×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/ukrainskiy-gazovyy-vopros-beg-po-sujayushchemusya-krugu/
Новости
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Украинский газовый вопрос: бег по сужающемуся кругу
17:58, 30 ноября 2015  
38
0

Политическая ангажированность действий киевских властей, ведущая к отказу от сотрудничества с Россией в газовой сфере, загоняет Украину в газовый тупик: потерю субъектности на европейском газовом рынке и росту социальной напряженности в связи с необходимостью повышения тарифов на энергоносители внутри страны.

С момента прихода на Печерские холмы лидеров майдана, начался бесконечный переговорный процесс по газовому вопросу. Украину не устраивает все: от цены на газ до тарифов на транзит по ее территории. Последние полтора года сопровождаются постоянными упреками в адрес Газпрома, бесконечными безрезультатными переговорами, требованиями по пересмотру контрактов 2009 года и непрекращающейся риторикой о необходимости отказа Украины от российского газа.

Еще несколько лет назад Украина была крупнейшим потребителем российского газа после Германии, импортируя порядка 40 млрд. куб. метров в год. Сначала падение промышленного производства, а потом и закупки российского газа по так называемой схеме реверса через европейских посредников привели к снижению объемов закупки газа из России. За первое полугодие 2015 года из РФ было импортировано порядка 4 млрд. кубометров и еще 7 млрд. кубометров реверсом из ЕС. При этом парадокс ситуации заключается в том, что средневзвешенная цена газа из ЕС во втором квартале этого года была почти на 30 долл. выше, чем предложение Газпрома (275 долл./тыс. Кубометров против 247 долл./ткм). В результате потери Украины только за второй квартал текущего года составили 75 млн. долл.

Не лучше обстоит и ситуация с транзитом российского газа по территории Украины. Согласно контракта, 2009 года, транзит российского газа через Украину должен был составить не менее 110 млрд. кубометров в год, если эти объемы будут подтверждены заявками со стороны европейских партнеров. Используя этот аргумент, правительство Украины начало достаточно мощный прессинг российской стороны.

Сначала, в одностороннем порядке было принято постановление правительства, которым предполагался пересмотр принципов тарифообразования на транзит российского газа. Безусловно, такое решение украинского Кабмина не могло привести к изменениям контракта, поскольку не имеет должной юридической силы. Но, принятие подобного решения вряд ли можно было расценивать как дружественное по отношению к российской компании. Следующим шагом стало принятия двух законопроектов о создании СП по управлению украинской ГТС и подземными хранилищами газа. При этом одним из главных условий являлось невозможность участия в данных проектах российских компаний. Предполагалось привлечение европейских, либо американских инвестиций. С тех пор прошло больше года, однако очередь из инвесторов так и не выстроилась.

Более того, Россия начала сокращать объемы транзита по украинской территории. Если по итогам 2014 года объем прокачки составил всего 64 млрд. кубов, то в 2015 прогнозируется еще большее сокращение до 50 млрд. кубометров. Для украинской ГТС это означает работу на уровне ниже рентабельности и вполне реальную перспективу консервирования части магистральных трубопроводов для снижения издержек. Помимо этого, консервация приведет к ограничению газоснабжения ряда украинских регионов, что потребует строительства дополнительных соединительных газопроводов-перемычек, что еще больше усугубит финансовое положение НАК «Нафтогаз Украины».

В этих условиях, Украина не оставляет попыток получить дополнительные преференции от Газпрома при поставках газа на Украину, апеллируя к Евросоюзу, как финансовому и политическому гаранту таких договоренностей. Однако, ЕС не спешит оказывать помощь Киеву, явно не рассматривая его, как потенциального неофита в «европейской семье». Достаточно вспомнить подписание прошлогоднего так называемого «Зимнего пакета», предполагающего поставки российского газа на Украину. Европейские чиновники клятвенно заверяли в своей поддержке украинских переговорщиков, как политической, так и финансовой. Поддержка завершилась ровно в момент подписания трехстороннего протокола и допсоглашения между Нафтогазом и Газпромом.

Необходимо отдать должное, что украинское руководство сделало выводы из прошлогодних переговоров. Требование финансовой поддержки было внесено в трехсторонний протокол. Только инициатива формального закрепления финансовых обязательств Брюсселя исходила… от российских чиновников. На двусторонних переговорах между представителями Минэнерго РФ, Газпрома и ЕС были отработаны основные положения договоренностей. Украина была приглашена к обсуждению уже по сути согласованных решений между Россией и Еврокомиссией. В итоге, Всемирный банк обязался выделить 500 млн. долл. Для закупки Украиной 2 млрд. кубометров газа у Газпрома.

Во-вторых, ЕБРР выделил еще 300 млн. долл., для закупки Киевом газа по реверсу, а по сути, российского газа, через европейских посредников по более высоко цене, нежели предусмотрена допсоглашением между Киевом и Москвой. Причем процедуры закупки будут проводится между европейскими поставщиками и ЕБРР, а Нафтогазу по сути отведена техническая роль закачки газа в ПХГ. Да, и обслуживание кредита ЕБРР, выданного под гарантии правительства Украины, также возложено на украинскую сторону. По сути, Киев потерял свою субъектность в газовых переговорах, став объектом в газовой политике между Брюсселем и Москвой.

Впрочем, пока ситуация с прохождение отопительного сезона 15/16 годов остается под вопросом, поскольку время явно играет против. Зима близко. Не стоит также забывать, что и Европа, несмотря на все свои политические заверения и финансовые действия в поддержку Киева, продолжает активную закачку российского газа в свои ПХГ. Причем довольно высокими темпами, превышающими прошлогодние в 1,5 раза. Выводы, как говорится, делайте сами.

Исходя из всего вышесказанного, попробуем оценить результаты газовой политики Киева за последние полтора года.

Украина больше не рассматривается Москвой как основное направление транзита российского газа в ЕС. Доходы Нафтогаза от транзита российского газа сократились с 3 млрд. долл. в 2009-10-м годах до чуть более 1 млрд. долл. в 2014-м. Достройка Северного потока-2 и части Турецкого потока сократит объем транзита еще минимум вдвое. Помимо этого, Киев потерял достаточно мощный финансовый ресурс в виде авансовых платежей за транзитную работу от Газпрома, который позволял финансировать процесс закачки газа в ПХГ для прохождения отопительного сезона.

Во-вторых, курс, взятый на либерализацию внутреннего рынка газа, привел к катастрофическому росту тарифов на природный газ для населения и промышленности. Такие решения на фоне падения объемов промышленного производства и доходов населения, негативно отразятся на уровне расчетов всех категорий потребителей, что приведет к дополнительным финансовым потерям госбюджета и НАК «Нафтогаз Украины. Это, в свою очередь, ухудшит возможность украинского газового монополиста обслуживать свои финансовые обязательства перед внешними кредиторами и поставщиками газа.

Не говоря уже о том, что все проекты по использованию ГТС и ПХГ с участием европейских партнеров оказались провальными без гарантий со стороны поставщика в лице Газпрома. По сути, заявив о необходимости диверсификации источников поставок, Киев сам себя загнал в европейскую ловушку безальтернативности реверсных поставок.

И последнее. Вне зависимости от исхода разбирательства в Стокгольмском арбитраже, в котором сумма взаимных исков между Нафтогазом и Газпромом уже перевалила за 20 млрд., репутационные потери для сторон, сотрудничество которых должно было гарантировать бесперебойность транзита для ЕС, будут практически невосполнимы. На фоне нарастающих противоречий в газовой сфере между Киевом и Москвой, Европа приложит максимум усилий для нейтрализации возможных рисков для транзита российского газа путем поддержки альтернативных украинскому маршрутов. Тем более, что такая альтернатива дает возможность западноевропейским ТНК заработать на поставках и транзите российского газа в страны ЦВЕ.

Валентин Землянский,

Директор энергопрограмм Центра мировой экономики

и международных отношений НАН Украины



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

12 ноября 2024

Казахстан продлил запрет на вывоз сжиженного нефтяного газа. Об этом сообщает Минэнерго республики. «Ввести запрет на вывоз из РК сжиженного нефтяного газа, пропана и бутана автомобильным и железнодорожным транспортом сроком на шесть месяцев»,  — говорится в приказе ведомства. Среди исключений: …

23 октября 2024

Отопительный сезон в Киеве в этом году решено начать позже обычного с целью сэкономить газ и снизить расходы горожан, пишет издание УНИАН со ссылкой на зампредседателя Киевской городской администрации (КГВ) Петра Пантелеева. По его словам, отопление в домах включат, когда …

17 октября 2024

Украина выставила Азербайджану и Словакии условие безопасности для продолжения поставок газа через территорию страны. Об этом сообщает агентство РБК-Украина. По информации издания, такие поставки будут возможны, лишь в случае если Азербайджан или Словакия договорятся с Россией относительно безопасности объектов газотранспортной …


Ваш браузер устарел! Обновите его.