×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/ukraina-civilizacionnyy-razlom/
Новости
22 ноября
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября
Украина: цивилизационный разлом
12:27, 26 июня 2009  
78
0

Игорь ЛЕСЕВ

В 1994 году Генри Киссинджер отметил, что «международная цивилизация двадцать первого века будет состоять, по крайней мере, из шести основных держав – Соединенных Штатов, Европы, Китая, Японии, России и, возможно, Индии, а также из множества средних и малых государств». Иными словами, начало девяностых обозначилось концом биполярной системы, и мир перешел в иное сосуществование международных институтов (в первую очередь государств) и народов. При этом конец биполярной системы по формуле противостояния «капиталистический Запад – коммунистический Восток» обозначился крахом Советского Союза и его международной системы взаимоотношений, в то время как «Запад» остался цел и даже в какой-то мере увеличил свое влияние.

Однако можно ли утверждать, что противостояние закончилось, мир стал еще более «западным» и наступил тот самый «конец истории», который предсказывал Фукуяма? Давайте ответим на этот вопрос математически путем одного нехитрого подсчета количества значимых военных конфликтов за два периода – с 1945 по 1991 гг. (период биполярного или идеологического противостояния двух миров) и с 1991 по 2009 гг. (современный период).

Итак, Корейская война, Англо-французская интервенция против Египта 1956 года, вьетнамская война, индо-пакистанская война за Кашмир, Шестидневная война на Ближнем Востоке, арабо-израильская война 1973 года, афганская война, Фолклендская война, ирано-иракская война, Иракская оккупация Кувейта. Итого крупных конфликтов за 36 лет набралось одиннадцать (в среднем чуть более одного за три года). В подсчете не учитывались относительно не значительные перманентные гражданские конфликты в Алжире, Мозамбике, Анголе, китайско-вьетнамские и китайско-индийские приграничные столкновения, интервенция США в Доминику и т.д.

После окончания «холодной войны» в мире произошли: сербо-хорвато-словенская война, этнические чистки в Боснии, война в Косово, Приднестровский конфликт, Нагорный Карабах, грузино-абхазская война две Чеченские войны, война в Ираке, война в Афганистане, грузино-осетинская война 2008 года. Итого, те же 11 крупных вооруженных конфликтов, только уже не за 36, а за 18 лет (один конфликт в полтора года, показатель «холодной войны» перевыполнен вдвое). И снова при подсчете не были учтены относительно «мелкие» происшествия, такие как эфиопо-эритрейская война, гражданские войны в Либерии и Сьерра-Леоне, этнические чистки в Руанде, конфликт в Демократической Республике Конго и т.д.

Так стал ли мир спокойней? Ушло ли мировое сообщество от глобальных неразрешимых конфликтов? Выше приведенные подсчеты говорят нам следующее – мир вступил в новую фазу противостояния – фазу противостояния не идеологий, а цивилизаций и эти противостояния куда более агрессивны и кровопролитны относительно друг к другу, нежели классовые конфликты.

Согласно «Большому толковому словарю русского языка» Ушакова, цивилизация обозначается, как «высокая степень общественного развития материальной и духовной культуры». Разные классики (Шпенглер, Тойнби, Хантингтон, Гумилев) цивилизацию определяют по-разному, однако у всех них есть один универсальный критерий, который определяет цивилизацию по отношению к другим цивилизациям – противостояние «мы» и «они». Лев Гумилев, например, это противостояние переводит на этнические рельсы, Самюэль Хантингтон остается сугубо в цивилизационном пространстве, Освальд Шпенглер пытается зайти в культурологическую область, но главный посыл – противостояние «свой» — «чужой» является ключевым в самоидентификации представителя той или иной цивилизации.

Безусловно, войны могут вестись между государствами и народами одной цивилизации. История помнит конфликты между греческими полисами, бесконечные войны между европейскими державами, исламские войны и т.д. Однако отличительной чертой в войне между представителями одной и той же цивилизации является желание «покорить», но не «истребить». Война на истребление ведется только между представителями разных цивилизаций. Те же греческие полисы объединялись против общей персидской угрозы, европейские межусобицы прекращались с приближением Оттоманской империи, а шииты Ирана автоматически переставали ненавидеть своих извечных суннитских врагов Ирака, как только тех начинали истреблять американцы.

В этом ключе весьма актуально встает вопрос, — а к какой же цивилизации относится Украина, к западной или русской (православной)? Сделаем небольшой экскурс в историю. Приблизительно в 9 веке образовывается Русь, впоследствии историками названная «Киевской» от места ставки главного князя. К тому же 9 веку в географически доступных к Киевской Руси пределах существовало две цивилизации – западная и тюркская. До 988 года, т.е. до крещения Руси князем Владимиром наши предки жили в определенном «вакууме ожидания» между двумя цивилизационными разломами, и к началу 11 века Русь таки формально становится составной частью западной цивилизации.

Однако уже в 1054 году (всего через 64 года после крещения Руси, совершенно не значительное время как для приобретения цивилизационной идентичности) происходит разделение христианской церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную). А это значит, что к 1054 году юридически оформляется православная цивилизация, но фактически эти процессы начались несколькими столетиями ранее, а потому земли Киевской Руси так никогда и не стали составной западного мира.

Еще через два столетия Киевская Русь (кроме северо-западных Псковских и Новгородских земель) оккупируется Золотой Ордой и с этого момента история будущей России (и будущей Украины) кардинально видоизменяются. По мнению ряда ученых (того же Гумилева), татаро-монгольское иго не было таким уж невыносимым, по крайней мере, кочевники были весьма терпеливы относительно религии, и нашим предкам удалось сохранить свою религиозную идентичность в полной мере. В 1380 году, после Куликовской битвы, и еще через сто лет, после стояния на Угре северо-восточные земли Руси окончательно освободились от влияния монголо-татарской цивилизации, и вскоре начался весьма динамичный (в том числе и территориальный) рост православной цивилизации.

Иначе обстояло дело с южными и западными осколками Киевской Руси, современными землями Белоруссии и Украины. Эти земли попали под власть Литвы, а затем и агрессивного представителя западной цивилизации – католической Польши, будущей Речи Посполитой. Присоединение древнерусских земель на практике обозначило фактический раскол территории Польши цивилизационной линией, а это означало, что существование государства в таких границах долгое время было бы невозможно. Политика ополячивания и религиозная уния 1596 года, уничтожающая православную идентичность русских, возымели действие лишь в территориально приближенных к католической Польше землях – Галиции и Волыни. Уже в середине 17 века большая часть православных земель воссоединилась на тот момент с другой Русью (уже Московской) и история православной цивилизации (в данном случае, России) шла своим естественным ходом – расширение, экспансия, продвижение.

В 18 веке и Польша теряет свою независимость и входит в состав Российской империи, но, оставаясь при этом частью Западной цивилизации, Польша весь период была одной из наиболее колких и неудобных «пятых колон» в составе Российской империи и в результате (после ряда попыток) добилась независимости. На землях, получивших название «Украина», с 17 века не было предпринято ни одной попытки отделиться от России (как бы этого не хотела официальная историография современного Киева). Предательство Ивана Мазепы, откровенно перекупленного Карлом ХІІ и совершенно не поддержанного местным населением, называть «актом сепаратизма» сложно, подобные переходы в средние и новые века в Европе были в целом обыденным явлением. Те же бунты Ивана Болотникова, Степана Разина или Емальяна Пугачева стоили царским правительствам куда больше затраченных материальных и военных сил.

Следующим периодом «национально-освободительной борьбы» современная националистическая историография Украины называет период 1917-1920 годов, при этом историки подходят к событиям на Украине весьма спекулятивно и выборочно. Универсалы Верховной Рады, УНР и Директория трактуются в контексте «векового стремления украинского народа к независимости», а в то же время существовавшие Одесская республика, Донецко-Криворожская большевистская республика или псевдоанархические образования Махно не упоминаются вовсе или же в контексте «внешнего врага».

Тем не менее, главные неприятности большевикам, как победителям, а значит и продолжателям (как не дико это звучит) православной цивилизации составила вовсе не националистическая украинская элита Киева, которой никакой поддержки не оказало местное население, а идейные противники большевиков – армии Колчака, Деникина, Корнилова, а также внешние интервенты.

Стоит отметить, что в ходе гражданской войны, независимость смогли получить все государства Российской империи, которые входили в Западное цивилизационное поле – Финляндия, Польша, Эстония, Латвия и Литва. Украина и Белоруссия, будучи составной частью единой вместе с Россией цивилизацией остались вместе и в последствии именно эти три республики внесли решающий вклад в победу в Великой Отечественной войне, а вместе с тем и в победу во всей второй мировой войне. К слову, только в 1922 году впервые появляется нарисованная большевиками восточная граница между Белоруссией и Украиной с одной стороны и Россией с другой. Граница, надо сказать, весьма фиктивная и высосанная с пальца. Сельское население Украины, например, до первой мировой войны в значительной степени преобладало над городским. Учитывая особое отношение большевиков к пролетариату, в состав УССР в 1922 году был включен промышленный Донецко-Приднепровский район, а также земли северного Причерноморья с Одессой, Николаевом, Херсоном. В результате, границы Украины увеличились более чем в два раза по сравнению с той территорией, которая объединялась с Московским государством в 1654 году.

С Белоруссией, республика которой состояла из околиц Минска, произошла та же история – от бывшей Смоленской губернии были отсоединены западные земли, расформирована бывшая царская Могилевская губерния, а также включена в состав БССР Витебская губерния, в результате чего и появилась современная восточная граница Белоруссии.

Но вернемся немного назад, а именно в конец 18 века – год 1772. Россия, Пруссия и Австрия первый раз делят Речь Посполитую. Австрии отходит Галиция, населенная этническими русскими (включительно до первой мировой войны в Австро-Венгрии у галичан был этноним «русские»), но за последние 400 лет в значительной степени ополяченными. Религиозно обработанными католическими униями галичане сохранили лишь общие со своими восточными соседями этнические корни. Австрия, как и Польша, также является католическим государством, а значит и элементом западной цивилизации, а потому до далекого 1944 года галичане продолжают существовать в западном цивилизационном поле. Утверждать, что им там было особо комфортно нельзя, так как помимо общей цивилизационной принадлежности с австрийцами галичане от последних отличались этнически и лингвистическими особенностями, однако каких-то агрессивных попыток вырваться из-под влияния «чужого поля», как это, например, делали сербы, болгары и греки по отношению к Турции, или те же поляки по отношению к России, у галичан не было. И это при том, что Галиция на протяжении всего 19 века имела общую границу с православной Россией. Это говорит только о том, что начиная с 14 века Галиция постепенно ассимилировалась и стала полноценным представителем западной цивилизации.

Как уже упоминалось, в 1944 году (и еще на непродолжительное время чуть ранее в 1939) произошло отторжение западного цивилизационного элемента и присоединение его к православной цивилизации, представлявшей в тот момент форму СССР. Даже в могучем и тоталитарном Советском Союзе такое хирургическое присоединение носило весьма болезненный характер – боевые действия (в том числе террор среди мирного населения) продолжались до середины 1950-х, пока вся система идеологического противостояния не дала трещину. К концу 80-х годов трещина превратилась в пробоину, в которую хлынули всевозможные этнические конфликты, развитие которых было заморожено в сталинские времена универсальным средством – страхом смерти. Украина обрела независимость в границах на востоке 1922 года, на юге 1954 года и на западе 1945 года. В результате, Украина получила территорию, по которой проходит восточная граница западной цивилизации (или западная граница православной цивилизации).

Чем это грозит стране? Хантингтон, например, говорит о трех вероятных сценариях. Первый, наименее вероятный – война с Россией и последующий захват ею земель православной цивилизации. Впрочем, этот вариант Хантингтон как и многие другие серьезные специалисты рассматривают лишь теоретически – население Украины, как и России, в основном православное, между двумя странами существует глубокий культурный и бытовой коммуникационный обмен, а потому война между двумя странами видится как нечто невероятное.

Второй вариант – раскол Украины на восточную (православную) и западную (униатскую). При этом варианте вовсе не обязательно формальное вхождение восточной Украины в состав России – вполне достаточно единого религиозного и языкового пространства наравне с тесным экономическим сотрудничеством.

И, наконец, третий вариант – все остается как есть, Украина остается формально единой, но при этом по-прежнему расколотой, а потому единственное условие ее такого существования – тесное взаимодействие с Россией и федерализация.

Стоит отметить, что униатская (по цивилизационному, а не формальному критерию) администрация Ющенко прекрасно осознает всю несовместимость двух Украин и делает все возможное, чтобы затащить государство в западное Цивилизационное поле. Для этого делаются все те же шаги, которые несколько сотен лет назад проделывала Речь Посполитая – вытесняется на всех уровнях (и в первую очередь на дошкольном и школьном) русский язык, проводятся агрессивные попытки порвать с восточным православием путем создания поместной церкви западноцивилизационного образца, Украина настойчиво прорывается в НАТО (военную организацию, членами которой являются страны исключительно западной цивилизации), блокируется информационное пространство с Россией, активно переписывается история с генеральным лейтмотивом – «Украина представитель западной цивилизации», максимально блокируется реформа местного самоуправления, а с ней и всяческие потуги федерализации регионов.

В этом контексте четко прослеживается эволюция восточного (православного) региона страны на этническом уровне. До 90-х годов население юго-востока особо не задавалось вопросом своей этнической самоидентификации, так как разница между понятиями «русский» и «украинец» была не четкой и больше колоритно-бытовой, нежели этнической. Однако со времен получения Украиной незалежности и последующими волнами украинизации и вестернизации этот вопрос возник с новой силой.

До конца 90-х годов юго-восток инерционно позиционирует себя как «левый» регион и поддерживает в значительной части коммунистов. Данная «левизна» региона связана не столько с идеологическими особенностями восточной Украины (хотя стоит учесть, что именно в этой части страны расположено большинство промышленных объектов, а значит, сконцентрирован и пролетариат), сколько с традицией восприятия коммунистов как традиционных продолжателей Советского Союза, а значит и православной цивилизации.

С середины нулевых годов произошла следующая идентифицирующая трансформация юго-восточного этноса – невероятной популярности набирает политическая сила (Партия регионов), пропагандирующая регионализм, т.е. фактическую автономию от агрессивного западного (галицкого) этноса. Однако представители Партии регионов не позиционируют себя как обособленную партию юго-восточного этноса, а напротив, пытаются выйти на западное цивилизационное поле. В этом случае в ближайшие годы Партию регионов может постичь та же участь, что и КПУ – схождение с крупномасштабной политической арены.

Поэтому, в недалеком будущем на юго-восточном цивилизационном (православном) поле следует ожидать новой политической силы, которая сможет отойти от сугубо идеологических клише (как коммунисты), а региональный принцип дополнит своим особым этнонимом противопоставляющим себя галицкому этносу.

Таким образом, можно констатировать, что Украина сегодня – это расколотая страна. По языку, по религии, по мировоззрению. Страна, которая не имеет общей генеральной концепции развития, отдаленного и даже близкого представления о своем будущем. Подобная стагнация развития ведет только к общей деградации как в социокультурном так и в этническом плане. С каждым годом Украина чудовищными темпами отстает от мировых технологических процессов, а цивилизационное противостояние внутри страны ведет к взаимному уничтожению и разложению.

Пойдут ли изменения на Украине по бельгийскому, канадскому или швейцарскому пути, сказать сложно, так как галицкая группа продолжает испытывать огромный комплекс неполноценности при любом упоминании какого-либо равенства по отношению к своим православным соседям. Однако изменения неизбежны и их следует ожидать уже в обозримом будущем.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

14 ноября 2024

Генеральный секретарь правящей партии «Грузинская мечта—Демократическая Грузия», мэр Тбилиси Каха Каладзе заявил, что представители конкретных посольств настаивали на открытии Грузией второго фронта против России, с последующей партизанской войной. «Представители конкретных посольств прямо призывали нас начать войну (с Россией.— «Ъ»), а …

11 ноября 2024

Премьер Грузии Ираклий Кобахидзе уверен, что конфликт на Украине скоро закончится, после чего буду восстановлены добрые отношения Тбилиси с США и ЕС. Об этом он заявил журналистам 11 ноября в рамках климатической конференции COP29 в Баку. «Нам нужна качественная перестройка …

2 ноября 2024

Замглавы Совбеза России Дмитрий Медведев назвал закономерным итог выборов в Грузии. По мнению зампредседателя Совбеза РФ, «Грузинская мечта», пользуется высокой популярностью в стране, несмотря на то, что оппозиция имеет довольно значительный вес. Правящую партию воспринимают как чуть ли не пророссийскую, …


Ваш браузер устарел! Обновите его.