшем в марте 2005 в Париже саммите «четвёрки» Путин-Шрёдер-Ширак-Сапатеро и в идее создания четырёх общих пространств между Россией и ЕС[11].

Всё это означает только одно – наше дальнейшее укрепление отношений с Россией означает не отход от Европы и европейских ценностей, а сближение с Европой и укрепление нашей независимой государственности. Более того, в Плане действий Европейского союза для России отмечается, что он выступает за создание зоны свободной торговли, которая охватывала бы территории России и Евросоюза[12]. Образовав единое пространство свободной торговли с Россией, мы автоматически получаем и свободный доступ на европейские рынки (конечно, в принципе это возможно и без России).

Второй момент, касающийся т.н. «предложения о смене курса»: следует срочно взять линию на интеграцию в европейские структуры, в первую очередь в ЕС и НАТО. Однако здесь напрашивается вопрос: как представляется процесс интеграции нашей республики в Евросоюз и НАТО? Кто нас туда приглашал и известно ли «интеграционистам», что для вхождения в эти структуры следует выполнить ряд условий, от которых мы пока слишком далеки? Кроме того, мы нейтральная страна и вступление в какой-либо военный блок невозможно[13]. Это не просто декларация, зафиксированная в Конституции, – это воля подавляющего большинства наших граждан. Да с нами никто и не станет говорить об интеграции в европейские структуры, пока мы не выполним ряд условий: практически на порядок не увеличим ВВП на душу населения, не решим приднестровский вопрос (а это без помощи и посредничества Российской Федерации в принципе невозможно), не конформируемся реально к европейским ценностям. Именно в этом главная сложность «вхождения в Европу», именно так мы должны «построить у себя дома» Европу.

И третий, последний момент предлагаемой смены курса: как можно быстрее отдалиться от России, а ещё лучше, порвать с ней и выйти из СНГ. Эта линия тесно связана с Михаем Гимпу и возглавляемой им Либеральной партией, с рядом его антироссийских (и, одновременно, антимолдавских) действий, как, например, его т.н. «указ» о дне «советской оккупации», нанесший серьёзный урон имиджу Молдовы в России.

Как эти люди представляют себе наш «коренной» внешнеполитический поворот спиной к России и после этого сохранение с ней всего комплекса экономических взаимоотношений? Ведь любому мало-мальски образованному и трезвомыслящему человеку ясно, что российских энергоресурсов на прежних условиях нам не видать, что российский рынок для нас на нынешних условиях будет закрыт, от чего в Молдове наступит полнейший экономический коллапс и развал государства. В этом контексте и речи быть не может о решении приднестровского вопроса. А что нам делать с несколькими сотнями тысяч наших граждан, работающими в России, и которые будут немедленно выдворены в результате предлагаемого «коренного разворота». Мало того, что сотни тысяч людей останутся без работы и их семьи без средств к существованию, они пополнят армию бродяг, попрошаек и бандитов. Ведь это самый короткий и эффективный путь к развалу государства и столь «долгожданному объединению с родиной-матерью România Mare».

Правда в этом контексте следует напомнить, что осуществление такой деструктивной по отношению к нам программы – закрытие для нашей винно-табачной продукции российского рынка, реализация нам по завышенным мировым ценам энергоресурсов, визовый режим для наших граждан при въезде на территорию РФ и другие недружественные меры – контрпродуктивны не только для Республики Молдова, но и для Российской Федерации.

Во-первых, на фоне стремления России к вхождению в ВТО, всё это станет дополнительным препятствием на пути достижения давно желанной цели, т.к. все эти меры противоречат правилам ВТО и рассматриваются ею как экономический и политический шантаж.

Во-вторых, введение визового режима для молдавских граждан невыгодно экономически самой России: при необходимости скорейшего удвоения её ВВП в условиях сокращения рождаемости в стране такой шаг будет направлен против экономических интересов российского государства. Более того, учитывая катастрофическую демографическую ситуацию на Дальнем Востоке и угрозу утраты в перспективе этих территорий, такая политика может лишь способствовать геополитическому краху России на её восточных границах. Российскому руководству следует поступать с точностью до наоборот: привлекать в страну как можно больше граждан бывших советских республик, увеличивая за их счёт её экономический и демографический потенциал, направляя их в первую очередь на постоянное место жительства в дальневосточные области. Всё это потребует, естественно, гигантских инвестиций и разработки специальной программы. И в этом плане следует отметить, что антироссийские правительства в бывших советских республиках приходят и ещё скорее уходят, а народы остаются (пример Украины очень показателен). Поэтому российскому руководству не следует «наказывать» граждан этих стран за тупость их правителей.

В-третьих, следует сказать несколько слов по поводу лишения молдавских производителей российского рынка. В этом контексте следует напомнить, что около 2/3 молдавских винодельческих мощностей находятся уже несколько лет в руках российских инвесторов, поэтому реализация данных угроз в 2005-2006 годах не менее болезненно ударила и по ним. Дело в том, что около 2/3 импортируемой Россией алкогольной продукции являлась молдавского происхождения. По качеству она не уступает лучшим мировым образцам, а по цене несравненно более доступна простым россиянам. Т.о., в случае изгнания молдаван с рынка РФ это означает удар и по российскому потребителю.

И последнее – российскому руководству не следует забывать, что подобные заявления, а тем более их практическая реализация, могут означать в первую очередь удар по друзьям России в бывших союзных республиках (включая и проживающих в них русских) и ослабление их внутриполитических позиций в своих странах, усиливают антироссийские настроения на постсоветском пространстве и укрепляют врагов России. В полной мере это относится и к Республике Молдова.

Таким образом, именно во взаимоотношениях с Российской Федерацией кроются огромные резервы нашего развития. К примеру, в качестве приоритетных отношений с Россией, помимо общегосударственных, следует развивать связи – торговые, в области инвестиций, миграции рабочей силы и т. д. – с её регионами. Всё это бесспорно положительно отразится на внутриполитическом и социально-экономическом положении нашей республики. Так, зная о том, что в Баренцевом море открыты (ещё с середины 80-х гг.) запасы нефти[14], сравнимые по объёму, дешевизне и качеству с находящимися в зоне Персидского залива, и в ближайшем будущем начнётся их эксплуатация (предполагаются инвестиции в этот проект западноевропейских компаний – в первую очередь норвежских и английских – в десятки миллиардов американских долларов), нам следует разработать специальную программу по сотрудничеству с Мурманской и Архангельской областями, а также с теми регионами, которые будут поставлять промышленное оборудование для реализации данного проекта. А таких регионов в одной только России не один. Это касается и взаимоотношений Республики Молдова с рядом российских компаний, в первую очередь газо- и нефтедобывающих, которые занимаются экспортом товаров транзитом через нашу территорию. Необходимо разработать чёткую, рассчитанную на долгосрочную перспективу политику в отношении таких компаний.

Именно таковы должны быть наши внешнеполитические подходы и в отношении Запада, а также стран ЦВЕ: прагматичные, исходящие из наших национальных интересов и безопасности государства. Т.о., наш вывод о необходимости для Молдовы осуществлять многовекторную внешнюю политику, которая должна быть там, где у неё есть интересы, является единственно верным и именно это пойдёт на благо подавляющему большинству граждан.



1 См.: pnlm.md.

2 См.: pl.md, pldm.md.

3 Ibid.

6 Воронин В. Объединение страны – главное условие становления молдавской государственности. // Мысль, 2002, №3 (17), С.3-4; Воронин В. Выступление в Центре стратегических и международных исследований (США), Ответы на вопросы Центра стратегических и международных исследований. // Мысль, 2002, №4 (18), С. 4-8; Интервью Президента Республики Молдова Владимира Воронина информационному агентству «Молдпрес». // Нез. Молд. 26 ноября 2002; Выступление Президента Республики Молдова Владимира Воро­нина на саммите Совета Евроатлантического партнёрства. // Нез. Молд., 2002, 26 ноября; «Коммунист», 2002, 13 декабря, С. 12; Воронин В. Страна нуждается в кардинальных реформах. // «Коммунист», 2003, 10 января.

7 См.: Назария С. О европейской интеграции, «винном кризисе» и судьбе молдавской государственности. // Ежегодный научный альманах Российской академии юридических наук. Выпуск VII. Том I. М., 2007; Внешнеторговое право. 2007, № 1.

8 См.: Tratat de prietenie şi cooperare între Republica Moldova şi Federaţia Rusă din 19 noiembrie 2001. // Tratate internaţionale. Vol. 29. Chişinău, 2002, P. 335-341; Путин В. О задачах российской дипломатии. // Межд. жизнь. 2001, №2, С. 6; Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. // Межд. жизнь. 2002, №5, С. 18; Концепция внешней политики Российской Федерации (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 12 июля 2008 г.). // http://www.mid.ru.

9 Иванов И. Перспективы сотрудничества на современном этапе. // Межд. жизнь. 2001, №1, С. 9.

10 См.: Хартия «Большая Европа». // «Независимая газета», 22 декабря 1993; Рюэ Ф. Стабильность в Европе может существовать только вместе с Россией, а не против неё. // Межд. жизнь. 1995, №2, С. 40, 42-43; Нюберг Р. Сплотиться в Европе, чтобы эффективно действовать в мире? // Межд. жизнь. 2002, №5, С. 93

12 Белоконь Ю. Экономическое сотрудничество между Россией и ЕС. // МЭиМО. 1997, №4, С. 78.

13 Конституция Республики Молдова, ст. 11. // „Monitorul oficial al Republicii Moldova”. 1994, август, часть I.

14 См.: Криворотов А. Баренцево море: нефтяная сага на руинах «холодной войны». // http://www.norge.ru.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

1 июля 2025

 Гуцул заявила, что власти Молдавии хотят ее посадить, чтобы наказать народ Глава Гагаузской автономии Евгения Гуцул заявила журналистам, что власти Молдавии хотят ее посадить, чтобы наказать народ Гагаузии, на территории которой сторонники нынешнего молдавского руководства последние четыре года проигрывают на …

1 июля 2025

Оппозиционная в Молдавии Партия социалистов Игоря Додона устроила сегодня, 1 июля, акцию протеста перед зданием МИД. Митингующие выступали против попытки фальсификации предстоящих парламентских выборов, предупредив, что в этом случае не признают итоги голосования. По словам лидера ПСРМ, экс-президента Игоря Додона, …

18 июня 2025

  На открывшийся сегодня, 18 июня, Международный экономический форум (ПМЭФ) в Санкт-Петербурге прибыла делегация из Молдавии. Она представлена двумя оппозиционными группами: депутатами парламента от Партии социалистов во главе с экс-президентом Игорем Додоном и членами партия бывшей главы Гагаузии Ирины Влах …


Ваш браузер устарел! Обновите его.