Всем гражданам Украины известно, что их страна давно и активно идет в Европу. Европа же всеми силами защищается.
4 декабря с.г. в Киеве состоялся тринадцатый саммит «Украина – Европейский Союз». Причем, встреча на высшем уровне состояласьвсего через три дня после вступления в силу Лиссабонского договора о реформе ЕС.
Министр иностранных дел Украины Петр Порошенко перед самым саммитом выступил с радостным заявлением: «МИД Украины приветствует вступление в силу Лиссабонского договора о реформе ЕС 1 декабря 2009 года. С этой даты начинается новая страница в истории Европейского Союза». Украинский МИД надеется, что ЕС сможет продолжить процесс расширения. В заявлении также сказано, что с началом действия Лиссабонского договора создаются предпосылки для продвижения демократии и объединения Европы.
Все это вызвало в ЕС определенное недоумение – какое Украине дело до страниц истории Евросоюза?
Понятно, что такие навязчивые заявления украинской стороны не могли остаться без внимания. Европа оперативно дала отпор новоявленным кандидатам на европейскость. Председатель представительства Еврокомиссии на Украине Жозе Мануэл Пинту Тейшейра считает, что несмотря на все заявления украинских политических лидеров, Украина не изменяется по сути – господствует коррупция, развитие бизнеса тормозят административные препятствия и люди, которым выгодна бюрократия. Именно поэтому, по мнению представителя Еврокомиссии, Украина, во многих аспектах, за 20 лет существенно так и не изменилась.
Аналогичного мнения придерживаются и парламентарии из правящей в Германии коалиции ХДС/ХСС, которые не скрывают своего разочарования украинскими властями. Особое негодование у них вызывает то, что в течение последних пяти лет Украина даже не приступила к выполнению взятых на себя обязательств. Со времен «оранжевой» революции так и не было даже начато проведение ряда реформ и энергетической диверсификации, как тогда громогласно обещали украинские политики.
Международные политики и эксперты отмечают, что Украина на данный момент – единственная из стран, желающих вступить в ЕС, чьи перспективы членства вообще даже не обсуждаются.
На саммите собирались рассмотреть целый ряд самых разных вопросов. Однако в реальности все переговоры вращались вокруг двух основных тем: энергетической безопасности и подготовки Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. В результате по обеим темам особого прогресса достичь так и не удалось.
Что касается Соглашения об ассоциации, то украинские власти до сих пор не сумели реализовать целый ряд инициатив, призванных приблизить Украину к институциональной Европе. Например, даже если бы соответствующие законы по целому ряду вопросов (от санитарного контроля на границе до электронного документооборота) все же удалось принять этой осенью, то, все равно, подготовка и согласование соответствующих пунктов украинско-европейских договоров заняла бы еще несколько месяцев. Т.е. еще летом специалистам было ясно, что Соглашение 4 декабря подписано не будет.
Президент Виктор Ющенко, как ловкий иллюзионист, попытался в очередной раз сделать хорошую мину при плохой игре, объявив, что Украина будет добиваться подписания только «политической» части Соглашения. Таким образом, «на потом» было отложено соглашение о свободной торговле, которое в условиях мирового кризиса является одним из основных. При этом следует отметить, что европейцы не раз подчеркивали, что на подобное «разделение» не согласны.
Глава украинского МИДа Петр Порошенко «успокоил» европейцев, что Украина будет стремиться завершить переговоры с Европейским Союзом о зоне свободной торговли до сентября будущего года.
«Данное соглашение не согласовано, но мы взяли на себя обязательства, что в течение 8 месяцев позиции будут согласованы», – заявил П.Порошенко.
Однако, несмотря на все недоразумения, это ничуть не помешало украинскому президенту настаивать на том, что разделение Соглашения возможно и даже обязательно состоится (т.е. Гарант и на европейской арене продолжал действовать в своем стиле – никого кроме себя не слыша).
Такой же стиль Гаранта проявился и в его выступлении в ходе саммита, когда Виктор Ющенко назвал те причины, которые помешали скорому подписанию Соглашения «с точки зрения Украины».
По мнению Президента, во-первых, в этом виноват сам ЕС – «процесс реформирования Европейского Союза усложнил принятие Евросоюзом стратегически важных решений». Во-вторых, в этом виноваты исполнительная и законодательная власть самой Украины – «неисполнение правительством Украины в полном объеме обязательств, принятых в рамках сотрудничества с международными финансовыми обязательствами», и «неэффективная работа парламента Украины, ставшего заложником внутриполитической борьбы накануне проведения президентских выборов».
Что касается энергетического сектора, который Украина бесконечно реформирует без всякой надежды на успех, то тут следует вспомнить договоренности премьер-министра Украины Юлии Тимошенко об участии ЕС в реформировании украинской газотранспортной системы (ГТС), которые были подписаны в Брюсселе 23 марта с.г.
Европейцы выразили глубокое разочарование тем, что украинская сторона так ничего и не сделала для приближения этих деклараций к реальности. Более того, по имеющейся информации, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу позвонил недавно Ющенко и выразил озабоченность в связи с тем, что помощь МВФ и поставки газа в Европу превращаются в политический футбол.
Еврокомиссия также предупредила Украину, что может пересмотреть свои планы по предоставлению ей экономической помощи на 500 миллионов евро, «потому что Киев не желает сокращать государственные расходы и избавляться от расточительности и коррупции в своей национальной газовой компании «Нефтегаз».
Примечание: экс-глава НБУ и кандидат в Президенты Украины Сергей Тигипко считает, что Европа не хочет иметь дело с НАК «Нефтегаз Украины». Европейцы уже не уверены, что выданные на модернизацию ГТС Украины кредиты будут израсходованы по назначению.
«Украина не выполнила ни требований Брюссельской декларации в части реформирования НАК «Нефтегаз Украины», ни требований МВФ касательно повышения цен на газ до экономически обоснованного уровня. Отказ финансировать модернизацию ГТС в этой ситуации выглядит абсолютно логичным», – заявил С.Тигипко.
В пику Президенту премьер-министр Ю.Тимошенко в рамках Саммита провела встречу с главой Совета ЕС Фредриком Райнфельдтом, президентом Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и еврокомиссаром по внешней политике Бенита Ферреро-Вальднер. Согласно официальным заявлениям пресс-службы Кабмина, Тимошенко не допустит «больше никакой дестабилизации в системе обеспечения ЕС и Украины природным газом». По словам самой Юлии Владимировны, в украинских хранилищах запасено достаточно топлива, как для собственного потребления, так и для нужд Европы.
Похоже, европейцам уже надоедает выступать постоянным арбитром в спорах между основными ветвями украинской власти, в котрые их постоянно пытаются втянуть Последняя к ним жалоба – правительство Украины инициирует проведение анализов западными экономическими экспертами закона о повышении социальных стандартов и сопутствующих ему изменений в госбюджет-2009 для доказательства их неэффективности. «Мы направили закон о повышении соцстандартов и изменений в бюджет во все финансово-экспертные комиссии страны, и еще направим иностранным экспертам, чтобы подтвердить, что это был большой обман для людей – жестокий и циничный», – заявила премьер.
Однако это еще не все. Премьер-министр считает, что внесение изменений в действующую Конституцию Украины необходимо проводить при содействии Венецианской комиссии.
Таким образом, создается впечатление, что Украина полностью утратила свои национальные интересы и добровольно влезает в вассальную зависимость от Европы.
Помимо политической составляющей, Европа также весьма низко оценивает Украину с точки зрения ее финансового состояния. Так, согласно рейтингу, составленному специалистами британской компании Credit Market Analysis (CMA) по состоянию на начало последнего квартала 2009 г., Украина занимает наихудшее место среди десятки государств, которым в наибольшей степени угрожает дефолт по государственным долговым обязательствам.
Риск дефолта на Украине составляет 53,7%, в Аргентине – 52%, в Венесуэле – 51%, в Латвии – 29,9%, в Исландии – 22,4%, в Литве – 19,3%, в Дубае – 19,2%, в Казахстане – 18,9%, в Ливане – 18,5%, в России – 14,5%.
Согласно данным Минфина, совокупный государственный долг Украины за 2008 год увеличился на 40%, или на $7,03 млрд., а в январе-сентябре 2009 года он вырос еще на 41,9%, или на $10,31 млрд. – до $34,909 млрд. При этом государственный прямой долг с начала т.г. вырос на 50,1% – до $25,473 млрд. (204,04 млрд. грн).
Не меньшую опасность представляют и негосударственные, корпоративные внешние долги.
По официальным данным НБУ, на начало 2009 г. размер валового внешнего долга Украины, с учетом всего корпоративного сектора, был на уровне $103,2 млрд. (56,7% ВВП). Затем он немного сократился, но уже с конца весны начал вновь стремительно разрастаться за счет займов МВФ.
В сентябрьском отчете МВФ говорится о том, что весь валовой внешний долг Украины в этом году вырос с 54,5% ВВП до 85,4% ВВП (или 167,3% годового экспорта) – из-за почти двукратной девальвации гривны и резкого падения ВВП.
Этот уровень более чем на 30 процентных пунктов превышает критический размер для развивающихся стран с малой экономикой, к числу которых относится и Украина.
О финансовой репутации Украины говорит и тот факт, что за последние полгода западные банки украинским субъектам давали займы, в среднем, под 29% годовых (для сравнения: «авторитарной» Белоруссии – под 6%).
Также низко, как и британские специалисты, оценивают финансовое положение Украины и эксперты Мирового банка. Так МБ считает возможной финансовую стабилизацию Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» лишь при условии повышения на Украине цен на газ для населения. По мнению директора МБ по Украине, Беларуси и Молдове Мартина Райзера, хватит дурить собственный народ, продавая ему дешевый газ, собирая большие налоги, залезая в долги, чтобы потом этот газ оплачивать из бюджета и кредитов. В случае решения вопроса цены на газ для населения, по оценкам МБ, финансовая ситуация в «Нефтегазе» стабилизируется, а привлеченные компанией кредиты будут надлежащим образом обсуживаться. МБ рассчитывает, что данная проблема разрешится после президентских выборов 2010 года.
Что касается больших успехов в рекапитализации украинских банков, о которой так любит говорить Тимошенко и ее соратники, то МБ настаивает на проведении дополнительной диагностики украинских банков. Предполагается, что такая диагностика начнется в январе 2010 года. Управляющий финансового сектора МБ в Европе и Центральной Азии Лалит Райна полагает, что доля проблемных кредитов в украинских банках больше той, которую декларируют финучреждения в официальной отчетности: «Уровень проблемных кредитов выше, чем об этом отчитываются банки».
Особое беспокойство у руководства Европейского Союза вызывает и то, куда президент Украины Виктор Ющенко тратит полученные от ЕС и МВФ деньги. В частности, британская газета The Daily Telegraph пишет, что руководству европейских стран не нравится, что деньги, полученные Киевом от ЕС и МВФ, идут на финансирование избирательной кампании. Ни ЕС, ни МВФ не устраивают планы Виктора Ющенко увеличить социальные расходы бюджета.
Как заявляют официальные представители, ЕС намерен «жестко предупредить» Украину о том, что содержательные политические и финансовые реформы являются непременным предварительным условием продвижения вперед в таких вопросах, как визы и будущие соглашения о торговле и ассоциации.
Следует отметить, что в противоположность прогнозов иностранных специалистов, премьер-министр Юлия Тимошенко исключает возможность дефолта страны. «У нас никакого нет риска дефолта», – сказала Тимошенко.
Также она уверила, что нет риска невыплат зарплат и пенсий.
Не менее печальная картина наблюдается в отношениях Украины и НАТО. Как заявил генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен 3 декабря с.г. в Брюсселе, после встреч министров иностранных дел стран Альянса с главами внешнеполитических ведомств Украины и Грузии, НАТО призывает Грузию налаживать диалог с Россией, а Украину – активнее проводить политические реформы. Это увеличит шансы обеих стран на вступление в организацию.
В адрес Украины генеральный секретарь НАТО выдвинул требование провести необходимые политические реформы до вступления в Североатлантический альянс. «Украине еще предстоит немало потрудиться для достижения честолюбивых целей, которые она поставила перед собой. Союзники ожидают очень высоких стандартов во всех областях общественной жизни, включая предстоящие выборы», – подчеркнул Ф.Расмуссен на встрече с главой украинского МИДа Петром Порошенко.
Конечно же, глава украинского МИДа, как и полагается, заверил собеседника, что предстоящие в 2010 году выборы президента Украины будут «свободными и честными».
Однако помимо выборов и политических реформ, необходимо еще и глубокое реформирование украинской армии, чтобы довести ее до современного уровня, а не низвести к уровню казаков Запорожской Сечи.
О современном состоянии вооружения украинского войска откровенно сказано в утвержденной в августе 2009 года «Годовой Национальной программе на 2009 год по подготовке Украины к получению членства в Организации Североатлантического договора»: «…Вооруженные Силы Украины полностью укомплектованы основными видами вооружения и военной техники. В то же время, около 70 процентов их численности находятся в эксплуатации свыше 15 лет, а свыше 30 процентов являются образцами второго послевоенного поколения…».
Хотя во многих программах, утвержденных на самом высоком уровне, правительство Украины планирует довести украинские ВС до мирового уровня, пока все остается только на бумаге. Так, за четыре года существования Государственной программой развития Вооруженных Сил Украины на 2006-2011 годы (как и Госпрограммы развития вооружения и военной техники) их годовые показатели ни разу даже близко не подошли к планируемым. В последнем аналитическом докладе Национального института стратегических исследований с длинным названием «Особенности реформирования оборонных предприятий в современных условиях. Концептуальный подход к выбору критериев для сохранения или ликвидации производства» говорится: «…Начавшиеся реализовываться программы реформирования оборонной отрасли, в сущности, приостановлены еще в 2008 г.».
Таким образом, какой резон для стран НАТО принимать в свои ряды Украину, чтобы потом реформировать, обучать и вооружать ее армию за деньги собственных налогоплательщиков? Что они получат взамен – тотальное воровство, нытье политиков и провокации в отношении России?
В последнее время Европа решила не надеяться на украинские власти и взять в свои руки инициативу по уменьшению напряженности в Крыму.
После российско-грузинской войны полуостров Крым воспринимается в Евросоюзе как следующая потенциальная зона конфликта. Поэтому объединенная Европа решила уменьшить напряжение в этом регионе. Так, перед саммитом Украина-ЕС 4 декабря Евросоюз анонсировал пилотный проект по поддержке АРК.
По информации замминистра иностранных дел Украины Константина Елисеева, этот проект направлен на решение безотлагательных вопросов социально-экономического и гуманитарного развития региона и предусматривает мероприятия по налаживанию нормального водоснабжения, восстановлению экологии, развитию Севастополя как туристического центра, поддержке гражданского общества, по обеспечению потребностей национальных меньшинств, в частности, крымских татар. Пилотный проект предполагает финансирование не только со стороны ЕС в целом, но и инвестиции отдельных стран — членов Евросоюза.
В рамках проекта запланировано создание агентства регионального развития. За заинтересованными государствами — членами ЕС – закрепят конкретные направления развития Крыма: Великобритания будет отвечать за экономическое развитие, Швеция — за охрану окружающей среды, Нидерланды — за становление гражданского общества. Инициатива объединяет также Финляндию, Германию, Венгрию, Польшу и Литву. О намерении присоединиться к ней заявила Эстония.
Финансирование будет осуществляться из средств Европейского инструмента соседства и партнерства с привлечением взносов членов ЕС и международных финансовых учреждений. Планировалось, что в будущем году АРК получит €12 млн.
Однако, несмотря на все радужные перспективы для Крыма, директор института им. Горшенина Константин Бондаренко уверен, что, говоря о намерениях Евросоюза инвестировать в Крым, украинская власть тем самым пытается сгладить свои поражения на внешнеполитическом направлении. По его мнению, вопрос помощи Крыму своевременен, «но есть боязнь того, чтобы Крым не постигла участь регионов, которые в 90-е в Украине активно развивались, но после 2005 г. центральная власть решила забыть об их существовании. Не исключено, что и крымский проект ЕС после громкой кампании будет похоронен в ворохе бумаг».
Аналогичной позиции придерживается и директор Института моделирования ситуаций Виталий Бала, который считает, что в переориентации крымчан больше заинтересована украинская власть, чем сам Евросоюз, старые члены которого не намерены портить отношения с Москвой: «Киев пытается привязать Крым к Европе, противопоставляя ее предложения влиянию России. Скорее всего, это является главной идеологией проекта». Кроме того, в ситуации развития мирового кризиса, «Вряд ли у Европы сегодня найдутся свободные ресурсы для инвестирования в нашу страну».
Более вероятно, что поддержка Крыма станет продолжением европейской программы технической поддержки регионов.
Таким образом, можно сделать вывод, что многие так называемые евроустремления Украины в реальности оказались блефом. Главное для нынешней украинской элиты, чтобы под их декларативные заявления в страну пошли инвестиции, гранты и т.п., которые можно будет потом дерибанить в собственные карманы, замазывая глаза инвесторов очередными красочными проектами и заявлениями о евроинтеграции. Но, похоже, и Европа, и США уже раскусили эту украинскую хитрость. Что не сулит для Украины в будущем ничего хорошего.