8 июля 2009 года Россия и Украина отметили поистине историческую дату – 300-летие со дня Полтавской битвы. Но не только для наших стран эта дата является событием. Ведь исторически эта битва стала эпохальным событием практически для всей Европы. Соответственно, не останется эта дата без внимания и в самой Швеции. Все дело в том, что значение Полтавской битвы именно в том, что решительная и блистательная победа русской армии привела не только к перелому в Северной войне в пользу молодого российского государства, но и положила конец господству Швеции, как главной военной силы в Европе, которую не только опасались, но и боялись Дания, Великобритания, Франция, Польша и Саксония. Нет смысла пересказывать весь ход войны, тем более что период ее проведения захватывает двадцать один год, однако, есть необходимость еще раз вспомнить о самом кульминационном моменте войны, ставшем победоносным в ее истории – Полтавской битве.
Перед решающим боем Петр обратился к солдатам со знаменитым призывом: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество…». Победа под Полтавой знаменовала собой коренной перелом в ходе многолетней изнурительной Северной войны и предрешила ее исход в пользу России. Именно под Полтавой была решена не только судьба России, но и всей Северной Европы. Так оценивали мировые историки значение Полтавской битвы в нашей недалекой прошлой истории. Ну а в историю, Полтавская битва вошла не только как материал из энциклопедий и учебников по истории военного искусства, но и как произведения искусства, созданные художниками, поэтами, скульпторами. Достаточно вспомнить «Полтаву» Александра Пушкина, шедевр мирового декоративно-прикладного искусства – мозаику Михаила Ломоносова или Монумент Славы в Полтаве, созданный Щедриным, Мартосом и Гордеевым. Полтавская битва стала символом борьбы русского мира против шведской агрессии, борьбы православия с католическим и лютеранским засильем. Ведь не стоит забывать о том, что основными участниками битвы, впрочем, как и всей Северной войны, были, с одной стороны русские, а с другой – шведы, поляки и часть саксонцев. Другое дело, что с подачи «некоторых историков от политики» на основной план Полтавской битвы выносятся совсем другие персоналии, чья роль в этой битве сводится или к тому, что «видел — значит, участвовал».
Соответственно, юбилей Полтавской битвы, вполне оправданно и справедливо, должен стать юбилеем правды, а не праздником «День предателя». Именно такое определение допустимо в отношении исторической персоны, которой является некто Иван Степан-Адам Колединский, более известный, как Иван Мазепа. А какой же личностью Мазепа был на самом деле? Если, отойти от политических штампов и принципа «историко-национальной целесообразности» и просто обратиться к устному народному творчеству украинского народа, то трудно будет найти в истории Украины личность, более непопулярную и презираемую, чем Иван Степанович Мазепа. «Проклята Мазепа», «Клятий пес Мазепа», «Всеклята Мазепа» — вот тот, далеко не полный перечень эпитетов, которыми наградили «нашего героя» его современники, вложившие в народный фольклор эти страшные характеристики. И ни одного доброго слова… А ведь украинский народ, мудрый народ. Даром давать такие «убойные имена» не будет. И это вовсе не случайно, ибо всю свою жизнь, не брезгуя никакими средствами, посвятил Мазепа борьбе за власть, почести и богатство, интересы же украинского народа были ему абсолютно чужды.
Прошло почти три столетия с того славного дня, однако словосочетание «Полтавская битва» вновь на слуху, но уже не только историков, но и политиков. Уже совсем другие акценты расставляются для определения не только значения судьбоносной для Европы битвы, но и относительно личностного участия того или иного исторического персонажа. Не секрет, что речь идет об установке памятников Карлу XII и Мазепе, и не где-нибудь, а в Полтаве и Киеве. Но, позвольте, скажет любой здравомыслящий человек, первый был оккупантом, а второй… Вот об этом втором и скажем правду, чтобы не только разобраться в отношении Мазепы к Полтавской битве, но и поставить его, т.е. его деяния и поступки, на заслуженную историческую полочку. Причем поставим там, где сегодня хотят его увековечить.
Речь идет о том месте славного Киева, где совсем недавно (в историческом летоисчислении, конечно) стоял памятник героям «отдавшим жизнь за царя». Не секрет, что в районе древних Печерских холмов, между нынешней площадью Героев Арсенала и Киево-Печерской лаврой кое-кто желает установить памятник «освободителю украинского народа» гетману-иуде Мазепу. Почему именно там? Да потому, что и сегодня, «этим кое-кому» имена Искры и Кочубея, которые истинно любили свою родину и отдали жизнь за правду, за что были казнены Мазепой, стоят «как кость в горле».
Генеральный судья Василий Кочубей
Но их имена в истории не остались забытыми. После Полтавской битвы, доброе имя Искры и Кочубея, было восстановлено. Затем в произведениях искусства и культуры, началось воспевание благородных чувств верных слуг государя, установлено надгробие на их могилах в Киево-Печерском лавре. А в 1909 году, к 200-летию Полтавской битвы, был установлен им памятник. Значительная часть современных киевлян, назначая место встречи в районе станции метро «Арсенальная» для большей точности говорят – «Встретимся у пушки». Так вот, уважаемые киевляне и гости столицы. До 1918 года на этом же самом постаменте (в простонародье – тумба) стоял памятник Искре и Кочубею, кстати, на одноименной площади. Во времена УНР, гетманата Скоропадского и Директории, постамент оставили, а вместо него, как историческое издевательство, поставили памятник … Мазепе. Да-да. Только в головах ярых иезуитов мог возникнуть план поставить памятник убийце на постаменте, где стояли убиенные им патриоты государственности. Но история, все-таки, умеет устранять ошибки политиканов. Памятник Мазепе, выполненный из гипса, простоял чуть более года. Затем он «поплыл» и этот «сгусток истории», в прямом и переносном смысле, был снесен с постамента.
Ну а новая власть, дабы не убирать такой постамент, вместо памятника поставила горную пушку, как образец мужества и стойкости арсенальцев в борьбе с буржуазными националистами.
Памятник у станции «Арсенальная» сегодня
Он же, сто лет назад. Только вместо пушки – Искра и Кочубей…
Понятно, что Мазепа никак на роль революционного героя не подходит, да и Искра, и Кочубей, все-таки погибли за царя и империю, а потому, также в герои не годились. А следующий исторический парадокс состоит в том, что улица, начинающая свой отсчет от площади Героев Арсенала, бывшая Памяти Искры и Кочубею, сегодня получила наименование «Улица Гетмана Мазепы». Осталось только, издав очередной Указ, вынести обезглавленные останки Искры и Кочубея из Лавры и поставить жирную историческую точку на добром имени героев, не побоявшихся «сцепиться» с иудой. На этом можно было бы поставить точку в данном повествовании. Однако, на фоне подвига Искры и Кочубея, отдавших свою жизнь за «веру, царя и отечество», хочется вспомнить еще об одном историческом герое, также, «отдавшем жизнь за царя» — Петре Аркадиевиче Столыпине.
Столыпин П.А. во время пребывания в Киеве посетил в Киево-Печерской лавре могилу Искры и Кочубея. Спустя пять дней он ляжет возле них…
Могила Искры и Кочубея
А рядом – Столыпина
Очень хочется верить, что в этот юбилейный год, от площади Героев Арсенала (т.е. от площади Искры и Кочубея) до их могилы в Киево-Печерской лавре по улице с именем их убийцы будут проходить крестные ходы в память о героях, отдавших жизнь за свой народ, за свою Украину. Лучшего подарка героям Полтавской битвы и тем, кто ее приближал, по-моему, и не придумать. А желающие поставить памятник иуде-предателю, пусть на это народное шествие посмотрят и подумают о том, что они делают, и чем это может закончиться…