Не прошло и пару дней с момента, как Россия и Украина подписали протокол договоренностей о продолжении транзита газа через территорию Украины и урегулированию взаимных требований, как от украинской стороны прозвучали голоса сожаления и сомнения.
Директор «Нафтогаза» Юрий Витренко, по известной только ему причине, предположил, что Российская Федерация может отказаться от своих обязательств по транзиту газа, если Киев отзовет иски против «Газпрома». Вероятно, представители украинской стороны судят по себе. Так как вспомнить нарушения данных обязательств со стороны России будет проблематично. По словам главы украинской госкомпании, отказ от судебных тяжб станет «очень большим риском».
В интервью украинскому телеканалу и интернет-изданию Hromadske, Витренко заявил: «Если мы откажемся от новых исков, а мы должны это сделать, если транзит останется, а потом транзита не будет, и получается, что мы отказались от исков без всякого смысла, это очень большой риск». Станут ли эти размышления Витренко поводом для возобновления уже отмененных исков «Нафтогаза» к «Газпрому»? Вряд ли, но если это случится, то и у «Газпрома» не будет оснований для выполнения озвученных решений по выплате 2,9 млрд. долл., в соответствии с решением Стокгольмского арбитража. А это уже прямые убытки для руководства «Нафтогаза», ожидающего выплаты второй части премии в размере 1% от суммы данного платежа, как было решено ранее Наблюдательным советом «Нафтогаза».
Вряд ли Витренко сомневается в соблюдении «Газпромом» данных гарантий. Проблема, скорее в ином. В хронологической нестыковке итогов российско-украинских переговоров по газу и введении санкций против «Северного потока – 2». США якобы всей душой болеют за продолжение транзита российского газа по территории Украины, как гарантии получения Украиной стабильного дохода. А, также, в военном бюджете США ограничения объясняются «защитой европейской энергетической безопасности».
Энергетическая безопасность – это, кроме прочего, стабильное получение энергоносителей в соответствии с договоренностями, устраивающими все стороны-участницы. Чем дешевле и стабильнее поставки, тем выше «энергетическая безопасность». Сам факт подписания протокола встречи представителей ЕС, Украины и РФ привел к снижению цены на природный газ в Европе на 5% уже 20 декабря. При этом, газ, поставляемый по трубопроводу заведомо дешевле СПГ, доставляемого через океан.
И, если США так пекутся о доходах украинской казны и энергетической безопасности Европы, то к чему в таком ускоренном режиме были введены новые антироссийские санкции? Вопрос риторический. Введение санкций уже после успешного завершения российско-украинских переговоров по газу в очередной раз, но теперь уж слишком откровенно продемонстрировало истинные цели и задачи, поставленные Соединенными Штатами перед украинским руководством в газовой сфере – содействовать в повышении рентабельности американского СПГ на европейском рынке. Игнорируя международное право, навязывая экстерриториальность в применении законов США с целью получения экономической выгоды неэкономическими методами – в тех сферах, где США не выдерживают конкуренции.
Если всё же руководство Украины и «Нафтогаза» заинтересовано в продлении транзита российского газа по территории Украины после 1 января 2020 года, впору задуматься о повышении безопасности самой ГТС Украины. Введение в действие «СП-2» лишь откладывается на несколько месяцев, а о транзите по Украине практически договорились. Как бы не надумали вооруженные украинские «патриоты», спонсируемые поставщиками американского СПГ, ликвидировать актуальный сегодня маршрут поставок российского газа в Европу, составляющий непосильную конкуренцию источнику заокеанских «молекул свободы». Такая проблема, как нанесение прямого ущерба украинской экономике и гражданам страны, совершенно не беспокоит руководство Украины после государственного переворота 2014 года. Если подобные действия заказаны США и приносят личную выгоду исполнителям.
Александр Дудчак