×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/v-armenii-zagovorili-ob-ugroze-novoy-v/
Новости
3 мая
2 мая
27 апреля
26 апреля
vesti.az
В Армении заговорили об угрозе новой войны

Ситуация на Южном Кавказе остается по-прежнему далекой от региональной стабильности. Фактически итоги Второй карабахской войны в пользу Азербайджана, несмотря на подписанное заявление от 9 ноября 2020 г. и принуждение Армении к поражению, не завершили окончательное урегулирование армяно-азербайджанских отношений, где карабахский вопрос по-прежнему остается определяющим.

Баку отрицает существование карабахской проблемы, ибо Ильхам Алиев полагает, что конфликт исчерпан победой Азербайджана, а Минская группа ОБСЕ прекратила существование, поскольку за 28 лет своей деятельности так и не приблизила решение карабахского вопроса. Более того, президент Азербайджана своими директивами упразднил само понятие «Нагорный Карабах», заменив его на «Карабахский» и «Восточно-Зангезурский экономический регион». Алиев исключает даже произношение «Нагорный Карабах».

Никогда ранее в политической и экономической географии Южного Кавказа не было понятия «Восточно-Зангезурский регион». Если же есть «Восточный Зангезур», то по простой логике должен быть и «Западный Зангезур». К последнему, судя по публичным заявлениям И. Алиева, Азербайджан относит южную часть современной Армении – Сюникскую область (истинный Зангезур). Воинственные же заявления азербайджанского лидера о том, что если Ереван не признает территориальную целостность Азербайджана вместе с Карабахом (спрашивается, какой же Карабах, коль это понятие Баку ныне отрицает), то и Баку предъявит территориальные претензии на Зангезур (хотя Алиев претендует и на озеро Севан, и на сам Ереван). Что это, если не casus belli?

Главным в переговорах с Арменией Азербайджан определяет три вопроса: предоставление «Зангезурского коридора» с правом экстерриториальности; делимитацию и демаркацию границ на выгодных для себя условиях; подписание мирного договора с отказом Еревана от всяких прав на Карабах. И в этом подходе позиция Азербайджана категорически поддерживается Турцией, фактически Россией и по умолчанию Западом. Из внешних сил единственным оппонентом Баку является Тегеран, поскольку для Ирана утрата Армений суверенитета над стратегически важным районом Мегри и южной армянской областью Сюник является «красной линией». В противном случае, Иран окажется в изоляции и на северных границах, что устраивает Турцию, Израиль и, очевидно, Великобританию. Россия же якобы заинтересована в подобной изоляции Ирана ввиду конкурентных энергетических возможностей Тегерана по поставкам нефти и газа в Европу. Иран не случайно открывает свое региональное консульство на юге Армении в г. Капане.

Ереван, ссылается на содержание всех трех заявлений, подписанных Россией, Азербайджаном и Арменией от 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г. Во всех этих декларациях, о которых руководство России постоянно напоминает своим закавказским партнерам, нет упоминаний о предоставлении Азербайджану какого-либо коридора с правом экстерриториальности. Однако в этих документах есть пункт о взаимном разблокировании коммуникаций для экономического развития региона.

Стороны создали соответствующую («дорожную») комиссию на уровне вице-премьеров трех стран (А. Оверчук, Ш. Мустафаев, М. Григорян) для переговоров. Комиссия, с одной стороны, вроде ведет успешные переговоры (есть информация о готовности расконсервации маршрутов железнодорожного транспорта и идет согласование автомобильного сообщения), но с другой – Ереван заявляет о готовности выполнить свои договоренности при условии сохранения суверенитета над Сюником без предоставления каких-либо прав экстерриториальности Баку, что не устраивает Азербайджан.

Из российских СМИ стало известно, что «дорожная комиссия» фактически уже 3 июня 2022 г. согласовала открытие железнодорожного сообщения для выхода Азербайджана через Мегри в Нахичевань, на подходе и согласование автомобильного маршрута. По данным «Известий», осталось всего лишь определить 6-км участок в горных условиях на границе Армении и Нахичевани, для чего ведется работа с участием российских инженеров из «Автодора». Более того, Армения ускорила работу в данной комиссии якобы после того, как в марте 2022 г. Азербайджан подписал с Ираном меморандум о строительстве альтернативной автодороги для выхода в Нахичевань в обход Армении.

Однако российская сторона почему-то не акцентирует внимание на том, что разблокировка дорог должна быть обоюдной: если в Армении снимаются «искусственные препоны» и гарантируется безопасность трафика пассажиров и грузов, то и в Азербайджане должен функционировать соответствующий механизм.

Следующей очевидной проблемой в армяно-азербайджанском урегулировании по-прежнему остается карабахский вопрос, то есть первопричина осложнения отношений между двумя республиками Южного Кавказа так и не исчерпана. Армения согласилась по наставлению Брюсселя (Шарля Мишеля) снизить планку категоричных требований определения окончательного статуса Нагорного Карабаха на тему гарантий прав и безопасности карабахских армян (мол, через права и произойдет выход на статус).

Однако, если Запад в лице США и Франции по-прежнему полагает необходимость урегулирования карабахского вопроса и сохранение института МГ ОБСЕ, как единственную международно-признанную правами ООН площадку разрешения данной проблемы, то в позиции третьего сопредседателя МГ России де-факто после 9 ноября 2020 г. начали происходить изменения по формату и судьбе Минской группы.

Россия явилась единственным из трех сопредседателей МГ ОБСЕ, кто остановил боевые действия в ноябре 2020 г. в Карабахе. Москва фактически отвергла план США о вводе в Карабах скандинавских миротворцев, и смогла ввести своих миротворцев при условии фактического входа в регион Турции (что отразилось и на формировании совместного российско-турецкого мониторингового центра в Агдаме). Россия публично отмечала, что вопрос окончательного урегулирования статуса Карабаха следует отложить на неопределенное время, а пока сконцентрироваться на вопросах мира, восстановления торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества между Азербайджаном и Арменией. Соответственно, Россия, как и Азербайджан с Турцией, фактически перестала упоминать МГ ОБСЕ в контексте карабахского урегулирования. После же начала СВО ВС РФ на Украине, Россия, естественно, пытается исключить любую возможность открытия так называемого «второго фронта» против себя на каком-либо географическом направлении. В итоге, 24 июня с.г. в ходе своего визита в Азербайджан министр иностранных дел России С.В. Лавров публично заявил о прекращении деятельности МГ ОБСЕ по причине не желания США и Франции сотрудничать с Россией по данной теме. Правда, Вашингтон и Париж публично не отрицали такое взаимодействие с Москвой по карабахскому вопросу в формате МГ.

Последнее заявление главы МИД РФ в Ереване вызвало критическую реакцию в Армении, а премьер-министр Никол Пашинян посчитал данную позицию Лаврова неким своеволием, идущим в разрез с официальной позицией президента России В.В. Путина по части МГ ОБСЕ. Пашинян при этом сослался на 24-й пункт совместного заявления глав России и Армении от 19 апреля 2022 г., которое было подписано в ходе официального визита армянского премьера в Москву и где упоминается необходимость карабахского урегулирования в рамках МГ ОБСЕ и наработанных принципов переговорного процесса.

Однако Сергей Лавров не новичок в дипломатии и политике, не отличается особой самостоятельностью при определении стратегии внешней политики РФ (просто это прерогатива президента страны) и весьма корректен в плане строгого соблюдения установок президента В.В. Путина.

Можно, конечно, рассуждать, что неосторожное заявление Лаврова в ходе одного из своих интервью по части «еврейского происхождения» Адольфа Гитлера, и последовавшие затем извинения Путина перед премьером Израиля, стало следствием либо случайного эмоционального порыва главы МИД, либо некого умысла с намеком на «усталость» и согласием на отставку. Правда, хоть это интервью и вызвало обоснованное недовольство Израиля и немалой части еврейского мира, но Лавров и извинений не принес, и в отставку не ушел. В Ереване он же до своего визита в Баку допустил неточность по части судьбы карабахского села Парух (мол, все определится в итоге делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы с консультационным участием России). Очевидно, министр просто ошибся и не владеет в достаточной степени названиями местных топонимов (что куда входит и кому принадлежит). Правда, МИД России позже внес поправку по части с. Парух.

В ситуации же с судьбой МГ ОБСЕ Москва никак не прокомментировала заявление своего министра. Да к тому же, после 19 апреля, то есть с момента встречи Путина и Пашиняна в Москве, прошло хоть и немного времени (чуть более двух месяцев), но они на фоне острой геополитической конфронтации между Западом и Россией оказались весьма насыщенными на политические события. Более того, вслед за заявлением С.В. Лаврова по судьбе МГ ОБСЕ 24 июня в Баку, российский представитель в МГ Игорь Ховаев 28 июня не согласился с предложением представителя США в МГ Лорой Окла (заменившая на этом посту Эндрю Шофера) провести совместную встречу трех сопредседателей по вопросам карабахского урегулирования. МИД России предварительно сменил статус И. Ховаева от спецпредставителя в МГ ОБСЕ по карабахскому урегулированию на спецпредставителя по урегулированию армяно-азербайджанских отношений, где, как мы видим, нет упоминаний ни Минской группы, ни самого Карабаха.

Между тем, экспертное сообщество склонно считать, что подобная уступническая позиция России Азербайджану и Турции в части Нагорного Карабаха и фактический отказ от своих обязательств перед военным союзником Арменией скорее связано якобы с военной слабостью России, опасением вмешательства Турции на стороне Азербайджана в войну против Армении. Правда, как в таком случае понять способность России и ее армии бросить вызов всему НАТО во главе с США на украинском направлении и «опасение» Турции с п. 5 устава НАТО на закавказском участке? Другие полагают, что Россия имеет ряд важных экономических проектов с Турцией (газопровод «Турецкий поток», строительство АЭС «Аккую», туризм и т.д.). Однако, во-первых, пропускная способность «Турецкого потока» с одной веткой в Южную Европу до 16 (15,75) млрд куб м газа в год вряд ли перекрывает потенциал экспорта русского газа в Европу; во-вторых, в ситуации жестких антироссийских санкций с участием ЕС тема турецкого газопровода не является определяющим, когда на первый план выходят вопросы геополитики и военной стратегии; в-третьих, строительство АЭС осуществляется за счет российских финансов, а не наоборот, соответственно, и сложившаяся ситуация может внести корректировки в вопрос о сроках.

Продолжающийся российско-украинский военно-политический кризис и экономическая война Запада против России создают новую ситуацию и в отношениях Москвы с ее партнерами и даже союзниками (если считать страны ОДКБ и ЕАЭС, все же, союзниками России, а не только отечественный флот и армию). Выступление президента Казахстана 17 июня с.г. на экономическом форуме в Санкт-Петербурге с откровением по части намерения Нур-Султана придерживаться требований международных санкций в отношении РФ говорит о том, что тот же Казахстан, видимо, будет искать альтернативные в обход России коммуникации для связи с внешним миром. На западном направлении таким маршрутом может быть акватория Каспийского моря, Азербайджан, Турция, Европа.

Из СМИ стало известно, что Китай значительную часть своих товаров в рамках стратегии «Один пояс – один путь» из-за антироссийских санкций намерен экспортировать через Казахстан, Азербайджан, Грузию, Турцию в Европу. Эти вопросы обсуждаются не вчера и не сегодня, а гораздо раньше. С успехом же турецко-азербайджанского тандема в Карабахе Реджеп Эрдоган стал проводить более прагматичную политику, нацеленную на системный выход в богатейший исторический Туркестан.

В ноябре 2021 г. Турция создала на месте Тюркского Союза новую международную Организацию тюркских стран, инициировала успешные переговоры между Азербайджаном и Туркменистаном по вопросу энергетического и транспортно-коммуникационного партнерства, активизировала межтюркские контакты и взаимные официальные визиты глав тюркских стран, на которых обсуждается широкая повестка вопросов системной интеграции.

В этой связи неслучайным является июньская встреча руководителей министерств иностранных дел и транспорта Турции, Казахстана и Азербайджана в Баку, где стороны касались темы транзита товаров из Китая в Европу в обход России с мотивацией якобы из-за «режима санкций», а также очевидно вопросы новой энергетической и транспортной кооперации. Между тем, глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил о необходимости скорейшего открытия «Зангезурского коридора» для связи тюркского мира с Турцией и Европой.

В Баку Турция, Казахстан и Азербайджан подписали очередную декларацию о стратегическом сотрудничестве в сфере транспорта и коммуникаций, суть которой сводится к формированию и развитию транскаспийского международного транспортного коридора. Мевлют Чавушоглу подчеркнул: «Транзит через Каспийское море имеет большое значение. Мы должны развивать инфраструктуру и коммуникационные связи».

При этом Анкара и Баку акцентировали внимание не только на региональном автомобильном и железнодорожном маршруте Баку – Тбилиси – Карс (БТК), то есть через Грузию, но и на создании новых и коротких (следовательно, более экономных и оперативных) авто- и железнодорожных коммуникаций через Армению (то есть «Зангезурский коридор»). Перспектива данного участка «Срединного коридора» в региональном (межтюркском) общении отражена главным рефреном в Бакинской транспортно-коммуникационной декларации.

Очевидно, что на данном этапе речь пока идет об железнодорожном, автомобильном и морском (через Каспий) сообщении для связи Турции с Центральной Азией. На следующем этапе, когда «Зангезурский коридор» станет реальностью, турки займутся строительством новой транскаспийско-кавказской энергетической коммуникации (газопровода для транзита газа того же Казахстана и Туркменистана, а далее и Узбекистана) в обход России в Европу.

Иными словами, с учетом обострения отношений России и Запада после кризиса на Украине мы наблюдаем геополитическую трансформацию транспортных коридоров с использованием тюркского фактора на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Становится очевидным, что санкционная война НАТО против России, развязанная по большей части США и Великобританией, поставила те же страны ЕС в кризисную ситуацию и активный поиск альтернативных источников сырья. Азербайджан заявляет о готовности увеличить вдвое добычу газа для экспорта на европейский рынок, но суммарный объем трансадриатического газопровода не превышает 20 млрд куб м газа в год, что кардинально не изменит ситуацию с дефицитом газа для Европы. Вместе с тем, Азербайджан готов не только поднять добычу газа, но и стать важным звеном в транзите каспийского газа из братских тюркских стран Казахстана и Туркменистана в ту же Европу.

Вся проблема – это прикаспийская декларация в Актау от 12 августа 2018 г., где Россия и Иран могут блокировать строительство морского газопровода в акватории Каспийского моря со ссылкой на необходимость проведения экологической экспертизы. Правда, ни Турция, ни страны ЕС не подписывали с Москвой и Тегераном данную декларацию. В сложившейся же динамике, Россия из-за событий на Украине попала под жесткие санкции, а Иран может получить перспективу выхода из-под санкций и транзита своих ресурсов нефти и газа в случае изменения поведения по отношению к Израилю и Европе. Получается, что Баку, Нур-Султан, Ашхабад и Ташкент могут сказать Москве – «из-за санкций нет иного выхода, как обойти Россию и потерявшую силу декларацию в Актау». Запад же профинансирует строительство нового газопровода по дну Каспия, через Азербайджан, Армению, Турцию в Европу. Иными словами, Турция и Запад на Южном Кавказе смогут получить два маршрута «Срединного коридора» через Грузию и Армению. Это означает установление полного контроля над данным регионом и вытеснение России.

Но устроит ли подобная перспектива Москву? Не это ли стало истинной причиной заявлений К.-Ж. Токаева на 25-м форуме в Петербурге о необходимости соблюдения режима санкций против России и отказ от признания квазигосударств в лице Л/ДНР? Не это ли предопределило некую тактику информационных коллизий между Россией и Азербайджаном по части интервью издания «РИА – Новости» и ведущего тележурналиста Владимира Соловьева с министрами непризнанного НКР А. Бекларяном и Д. Бабаяном? Тем не менее, Москва пока пытается под своим контролем открыть «Зангезурский коридор» для связи Азербайджана с Нахичеванью, а фактически Турции с остальными тюркскими странами СНГ.

Спрашивается, ну если вам так важно сократить расстояние для экономической связи Запада и Востока (Турции и Туркестана) через Армению (Мегри), то в чем проблема, если официальный Ереван согласен открыть этот маршрут (да и Россия вроде не против)? Зачем же требовать права экстерриториальности от Армении? Платите за транзит грузов и следуйте своим маршрутом. Полагаю, если объем международных перевозок по этой линии будет высоким, то Армения со временем всячески упростит трафик азербайджанских пассажиров и грузов в тот самый Нахичевань (то есть Ереван может установить безвизовый въезд и выезд для граждан Азербайджана в направлении Нахичевани, как и символические пошлины для товаров из Азербайджана в Нахичевань).

К тому же, по некоторым данным, Брюссель в лице Шарля Мишеля предложил Баку и Еревану соблюдать суверенитет каждой из сторон над своими участками дорог, в электронном формате осуществлять таможенный контроль и оплату пошлин за транзит грузов в обоюдном плане. Соответственно, ЕС и выделил льготные кредиты Армении и Азербайджану для строительства современных технологичных КПП с необходимой инфраструктурой.

Однако запланированная в июне с.г. встреча в Брюсселе секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна с помощником президента Азербайджана по внешней политике Хикметом Гаджиевым для соответствующих консультаций по каким-то причинам не состоялась. В Азербайджане данный срыв прокомментировали якобы ввиду бесполезности переговоров с Арменией, которая затягивает процесс открытия коммуникаций (мол, переговоры ради переговоров ушли в прошлое с победой Азербайджана на поле боя). В действительности же, Баку, видимо, пытается продолжить давление на Ереван в расчете на очередные уступки по теме коридора, а российской стороне это преподносится как якобы не желание Азербайджана идти на поводу «проармянской» Европы. Спрашивается, но если вы такие антиевропейцы, то от чего же обсуждаете тему «Зангезурского коридора» как очередной обходной маршрут против России? Армения в переговорах и с РФ, и с ЕС занимает одинаковую позицию в части исключения предоставления экстерриториальных прав кому-либо в отношении Зангезура, что, кстати, устраивает и Москву, и Брюссель.

Если же Азербайджан с Турцией готовятся к новой широкомасштабной войне против Армении из-за Зангезура, следовательно, это вызов как Армении, так и Ирану с Россией. Россия, потеряв Армению, потеряет многое (включая Кавказ и Центральную Азию). Правда, где же логика скорой войны, если Баку на отвоеванных территориях занимается активной и дорогой стройкой новых автомобильных и железнодорожных дорог, современных аэропортов, зданий, аграрных хозяйств и поселений? Даже если Баку с Анкарой уверены в совместном военном успехе против Армении, все равно эти постройки в Карабахе превратятся в очередные руины. Ну, а коль Пашинян не логично заявляет о возможности развязывания Азербайджаном новой широкомасштабной войны с Арменией за право над Зангезуром, то от чего же он не назначает начальника собственного Генерального штаба ВС (как же в таком случае он планирует воевать)? Видимо, армянский премьер полагает, что Россия не допустит подобного пренебрежения своими интересами и не позволит туркам вытеснить русских из Армении. Россия, конечно, позаботится о своих интересах. Вся проблема, что Армения не должна повторять «горькие ошибки» прошлого.

Становится очевидным тенденция тюркской интеграции во главе с членом НАТО Турцией. Но что же Россия этому противопоставить, задаются вопросом русские эксперты. По мнению Петра Маркедонцева, «отрезвляющим воздействием на тюркский мир» может стать «успешное проведение спецоперации на Украине», ибо Русский мир в лице России, Белоруссии и русских регионов Украины «уравновесит» тюркскую интеграцию. Возможно, П. Маркедонцев и прав, ибо интегрированный Русский мир приобретет новый потенциал. Вместе с тем, Турция пытается географически расшириться на Востоке через Азербайджан и тюркские страны Центральной Азии. Россия же по итогам спецоперации, судя по логике коллеги, расширяется на Запад (Беларусь и русские регионы Украины). Как же в таком случае русские помешают туркам в их политической географии, если они не пересекаются? Этой географией и выступает Южный Кавказ с Арменией и Карабахом. Недооценка Русского мира армянского союзника может привести к реализации планов Турана.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

26 апреля 2024

МИД Азербайджана назвал необоснованной и искажающей ситуацию в стране резолюцию Европарламента, в которой выдвигается требование ввести санкции в отношении Баку на фоне так называемых нарушений прав человека в республике. Накануне ЕП сообщил о принятии резолюции, в которой требует Еврокомиссию рассмотреть …

25 апреля 2024

Армения готова обсуждать вопрос закупки газа у Азербайджана, считает это позитивным, заявил спикер армянского парламента Ален Симонян. «Отношусь очень положительно, считаю, что это хорошо. Считаю, что мы должны обсудить этот вопрос», – заявил Симонян журналистам в четверг. По его словам, …

23 апреля 2024

Азербайджан и Армения имеют общее понимание того, как должно выглядеть мирное соглашение между двумя странами, нужно лишь проработать детали. Об этом заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на международной конференции в Университете АДА в Баку. «Теперь у нас есть общее …


Ваш браузер устарел! Обновите его.