23-24 июля 2013 г. в Минске состоялся так называемый «VI съезд белорусов мира», который хоть и остался не замеченным белорусской общественностью на фоне прошедших торжеств, посвященных 1025-летию Крещения Руси, но все же был весьма показательным, так как в полной мере проявил суть той части современной белорусской диаспоры, с которой в целях демонстрации западу своей приверженности демократическим ценностям поддерживает отношения официальный Минск.
Двухдневный съезд был организован международным общественным объединением «Общество белорусов мира «Бацькаўшчына». Для участия в этом мероприятии съехалось около 300 делегатов, представляющих белорусские диаспоры из 20 стран, включая Российскую Федерацию. Съезд почил своим присутствием и держал на нем приветственную речь министр культуры РБ Борис Светлов. Кроме того, в качестве приглашенных присутствовали представители министерств иностранных дел, образования, экономики Республики Беларусь, а также религиозных конфессий.
«Батьцькаўшчына» была создана в начале 1990-х годов и все эти годы занимала антироссийскую и антисоюзную позицию. Это и не удивительно. Достаточно посмотреть на ее вождей и идеологический актив. Первым руководителем «Бацькаўшчыны» был последовательный противник Союза Белоруссии и России, насквозь пропитанный местечковым «национализмом», известный с советских времен писатель Василь Быков. С 1993 по 2001 год пост председателя «Бацькаўшчыны» занимал ярый ненавистник государственного двуязычия и всего русского, геолог по специальности, бывший вице-президент Национальной академии наук Белоруссии Радим Горецкий.
В 2001 году во главе этой организации стал Анатолий Грицкевич. Этот профессор от истории выступает как один из главных идеологов фальсификации белорусской истории, воспевания польско-литовской шляхты и магнатов Радзивиллов.
С 2009 года «Бацькаўшчыну» возглавляет Елена [сама себя она называет (через «а») Алена] Маковская, лингвист по образованию и литвинская «националистка» по убеждениям. Помимо этого Маковская является координатором социального проекта «Будзьма беларусами!», главной задачей которого является формирование у белорусского населения «беларусского» (именно через «а»), т.е. литвинского и европейского самосознания.
Под стать руководителям «Бацькаўшчыны» и ее «вялікая рада» (руководящий орган), которая сплошь состоит из оголтелых русофобов, ненавистников всего русского, ставящих своей целью навсегда оторвать белорусский народ от России, достаточно назвать такую небезызвестную особу как Станислав Шушкевич. Идейными поводырями «Бацькаўшчыны» являются престарелые деятели: униатский церковный служитель, проживающий в Лондоне «апостольский визитатор для белорусов-грекокатоликов эмиграции» Александр Надсон (86 лет, наст. фамилия Бочка), американско-белорусский публицист Янка Запрудник (87 лет, настоящее имя Сергей Вильчицкий, в 1944 г. бежал из Белоруссии в Германию, затем в Великобританию и США) и «8-й председатель Рады БНР» (т.н. «Белорусская народная республики» была объявлена группой прогерманских деятелей в оккупированном немцами Минске в марте 1919, в реальности не существовала), Ивонка Сурвилла (77 лет, наст. фамилия Шиманец, в 1944 с родителями бежала из Белоруссии в Германию, с 1969 г. живет в Канаде).
Представлена в «вялікай раде» 13-ю персонами и Российская Федерация, среди которых стоит выделить две особы – Валерия Казакова и Олега Рудакова. Казалось бы, что может быть общего у этих господ с таким антирусским отребьем, как Надсон-Бочка, Сурвилла-Шиманец или Запрудник-Вильчицкий? Ведь Казаков с Рудаковым носят русские фамилии, живут в Российской Федерации и, имея белорусские корни, по идее должны бы быть самыми активными радетелями не просто за союзнические отношения между Белоруссией и Россией, а за восстановление национально-культурного единства белорусов с русским народом. Но, по-видимому, эти российские белорусы вследствие недостаточной образованности или по какой-нибудь иной не афишируемой ими причине подпали под влияние «забугорных» русофобов-фальсификаторов и, по сути, стали глашатаями антирусских, а, следовательно, и антибелорусских воззрений.
Так, на упомянутом съезде Олег Рудаков предложил белорусским властям лишить русский язык статуса государственного, то есть повторить в отношении Белой Руси то же злодеяние, которое в конце XVII века совершили владетели Речи Посполитой. Тогда, в августе 1696 года, сейм Речи Посполитой запретил использовать русский язык в качестве государственного и литературного на территории входившего тогда в это государство Великого княжества Литовского и Русского: «pisarz powinien po polsku, a nie po rusku pisac» («писарь должен по-польски, а не по-русски писать»), поставив тем самым вне закона язык и культуру Белой (Западной) Руси.
Рудакову видимо невдомек, что до этого магнатско-шляхетского запрета (а именно шляхта заседала в сейме Речи Посполитой) русский язык (в его западнорусском варианте) имел официально-государственный статус на землях Западной Руси (совр. Республика Беларусь) в течение 700 лет (X –XVII вв.).
А ведь он не просто российский гражданин белорусского происхождения, а общественный деятель, возглавляющий в Иркутское общество белорусской культуры имени Яна Черского. Кстати, Ян Черский известен как исследователь Сибири, поляк по национальности и участник антироссийского и антибелорусского польского восстания 1863-64 гг. По всей видимости, члены общества им.Я.Черского вряд ли удосужились хотя бы взять в руки основополагающий труд академика Е.Ф.Карского «Белорусы», в противном случае их председатель вряд ли выступал бы со сколь провокационными, столь и невежественными требованиями.
Что касается Валерия Казакова, то он, несомненно, не столь прямолинеен как его коллега из Иркутска. Тем более что он лицо более обстоятельное, чем тот же О. Рудаков. Все-таки г-н Казаков является председателемФедеральной национально-культурной автономии «Белорусы России», действительный государственный советник Российской Федерации, секретарь Союза писателей России, ранее военный корреспондент газеты «Красная звезда», полковник запаса, был доверенным лицом В.В.Путина на прошедших президентских выборах в России. Казалось бы, что может быть общего у человека с подобным послужным списком с такими ненавистниками России и всего русского как Надсон, Сурвилла или пресловутый Запрудник? Ведь последние вместе с активом «Бацькаўшчыны» спят и видят, чтобы Союзное государство Белоруссии и России не состоялось, и белорусы оказалось под пятой новоявленной IV Речи Посполитой. Будем надеяться, что В.Н.Казаков попал в сомнительную компанию под вывеской «Бацькаўшчына» вследствие своей неосведомленности не только касательно идейных устремлений коллег из этой «суполкі», но и относительно истории и культуры белорусского народа.
Казалось бы, кому как не руководителю «Белорусов России», да к тому же писателю, не знать назубок «Белорусов» академика Карского? Видно, не досуг было г-ну Казакову обратиться к трудам знаменитого этнографа и языковеда-слависта. В любом случае Казакову придется-таки определяться, с кем он. На стороне Белой Руси, стремящейся к единству с единокровным русским народом и созидающей Союз с Россией, или же с теми «лжебелорусами», для которых общерусское (восточнославянское) единство страшнее смерти, а главным оружием является ложь. Быть же приятным для всех, как небезызвестный г-н Чичиков, руководителю «Белорусов России» вряд ли удастся.