×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/v-kazahstane-sredi-shkolnikov-prohodit-konkurs-posvyashchennyy-100-letiyu-pervoy-mirovoy-voyny/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
В Казахстане среди школьников проходит конкурс, посвященный 100-летию Первой мировой войны
17:49, 15 апреля 2014  
47
0

Ежегодно в период летних каникул Министерство иностранных дел Российской Федерации, Департамент по работе с соотечественниками за рубежом (ДРС) организуют и проводят учебно-образовательные поездки по историческим местам России «Здравствуй, Россия!». В поездках принимают участие ученики старших классов школ с русским языком обучения – победители и призеры олимпиад по русскому языку и творческих конкурсов на знание истории и культуры России. Победителям объявляемого конкурса предлагается приз в виде поездки в г.Санкт-Петербург – северную столицу России или по маршруту «Золотое кольцо России».

В 2014 году во всем мире отмечают 100-летие начала Первой Мировой войны. Что мы знаем об этом событии? Какова была цена победы в той войне? Распад нескольких империй, революции в России и Германии… Организаторы конкурса предлагают, участникам викторины, обратится к истории Великой войны (The Great War), как ее называют в Европе, познакомиться с произведениями русской литературы, в которых рассказывается о героических эпизодах войны; узнать об исторических личностях: Николае II, Вильгельме II, Георге V, Франце-Иосифе, Черчилле, Брусилове, Колчаке, Самсонове, Гинденбурге и других участниках тех событий. Что стало причиной войны? Почему поколение начала XX века пережило забвение своих подвигов и жертв? Какие уроки необходимо извлечь современному поколению из этих исторических событий? Конечно, в пятидесяти вопросах невозможно отразить всю историю войны, но авторы и не ставят такой задачи. Возможно, вопросы подтолкнут участников к изучению истории, кому-то захочется узнать почему среди историков нет единого мнения в оценке многих эпизодов исторических событий того времени, почему те или иные события в истории обрастают тайнами или забываются. Необходимо попытаться взглянуть на эту Великую войну глазами ее современников. Чтобы ответить на вопросы викторины придется обратиться к первоисточникам. Надеемся, что каждый участник в процессе поисков ответов на предлагаемые вопросы обязательно поймет, что знание истории, литературы и культуры, забота о сохранении исторического наследия – это залог продуктивного межкультурного диалога и взаимопонимания.

Организаторы конкурса: Казахстанская ассоциация учителей русских школ, Казахский национальный педагогический университет им.Абая. Алматинский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета.

Конкурс проводится при содействии:Посольства Российской Федерации в Казахстане, Представительства Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) в Казахстане.

Научно-методическое обеспечение: Казахский национальный педагогический университет им.Абая (кафедра русского языка и литературы), Алматинский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета.

Участники конкурса: учащиеся (14-17 лет) школ с русским языком обучения Казахстана, интересующиеся историей России, русской литературой, русской культурой.

Задачи конкурса:

  • стимулирование и поддержка интереса школьников к изучению русского языка, истории России, русской литературы и культуры, объединение детей разных национальностей посредством диалога на русском языке;
  • актуализация знаний молодежи об истории России и о роли России в мировом историческом процессе;
  • развитие коммуникативных навыков и межкультурных компетенций, способность уважать и понимать людей разных культур;
  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на способах приобретения знаний из различных источников, а также ценностно-смысловой ориентации в мире культуры (литература, живопись, музыка) и истории цивилизаций.

Требования, предъявляемые к конкурсным проектам:

· Язык конкурса — русский.

· Оформление конкурсных работ должно быть выполнено в текстовом редакторе Word, шрифт Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал – 1,5. Участники конкурса обязательно должны заполнить анкету (см. Приложение 1).

· Конкурсные работы должны быть представлены до 25 мая 2013г. по электронной почте pmirkonkurs@mail.ru

При рассмотрении работ будут учитываться:

  • знание фактического материала по раскрываемой теме;
  • самостоятельность мышления и творческий подход автора;
  • грамотность (наличие стилистических или грамматических ошибок повлияет на общий результат оценок конкурсным жюри).

Условия проведения конкурса:

Для оценки представленных на конкурс работ Казахстанская ассоциация учителей русских школ совместно с кафедрой русского языка и литературы Казахского национального педагогического университета им.Абая и Алматинским филиалом Санкт-Петербургского гуманитарного университета формирует состав компетентного жюри. Для направления конкурсных работ в адрес организаторов необходимо заполнить анкету с указанием всей необходимой информации. (Приложение 1) по электронной почте pmirkonkurs@mail.ru

Этапы проведения конкурса:

  • 20 апреля 2014 г. – объявление конкурса, рассылка информации в учреждения образования.
  • До 25 мая – прием конкурсных работ.
  • До 15 июня – оценка творческих работ жюри, формирование списка победителей (5 человек) для участия в подведении итогов конкурса.

Формы поощрения участников конкурса:

Финалистам конкурса вручаются дипломы, а авторы лучших работ награждаются участием в учебно-образовательных поездке в г.Санкт-Петербург или по маршруту «Золотое кольцо России»

1.Поводом для объявления Первой мировой войны послужило убийство в Сараево эрцгерцога и наследника престола Австро-Венгрии Франца-Фердинанда.Назовите имя террориста. Какое наказание он получил и почему? Что он ответил после окончания войны на вопрос: « Не сожалеет ли он о своем поступке, который вызвал разрушительную войну и многочисленные человеческие жертвы? »

2. Когда началась Первая Мировая война? Сколько стран участвовало в войне? Назовите главные противоборствующие силы.

3. Когда Российская империя вступила в войну? Когда Николай II подписал указ о всеобщей мобилизации? Когда и где русская армия вступила в бой? Кто командовал русскими войсками и войсками противника в этом бою? Где расположен этот населенный пункт, как он назывался в 1914 году и как называется сегодня?

4. В августе 1914 года в России было заключено два миллиона браков. С чем это было связано? Объясните причину.

5.Какому русскому генералу принадлежат нижеприведенные строки? «…я всю жизнь свою чувствовал и знал, что немецкое правительство и Гогенцоллерны – непримиримейшие и сильнейшие враги моей родины и моего народа, они всегда хотели нас подчинить себе во что бы то ни стало; это и подтвердилось последней всемирной войной». Чем прославился этот генерал?

6. Какое соглашение заключили страны Антанты в начале войны? Как называлось это соглашение ?

7. В Европе Первую мировую войну называли Великой войной (The Great War). Как в Российской империи называли войну?

8. Этот русский ученый – океанограф учился у знаменитого полярного исследователя Фритьофа Нансена, участвовал в полярных экспедициях. Его именем были названы остров и мыс в полярных районах России. Назовите имя этого ученого и путешественника. Западные союзники России в войне считали его лучшим в мире специалистом в этом виде военного искусства. Какого? Какую должность он занял в 1915 году?

9. Кто был назначен Верховным главнокомандующим русской армии в начале войны? Почему Николай II назначил именного его? Назовите дату назначения второго Верховного командующего русскими войсками, кого Николай II назначил на эту должность?

10. Какие страны входили в союз Антанты?

11. Какой знаменитый политический деятель одной из европейских стран в 1915 году командовал батальоном в чине полковника, а в 1917 году был назначен министром вооружений своей страны ? Назовите имя и страну.

12. В современной российской армии последовательность офицерских званий: лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор. Какие звания офицерского состава русской армии в Первую мировую войну соответствовали этим званиям?

13. Как известно танковые войска первый раз были применены во время Первой мировой войны. Армия, какой страны это сделала? Почему эта боевая машина получила такое название? Как первоначально называлась эта боевая машина в России? Кого иногда называют «отцом танка»?

14. Датой рождения танка считается 18 мая 1915 года. Назовите имя изобретателя первого опытного образца, в какой стране это произошло?

15. Первый воздушный бой тоже произошел во время Первой мировой войны. Когда и между летчиками каких стран, это произошло? Почему этот бой выглядел трагикомично?

16. Кто был командующим в 1914 году армиями Юго-Западного фронта? Кто был командующим восьмой армии этого фронта? Назовите имена командующих 12-ой кавалерийской дивизии и 48-ой пехотной дивизии в восьмой армии? Назовите имя генерала-квартмейстера штаба этой армии. Что после окончания войны связывало трех последних генералов?

17. В 1911 году став военно-морским министром этой страны он приложил много усилий для перевооружения и модернизации флота. Назовите два главных из этих мероприятий. Назовите имя этого министра.

18. В честь какого события 30 августа 1915 года по распоряжению Синода в Петрограде был произведен «Красный звон» и что это такое?

19. В России в начале войны был буквально взрыв патриотических настроений, началась волна переименований. Что было переименовано в первую очередь? Почему не была переименована Немецкая улица в Москве? Кто этому помешал?

20. Кто из великих русских писателей ХХ века посвятил первую книгу своего романа-эпопеи событиям Первой мировой войны? Назовите произведение и первую книгу, где впервые была опубликована эта часть романа-эпопеи?

21. В ноябре 1914 этот немецкий генерал был назначен главнокомандующим на Восточном фронте. Кем он был назначен в августе 1916 года? Что он совершил 30 января 1933 года, кем он в это время был?

22. Каким музыкальным произведением в России провожали на Первую мировую вой ну воинские эшелоны ? Назовите автора.

23.Какое изобретение этого ученого из Новой Зеландии помогло воюющим странам бороться с Германией на морских просторах ? Назовите имя этого ученого?

24. В Италии главный редактор социалистической газете «Аванти» выступал за участие Италии в Первой мировой войне против Германии. За это он был исключен из социалистической партии и снят с поста главного редактора газеты. Назовите имя. Какую организацию основал этот человек в 1919 г.? Какое слово произошло от названия этой организации?

25. В начале XX века перед Первой мировой войной Россия перевооружала армию. Закупалось вооружение в Австро-Венгрии и Германии. Очень нужны были пулеметы. Но один пулемет стоил 2932 рубля золотом. Какое решение было найдено, чтобы уменьшить эти затраты?

26. Что было организовано в нескольких залах Зимнего дворца и еще в трех загородных царских дворцах в начале войны?

27. Назовите имя известного в Казахстане человека, жителя города Верного, его именем названа улица в Алматы. Он в чине полковника русской армии участвовал в Первой мировой войне, причем служил под командованием генерала А.А.Брусилова и участвовал в знаменитой операции, получившей название Брусиловский прорыв?

28.Франция была союзником России в Первой мировой войне. Чем форма французских солдат принципиально отличалась от формы солдат России и других воюющих стран?

29. Три будущих маршала Советского Союза, которых после Второй мировой войны назовут «Главными маршалами Победы» принимали участие в Первой мировой войне. Назовите их имена. В каких войсках воевали эти прославленные будущие маршалы? Какими наградами они были награждены за подвиги в Первой мировой войне?

30. Этот человек воевал в Первой мировой войне на стороне Германии, был ранен, награжден железным крестом. Во второй мировой войне участвовал на стороне Советского Союза и за свой подвиг был удостоен посмертно звания Героя Советского Союза. Назовите имя.

31. Какой русский поэт XX века написал нижеприведенные строки о жертвах Первой мировой войне?

« Кровь лиловая немцев, голубая – французов, и славянская красная кровь».

32.Назовите имя русского поэта, выдающегося артиста, который в начале войны добровольцем отправился на фронт и служил санитаром в санитарном поезде. Кто еще из русских поэтов служил санитаром в санитарном поезде?

33. Известный русский кинорежиссер снял телевизионный фильм о Первой мировой войне. Назовите фильм, имя кинорежиссера, автора сценария и исполнителей главных ролей?

34. Имя этого генерала стало символом рыцарской чести в русской армии. Перед Первой мировой войной он был генерал-губернатором Туркестана. Назовите имя. Какое отношение он имел к Семиреченскому казачеству?

35. «Всегда одетая, как простая сестра милосердия, разделяя с другой сестрой скромную комнату, она начинала свой рабочий день в 7 утра и часто не ложилась всю ночь подряд, когда надо было перевязывать раненых». О ком из семьи Романовых рассказывают эти строки?

36. Чем во время войны занималась императрица Александра Федоровна вместе с дочерьми?

37. В 1914 году он 13-летним мальчиком сбежал на фронт, был ранен, воевал в Русском экспедиционном корпусе во Франции, воевал в Иностранном легионе добровольцем. Назовите имя. Какую должность он занимал и до какого звания дослужился в советское время? Какими наградами русскими и иностранными был награжден участие в Первой мировой войне?

38. Этот известный советский кинорежиссер тоже ребенком сбежал на фронт. Был дважды ранен, награжден за храбрость Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степени. Назовите имя.

39.В конце октября 1914 года турецкий флот атаковал российские порты на Черном море. Какова была конечная цель Турции в этой войне?

40. Этот русский литератор служил в эскадроне лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, создал серию очерков для газеты «Биржевые ведомости», выступив для читателей и почитателей его таланта в новом качестве. Назовите имя автора и приведите название этих очерков, которые впоследствии сложились в повесть, какую? .

41.В каком романе известного писателя русского зарубежья изображено время Первой мировой войны? Какие европейские политические деятели являются героями этого романа? Назовите несколько (5-7) имен.

42. Этот храбрый генерал участвовал в пяти войнах: Русско-турецкой (1877-1878), Сербско-болгарской, Первой Балканской, Второй Балканской, Первой мировой. Назовите имя. Какую гражданскую должность занимал этот генерал перед войной? Почему он ее покинул и пошел воевать?

43. Кто был назначен командующим русскими войсками на Кавказе в 1915 году? Кто был начальником штаба кавказского фронта? Какую неприступную турецкую крепость взяла русская армия?

44. Как известно США вступили в войну только 6 апреля 1917 года. Что послужило причиной объявления войны Германии и Австоро-Венгрии?

45. Во время боев много солдат и офицеров попадали в плен. В Германии самые непокорные военнопленные: англичане, русские, французы, бельгийцы, итальянцы содержались в старинной баварской крепости Ингольштадт. Назовите имена самых известных пленников, два из них были знакомы и даже брали друг у друга уроки по изучению языков.

46.Продолжите нижеприведенные строки

Тридцатый месяц в нашем мире

Война взметает алый прах,

И кони черные валькирий

Бессменно мчатся в облаках!

Приведите еще две строфы. Кто автор этого стихотворения, как оно называется ?

47. В Первой мировой войне велись информационные войны. В том числе в западной прессе распространялся слух о Гекторе Макдональде, которому была придумана целая биография? Кого пытались представить данным господином и почему?

48. Во время Первой мировой войны впервые в воздушном бою был осуществлен таран. Кто и против кого применил таран, какова судьба летчиков? Кто из летчиков вторым применил таран? Сколько самолетов противника сбил этот летчик и кем он был признан?

49. . Одна из самых успешных военных операций Первой мировой войны, так называемый Брусиловский прорыв (Луцкий прорыв). Какое тактическое решение генерала Брусилова специалисты называют «ключом к успеху» этой операции?

50. Когда и где было подписано перемирие между странами Антанты и Германией? Что в этом же месте и между кем было подписано через двадцать два года? Какой договор окончательно закрепил капитуляцию Германии и Австро-Венгрии? Какой договор между Россией и Германией привел к выходу России из войны, когда он был заключен?

Работы принимаются по электронной почте: pmirkonkurs@mail.ru .

(Присланные на конкурс работы не рецензируются, обратно не возвращаются и являются собственностью Оргкомитета конкурса).

Н.Вдовина,

председатель Казахстанской ассоциации учителей русских школ


Приложение 1

АНКЕТА УЧАСТНИКА

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО,

дата рождения_____________________________________________________________________________________________________________

ШКОЛА, КЛАСС____________________________________________________

Ф.И.О. ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ___________________________________________________

____________________________________________________________

ДОМАШНИЙ АДРЕС, телефон________________________________________________________________________________________________________________

ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС___________________________________________________




Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

27 июня 2025

Астана и Москва подготовили проект межправительственного соглашения о строительстве АЭС на территории Казахстана. Казахстанские власти хотят подписать договор до конца 2025 года, сообщил председатель Агентства по атомной энергии страны Алмасадам Саткалиев. По его словам, такая станция стоит как минимум $14 …

24 июня 2025

Национальная компания «КазМунайГаз» объявила о заключении соглашения с китайской CNOOC о совместной геологоразведке и добыче углеводородов на проекте «Жылыой», который находится в транзитной зоне северо-восточной части Каспийского моря. Об этом сообщает «Спутник». «Это событие знаменует собой важный этап в развитии …

20 июня 2025

«Росатом» утвердил с Казахстаном дорожную карту строительства первой АЭС в стране. Ранее госкорпорация выиграла конкурс на лидерство в консорциуме по осуществлению проекта. «В ходе встречи была утверждена Индикативная дорожная карта, предусматривающая этапы подготовки и реализации проекта, включая проведение инженерно-изыскательских работ, …


Ваш браузер устарел! Обновите его.