×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/ukrainskaya-pobeda-v-situacii-vokrug-ostrova-zmeinyy/
Новости
22 ноября
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября
Украинская «победа» в ситуации вокруг острова Змеиный
15:13, 24 февраля 2009  
68
0

Игорь Давыдов

3 февраля Международный суд ООН в Гааге огласил решение по делу о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон Украины и Румынии в Черном море. Суд отказался учитывать остров Змеиный при разделе шельфа и исключительных экономических зон, выделив в распоряжение Украины лишь 12-мильную зону вокруг него.

Лишь в одном секторе (к юго-западу от Змеиного) МС отошел от линии раздела, предложенной румынской стороной, выделив Украине участок спорного шельфа площадью в 2,3 тыс. кв. км напротив Каркинитского залива как раз ту часть спорной территории, на которой сейсморазведка не проводилась. Причем этот пункт решения основывался не на украинской аргументации, а на том, что МС ООН приравнял данный залив к внутреннему водоему. Это и дало возможность применить иную методику расчета береговой линии.

Фактически о. Змеиный оказался наделен правами скалы, как и требовала румынская сторона. «Учет острова Змеиный означал бы юридический пересмотр географии»,– пояснила мотивы принятого решения председатель МС Розалин Хиггинс.

Решение суда в значительной степени удовлетворило позицию Бухареста, под юрисдикцию которого теперь отошло 79,34% спорных территорий нефтегазоносного Черноморского шельфа. В частности, в распоряжение Румынии перешло 90% перспективного нефтегазового месторождения на геологической структуре «Олимпийская» (расположена в 40 км к югу от острова Змеиный). Следует отметить, что государственная компания «Черноморнефтегаз» несколько лет назад начала разведывательные работы на «Олимпийской», то есть на спорной территории, но после протестов Румынии работы были приостановлены. Таким образом, решение суда дает Румынии доступ к месторождениям нефти и газа в Черноморском шельфе.

Примечание: отошедшая к Румынии часть черноморского шельфа в настоящее время наиболее изучена. НАК «Нафтогаз Украины» закупил в России материалы поисковых сейсмических работ еще советских времен. Здесь находится треть всех выявленных на украинском шельфе перспективных нефтегазовых объектов. Из прогнозируемых 1,5 млрд. т условного топлива Черноморского шельфа на этот район приходится более 600 млн. т.

По оценкам румынских специалистов, здесь находятся значительные месторождения газа (около 70 млрд. кубометров) и нефти (около 12 млн. т). Т.е. этот объем газа превышает годовое потребление Украины.Президент Румынии Траян Бэсеску поздравил внешнеполитическое ведомство своего государства с победой.

Представители румынских властей отметили, что выступают за скорейшую разработку нефтегазовых месторождений на территориях, которые отошли Румынии согласно решению Гаагского суда. Предполагается, что право разработки этих участков будет предложено нефтедобывающим компаниям первой величины.

Однако, по мнению специалистов, в будущем вполне возможен новый спор относительно этой территории, поскольку и Украина, и Румыния, по сути, будут делить один и тот же шельф. А значит, вполне могут «воровать» нефть друг у друга. Зная особенности государственной политики как той, так и другой стороны, это может вновь вылиться в долгоиграющий конфликт.

Следует отметить, что для того чтобы румынская сторона начала полноценную разведку и разработку месторождений, полученных благодаря указанному решению Международного суда ООН, Украина и Румыния должны подписать соответствующие двусторонние соглашения, в которых документально зафиксируют линию раздела шельфа. Предполагается, что это произойдет уже 25 февраля в ходе официального визита на Украину президента Траяна Бэсеску.

То, что решение МС ООН по вопросу территориальных разногласий Киева и Бухареста станет окончательным, президенты Украины и Румынии Виктор Ющенко и Траян Бэсеску подтвердили еще в 2006 году. Они публично пообещали, что подчинятся требованиям судей вне зависимости от того, каким будет их решение.

Справка: еще в сентябре 2004 года правительство Румынии обратилось в Международный суд ООН с иском о делимитации Черноморского шельфа. 16 мая 2006 года Украина подала в Международный суд ООН контр-меморандум. Перед этим Киев и Бухарест провели около 40 раундов двусторонних переговоров по данному вопросу, которые не увенчались успехом.

Румынская сторона обратилась в суд, поскольку считала, что остров Змеиный является не островом, а скалой. В то же время Украина доказывала, что о. Змеиный все же является островом, и длина украинской части побережья напротив спорных территорий составляет 1058 км, а румынской – 258 км. Соответственно, по убеждению Украины, спорные территории шельфа необходимо было разделить в пропорции 1 к 3: 53,3 тыс. кв. км – за Украиной, 21,9 тыс. кв. км – за Румынией.

Остров Змеиный является территорией Украины, что закреплено в договоре о добрососедстве и сотрудничестве между Украиной и Румынией 1997 года.

Со своей стороны, представители украинского МИДа также заявили, что довольны решением суда.

Судя по реакции украинской стороны, решение МС ООН, очевидно, стало неожиданным для нее. Представители украинской делегации, находившиеся в Гааге, вышли к прессе лишь после небольшого совещания и попытались убедить находившихся там журналистов в том, что Украина «очень довольна объявленным решением». «Суд вынес решение, которое основывается на международном праве», – заявил представитель Украины при МС ООН Владимир Василенко. «Линия является компромиссной», – дополнил его заместитель министра иностранных дел Александр Купчишин. Оптимизм демонстрирует и секретариат президента. «На стороне Украины остались практически все разведанные нефтегазовые месторождения», – с радостью сообщил заместитель главы секретариата президента Андрей Гончарук. В то же время, согласно данным геологической разведки 2001 года, большая часть запасов черноморских углеводородов находится как раз в отошедшей румынам зоне. Таким образом, действия украинской стороны говорят не о реальной защите, а лишь об имитации отстаивания национальных интересов.

Однако не все так «радужно» для украинского МИДа и президента. Украинские эксперты считают поражением Украины решение МС ООН о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон в Черном море с Румынией.

Директор Киевского института проблем управления им. Горшенина Константин Бондаренко отмечает: «Украина проиграла Гаагский трибунал по поводу острова Змеиный. На Евразийском пространстве за последние годы это уже третий факт пересмотра границ – после утраты Косово Сербией, а также Абхазии и Южной Осетии – Грузией».

Эксперт Института внешней политики Дипломатической академии при МИД Украины Александр Палий также считает, что это решение принято не в пользу Украины. «С одной стороны, он (т.е. МС) признает Змеиный островом, но с другой стороны, Украине предлагается нестандартный подход для делимитации шельфа. Это очень противоречивое решение. Для него применен не тот формат, который предусмотрен международным правом. Это решение, скорее всего, не на пользу Украины. Оно не устанавливает окончательные границы. Впереди у нас переговоры с Румынией», – отметил А.Палий. Эксперт выразил мнение, что факт членства Румынии в Европейском Союзе был явно не в пользу Украины.

Таким образом, можно сказать, что Евросоюз в этом случае сыграл против Украины. Кроме того, решение Гаагского суда обострила и без того непростую политическую ситуацию в стране. Так, член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам европейской интеграции, народный депутат от БЮТ Степан Курпиль заявил, что Гаагский суд, принимая данное решение, руководствовался «странными принципами».

По мнению народного депутата, «оно не основано на нормах международного права. Решение принято как исключение. Понять такую логику суда очень сложно». С.Курпиль сделал вывод, что «румынские дипломаты и юристы гораздо качественнее подготовились к данному судебному процессу».

Представитель Партии регионов Вадим Колесниченко также считает, что Украина проиграла шельф вокруг о. Змеиный Румынии. Еще 24 сентября прошлого года в своей статье «В Украине существует угроза территориальной целостности, но только не от Крыма» В.Колесниченко предупреждал, что власти страны «сдали» государственные интересы Украины в ситуации с территориальным спором вокруг острова Змеиный с Румынией.

Его поддерживает и лидер украинских коммунистов Петр Симоненко. Ссылаясь на имеющуюся в его распоряжении информацию, он предупреждал: «Под прикрытием судебного разбирательства в Гааге между Румынией и Украиной в отношении статуса и территориальной принадлежности острова Змеиный, пользуясь внутриполитической нестабильностью в стране, президент Ющенко разворачивает масштабнейшую бизнес-аферу по отторжению от Украины огромного нефтегазоносного шельфа, запасы которого в шесть раз превосходят запасы Прикерченского шельфа. Алгоритм, по которому развивается эта антигосударственная афера, следующий. Гаагский суд признает остров Змеиный необитаемым, что автоматически сокращает зону экономической юрисдикции Украины, переводя собственно нефтегазоносный шельф под юрисдикцию Румынии. Затем, после открытия в 2009 году военно-морской базы НАТО под Констанцей (Румыния), территория шельфа перейдет в режим экстерриториальности под юрисдикцией, то есть под контролем, ВМБ НАТО. Вот тогда и начнется освоение шельфа теми коммерческими структурами, в интересах которых и действует президент Ющенко».

Симоненко обращает внимание на то, что уже сейчас под реализацию этого проекта в Бухаресте и Констанце открыты совместные офисы компании «Халлибертон», неразрывно связанной с именем экс-вице-президента США Ричарда Чейни, и «одной из крупных украинских компаний».

«Есть все основания считать, что афера вокруг острова Змеиный, по сути, является взяткой, которую Ющенко дает Чейни в качестве компенсации за поддержку на президентских выборах 2004 года и за невыполненные ранее обязательства по передаче под контроль «Халлибертона» газотранспортной системы Украины», – утверждает лидер украинских коммунистов.

К такому выводу (о возможном предательстве государственных интересов Украины) приходят не только коммунисты. Так, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по иностранным делам Тарас Чорновил заявил: «Решение Гаагского суда больше напоминает рейдерские решения украинских судов. Позицию украинской стороны по этому поводу понять сложно, ведь я никогда не поверю, что Гаагский суд мог вынести настолько политически заангажированное решение, которое противоречит международному праву, если бы оно не было тайно согласовано с украинской стороной».

После такой разгромной критики МИДа и президента, в СМИ вскоре выступили некоторые специалисты с «ответственными» заявлениями для оправдания властей. Так, экс-руководитель «Черноморнефтегаза» Николай Ильницкий заявил: «На тех месторождениях, которые большей частью отошли Румынии – структуры Олимпийская, Комсомольская, Краевая, ничего перспективного нет. По крайней мере, никакие данные, которые бы позволяли делать подсчеты о промышленных запасах нефти и газа, никому не известны». С ним согласен и главный геолог ГАО «Черноморнефтегаз» Петр Мельничук.

Таким образом, внутриполитическая борьба в связи с международным решением вокруг о. Змеиный еще только начинается.

Следует отметить, что данное решение МС ООН, ущемляющее интересы Украины, может иметь далеко идущие международные последствия. Оно может подвигнуть и Румынию, и другие страны, имеющие территориальные претензии к Украине, начать масштабное наступление.

Так, на территории Черновицкой области в настоящее время действует румынское ирредентистское движение, которое активно поддерживается и румынской общественностью, и румынскими спецслужбами. Поэтому в будущем в Черновцах и в его окрестностях не исключена эскалация конфликтов между украинцами и румынами по этническому принципу. Также возможно, что румынский ирредентизм даст о себе знать и в Одесской области.

К проблемным территориям следует приплюсовать и Буковину, которая ранее входила в состав Австро-Венгрии, затем Румынии, а в 1940 году была присоединена к Советскому Союзу. Сегодня здесь проживает многочисленное румынское меньшинство. Некоторые румынские партии до сих пор высказывали претензии на эту территорию. В самой Буковине прорумынские настроения пока довольно слабы. Но нарастающий на Украине экономический кризис вполне может запустить здесь этот процесс.

Украинский политический эксперт Дмитрий Заборин считает, что решение МС ООН «было платой со стороны Виктора Ющенко за поддержку Румынии нашего вступления в НАТО». «Точно также завтра мы можем оказаться в ситуации с проблемой в Северной Буковине и Южной Бессарабии, потому что Румыния скажет, что она готова еще сильнее поддержать нас на пути вступления в НАТО», – предупреждает Д.Заборин.

Однако помимо Румынии есть и другие страны, которые заинтересованы в территориальных приобретенных за счет Украины. Так, наличие в Закарпатской области компактно проживающего венгерского нацменьшинства в ситуации резкого обострения политического и экономического кризиса на Украине позволяет делать прогнозы относительного того, что здесь также возможен всплеск венгерского сепаратизма, подогреваемый из-за границы.Не исключен вариант, что венгерские спецслужбы заинтересуются и русинами (по некоторым данным, это уже произошло).

Справка:Со второй половины ХІХ века Венгрия осуществляла политику целенаправленной мадьяризации и денационализации зависимых наций и народностей в Карпатском регионе. В течение 1860–1914 годов была произведена мадьяризация 100 тыс. русинов в районах Потисья и Земплин. Все города Карпатского региона в начале ХХ века утратили свой национальный облик, стали центрами венгерской культуры, ячейками мадьяризации всех восточных регионов венгерского королевства. C начала ХХ века произошла полная латинизация богослужения в русинских церквях, до 14 % сократилось количество школ, обучающих на украинском языке, хотя доля русинов среди всех жителей края составляла 70%. С 1907 года, согласно закону А.Аппоньи, должны были быть закрыты все без исключения русинские школы, запрещалось книгопечатание на русинском языке, вместо кириллицы в школах вводился латинский алфавит.

Также следует упомянуть и о крымско-татарской проблеме в Крыму. О том, что у Анкары имеются определенные экспансионистские амбициив Черноморском регионе, хорошо известно уже давно.До последнего времени данные амбиции сдерживались проамериканским лобби в Турции.Однако в связи с переориентацией новой администрации США на внутренние проблемы, Турция вполне сможет позволить себе некоторые экспансионистские действия в отношении Крыма.

Эксперты уже отмечают повышенную заинтересованность Турции в развитии экономических и культурных отношений с крымско-татарским населением полуострова, а также указывают на угрозу экспансии турецкого капитала в Крым. Следует отметить, что активизация пантюркистских настроений возможна и среди проживающих в Одесской области гагаузов. В то же времяглобальный экономический кризис вряд ли позволит Анкаре очень сильно увлечься данным направлением.

Помимо явных территориальных претензий, существуют и скрытые. Так, в последнее время в связи с перспективой вступления Украины в ЕС активизировалось движение бывших польских владельцев недвижимости на территории Украины и их родственников. Сейчас в архивах Польши и Украины идет интенсивный поиск подтверждающих документов, кто из поляков владел собственностью в Западной Украине. По неофициальным данным, уже набралось более 100 тыс. наследников.

Таким образом, в случае вступления Украины в Евросоюз, сразу же вступит закон о реституциях и значительная часть собственности в Западных регионах страны отойдет новым собственникам. Что же будет с украинцами, выброшенными из своих домов и согнанных со своей земли – никого не интересует.

В связи с рассматриваемым решением МС ООН, возможен еще один потенциальный конфликт – с Россией. Так, МИД Украины не исключает возможности обращения в Международный суд ООН для решения спорных вопросов с Россией при делимитации Азовского моря и Керченского пролива. Об этом заявил заместитель главы украинского внешнеполитического ведомства Александр Купчишин. «Если не удастся нам с Россией договориться на двустороннем уровне, то мы можем применить международное морское право», — сказал замминистра украинского МИДа, имея в виду возможность обращения Украины в Международный суд ООН.

Следует отметить, что директор первого территориального департамента украинского МИДа Леонид Осаволюк ранее заявлял, что не исключает возможности демаркации российско-украинской границы в одностороннем порядке.

Данный демарш украинского МИДа с МС ООН возник потому, что во время ведения дела по о. Змеиный суд отказался рассматривать советско-румынский договор о границах, поскольку Украина не является правопреемницей СССР. Теперь украинское руководство боится, что Россия может использовать решение Гаагского суда как прецедент в борьбе за азовский шельф и Керченский пролив – Украина не может использовать советские карты для отстаивания своих интересов.

Сегодня же Украина настаивает на том, чтобы граница была проведена по линии, которая во времена СССР обозначала административную границу между республиками. Камнем преткновения является остров Тузла, спор вокруг которого развернулся в 2003 году. В 1941 году остров был передан входившей в состав РСФСР Крымской АССР, а в 1954 году он вместе с Крымом отошел к Украинской ССР. Поскольку со стороны Украины отсчет морской границы идет от острова Тузла, то Украине может отойти две трети акватории Керченского пролива, включая судоходный Керчь-Еникальский канал. Через канал ежегодно проходит 8,5 тыс. иностранных судов, которые оставляют в украинской казне около $80 млн. Кроме того, если границы в этой части акватории официально будут установлены так, как хочет Украина, то в Азов откроется дорога иностранным военным кораблям, в том числе США и НАТО.

Россия же считает о. Тузлу территорией с неопределенным статусом и добивается, чтобы Керченский пролив получил статус «внутренних вод» двух государств, находящихся в общем пользовании.

Справка: 22-23 января с.г. Украина и Россия провели двухдневные переговоры по демаркации морской границы, в результате которых был подписан протокол. Стороны договорились продолжить консультации в июне 2009 года в Москве.

Таким образом, за свое поражение в споре с Румынией нынешнее руководство Украины постарается либо отыграться на споре с Россией, либо максимально обострить отношения между странами, чтобы удовлетворить интересы заокеанских кураторов.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

22 ноября 2024

На Украине продолжаются веерные отключения после того, как российская армия нанесла в прошлое воскресенье ответный удар. В МАГАТЭ заявили, что серьезное повреждение получили ключевые подстанции, связанные с поставками электроэнергии с украинских АЭС. «В ночь с 16 на 17 ноября четыре …

22 ноября 2024

Украина встречает одиннадцатую годовщину Евромайдана в такой реальной ситуации, что даже самые оголтелые его сторонники не могут отрицать полное крушение всех «евронадежд». Такое мнение высказал в пятницу, 22 ноября в своем Telegram-канале бывший украинский премьер-министр Николай Азаров. «11 лет назад …

21 ноября 2024

 Сенат США не поддержал рассмотрение резолюции против списания с Украины долга в размере $4,65 млрд — половины кредита на $9,3 млрд, выделенного Киеву в качестве экономической помощи. Списать эти средства предлагала администрация президента США Джо Байдена. Сенатор-республиканец Рэнд Пол, неоднократно …


Ваш браузер устарел! Обновите его.