С момента прихода на Печерские холмы лидеров майдана, начался бесконечный переговорный процесс по газовому вопросу. Украину не устраивает все: от цены на газ до тарифов на транзит по ее территории. Последние полтора года сопровождаются постоянными упреками в адрес Газпрома, бесконечными безрезультатными переговорами, требованиями по пересмотру контрактов 2009 года и непрекращающейся риторикой о необходимости отказа Украины от российского газа.
Еще несколько лет назад Украина была крупнейшим потребителем российского газа после Германии, импортируя порядка 40 млрд. куб. метров в год. Сначала падение промышленного производства, а потом и закупки российского газа по так называемой схеме реверса через европейских посредников привели к снижению объемов закупки газа из России. За первое полугодие 2015 года из РФ было импортировано порядка 4 млрд. кубометров и еще 7 млрд. кубометров реверсом из ЕС. При этом парадокс ситуации заключается в том, что средневзвешенная цена газа из ЕС во втором квартале этого года была почти на 30 долл. выше, чем предложение Газпрома (275 долл./тыс. Кубометров против 247 долл./ткм). В результате потери Украины только за второй квартал текущего года составили 75 млн. долл.
Не лучше обстоит и ситуация с транзитом российского газа по территории Украины. Согласно контракта, 2009 года, транзит российского газа через Украину должен был составить не менее 110 млрд. кубометров в год, если эти объемы будут подтверждены заявками со стороны европейских партнеров. Используя этот аргумент, правительство Украины начало достаточно мощный прессинг российской стороны.
Сначала, в одностороннем порядке было принято постановление правительства, которым предполагался пересмотр принципов тарифообразования на транзит российского газа. Безусловно, такое решение украинского Кабмина не могло привести к изменениям контракта, поскольку не имеет должной юридической силы. Но, принятие подобного решения вряд ли можно было расценивать как дружественное по отношению к российской компании. Следующим шагом стало принятия двух законопроектов о создании СП по управлению украинской ГТС и подземными хранилищами газа. При этом одним из главных условий являлось невозможность участия в данных проектах российских компаний. Предполагалось привлечение европейских, либо американских инвестиций. С тех пор прошло больше года, однако очередь из инвесторов так и не выстроилась.
Более того, Россия начала сокращать объемы транзита по украинской территории. Если по итогам 2014 года объем прокачки составил всего 64 млрд. кубов, то в 2015 прогнозируется еще большее сокращение до 50 млрд. кубометров. Для украинской ГТС это означает работу на уровне ниже рентабельности и вполне реальную перспективу консервирования части магистральных трубопроводов для снижения издержек. Помимо этого, консервация приведет к ограничению газоснабжения ряда украинских регионов, что потребует строительства дополнительных соединительных газопроводов-перемычек, что еще больше усугубит финансовое положение НАК «Нафтогаз Украины».
В этих условиях, Украина не оставляет попыток получить дополнительные преференции от Газпрома при поставках газа на Украину, апеллируя к Евросоюзу, как финансовому и политическому гаранту таких договоренностей. Однако, ЕС не спешит оказывать помощь Киеву, явно не рассматривая его, как потенциального неофита в «европейской семье». Достаточно вспомнить подписание прошлогоднего так называемого «Зимнего пакета», предполагающего поставки российского газа на Украину. Европейские чиновники клятвенно заверяли в своей поддержке украинских переговорщиков, как политической, так и финансовой. Поддержка завершилась ровно в момент подписания трехстороннего протокола и допсоглашения между Нафтогазом и Газпромом.
Необходимо отдать должное, что украинское руководство сделало выводы из прошлогодних переговоров. Требование финансовой поддержки было внесено в трехсторонний протокол. Только инициатива формального закрепления финансовых обязательств Брюсселя исходила… от российских чиновников. На двусторонних переговорах между представителями Минэнерго РФ, Газпрома и ЕС были отработаны основные положения договоренностей. Украина была приглашена к обсуждению уже по сути согласованных решений между Россией и Еврокомиссией. В итоге, Всемирный банк обязался выделить 500 млн. долл. Для закупки Украиной 2 млрд. кубометров газа у Газпрома.
Во-вторых, ЕБРР выделил еще 300 млн. долл., для закупки Киевом газа по реверсу, а по сути, российского газа, через европейских посредников по более высоко цене, нежели предусмотрена допсоглашением между Киевом и Москвой. Причем процедуры закупки будут проводится между европейскими поставщиками и ЕБРР, а Нафтогазу по сути отведена техническая роль закачки газа в ПХГ. Да, и обслуживание кредита ЕБРР, выданного под гарантии правительства Украины, также возложено на украинскую сторону. По сути, Киев потерял свою субъектность в газовых переговорах, став объектом в газовой политике между Брюсселем и Москвой.
Впрочем, пока ситуация с прохождение отопительного сезона 15/16 годов остается под вопросом, поскольку время явно играет против. Зима близко. Не стоит также забывать, что и Европа, несмотря на все свои политические заверения и финансовые действия в поддержку Киева, продолжает активную закачку российского газа в свои ПХГ. Причем довольно высокими темпами, превышающими прошлогодние в 1,5 раза. Выводы, как говорится, делайте сами.
Исходя из всего вышесказанного, попробуем оценить результаты газовой политики Киева за последние полтора года.
Украина больше не рассматривается Москвой как основное направление транзита российского газа в ЕС. Доходы Нафтогаза от транзита российского газа сократились с 3 млрд. долл. в 2009-10-м годах до чуть более 1 млрд. долл. в 2014-м. Достройка Северного потока-2 и части Турецкого потока сократит объем транзита еще минимум вдвое. Помимо этого, Киев потерял достаточно мощный финансовый ресурс в виде авансовых платежей за транзитную работу от Газпрома, который позволял финансировать процесс закачки газа в ПХГ для прохождения отопительного сезона.
Во-вторых, курс, взятый на либерализацию внутреннего рынка газа, привел к катастрофическому росту тарифов на природный газ для населения и промышленности. Такие решения на фоне падения объемов промышленного производства и доходов населения, негативно отразятся на уровне расчетов всех категорий потребителей, что приведет к дополнительным финансовым потерям госбюджета и НАК «Нафтогаз Украины. Это, в свою очередь, ухудшит возможность украинского газового монополиста обслуживать свои финансовые обязательства перед внешними кредиторами и поставщиками газа.
Не говоря уже о том, что все проекты по использованию ГТС и ПХГ с участием европейских партнеров оказались провальными без гарантий со стороны поставщика в лице Газпрома. По сути, заявив о необходимости диверсификации источников поставок, Киев сам себя загнал в европейскую ловушку безальтернативности реверсных поставок.
И последнее. Вне зависимости от исхода разбирательства в Стокгольмском арбитраже, в котором сумма взаимных исков между Нафтогазом и Газпромом уже перевалила за 20 млрд., репутационные потери для сторон, сотрудничество которых должно было гарантировать бесперебойность транзита для ЕС, будут практически невосполнимы. На фоне нарастающих противоречий в газовой сфере между Киевом и Москвой, Европа приложит максимум усилий для нейтрализации возможных рисков для транзита российского газа путем поддержки альтернативных украинскому маршрутов. Тем более, что такая альтернатива дает возможность западноевропейским ТНК заработать на поставках и транзите российского газа в страны ЦВЕ.
Валентин Землянский,
Директор энергопрограмм Центра мировой экономики
и международных отношений НАН Украины