×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/ukrainskie-vybory-na-fone-krizisa/
Новости
26 апреля
25 апреля
24 апреля
Украинские выборы на фоне кризиса
4 декабря 2008  
53
0

  Игорь Давыдов

 

Очередная-внеочередная парламентская избирательная гонка потихоньку набирает обороты. На первый взгляд, осталось лишь согласовать дату народного волеизъявления.

Однако, чем больше затягивается старт избирательной кампании, тем больше и глубже развивается экономический кризис, который все более и более становится одним из основных факторов, влияющих на выборы. Все идет к тому, что предстоящая кампания может пройти в условиях уже сдвоенного кризиса – политико-институционального и экономического. В результате ситуация на Украине становится все более и более непредсказуемой.

Как бы ни старалась нынешняя «оранжевая» власть доказать правильность своего решения об очередных досрочных парламентских выборах, эта идея не находит понимания ни у избирателей внутри страны, ни у западных партнеров Украины. Никому неясно – зачем  втягивать страну в выборы, если ничего не меняется, и не может измениться в структуре власти. На это нет ответа ни у Ющенко, ни у Партии регионов, ни у БЮТ.

Понятно, что для себя такие ответы у основных игроков есть. Партия регионов и пропрезидентская сила хотят переформатировать большинство и вытеснить из правительства Ю.Тимошенко. Но с этим ни к избирателям, ни на международный уровень не пойдешь.

С чем же собираются идти на выборы политические силы?Ответ подсказала сама жизнь – кризис. В результате практически все политические силы, представленные в парламенте бросились спасать страну – в Верховной Раде за минимальный срок были зарегистрированы 6 антикризисных законопроектов.

Таким образом, нынешний кризис превратился в сценарий в борьбе за власть. Но очень скоро, когда кризис станет повседневной реальностью, ситуация потребует от украинских политиков не только словесного реагирования или имитации действий, а четких стратегических решений, которых они ранее никогда в экономике не принимали. В этом и кроется основной «подводный камень» – политики еще не имеют опыта работы в такой обстановке и поэтому боятся, что их решения могут привести к ухудшению ситуации в стране. В преддверии парламентских выборов такое смерти подобно. Поэтому – лучше не делать ничего, чем совершить ошибку. Но для государства в целом бездействие в условиях кризиса может привести к весьма печальным последствиям.

С другой стороны, в нынешней ситуации быстро трезвеет и общество. Жестче становятся вопросы – к президенту, премьеру, правительству, депутатам: что же реально происходит? Что вы можете предложить? Что вы будете делать, чтобы страна не скатилась в пропасть? Избирателя уже интересует не столько последовательность политиков, сколько их реальная политика.

Однако в ответ в очередной раз подсовывается суррогат. В предлагаемых в ВР антикризисных проектах предусматривается, прежде всего, стратегия замораживания роста зарплат, выдачи депозитов, вводится налог на недвижимость и ряд других.

Премьер-министр Ю.Тимошенко хорошо понимает, что в условиях надвигающегося кризиса, который в 2009 году будет проявляться во всех сферах жизни страны, значительная доля ответственности за происходящее ляжет именно на нее. Поэтому Юлия Владимировна сделала очередной дальновидный ход – она сняла с голосования правительственный антикризисный проект, подставив президентский. Теперь именно Виктор Андреевич будет отвечать за провал антикризисных реформ. Хотя разница между двумя проектами и минимальная.

Ряд экспертов предупреждает, что для Украины проблемы, связанные с нынешним мировым финансовым кризисом, могут оказаться куда более серьезными, чем для Соединенных Штатов, несмотря на то, что причины кризиса находятся именно там. Это связано с тем, что цены на сырьевые товары, в первую очередь на металл и удобрения, которые составляют более половины украинского экспорта, падают так же, как и все цены на сырьевые товары в мире. В результате закрываются крупнейшие украинские предприятия, особенно в металлургической отрасли и им смежные, потому что на сегодняшний день мировые цены на ту же сталь оказались ниже, чем себестоимость ее производства на украинских мощностях. Следует отметить, что в силу местного менталитета, собственники украинских предприятий достаточно долгий период не модернизировали их производственные мощности, в результате производство продукции превратилось во все более энергозатратное и неэффективное, неспособное конкурировать на мировом рынке.

По оценкам специалистов, на Украине сегодня очень устаревший экономический базис, причем во многих отраслях., и денег для его модернизации нет.

Рассмотрим, за счет чего же до последнего времени формировался валютный баланс страны:

а) в страну заводили деньги экспортеры (+ экспортерам массово не возвращали НДС, что также засчитывали в ВВП);

б) Украина получала внешние кредиты;

в) в страну поступали деньги гастрабайтеров (около 20-25 млрд. долларов в год).

Также сюда следует добавить доходы от транзита нефти и газа.

В результате в сумме Украина выходила на довольно приличный позитивный платежный баланс.

Но сейчас практически по многим указанным выше позициям страна входит в минус. По экспорту – металлургия останавливается из-за резкого падения рентабельности и спроса на внешних рынках. Резко сократится приток денег и от гастрабайтеров, поскольку депрессия  все сильнее проявляется и в ЕС, и в России, и в США.  Останавливаются автозаводы, замораживаются стройки в Испании, в банках Европы уже уволены треть служащих и т.д.

Понятно, что все это непосредственным образом отражается на реальном секторе, который также нуждается в деньгах, которых на Украине уже нет.

По данным Госкомстата ситуация выглядит следующим образом: сокращение производства в добывающей промышленности – на 1,2%, в перерабатывающей – 5,3%. Больше всего сократилось производство кокса (поскольку остановливается металлургия) и нефтепродуктов – на 22,3%, производство металлов рухнуло на 17%, химическое производство сократилось на 3,7%. Учитывая эти тенденции, Украине вряд ли к концу года удастся сохранить 7% рост ВВП.

В связи с этим все чаще поднимается проблема приближения страны к дефолтному порогу.

На сегодня Украина имеет краткосрочных долгов на $29 млрд., а общий долг составляет $100 млрд. Почти $90 млрд. – это долг частного сектора. По подсчетам экономистов, в 2009 году Украина должна будет отдать почти $40 млрд. Одна только банковская система должна погасить более $15 млрд.

Однако деньги, кроме кредита МВФ, сегодня взять негде. Поэтому нынешняя ситуация в целом вполне может привести к ситуации технического дефолта. Financial Times оценивают вероятность дефолта Украины в 80%. Декабрь – максимум начало весны 2009 г., можно ожидать серьезной дестабилизации финансовой системы Украины.

В этой ситуации парламентские выборы еще больше усугубят положение. Эксперты в связи с этим рассматривают возможность нескольких вариантов развития событий.

Первый вариантрадикальный. Выборы могут не состоятся из-за непрогнозируемого и резкого ухудшения экономической ситуации в стране. Причем не только парламентские. Если кризис затянется не на один месяц, то вместе с отменой парламентских выборов может пройти предложение о переносе и президентских. Хотя с правовой точки зрения это будет достаточно сомнительно. Впрочем, в ситуации форс-мажора парламент вполне может принять соответствующее решение конституционным большинством. Тогда Украина имеет шанс выйти из череды предвыборных циклов ради экономической стабилизации. Но, судя по нынешним тенденциям в парламенте и обществе, этот шанс является довольно призрачным. Многие ведущие политические силы уже нацелились на выборы. Маховик запущен.

Второй вариантотказ от парламентских выборов и формирование правительства экономического консенсуса, в котором политики-популисты уступили бы место политикам-профессионалам и экономистам с возможной даже отменой поста премьера. Это позволило бы заморозить политическую конкуренцию ради выхода из экономического кризиса. Ю.Тимошенко предложила вариант перехода к подобному правительству. Однако Виктор Ющенко резко отмел эти предложения.

В то же время кризис уже серьезно повлиял на планы президента Ющенко и его команды. Выяснилось, что спонсоры будущего «победного» похода «Блока Ющенко» в очередной парламент в преддверии тяжелых времен особо не горят  желанием обеспечивать этот поход финансово. Некоторые из бизнесменов, претендующих на места в блоке, правда, обещали поддержать предвыборную кампанию в плане финансирования организационных и информационных мероприятий. Однако вскоре выяснилось, что стремления помочь президенту у них хватило исключительно только на обещания.  Следует отметить, что подобная ситуация сложилась и у других политических сил. Но у гипотетического пока «Блока Ющенко» проблема намного серьезней. Примечательно, что из парламентских партий только «Наша Украина» до сих пор не начала масштабную подготовку к выборам.

Еще один момент, связанный с кризисом. Президент хорошо понимает, что кредиты МВФ финансовую систему и экономику Украины хотя и спасут, но не надолго. Избавить страну от ожидаемой рецессии экономики не в силах никакое количество долларов. А рецессия, согласно экономическим законам, сопровождается целым рядом неприятных побочных эффектов – ростом безработицы, падением уровня жизни и т.д., а также снижением рейтинга действующей власти (в особенности Кабинета министров и лично Юлии Владимировны). Сегодня многие политологи с большой вероятностью прогнозируют, что к весне следующего года (при существующей динамике развития событий) ныне сильно раздутый рейтинг лидера БЮТ, сдуется весьма и весьма основательно. В этой ситуации очевидно, что результаты, допустим, мартовских досрочных выборов будут существенно отличаться от результатов выборов декабрьских. Причем, не в пользу Юлии Владимировны. А потому можно говорить об относительной целесообразности (для президента и его команды) пролонгации существования нынешнего парламента и особенно нынешнего правительства.

На решимость президента провести досрочные выборы как можно скорее повлиял и момент внутренний. А именно – конфликт в рядах сторонников Ющенко, в частности, между «Нашей Украиной» и главой Секретариата Президента Виктором Балогой. В самый ответственный момент президента, по сути, вынудили выбирать между своими соратниками.

Все эти векторы и обусловили неожиданное для многих изменение риторики главы государства относительно выборов – от наступательно уверенной еще вчера до выжидательно-сомневающейся сегодня. А затем началась очередная сессионная неделя в Верховной Раде, когда бывшая «демкоалиция» совместно с Блоком Литвина и не без помощи Партии регионов воплотила приведенные выше рассуждения в жизнь. Антикризисный проект, дающий шансы на получение кредитов МВФ, был проголосован. А вот проект о финансировании выборов в парламент – провален. Примечательно, что значительная часть «вины» в провале последнего проекта лежит на Партии регионов, недодавшей за принятие закона аж шесть голосов (и это при том, что для утверждения проекта не хватило всего четырех мандатов). А поскольку в неорганизованности ПР упрекнуть никак нельзя, то корни «провала» следует искать в чем-то другом. Не исключено, что Партия регионов в принятии данного решения учла также и аргументы, приведенные выше.

Однако игра еще не закончена.

Сегодня, по оценкам украинского аналитика Юрия Романенко, если элита Украины в ближайшее время не сумеет найти достойные ответы на геополитические вызовы, будет неспособна стабилизировать ситуацию, то нынешний политический кризис в стране через 3-4 года обернется Гражданской войной. Война станет реакцией на неспособность элиты преодолеть системные проблемы, которые будут усугублены мировой депрессией. Тимошенко, скорее всего, выиграет президентские выборы и выкинет из политической системы лишние фигуры, вроде Ющенко и Януковича (если ее саму до этого не устранят физически), но она не созидатель, а разрушитель. Поэтому, проблемы будут усугубляться на фоне усиления противоречий между США и Россией. Это будет выталкивать наверх внесистемные радикальные политические силы, которые будут раскачивать ситуацию в стране. Поэтому вероятность гражданской войны, по оценке Романенко, составляет процентов 80% в среднесрочной перспективе.

Экономический  кризис будет способствовать также и тому, что на политическую арену будут выходить новые политические силы левого и националистического толка. Кризис будет подталкивать и к радикализации позиций, поэтому наступает время левых и правых радикалов. По большому счету начнется соревнование между авторитарными проектами, которые будут вплетать идеологическую составляющую в свои программы. Их время еще впереди, в ближайшие полтора года первые скрипки еще будут играть крупные партии и блоки, сформировавшиеся в эпоху Кучмы. Но время этих «монстров» уже подходит к концу. Их неадекватность, неспособность гибко реагировать на вызовы, которые актуализируются с катастрофической быстротой, уже поставили Украину на край пропасти.

 

Третий варианткризис повлияет на повестку выборов, внесет новые референтные вопросы. В результате актуальной станет конкуренция экономических программ, политических «пятерок» и «десяток» в списках, где политиков-шоуменов могут заменить профессионалы и экономисты.  

Но для этого как политики, так и население должны еще созреть.

Что касается возможности выхода на политическую арену страны других сил, то, как показывает социология, на сегодняшний день у Блока Литвина и коммунистов наблюдается существенный рост рейтинга: у Литвина за счет оттока сил от «Нашей Украины», у коммунистов за счет оттока от Партии регионов. Социологические данные показывают, что Литвин и коммунисты сейчас даже опережают «Нашу Украину»: у коммунистов – 8,3%, у Блока Литвина – 7,2%, а у «Нашей Украины» – 7%.

Не исключено, что вполне может неожиданно появиться и какая-то «серая лошадка», которая и будет задавать тон в Украине в следующие 5 лет.

Так в последнее время эксперты вполне серьезно рассматривают главу президентского секретариата Виктора Балогу, как основную теневую фигуру, стоящую за актуализацией «русинского вопроса» в Закарпатье. Контролируемая исключительно Балогой дестабилизация ситуации в Закарпатье вполне может быть использована Виктором Ивановичем как аргумент в переговорах о своем будущем как с Президентом, так и с любой другой политической силой.

Что касается В.Ющенко, то в этой ситуации у него есть два пути.

Первый путь – переворот. Роспуск парламента, арест Тимошенко, суд на ней, посадка ее и сторонников в тюрьму. Параллельно проведение досрочных парламентских и президентских выборов. Актуализация нестабильности в Крыму через организацию там терактов.

Об этом уже неоднократно писал ряд украинских и российских СМИ.

Судя по последней информации, президентская команда пока еще не думает полностью отказываться от этого сценария. Так исполняющий обязанности председателя Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко недавно выступил с заявлением, что его Службой были выявлены народные депутаты, причастные к деятельности организованных преступных группировок, которые занимаются контрабандой. Эти нардепы якобы входят в состав парламентского Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.

По данным Наливайченко, в состав преступных группировок, которые занимаются контрабандой, входят и стражи порядка, и таможенники, и что «хуже всего – политическое содействие и властное содействие осуществляются в стенах ВР».

Как сообщалось ранее, на последнем заседании СНБО президент Виктор Ющенко призвал правоохранительные органы расследовать деятельность контрабандных группировок, в координации которых подозреваются народные депутаты.

Не исключено, что под видом борьбы с коррупцией в парламенте и других государственных органах, может быть организована травля политических оппонентов президента с последующим переходом к реальным репрессиям.

Второй вариант – преемник. Единственным преемником, который способен выиграть президентские выборы у Тимошенко (при соответствующей информационной поддержке) является экс-министр обороны Анатолий Гриценко. Однако у него плохие отношения с Ющенко. Но в то же время за А.Гриценко очень сильно выступают американцы, которые давят на Ющенко, чтобы тот поддержал его кандидатуру де-факто, потянув за собой весь негатив. Но Ющенко на это  пока идти отказывается.

Не исключено, что в реальности будет реализован какой-нибудь третий вариант (в зависимости от развития ситуации в стране и мире).

Таким образом, кризис уже в ближайшее время обнажит и обострит все проблемы,  которые не решались за все время независимости Украины.

Но кто их будет решать? Пока что не видно ни лидера, ни политической силы, которая возьмет на себя груз ответственности за страну, ни социальной прослойки, которая будет действительно заинтересована в радикальном варианте и поддержит его своими действиями. Поэтому хаос в стране в ближайшее время, судя по всему, будет и далее нарастать.

Однако для России иметь у себя под боком такую нестабильную территорию также чревато весьма неприятными процессами.

Поэтому многое будет зависеть от того, кто – Москва или Вашингтон – сумеют дать населению Украины приемлемую альтернативу и тем самым взять ситуацию в стране под свой контроль.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

26 апреля 2024

Глава Минобороны России Сергей Шойгу выступает на совещании министров обороны стран—участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В ходе выступления он высказался о теракте в «Крокус Сити Холле». Министр сказал, что следы преступления ведут на Украину и подчеркнул, что все виновные в …

26 апреля 2024

Украинские вооруженные силы отвели от линии соприкосновения предоставленные США танки Abrams, сообщает Associated Press (AP). Одной из причин такого тактического решения, по словам двух американских чиновников, стала возросшая возможность российских дронов быстро обнаруживать и уничтожать эту технику. 25 января 2023 …

26 апреля 2024

В случае переброски на Украину дополнительного числа военных советников США их «и близко не будет» у линии фронта, заявил пресс-секретарь Пентагона Патрик Райдер. Он уточнил, что решение об их отправке пока не принято. Если их решат отправить, то это будет …


Ваш браузер устарел! Обновите его.