В беседе с Информационным агентством «ТелецентрЪ» заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев прокомментировал попытки осуществить цветную революцию в Белоруссии.
— Что происходит в Белоруссии? Запад приготовил несколько сценариев по выходу этой страны из-под влияния России?
— Эти сценарии реализуют, в первую очередь, Польша и страны Балтии. Все эти сценарии можно объединить в рамках общей концепции цветной революции. Она предполагает три базовых элемента. Во-первых, наличие протеста, что в Белоруссии имеет место. Протест предполагает наличие внешнего центра управления. Скорее всего, такой внешний центр управления формируется. Об этом свидетельствует появление так называемых цепочек солидарности молодежи на территории России.
Вторым базовым компонентом является наличие революционной инфраструктуры. И здесь самая большая проблема. На территории Украины, Грузии такая инфраструктура была достаточно легко и заблаговременно создана. Например, на территории Украины она начала создаваться в 2000-х годах и к 2014 году уже была достаточно серьезной.
Революционная инфраструктура включает в себя, в первую очередь, подготовку координаторов, организацию их финансирования. Наличие специальных людей по подготовке провокаторов. Всё на территории Белоруссии осуществить было крайне сложно. Белоруссия – во многом слепок советской системы. Для россиян, наверное, будет удивительно, но на территории Белоруссии до сих пор действуют КГБ и милиция. Эти структуры управляются Лукашенко. Они блокировали создание на территории Белоруссии революционной инфраструктуры.
Еще требуется наличие независимых СМИ, сейчас в качестве них используются, в первую очередь, телеграм-каналы. Помимо этого, желательно к началу цветной революции иметь политическую партию оппозиционную. Таких партий на территории Белоруссии нет. Нет и общепризнанного оппозиционного лидера. Светлана Тихановская таким лидером не является. Это фактически фактически человек, за которого прошло протестное голосование. В чем-то это похоже на Владимира Зеленского. Но Владимир Зеленский – фигура, заранее подготовленная. Светлана Тихановская абсолютно не способна быть лидером общественного мнения.
Третьим элементом является непосредственное управление в ходе революции. Ввиду того, что в революции удастся вовлекать только меньшинство, как правило, молодежь, то используются специальные технологии воздействия на молодежь. Например, активно используются популярные группы. И одна из таких поп-групп уже выступила на стороне Светланы Тихановской. Вот это меньшинство должно обеспечить нейтрализацию большинства и фактически запугать тех, кто готов поддержать действующую власть.
Если это удастся, то здесь исключительно важно обеспечить наличие провокаций. Попытка таких провокаций на территории Белоруссии была, как вы знаете, один человек погиб. Были пострадавшие. Именно провокации, кровавые провокации позволяют осуществлять поляризацию общества, настрой против действующей власти. За раскачкой ситуации следят специальные люди. В первую очередь, внешние центры управления. Управление осуществляется через координатора. Когда ситуация достаточно раскачана, начинает появляться информационная картинка в западных СМИ, которые показывают бесчинство действующей власти. Затем организуется давление на власть со стороны Запада, а также международных организаций. Одновременно на власть давит оппозиция. И в какой-то момент проявляется некая группа людей, которая заявляет, что именно она легитимна. А Запад отрицает легитимность власти действующей и признаёт эту группу.
Вот это обычная технология цветной революции. На территории Белоруссии ввиду отсутствия революционной инфраструктуры осуществить ее достаточно сложно. Попытки предпринимаются. Однако, я полагаю, что действий Польши недостаточно для того, чтобы оппозиция могла заставить Александра Лукашенко уйти. С другой стороны, Александр Лукашенко предпринимает некоторые действия, чтобы снять напряжение.
Он заявил, что готов перераспределить полномочия в рамках конституционной реформы. Провести референдум, принять новую конституцию, потом провести новые президентские выборы. Это часть того, чего от него ждали. От него, конечно, ждут и другого, ждут, чтобы он отказался от участия в следующих президентских выборах. Возможно он будет вынужден на это пойти. Сейчас же оппозиция реальных возможностей не имеет, чтобы свергнуть действующую власть. Во-первых, правящая элита не расколота. Правоохранительные органы, структуры безопасности поддерживают действующую власть. Информационного обеспечения недостаточно, чтобы можно было осуществить революцию. Имеются проблемы с финансовым обеспечением деятельности координаторов на территории Белоруссии. Внешний центр пока только формируется. Поэтому я сейчас не вижу реальных условий для свержения Александра Лукашенко.
Как мы видим, за последнюю неделю он переосмыслил ситуацию. Выступил с некоторыми новыми инициативами, возможно, это позволит несколько снять напряжение внутри страны. Сейчас основная проблема – не то, что люди выходят на улицу. Основная проблема – это забастовки, не менее 10 крупных белорусских предприятий бастуют. И если это продолжится, то станет тяжелым ударом по белорусской экономике, которая и так находится в очень сложном состоянии.
— Почему для России так важно, чтобы Беларусь осталась в нашей сфере влияния?
— Наши экономики чрезвычайно интегрированы. Если посмотреть на внешнеторговый оборот Белоруссии, то половина – это торговые отношения с РФ. За 2019 год наш товарооборот составил 35,5 млрд долларов. Достаточно крупный товарооборот. На территории Белоруссии действует большое количество совместных предприятий и предприятий с российским капиталом. Такая интегрированность экономик в случае ухода Белоруссии на Запад создаст России серьезные проблемы в области экономики.
Во-вторых, для России важно сохранить Беларусь как союзника в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, в рамках двусторонних союзнических отношений. Нужно понимать, что Польша считает Западную Беларусь частью своей территории. Пусть об этом официально и не заявляется. Во всяком случае, есть желание установить полный контроль над Западной Беларусью, как и над Западной Украиной. С этой точки зрения, для Белоруссии исключительно важно, чтобы было государство, которое гарантирует его территориальную целостность. Например, для Армении таким государством является Россия. Но и для Белоруссии таким государством может выступать Россия. Другой вопрос, что России сложнее обеспечивать территориальную целостность Белоруссии, потому что нет военной базы. Напомню, у России есть база в Армении.
Поэтому, если белорусское руководство будет объективно рассматривать ситуацию, то оно должно остаться и в Союзном государстве, и в Евразийском экономическом союзе, и в Организации Договора о коллективной безопасности. Другой вопрос, что сейчас на Западе толкают к власти некоторых людей, которые не то что не понимают ситуацию, они являются фактически марионетками в руках Запада. В руках Польши. Вот такой марионеткой является Светлана Тихановская. Естественно, ее приход во власть не отвечает белорусским настроениям. И это правящие элиты Белоруссии понимают. Поэтому сейчас очень важно, чтобы произошло постепенное успокоение. Полное успокоение, конечно, не произойдет, пока Александр Лукашенко будет управлять Белоруссией. Но частичное успокоение вполне возможно.
Я думаю, что сейчас преждевременно говорить о выходе Белоруссии из каких-то организаций, которые созданы РФ. Скорее всего, Александр Лукашенко останется пока у власти. Но весь вопрос в том, что ему нужен преемник, а преемника нет. Вот в этом проблема. Им может быть некая политическая фигура, которая сможет взять на себя гарантии обеспечения личной безопасности Александра Лукашенко и его семьи и станет понимать важность сохранения с Россией союзнических отношений, сохранения Союзного государства и участия в Евразийском экономическом союзе.
Если реализуется тот сценарий, который предложил сам Лукашенко, — изменение конституции, референдум и президентские выборы, то за год-полтора фигура преемника может появиться. Но Александр Лукашенко должен понять, что он не может остаться на следующий срок ни при каких условиях.
— Прокомментируйте миф о переброске Россией своих военных на территорию Белоруссии.
— Очевидно, что это вброс. То же самое, как готовились в Польше ввести войска на территорию Белоруссии. Этот вброс активно подогревается и внутри РФ. И у нас пишут о том, что Россия только и мечтает, как бы ей оккупировать Польшу. Россия не собирается оккупировать Украину, Белоруссию, никакое другое государство. Таких планов нет. Любые планы по вводу войск предполагают развертывание группировки на границе. Хочу заметить, что перед проведением президентских выборов в Белоруссии именно Минск провел сборы запасников во всех регионах, которые примыкают к РФ.
— Могут ли военные российские прийти на помощь на легитимной основе?
— РФ имеет отношения с Белоруссией в рамках Союзного государства. Поэтому здесь никаких проблем для совместного отражения потенциальной угрозы нет. Но Россия не собирается вводить войска для наведения порядка на территории Белоруссии. Или использовать, например, собственный ОМОН, Росгвардию. В Белоруссии правоохранительные органы достаточно хорошо подготовлены, сами с этим справятся. Но, если будет военная угроза, мы рассуждаем гипотетически, то мы можем задействовать совместную группировку войск. Самое главное, чтобы к этому моменту Россия и Беларусь сохранили союзнические отношения. И это зависит не только от Москвы, сколько от Минска.