×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/v-litve-sformirovano-novoe-pravitelstvo-no-ono-uje-na-grani-razvala/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
В Литве сформировано новое правительство, но оно уже на грани развала

В Литве завершился долгий и болезненный процесс формирования коалиционного правительства, который продолжался с момента избрания нового парламента 28 октября. Новое правительство получило поддержку сейма 13 декабря и в тот же день приступило к работе. Таким образом, политического кризиса, вероятность которого замаячила в воздухе после парламентских выборов, удалось избежать. Но это только пока. Не исключено, что угроза политического кризиса возродится уже в ближайшее время.

Причиной затягивания формирования нового кабинета стала борьба между парламентским большинством, сложившимся в сейме по итогам прошедших выборов, и действующим президентом Далей Грибаускайте. Президент всеми силами пыталась воспрепятствовать созданию левоцентристской коалиции в составе Литовской социал-демократической партии (ЛСДП), Партии труда (ПТ) и партии «Порядок и справедливость». После выборов данная коалиция располагала в сейме 78 мандатами из 141. Это позволяло ей иметь стабильное большинство и в обычной ситуации президент, наверное, была бы рада образованию столь устойчивой коалиции. Но в этот раз события пошли по другому сценарию.

Уже после первого тура выборов Грибаускайте заявила, что, опираясь на свои конституционные полномочия, не допустит вхождения в правительство министров от Партии труда. Президент обосновала это тем, что ПТ, якобы, нарушала закон о выборах и «находится под следствием». То есть Грибаускайте подменила собой судебные инстанции, которые только и в праве решать были нарушения на выборах или нет и если были, то кто в этом виноват. Причем, президент сделала свой вывод на основании мутных слухов, не подкрепленных юридическими фактами, о якобы имевшем место подкупе избирателей со стороны кандидатов от ПТ. Не исключено, что сами эти слухи стали следствием спецоперации литовских или западных спецслужб.

Главной целью Грибаускайте и ее кураторов из Евросоюза и НАТО было недопущение к власти лидера ПТ Виктора Успасских, являющегося этническим русским. Эта задача стала особенно актуальной после того как его партия заняла первое место на выборах в многомандатном округе, обойдя даже социал-демократов. В основе такого подхода лежали опасения, что влияние Успасских может привести к позитивным подвижкам в литовско-российских отношениях, что противоречило планам евроатлантических структур и литовских русофобов. И хотя Успасских на пост премьер-министра не претендовал, действующие власти во главе с Грибаускайте решили изолировать и уничтожить Успасских, а вместе с ним и его партию, а вместо наметившейся левоцентристской коалиции создать правоцентристскую с участием ЛСДП и Союза отечества — Литовские христианские демократы (СО — ЛХД). Это позволило бы нынешним правящим кругам Литвы частично удержать свои позиции во власти и сохранить по большей части прежний курс во внутренней и внешней политике.

Такой поворот, возможно, устраивал нынешнего лидера ЛСДП Альгирдаса Буткявичюса, который страстно желал занять пост премьер-министра. И ему было, видимо, все равно, с кем формировать коалицию – главное оказаться на желанной должности. Поэтому он на первом этапе переговоров с Грибаускайте занял уклончивую позицию. Однако многие в руководстве социал-демократов и широкие партийные массы были настроены категорически против союза с консерваторами, которые, по их мнению, завели страну в тупик. Создание коалиции с консерваторами привело бы к массовому разочарованию избирателей в ЛСДП и негативно сказалось бы на долговременных перспективах партии. В итоге Буткявичюсу пришлось считаться с настроениями однопартийцев и отказаться от коалиции с СО-ЛХД. Таким образом, изначальный план Грибаускайте провалился.

Тогда она предприняла новый маневр – попыталась объявить выборы нелегитимными на том основании, что в ходе голосования осуществлялся подкуп избирателей. Однако, принять такое решение сама, без наличия соответствующего юридического заключения, она не могла. С другой стороны, правоохранительные органы так и не смогли предоставить убедительных фактов подкупа избирателей, которые позволили бы начать уголовное преследование отдельных членов ПТ и партии в целом. В этих условиях Грибаускайте сделала иезуитский шаг и направила запрос о легитимности выборов в Конституционный суд. По существу, суд встал перед необходимостью принятия не юридического, а политического решения в угоду интересам евроатлантических структур. Понятно, что выбор для суда был не простой. Ссориться с сильными мира сего литовским судьям явно не хотелось, но в то же время брать на себя ответственность за роспуск законно избранного парламента тоже не хотелось. И суд принял «соломоново решение» — лишил депутатских мандатов трех членов Партии труда, которые обвинялись в подкупе избирателей. На их место пришли кандидаты стоящие следующими в избирательном списке ПТ.

Таким образом, и этот раунд противоборства Грибаускайте проиграла. Аннулировать результаты выборов и сохранить у власти прежнее правительство ей не удалось. Даже численность фракции ПТ в парламенте не уменьшилась, а только изменился ее персональный состав. Раздражение Грибаускайте было настолько велико, что она, как президент, отказалась от участия в первом заседании нового сейма 16 ноября, впервые нарушив традицию, сложившуюся за время независимости. Тем не менее, поскольку уже истекал срок, отведенный конституцией на одобрение президентом кандидатуры нового премьер-министра, Грибаускайте пришлось 19 ноября, предложить на этот пост Альгирдаса Буткявичюса. А 22 ноября его кандидатура была утверждена сеймом.

Надо сказать, что согласие Грибаускайте последовало после принципиального изменения соотношения сил в парламенте. 15 ноября три партии, составившие новую коалицию, подписали договор с Избирательной акцией поляков Литвы (ИАПЛ) о ее присоединении к коалиции. ИАПЛ был выделен пост министра энергетики из квоты ПТ, а также было обещано несколько должностей заместителей министров. Таким образом, коалиция стала четырехсторонней. Теперь она располагала 86 мандатами из 141, что составляло конституционное большинство в 3/5 голосов от общего числа членов парламента. А это позволяло осуществить процедуру импичмента президента в случае нарушения ею конституции. Между тем, такие признаки в деятельности Грибаускайте явно просматривались. Она фактически саботировала формирование нового правительства, используя всяческие уловки и выходя за пределы своей компетенции. Получение коалицией конституционного большинства несколько поубавило ее пыл.

Тем не менее, Грибаускайте не сдавалась. Используя конституционные полномочия, дающие ей право одобрять кандидатуры министров, она потребовала, чтобы в составе правительства не было министров от Партии Труда. Расчет делался на то, что разногласия по поводу кандидатур министров вызовут противоречия между Буткявичюсом и Успасских, и как следствие, коалиция развалится. Однако, оба лидера вели себя достаточно разумно и кризиса в их отношениях удалось избежать. Ультиматум президента о том, что министры от ПТ не должны входить в состав правительства был отклонен. Законность такого требования выглядела сомнительно с самого начала, так как ни в конституции, ни в законодательстве подобных положений не просматривалось. В итоге к 13 декабря, когда истекал конституционный срок формирования правительства, сторонам удалось прийти к компромиссу и окончательно согласовать кандидатуры министров.

Правительство было утверждено президентом в следующем составе: премьер-министр — Альгирдас Буткявичюс (ЛСДП), министр иностранных дел — Линас Линкявичюс (ЛСДП), министр финансов — Римантас Шаджюс (ЛСДП), министр хозяйства (экономики) — Бируте Весайте (ЛСДП), министр сообщений — Римантас Синкявичюс (ЛСДП), министр обороны — Юозас Олекас (ЛСДП), министр здравоохранения — Витянис Андрюкайтис (ЛСДП), министр юстиции — Юозас Бернатонис (ЛСДП), министр сельского хозяйства — Виргилиюс Юкна (ПТ), министр культуры — Шарунас Бирутис (ПТ), министр социальной защиты и труда — Альгиманта Пабядинскене (ПТ), министр образования — Дайнюс Павалкис (ПТ), министр защиты окружающей среды — Валентинас Мазуронис (ПиС), министр внутренних дел — Дайлис Альфонсас Баранаускас (ПиС), министр энергетики — Ярослав Неверович (ИАПЛ).

Однако борьба президента против Партии труда на этом не закончилась. Грибаускайте обусловила свою поддержку новому составу кабинета, согласием Буткявичюса на снятие депутатской неприкосновенности с лидера ПТ Виктора Успасских, его заместителя Витаутаса Гапшиса и Виталии Вонжунайте, занимавшей в прошлом пост бухгалтера партии. Это требование основывалось на уголовном деле о т.н. «черной бухгалтерии», возбужденном против ПТ еще в 2006 году, якобы за финансовые нарушения в деятельности партии. Тот факт, что дело тянется уже более шести лет и не закрывается позволяет сделать вывод о том, что оно – политически мотивированно и используется в качестве дубинки против Успасских. За неимением ничего лучшего эта дубинка и была пущена в ход.

В итоге новый состав парламента был вынужден создать специальную комиссию для рассмотрения вопроса о лишении иммунитета трех перечисленных депутатов. 13 декабря комиссия удовлетворила просьбу генерального прокурора и согласилась, чтобы эти три парламентария были лишены иммунитета. Однако сделано это было минимальным числом голосов. За проголосовали 7 членов комиссии, против – 5, и один воздержался. Надо сказать, что представители ЛСДП в комиссии голосовали за лишение депутатов ПТ иммунитета. А это поставило новую коалицию перед первым серьезным испытанием.

Можно предположить, что Буткявичюса вполне устраивают нападки президента и правоохранительной системы на Успасских и его партию. Ему кажется, что в этих условиях он будет играть первую скрипку в политике, а Успасских будет оправдываться и выяснять отношение с правоохранительными органами. Таким образом, Буткявичюс вроде бы ослабляет серьезного политического конкурента и становится непререкаемым лидером на политическом поле Литвы.

С другой стороны, Буткявичюс заинтересован в сохранении коалиции с Партией труда, иначе правительство рухнет и он лишиться должности премьер-министра. Отсюда – двойственность его поведения. Однако в долговременной перспективе такое двуличие ведет к проигрышу. Коалиция, обремененная скандалами, будет вызывать все большее раздражение общественности. Эффективной совместной работы не получится. А игнорирование интересов ПТ может привести в конце концов к ее развалу. Поэтому в положении Буткявичуса было бы более разумно не поощрять политического преследования партнера по коалиции и добиться закрытия дела о «черной бухгалтерии».

Первая трещина в коалиции уже образовалась во время голосования о сроках утверждения бюджета 18 декабря. За то чтобы утвердить бюджет через два дня голосовали социал-демократы, консерваторы и либералы. Между тем, Партия труда, «Порядок и справедливость» и Избирательная акция поляков Литвы голосовали против или же воздержались. Таким образом, ЛСДП удалось принять решение только при поддержке оппозиции. И этот раскол стал следствием нежелания Буткявичуса поддержать Партию труда в вопросе о лишении иммунитета Успасских и его соратников.

Можно предположить, что если Буткявичус продолжит свою двусмысленную политику в отношении партнеров по коалиции, то ему не удастся сохранить пост премьер-министра сколь-нибудь продолжительное время. Пока он пользуется поддержкой консерваторов, но это только до тех пор, пока они не помогут развалить нынешнюю правящую коалицию. Как только коалиция развалится, консерваторы поддержат вотум недоверия правительству и пойдут на роспуск парламента. К этому моменту Буткявичус и руководство ЛСДП уже достаточно себя скомпрометируют в глазах избирателей своим сотрудничеством с консерваторами, а Партия труда будет дезорганизована из за судебного процесса над ее руководством. В этих условиях у консерваторов будет хорошая возможность победить на выборах и сформировать правящую коалицию под своим руководством. В итоге Буткявичюс вполне может оказаться у разбитого корыта. Он будет смешно смотреться – как человек, бездумно упустивший реально завоеванную победу и не ставший национальным лидером страны, когда история предоставила ему такой шанс.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

6 декабря 2022

О возможном развитии ситуации в проведении Специальной военной операции на Украине в следующем году, возможности вступления в боевые действия блока НАТО в интервью рассказал ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — Как вы оцениваете перспективы СВО на ближайшие …

10 октября 2013

ИА REX Президентские выборы в Азербайджане, состоявшиеся 9 октября, не принесли каких-либо сюрпризов. Победу на них с многократным перевесом над другими кандидатами одержал действующий президент Ильхам Алиев. По предварительным данным ЦИК Азербайджана, он получил 84,94% голосов. Его главный оппонент, кандидат …

10 октября 2013

  Большинство избирателей уже в третий раз проголосовали за действующего главу государства Ильхама Алиева. За десять лет президентства Алиева, в стране заметно вырос уровень жизни, а темпы роста экономики составили более 20% в год. Доходы от главного достояния республики — …


Ваш браузер устарел! Обновите его.