В. Анохин: Брюссельские соглашения были вызваны необходимостью каким-то образом стабилизировать энергетический рынок Европы и запустить поглубже руку в экономику Украины. Модернизация ГТС Украины предполагает огромные вложения, а, значит, она уже в принципе не будет располагать абсолютным контролем над своими энергетическими артериями.
Я не исключаю, что цель брюссельских соглашений — прежде всего, перебежать дорогу России, которая тоже хотела бы войти в транспортные структуры Украины. Было бы неправильным говорить о связи Украины с Каспийско-Черноморской структурой. Она и строится для того, чтобы обезопасить её участников. И пускай строительство «Набукко» на словах горячо приветствуется Украиной, Киев прекрасно понимает, что при реализации проекта он вылетит в трубу. «Набукко» со всеми огромными капиталовложениями себя просто не оправдает, пока в соответствующие структуры не будет включен Иран, ведь ни Азербайджану, ни Казахстану не удастся полностью наполнить газопровод. Но с Ираном напряженные отношения, и организация ПРО дает понять, что Европа с Ираном дружить не хочет. Да и Франция с Германией тоже, кстати сказать, мало зависят от восточных поставок, потому что Германия хочет получать газ напрямую из России, и вкладывает в это огромные деньги, а Франция вообще – в поставщиков, не связанных с Востоком.
Поэтому здесь вопрос ставится таким образом: во-первых, Иран, который вряд ли будет включен в энергетическую структуру Европы; во-вторых — Турция. Она может диктовать свои энергетические условия, не имея кубометра газа, исходя лишь из своих территориальных возможностей. Поэтому Турция ставит вопрос о вступлении в ЕС в обмен на энергетическую безопасность. Европа не пойдет на то, чтобы включать Турцию в Евросоюз, поскольку это мусульманское государство. 70 млн. мусульман в ЕС пугает Брюссель даже больше, чем наше ядерное оружие. И модернизация Европой украинской ГТС, и строительство «Набукко», в принципе, бесперспективны, потому что не имеют экономического эффекта.