×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/v-konstitucii-belorussii-dolzhno-byt/
Новости
27 апреля
26 апреля
25 апреля
24 апреля
В Конституции Белоруссии должно быть сказано о поддержке интеграции на постсоветском пространстве
13:27 , 15 Октябрь 2020
440
0

О необходимых дополнениях в Конституцию Белоруссии «Материку» рассказали эксперты

В настоящее время в Республике Беларусь проходит первый этап конституционной реформы. Постоянная комиссия по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь в настоящее время осуществляет прием от граждан, общественных объединений и политических партий по внесению поправок в действующую Конституцию Белоруссии. 

А какие изменения и дополнения вы бы хотели внести в Основной закон Республики Беларусь и какой вам видится обновленная политическая система белорусского государства? С этим вопросом «Материк» обратился к известным белорусским политологам.

Глеб Волков, кандидат политических наук

Для начала надо сказать несколько слов о процессе внесения изменений в Конституцию Белоруссии. Дело в том, что в белорусском обществе существуют серьезные сомнения в том, что   власть заинтересована в конституционных изменениях, ведь именно нынешний вариант основного закона позволил правящей элите бессменно руководить республикой 26 лет. Ведь власть идет на реформы вынужденно, ни столько под давлением общественного мнения, сколько по рекомендациям союзной России, которая видит в конституционной реформе возможность выхода из общественно-политического кризиса, сложившегося в Белоруссии.

 

Глеб Волков, кандидат политических наук

Прозападная оппозиция все конституционные инициативы власти игнорирует по определению, даже не дожидаясь их результатов. Оппоненты власти ориентируются на старую конституцию образца 1994 года, которую в свое время написали антироссийские политические силы. Проблема конечно не в том, что прозападная оппозиция саботирует процесс преобразований. Тревожно другое – глава белорусского государства Александр Лукашенко по-прежнему не считается с конструктивными гражданскими силами. Контрасты хорошо видны. Президент лично пошел на обсуждение реформ с подследственными оппозиционерами, находящимися в СИЗО КГБ, но ни один чиновник пока не посетил диалоговую площадку конструктивной просоюзной гражданской инициативы, которая работает над поправками почти месяц. То есть обратной связи нет, а значит и нет уверенности, что голос этих гражданских сил будет услышан властью.

Таким образом, за вычетом прозападной оппозиции, которая саботирует процесс, и просоюзных гражданских сил, которых замалчивает официоз, выходит, что в процессе реформирования конституции принимает участие собственно власть, которая, как сказано ранее, реформ не очень-то хочет. Какой мы получим в итоге документ при таких обстотельствах? 

Касательно видения новой конституции можно сказать следующее. Разумеется, первым делом напрашивается более демократичное распределение властных полномочий между президентом и парламентом. Так как именно отсутствие такого разделения во многом привело к нынешнему общественно-политическому кризису. Стало быть, речь идет об установлении в Республике Беларусь смешанной формы правления (президентско-парламентской). У нас нет ни гражданского общества в полном смысле этого слова, ни развитой партийной системы, ни практики парламентской политической борьбы.

Надо понимать, что в нынешний сложный переходный период Лукашенко не расстанется с контролем над силовыми структурами, которые сегодня позволяют ему удерживать власть в стране. Следовательно, реформированию подлежит только экономическая власть – должность премьер-министра, которого по новому варианту основного закона должен назначать парламент. Таким образом, президент сохранит за собой силовые ведомства, а парламент сконцентрируется на экономике, через курирование премьера и подчиненного ему правительства. 

Вместе с тем, важно отметить, что изменение коснется не только конституции, но и иных законов, пересекающихся с основным. Так, безусловно напрашивается корректировка законов о выборах и политических партиях, через которую можно сделать выборный процесс более прозрачным, а партийное строительство сопряженным с запросами гражданского общества. Как бы то ни было, главное, что изменения начались, что у власти в принципе появилось понимание необходимости реформ. А качество реформирования – это уже вопрос времени.    

 Артем Агафонов, председатель общественного движения «Гражданское согласие»         

В движении «Гражданское согласие» в настоящее время готовится пакет поправок в Конституцию Республики Беларусь. Сейчас работа над ними идет полным ходом и уже готовы проекты изменений по 12 статьям и еще идет обсуждение самых деталей по самым ключевым статьям, в которых говорится про перераспределение властных полномочий. В начале следующей недели мы опубликуем пакет документов, включающий проект нового текста Конституции РБ с учетом поправок и сравнительную таблицу, в которой будут указаны действующая редакция статей, в которых предлагаются изменения и новая редакция с учетом наших поправок.

 

Артем Агафонов, председатель общественного движения «Гражданское согласие»   

Из того, что уже готово, могу назвать расширенную редакцию статьи о государственных языках, в которой не только перечисляются два государственных языка, но и говорится о том, что государство гарантирует равный правовой статус этих языков и не допускается принятие нормативно-правовых актов, предусматривающих главенство одного из них. 

Статью о главенстве международного права над государственным, вокруг которой тоже идут дискуссии, тоже стоит подкорректировать. Предлагаемую общественными организациями некоторыми политиками кальку с российской реформы в белорусских условиях считаю непродуманной – ссылаясь на главенство национального права, наше руководство первым делом похоронит Союзное государство. Однако, имеющаяся формулировка «общепризнанные нормы» — слишком общая. Предлагаем ввести пункт о том, что ратифицированные Республикой Беларусь нормы международного права являются частью национального законодательства и имеют первоочередной статус.

Также нелепо и утопично выглядит пункт о нейтралитете и безъядерности Белоруссии. Нейтралитет уже невозможен, многовекторность тоже. Пора ввести в Конституцию Республики Беларусь упоминание о поддержке интеграции на постсоветском пространстве.

Пора убрать и странную дискриминационную норму о «гражданине Беларуси» по рождению, который может стать президентом. Вполне достаточно ценза оседлости. Иначе получается, что потомственный житель Белоруссии не может участвовать в выборах лишь потому, что, например, его отец служил в армии и семья жила в военном городке за пределами БССР. Согласитесь, это попросту глупо. 

Мы однозначно за отмену института президентских декретов, имеющих статус выше, чем законы. Ни один человек, кем бы он ни был, не может быть выше закона. Разделяем мы и позицию о том, что президентские полномочия должны быть существенно сокращены. Сейчас идет проработка того, как именно. Обсуждаем и структуру парламента – однопалатный или двухпалатный. Я склонен к тому, чтобы оставить двухпалатный, но существующая модель избрания Совета Республики недемократична и должна быть изменена. Предлагаю избирать нижнюю палату по пропорциональной, а верхнюю – по мажоритарной системе, чтобы было и партийное и территориальное представительство.

Пора уже вернуться и к прямым выборам руководителей местного самоуправления – градоначальников и губернаторов. 

Есть и другие предлагаемые правки, относительно мелкие, но способные повлиять на жизнь людей. Например, дополнить фразу о пособии по безработице словами «не ниже уровня, обеспечивающего свободное существование». Понятно, что нынешнее пособие в 1 базовую величину ничего обеспечить не может, а государство, установившее такой его размер, не может считаться социальным.

Подготовил Николай Сергеев

Является ли Светлана Тихановская национальным лидером Белоруссии
  • Нет, она не является лидером
    107 голосов 78%
    78%
  • Да, она безусловный лидер
    23 голоса 17%
    17%
  • Затрудняюсь ответить
    8 голосов 6%
    6%
138 человек проголосовало
09.09.2020 - 26.04.2021
Опрос закрыт

«Я готова стать национальным лидером», заявила в своём обращении экс-кандидат в Президенты Белоруссии Светлана Тихановская



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

29 декабря 2021

27 декабря достоянием общественности стал долгожданный проект новой редакции Конституции Республики Беларусь, который был вынесен для всенародного обсуждения. При этом были указаны почтовый и электронный адреса, на которые граждане могут посылать свои замечания и предложения по опубликованному варианту Конституции. Насколько …

10 сентября 2021

Артём Агафонов, руководитель общественного движения «Гражданское согласие»: Главный итог вчерашней встречи: в белорусско-российских отношениях впервые за последние 20 лет  появился комплексный пакет рамочных документов. 9 сентября он был согласован президентами, на следующий день одобрен на уровне правительств и уже не …

4 августа 2021

Несколько дней назад в Минске состоялась презентация общественной кампании «Признай Крым!», инициатором которой выступил оргкомитет движения «Гражданское согласие». В мероприятии приняли участие белорусские общественные и политические деятели, а также представители крымского землячества в Белоруссии.   Председатель «Гражданского согласия» и инициатор кампании …


Ваш браузер устарел! Обновите его.