×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/v-belorussii-izbirayut-parlament/
Новости
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября
15 ноября
14 ноября

6 сентября в Республике Беларусь началось досрочное голосование на выборах в Палату представителей Национального собрания. Около 7 млн. белорусских избирателей, в том числе находящихся за рубежом (а только в России трудятся порядка 400 тыс. граждан РБ), могут отдать свой голос за того или иного кандидата в депутаты нижней палаты парламента. 11 сентября властями Белоруссии определен как основной день голосования.

Выборы в Палату представителей РБ шестого созыва проводятся по мажоритарной системе, а победителей среди соискателей 110 депутатских кресел определят по принципу относительного большинства поданных за конкретного кандидата голосов. Конкурс в этом году необычайно высок и составляет 5 кандидатов на депутатское место. Чтобы выборы в избирательных округах были признаны состоявшимися, избиркомам достаточно зафиксировать явку на участках для голосования 50% + 1. Поэтому, учитывая опыт предшествующих избирательных кампаний, которые характеризовались достаточно высокой активностью избирателей при голосовании, можно уверенно прогнозировать, что нынешние выборы пройдут в один тур.

18 октября 2016 г. истекает срок полномочий депутатов нижней палаты Национального собрания РБ пятого созыва. Исходя из этого обстоятельства, а главным образом руководствуясь политической ситуацией и избирательными технологиями, президентская администрация по сложившейся недоброй традиции достаточно поздно (только к началу июня) определила дату проведения очередных выборов в Палату представителей. При этом не «поглядели в святцы», т.е. в избирательное законодательство, и в рамках этих выборов впервые в истории независимой Белоруссии произошли нестыковки. Осеннюю сессию в силу сложившегося положения 2 октября придется (если будет соблюден закон) открывать представителям депутатского корпуса «старого» созыва.

Этот факт, прежде всего, свидетельствует о том, что президент Александр Лукашенко и его окружение были заняты решением крайне сложных финансово-экономических проблем, стоящих перед республикой: ВВП сократился на 2,5%, доходы республики от экспорта нефти и нефтепродуктов резко снизились, в том числе и из-за того, что белорусские НПЗ «недополучили» от России 700 тыс. т нефти, цены на товары повседневного спроса и услуги повысились, социальная напряженность растет, а деноминация национальной валюты грозит окончательно подорвать валютную стабильность. Поэтому парламентскими выборами, которым (в отличие от президентских) всегда уделялось минимальное внимание в силу заранее предсказуемого результата, республиканские власти занялись в последний момент.

Надежды белорусской оппозиции на то, что избирательное законодательство РБ под давлением Запада будет изменено и станет более либеральным, открыв им дорогу в парламент (где нет ни одного оппозиционера) не оправдались. В апреле 2016 г. в президентской администрации, правда, рассмотрели рекомендации ОБСЕ (по результатам выборов президента в 2015 г.) по совершенствованию избирательного процесса в Республике Беларусь, но никаких реальных шагов в этом направлении решено было не предпринимать.

Представителям Европейского союза, который относительно недавно снял визовые и финансовые ограничения в отношении самого Лукашенко, правительственных чиновников и бизнесменов РБ, белорусский лидер заявил, что «законодательство Беларуси соответствует международным принципам, учитывает сложившиеся в стране правила, традиции проведения выборов»[1]. В качестве своеобразной компенсации Александр Лукашенко пообещал не ограничивать количество международных наблюдателей, которые выразят желание приехать на нынешние парламентские выборы[2]. Ну, а своим чиновникам, ответственным за организацию и проведение выборов, Лукашенко строго указал: необходимо руководствоваться только избирательным законодательством Беларуси, «ни под кого подстраиваться не надо»[3]. Сигнал был понят: Центральная избирательная комиссия, например, ещё на этапе регистрации по формальным основаниям отказала сразу 75 соискателям из 630[4]. Излишне, наверное, подчеркивать, что большинство из «отказников» составляли оппоненты существующего в Белоруссии политического режима.

Если сегодня финансово-экономическая ситуация в Белоруссии остается крайне сложной и напряженной, что роднит ее с условиями проведения предшествующих парламентских выборов-2012, то во внешней политике на западном векторе произошли значительные, вполне благоприятные для команды белорусского президента изменения. Активизировался, прежде всего, диалог с Евросоюзом, по линии которого на руководство республики уже не оказывается былого жесткого давления. Сняты визовые ограничения, прекратилась как по команде оголтелая критика «последнего диктаторского режима в Европе», ЕС вдруг позитивно оценил ход и итоги последних президентских выборов, на которых в очередной раз с каким-то подозрительно фантастическим результатом победил Лукашенко. Цена этого – особая, фактически антироссийская позиция белорусского руководства в контексте украинского кризиса. Все это позволяет Минску надеяться, что и выборы-2016 в Палату представителей и Совет республики Национального собрания без всяких проблем будут признаны ЕС легитимными.

Объективно в контексте избирательной кампании нет факторов, которые побуждали бы Александра Лукашенко пересмотреть свой подход к оппозиционерам (большинство из которых самым активным образом призывают Запад не только вернуть санкции, но и ужесточить их[5]), облегчив им прохождение в парламент. Косвенно об этом свидетельствует и заявление белорусского лидера о том, что он полностью удовлетворен работой депутатов Палаты представителей пятого созыва (среди которых не было ни одного представителя оппозиции) и надеется, что в парламент на нынешних выборах пройдут ещё более профессиональные (читай — лояльные Лукашенко) депутаты, а вот «играть в какую-то непонятную демократию» нет нужды[6].

На этих выборах впервые появилось дополнительная бюрократическая ступень – территориальная комиссия (их создано семь — по одной во всех областях и в Минске). Именно на эти территориальные комиссии (а не на Центризбирком как ранее) замкнули 110 окружных избирательных комиссий. Именно они в ходе нынешней избирательной кампании стали рассматривать все жалобы на нарушения, избавив от этого ЦИК[7], а заодно избавив его от критики в свой адрес за принятые решения по этим жалобам.

Ещё одной новацией следует считать впервые введенное «сверху» ограничение – кандидату в депутаты Палаты представителей НС можно баллотироваться исключительно по одному избирательному округу[8].

Это, в частности, говорит о том, что в президентской администрации самым тщательным образом изучается и обобщается опыт предшествующих избирательных кампаний, в первую очередь анализируются предвыборные технологии оппозиции и делаются соответствующие выводы. Представители высшего эшелона власти открыто признают, что довольно успешная тактика ряда оппозиционных партий, прежде всего Объединенной гражданской партии и Белорусского народного фронта, в ходе парламентских выборов 2012 г. вынудила их срочно, иногда вопреки рекомендациям ОБСЕ, вносить с одобрения президента Лукашенко изменения в избирательное законодательство республики. В первую очередь это относится к запрету для кандидатов в депутаты и избирателей на ведение агитации, направленной на срыв или бойкот выборов[9].

По-прежнему вызывают сомнения объективность подсчета голосов избирателей, прежде всего отданных в ходе досрочного голосования. А таких, досрочно голосующих избирателей, по официальным данным белорусской стороны, с каждыми выборами становится все больше: в досрочном голосовании на президентских выборах в 2015 г., например, приняло участие рекордное для республики число избирателей – 36,05%(!). На предстоящих выборах, в соответствии с Избирательным кодексом РБ, любой избиратель, не имеющий возможности в день выборов, находиться по месту своего жительства, вправе за пять дней до выборов заполнить в помещении участковой комиссии бюллетень и опустить его в опечатанный отдельный ящик[10]. Однако, Минск совершенно спокоен, поскольку такая непрозрачная процедура досрочного голосования благополучно существует и в ряде других стран, включая США, за что их постоянно, вполне обоснованно, но совершенно без всякого результата критикует БДИПЧ ОБСЕ.

Учитывая политическую пассивность населения республики и отсутствие интереса у электората к выборам депутатов Палаты представителей в силу низкого доверия к институту законодательной власти республики, никаких неожиданностей и сенсаций в ходе голосования избирателей не произойдет. Социально-политическая обстановка будет спокойной и дестабилизировать ситуацию в Минске 11 сентября в день голосования никаким силам внутри или радикалам, действующим за пределами Белоруссии, не удастся. Властям Республики Беларусь в очередной раз будет сопутствовать успех в рекрутировании в Палату представителей исключительно лояльных президенту Александру Лукашенко депутатов.



[1] http://www.belta.by/president/view/lukashenko-izbiratelnoe-zakonodatelstvo-belarusi-sootvetstvuet-mezhdunarodnym-printsipam-194513-2016/

[2] http://www.belta.by/president/view/parlamentskie-vybory-v-belarusi-dolzhny-projti-v-demokratichnoj-i-spokojnoj-atmosfere-lukashenko-191305-2016/

[3] http://www.belta.by/president/view/parlamentskie-vybory-v-belarusi-dolzhny-projti-v-demokratichnoj-i-spokojnoj-atmosfere-lukashenko-191305-2016/

[4] http://www.belta.by/politics/view/partijnaja-politicheskaja-sistema-nachala-razvivatsja-v-belarusi-ermoshina-204726-2016/

[5] См., например: http://naviny.by/rubrics/eu/2016/02/15/ic_articles_627_190995/

[6] http://www.belta.by/president/view/lukashenko-rasschityvaet-na-dalnejshij-rost-professionalizma-parlamenta-187195-2016/

[7] http://beldumka.belta.by/isfiles/000167_248536.pdf)

[8] http://vybory.ej.by/cec/2016/04/20/ermoshina-nado-orientirovatsya-na-izbiratelnye-sistemy-baltii-i.html

[9] http://beldumka.belta.by/isfiles/000167_248536.pdf)

[10] http://www.rec.gov.by/sites/default/files/pdf/Elections-PPNS6-elect_code.pdf



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

20 ноября 2024

Плановые инспекции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) проходят на Белорусской АЭС и в научном учреждении «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований — Сосны». Об этом сегодня, 20 ноября, сообщили в Госатомнадзоре Белоруссии. Отмечается, что данные мероприятия предусмотрены Соглашением о …

13 ноября 2024

Главным мероприятием подготовки Вооруженных Сил Белоруссии в 2025 году станет совместное с Россией стратегическое учение в «Запад-2025». Об этом сегодня, 13 ноября, заявил глава белорусского Миноброны Виктор Хренин. По его словам, сегодня в приоритете «вопросы защиты, противодействия беспилотным летательным аппаратам, …

8 ноября 2024

Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указ о помиловании 31 человека, осужденного за преступления экстремистского характера. Об этом сообщила пресс-служба главы белорусского государства. В списке помилованных 29 мужчин и две женщины. Они освобождены без снятия судимости. У 27 осужденных есть дети, …


Ваш браузер устарел! Обновите его.