Выступление заведующей отделом Украины Института стран СНГ на конференции «Региональные выборы на Украине, повлияют ли они на политику государства?» 27.10. 2020 г.
Самый главный вопрос, по итогам случившегося: повлияют ли эти выборы в целом на политику государства. Ну, и вторично – уже на отношения российско-украинские. Мне приходилось по роду своей прежней государственной службы в качестве международного наблюдателя бывать на Украине на самых разных выборах – и на президентских, и на выборах парламентских, и в местные советы. Это было начиная с периода Кучмы и до периода Януковича. И хочу отметить, что меня всегда удивляла тщательная подготовка к процессу, избирательные документы, избирательные участки. На этот раз, из того что я наблюдала, естественно, по трансляции из Киева, было ощущение какой-то разрухи и бедности. И когда показали картину, где кабинки отделялись одна от другой мусорными мешками, то это, конечно, производило очень большое удручающее такое впечатление по сравнению с тем, что было раньше. Абсолютная неорганизованность, многие участки открылись с опозданием, путаница с бюллетенями, со списками, «карусели», о которых говорили политики Украины. И так далее, вплоть до создания в Сумской области какого-то фейкового избирательного участка и избирательной комиссии. Все это уже где-то на грани комедии.
Что в результате? По мнению ЦИК Украины и высказываниям многих украинских политиков, такой низкой явки в истории Украины еще не было – 37%. Как говорят в таких случаях, люди проголосовали ногами. Избиратели после столь высокой степени доверия президенту Зеленскому и партии его слуг, видимо, ожидая выполнения тех обещаний, которые были даны и этой политической силой, и вновь избранным президентом, не дождавшись этих результатов, безусловно, разочарованы во всем происходящем. Декларируемые обещания Зеленского — ни одно из них фактически не было выполнено, начиная от мира на Донбассе и завершая улучшением жизни, экономической стороны в Украине, созданием рабочих мест и прочее и прочее. Мы видим, во-первых, продолжение политики Порошенко, против которой, собственно, население и поднялось. И вдруг этот же президент идет теми же стопами, по тому же проторенному пути, абсолютно один в один, по той же политической тропинке, по которой шел Порошенко. Поэтому лично я совершенно не удивляюсь такому резкому падению этой политической силы во главе с президентом.
К картине, которая была на выборах, добавилась еще неразбериха с опросом по пяти инициированным президентом вопросам. Может быть, он полагал, что эти вопросы как-то привлекут избирателей, особенно молодежь, из-за того, что там есть пункт по каннабису. Но ожидания эти не оправдались. А вообще-то сомнительная легитимность этого опроса остается и уже подвергается резкой критике некоторых политических сил Украины, и, конечно, мы с очевидностью наблюдаем, и как это происходило, и какие ставились вопросы, и что, собственно вышло в результате. Имитация бурной деятельности на тему «вождь советуется с народом» не получилась. К тому же поставленные пять вопросов в целом общество не волнуют. Их волновало, прежде всего, окончание войны на Донбассе, тарифы на коммуналку, медицинское обслуживание, образование и вообще вопросы выживания на Украине. Так в чем хитрость, спрашивается, и почему Зеленский не пожалел средств, – хотя, как потом стало известно, финансировалось это мероприятие не из бюджета страны? Тогда возникает еще один вопрос: кто же оплатил и кто заказывал эту музыку, кому это было нужно? Очевидно, что первый и третий вопросы уже обсуждались со времен чуть ли не Кучмы (о численности парламента и о коррупции: если бы предложили четвертовать на площади, украинцы тоже бы 100% проголосовали за это). То есть эти вопросы были обречены на поддержку. А с другой стороны, там ведь есть и более серьезные, которые прошли как бы вместе с этими. Например, вопрос о создании на Донбассе свободной экономической зоны. В условиях идущей там гражданской войны это, конечно, вообще вопрос бессмысленный, если человек хоть немного понимает, что такое свободная экономическая зона. Легализация каннабиса как бы в медицинских целях – а кто будет отслеживать, в каких медицинских целях и как он будет продаваться? Это, в общем-то, превращение Украины реально в легальный наркотрафик. И наконец вопрос о Будапештском меморандуме. Я очень сомневаюсь, что хотя бы половина населения помнит суть этого меморандума, смысл его и содержание. Хочу просто добавить, что этот меморандум в виде отказа от ядерного оружия ничего не решал, он только зафиксировал то, что Украина отказалась от ядерного оружия, и отказалась она еще в 1991 году. Притом от ядерного оружия, которое ей не принадлежало, это оружие было СССР, естественно, которое вот располагалось на этой территории. А принимая Декларацию о независимости, Украина, собственно, в 1991 году провозгласила свой внеблоковый статус, и фактически этим отказывалась от ядерного оружия. Поэтому вот этот опрос проводился «на всякий случай», чтобы создать такую иллюзию всенародного одобрения и поддержки. Чтобы в случае чего принять изменения в Конституцию Украины (в ст. 17, например), снять запрет на размещение на территории Украины иностранных баз, и, таким образом, решить вопрос о размещении баз НАТО или каких-то других. Кстати, в последнее время очень активно президент этот вопрос обсуждает на различных встречах, – в Британии, в Турции и так далее.
Теперь о самих выборах. Они были отмечены необычайной активностью стремящихся попасть во власть и необычайной пассивностью самих избирателей, как я уже отмечала. Впервые к местным выборам было проявлено столь активное внимание, как местных политических элит, так и всеукраинских, будем так говорить. Так в чем причина такого напора? Процесс децентрализации областей Украины был запущен еще при Порошенко. Это новое административное деление, я помню, оно еще обсуждалось при Януковиче тоже. И в результате еще бюджетной реформы, когда значительная часть бюджетов стала отдаваться регионам на решение разных социальных вопросов, произошло укрепление местных элит. А к тому же принятие закона о продаже земли еще более укрепило позиции этих местных элит – они смогут достаточно серьезно распоряжаться этим важнейшим украинским ресурсом. Это привело к тому, что теперь население возлагает свои надежды на руководителей именно не тех, которые в Киеве, а которые ближе к ним. Все насущные вопросы жизни решаются на местах и зависят от местных политических сил.
И вот эта стихийная регионализация в виде усиления роли местных элит и ослабления центральной власти состоялась. Появился ряд новых политических проектов, и они будут задавать тон в регионах. На вершине самой вертикальной местной власти находятся областные и городские советы, они будут принимать те или иные политические решения, поэтому так важно было разбить монополию главной политической силы – «слуг народа» и конкурентов их – «Европейской солидарности», которые, в общем-то, являются единомышленниками, и они все это время проповедовали и добивались единомыслия в стране. Поэтому важно, что на юго-востоке страны оппозиционная платформа «За жизнь» одержала достаточно серьезную победу. По предварительным итогам она занимает лидирующие позиции в 11 регионах Украины и в 6 областях – первые места. Она, может быть, не до конца та, которую мы бы хотели видеть или хотели бы видеть некоторые на Украине, но, тем не менее, это альтернатива, безусловно. Это явление, которое поможет многим миллионам граждан Украины, которые, там живут, мы их не видим, не слышим, они понимают происходящие процессы на Украине, они с ними не согласны, но под давлением агрессивных сил молчат. И поэтому в России, например, у многих создается впечатление по тем беснующимся, обо всей Украине. Я каждый раз подчеркиваю, что нет там достаточно много других людей, вполне вменяемых, нормальных, образованных. И я думаю, что это некоторое изменение политического расклада сил и переплыв политической энергии из центра в регионы, даст существенно положительную радикализацию страны. Я специально совмещаю эти два слова: с одной стороны, радикализм, – но это будет положительная радикализация страны, и в такой ситуации Украину от окончательного раскола спасет реальная федерализация.
Вот такой пунктир возможного развития на перспективу. Ну, а уж когда все это случится, тогда и будем говорить об изменениях российско-украинских отношений. Если говорить одной строкой, то мне кажется, пока не будет решен вопрос на Донбассе, российско-украинские отношения не будут выстраиваться никак. Это будет так: один шаг вперед, два шага назад. Поэтому самый актуальный и самый больной вопрос в наших отношениях – это Донбасс, это ДНР и ЛНР.