Визит госсекретаря США Джона Керри в Сочи к Владимиру Путину и Сергею Лаврову показал, что у Вашингтона во внешней политике есть определенные варианты сценариев. Когда ряд ведущих стран Европы явно расположены к тому, чтобы предпринимать недюжинные усилия к урегулированию тех или иных конфликтов (в которых США выступили или инициатором или стороной, занявшей нейтральную, отстраненную позицию), безусловно, Соединенные Штаты не хотели бы уступать пальму первенства в контроле над ситуацией. С этой точки зрения, визит Керри показывает, что усилия Парижа и Берлина находят свой отголосок в Вашингтоне.
Штаты не хотят оказаться, как это было в 2003 году в ситуации вокруг вторжения в Ирак, в явном противоречии с мнением большинства крупных стран мира. Если бы, предположим, Франция и Германия выступили еще в 2014 году против жесткой антироссийской риторики и политики Соединенных Штатов, то ситуация сейчас была бы очень непохожей на то, что имеем: у Вашингтона не было бы возможности заявлять о том, что Россия изолирована, по крайней мере, в ее взаимоотношениях с Западом, и что России якобы некуда деваться, как идти на уступки и выполнение тех требований, которые ей выдвигают.
Нельзя забывать и том, что Соединенные Штаты далеко не та страна, которая больше всех была бы заинтересована в скорейшем урегулировании ситуации на Украине и вокруг нее. Ясно, что здесь главной скрипкой должны быть европейские ведущие страны.
Великобритания, к сожалению, с начала кризиса устранилась от попыток внести свою лепту в урегулирование. Дальше уже эта страна не сможет подключиться к процессу и превратиться из одной из наиболее антироссийски настроенных стран в Европе в страну, которую могли бы включить в число главных примирителей.
Вхождение США либо в «Нормандский формат» вряд ли возможно. Подключение других стран к урегулированию вполне допустимо, но формат уже будет другой. «Нормандский формат» заложник тех стран, которые его создали. Эти страны знают, что с самого начала именно они выступили инициаторами встреч. Они прошли довольно сложный путь по нахождению возможности договориться, вести диалог, выходить на какие-то решения. Все это время Соединенные Штаты занимали исключительно деструктивную позицию. Сами Соединенные Штаты, которые верят, что для мировой стабильности сохраняют за собой некое эксклюзивное право голоса в международных отношениях, не вошли бы на равных в «Нормандский формат». Они будут стараться диктовать условия и контролировать эту ситуацию, стоя над всеми форматами, которые сейчас есть.
Что касается «Женевского формата», то там Соединенные Штаты с самого начала присутствовали. Возможно, что за «Нормандским форматом» может активизироваться и формат Женевский, потому что ясно, что стабильный и долговременный мир на Украине невозможен без расширения тех стран, которые присоединились бы к этому процессу. Вполне вероятно, что в «Женевском формате» Соединенные Штаты вновь могут принять активное участие.
Проблема в том, что в США разгорается предвыборная кампания, и ни один из претендентов, ни от демократов, ни от республиканцев, не будет выступать за нормализацию отношений с Россией. Сейчас в США превалирует ястребиное настроение, антироссийская риторика и практика там бьет все рекорды, достигает пиковых показателей с начала 80-ых годов прошлого века. Поэтому со стороны США не стоит ждать какой-то инициативы или лидерства в вопросах нормализации отношений между Россией и Западом. Но если ряд их серьезных союзников будет играть по честным правилам (а судя по всему, и Олланд и Меркель, потратив огромный политический капитал на приезд в Москву, а затем на ночные переговоры в Минске, не смогут дать задний ход и будут делать все для того, чтобы полностью или в частичной мере минские договоренности были выполнены), они смогут оказать значительное влияние на политику Соединенных Штатов и заставить их не заниматься вредительством и отказаться от подзуживания партии войны в Киеве на торпедирование «Минска-2». Если Соединенные Штаты займут пусть не конструктивную, а хотя бы действительно нейтральную позицию, у Минска-2 намного вырастут шансы на успех.
Алексей Громыко, директор института Европы РАН