В пресс-центре «АиФ» прошел круглый стол «Нагорный Карабах сегодня: взгляд с севера», на котором его участники обсудили роль России в заключении трехстороннего соглашения о прекращения огня в зоне карабахского конфликта в мае 1994 г, ситуацию в регионе Южного Кавказа после четырехдневной войны в апреле 2016 г, последние встречи президентов Армении и Азербайджана в Вене и Санкт-Петербурге и ход мирного урегулирования карабахского вопроса, право народа Нагорного Карабаха на самоопределение. Эксперты сошлись во мнении: достичь согласия в вопросе урегулирования конфликта без участия Степанакерта невозможно.
Круглый стол, инициировал и вел президент организации «Русско-Армянское Содружество» Юрий Навоян.
Все шло к войне — трагические события апреля 2016 года были неизбежны, считает Владимир Евсеев, заместитель директора Института стран СНГ, военный эксперт. Трагические события апреля 2016 года были неизбежны.
«Начиная с августа 2014 года, все шло к войне. В конце сентября 2015 года были использованы реактивные системы залпового огня против мирного населения Нагорного Карабаха. К концу года уже были задействованы танки и гаубицы – в конфликте участвовали почти все виды вооружений», напомнил он.
Почему это стало возможным? К конфликту подтолкнула Турция, считает участник круглого стола. Кроме того, был изменен баланс сил: Азербайджан имел количественное и качественное превосходство. На момент начала конфликта, Азербайджан имел превосходство в бронетехнике, беспилотных летательных аппаратах, артиллерии, боевой авиации, реактивных системах залпового огня. Причем качественное превосходство было обеспечено за счет вооружений израильского производства.
«И на основании этого руководство страны приняло решение о начале военной операции, — привел свою точку зрения Евсеев. — С одной стороны в операции участвовало четыре – шесть тысяч военных. Это не была разведка боем».
По его мнению, Азербайджан планировал масштабную операцию: если не с захватом самого Степанакерта, то с выходом на его окраины.
«Почему Азербайджану не удалось победить, имея количественное и качественное превосходство? Этого не произошло благодаря героизму армянских солдат – срочников. Благодаря их стойкости, конфликт удалось остановить. В противном случае, нам пришлось бы говорить о совершенно иной ситуации в зоне НКР», — считает Владимир Евсеев.
Вместе с тем, он не видит на сегодняшний день реальных механизмов для исключения впредь подобных сценариев. Развод войск в зоне конфликта, по мнению Евсеева, невозможен, так как одна сторона обладает превосходством.
«Я бы предложил не войска разводить, а отвести тяжелую технику на такое расстояние, которое не позволит обстреливать населенные пункты. Это более реально, — полагает военный эксперт. — Если этого не сделать – повторение конфликта неизбежно».
Кроме того, по его мнению, должен быть запрещен ряд вооружений. Это те вооружения, которые могут привести к массовому поражению мирного населения: реактивные системы залпового огня, тяжелые огнеметные системы. Если этого не сделать, это спровоцирует начало нового конфликта, считает Евсеев.
«Необходим также международный контроль, а именно – технические средства, позволяющие определить, откуда ведется огонь, и позволит показать, кто является инициатором конфликта, — отмечает эксперт.- Но это возможно только при условии наличия взаимного доверия. А его нет, и как эту ситуацию изменить – мне неизвестно».
По его личному мнению, Россия, как сопредседатель Минской группы ОБСЕ, могла бы взять на себя некоторые обязательства.
«Первое: изменить номенклатуру вооружений поставляемых с российской стороны Азербайджану. Это будет шагом к урегулированию этого конфликта. Второе: выполнить контракт на поставку оружия Армении. Дисбаланс вооружений должен быть ликвидирован – в противном случае, никто ни о чем договариваться не будет», — убежден Владимир Евсеев.
«Миротворцев, по-моему мнению, вводить нельзя — для этого нет условий, — приводит свою точку зрения участник круглого стола. Ввод миротворцев рассматривать надо, но только тогда, когда будет достигнут хотя бы минимальный уровень доверия».