27 декабря достоянием общественности стал долгожданный проект новой редакции Конституции Республики Беларусь, который был вынесен для всенародного обсуждения. При этом были указаны почтовый и электронный адреса, на которые граждане могут посылать свои замечания и предложения по опубликованному варианту Конституции. Насколько замечания и предложения граждан будут учтены, сказать затруднительно, но возможность их высказать предоставлена. О своём восприятии новой редакции Конституции «Материку» рассказали известные белорусские эксперты.
Артем Агафонов, руководитель общественного движения «Гражданское согласие»
Скажу сразу: я не большой поклонник действующей редакции Конституции, но и не разделяю восторгов по поводу того документа, который предлагается ей на смену. Претензий к нему много. Например, пугает введение большого количество обязанностей для белорусских граждан.
Звучит всё на первый взгляд красиво и правильно. Гражданин обязан быть патриотом, хранить историческую память о героическом прошлом белорусского народа, готовить своих детей к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Белоруссии.
По-человечески я даже соглашусь с этими утверждениями. Но как юрист я понимаю, что наличие обязанности предполагает ответственность за её неисполнение. А вот тут возникают вопросы. Критерии того, что является патриотизмом, а что – нет, у нас определяет власть, и наши идеологи зачастую ставят знак равенства между патриотизмом и лояльностью властям.
Что касается родительских обязанностей, то наказанием за их неисполнение часто бывает изъятие детей из семьи, и такое их расширение даёт чиновникам очень опасный инструмент против семьи. Есть вопросы по здравоохранению, бесплатность которого раньше просто гарантировалась Конституцией, а теперь – с оговоркой «в порядке, установленном законом».
Подобных вопросов по Конституции много, но самое интересное – закреплённая в ней модель будущего государственного устройства. Модель эта слишком усложнена для такого небольшого и унитарного государства, как Республика Беларусь. Наличие двухпалатного парламента уже избыточно, но наличие «высшего представительного органа народовластия» из 1200 человек в 9-миллионном государстве – это явный перебор. Тем более, что орган этот нарушает одну из основ конституционного строя Республики Беларусь: принцип разделения властей, прописанный в статье 6, которую никто не стал переписывать. Орган не является ни законодательным, ни исполнительным, ни судебным. Образно говоря, это тяжелое бревно, лежащее поверх всех трёх ветвей власти. Уверен, пропаганда сейчас начнёт говорить о старинных вечевых традициях. Однако вече – это проявление прямой демократии, но Всебелорусское народное собрание не имеет к прямой демократии никакого отношения.
Члены ВНС будут представлять чиновников, депутатов, в том числе местных советов и «гражданское общество». Под последним, очевидно, имеются в виду крупные общественные объединения вроде пропрезидентских «Белой Руси», Белорусского республиканского союза молодежи и Федерации профсоюзов Белоруссии. Получается, собрание номенклатуры вместо всебелорусского и народного.
А полномочия у этого номенклатурного собрания более чем обширны. Среди этих полномочий – отрешение от власти президента, которое будет сильно упрощено, рассмотрение вопроса о правомочности выборов, избрание всего состава ЦИК и даже введение чрезвычайного или военного положения.
Давать кому-то ещё в руки такой инструментарий – не в стиле Лукашенко. Вероятно, по истечении текущего срока или ранее он планирует пересесть в кресло Председателя Президиума ВНС и оттуда держать на «коротком поводке» своих преемников. Однако Республика Беларусь по-прежнему остается президентской республикой, и президент сохраняет контроль над силовиками и регионами, а также мандат народного доверия, с которым у назначенцев из ВНС всё сложно. Таким образом, несмотря на разговоры о необходимости избежать двоевластия, новая Конституция формирует два мощных центра власти, и исход конфликта между ними, если такой произойдет, неочевиден.
Вместе с тем, при всех недостатках проекта новой Конституции я буду голосовать за неё. Дело в том, что существующий в современной Белоруссии политический режим – персоналистский, в котором всё завязано на одного человека, причём связи эти как формальные, так и неформальные, вроде личной преданности. Если с этим человеком что-то случается, у таких режимов возникают серьёзные проблемы. Новая Конституция предполагает отход от чисто персоналистского принципа и создание, пусть громоздких, но резервных контуров управления.
Глеб Волков, кандидат политических наук
Главным пунктом новой редакции Конституции, как и предполагалось, видится вводимая в действующую политическую модель республики надстройка в виде Всебелорусского народного собрания (ВНС), которое наделяется широким кругом полномочий, в частности, по формированию и курированию таких важных структур, как Центральная избирательная комиссия, Конституционный суд и др., которые в настоящий момент находятся в ведении президента.
К сожалению, в состав возможных членов ВНС не включены представители религиозных конфессий, что было бы правильно, если рассматривать Собрание как полный срез белорусского общества. Очевидно, что ВНС будет, в первую очередь, формироваться из представителей властной вертикали (законодательной и исполнительной), которая сегодня определяется Администрацией президента РБ. В то время, как глава Белорусской православной церкви находится в ведении Московского патриархата, а глава Римско-католической церкви – в Белоруссии, по сути, выражает интересы Ватикана.
Согласно новому варианту Конституции, премьер-министр останется в подчинении у президента, то есть он не станет самостоятельной фигурой, что определённо необходимо для экономического прогресса.
Согласно новой редакции Конституции, в подчинении президента остаются силовые структуры, что делает последнего сильной властной фигурой, несмотря на предусмотренные проектом инструменты контроля главы государства со стороны ВНС.
В проекте отражено стремление властей ограничить круг соискателей президентского поста исключительно уроженцами территории Белоруссии. К примеру, граждане Белоруссии, рождённые на территории современной Российской Федерации, ни при каких условиях не смогут побороться за президентский пост в Республике Беларусь. Очевидно, власти опасаются, что белорусский гражданин, имеющий российские корни, сумеет привлечь серьезные ресурсы в свою поддержку и составить серьезную конкуренцию кандидату от власти.
Примечательно, что в новой редакции Конституции предусмотрены гарантии неприкосновенности для президента, уходящего со своего поста, что наводит на мысли о планах действующего главы белорусского государства завершить свою политическую карьеру. Хотя сам по себе уход может растянуться на бесконечно долгое время. Тем более, что принятие новой Конституции предполагает обнуление сроков.
И всё же нет оснований полагать, что Александр Лукашенко намерен продлевать свое пребывание на посту главы государства. Для этого не нужна никакая реформа, одна из главных целей которой – обеспечить безболезненный транзит власти и обновление политической элиты.
Собственно говоря, в проекте новой редакции Конституции, который, несмотря на предстоящее всенародное обсуждение, скорее всего, будет вынесен на референдум именно в том виде, в каком мы его изначально увидели, нет ничего неожиданного для тех, кто отслеживал политическую повестку на протяжении последнего года.
Подготовил Николай Сергеев