×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/u-yestonizatorov-rusofobskiy-zhor-ne-po/
Новости
3 мая
2 мая
27 апреля
26 апреля
У эстонизаторов русофобский жор. Не подавятся?

Почти два месяца я не писал, обрыдла деградация мировой и местной политики, происходящее в эстонском обществе. Как в антисоветском анекдоте. Когда во время парада в Таллине с крыши Русского драмтеатара полетили листовки, обнаружилось, что они без текста и рисунков. Задержанного спросили: отчего так? Он был краток: «Чего писать, и так всё ясно».

Написать эту длинную статью (объединённые в неё заметки, сделанные в последние, ярко окрашенные русофобией дни) побудило лишь беспокойство за экзистенциальное существование русских Эстонии уже в ближайшем будущем. Ведь за расправой госвласти над нарвским танком-памятником просматривается повод этнократии напомнить о «чёрной метке» всем, даже встрепенувшимся в эти дни «карманным», русским/русскоязычным Эстонии. Этнократия приоткрыла своё истинное личико – в борьбе с наследием «советской оккупации», она уже открыто, без игры в «доброго полицейского» выказывает презрение ко всему русскому. Свою правду, эстонская сторона провозгласила без учёта правды русского населения страны. 

Смотришь на русофобский шабаш и в сердцах думаешь: и чего теперь скромничать – пусть сносят все «красные» памятники, запретят православие, русский язык и русские имена с фамилиями, последние русскоязычные СМИ, уничтожат русскость, как сорняк, наконец, избавятся от русских. И всё разом, чтобы успокоились навсегда. Только, пусть помнят: Бог всё видит… 

Танк-памятник упрячут в музее

Русскоязычный «придворный» портал rus.postimees.ee сообщил: «Государство подыщет нарвскому танку новое место». Президент ЭР Алар Карис поддержал акцию, пояснив: это – музей.

С каждым днём становится очевидным, что после 24 февраля русофобия в мире и в Эстонии растёт в геометрической прогрессии. А за обычно тщательно скрываемом истинном (враждебном) отношении националистов-русофобов Эстонии к местным русским/русскоязычным жителям (почти треть населения), русофобия стала стремительно прорываться в СМИ, как пар из кипящего котла, с которого сняли крышку. Потаённые планы этнократии с поэтапной зачисткой всего русского открыто пересматриваются в сторону ужесточения и ускорения сроков их реализации. Будто сегодня заняться нечем. И это при том, что страна подступает к экономическому кризису с инфляцией уже выше 23%. Так не недовольство ли всего населения диким ростом цен вынудила власть вытащить из рукава надёжное средство тушения пожара всеобщего возмущения – русофобию в особо крупной мере? Эстонцев это отвлечёт от кризиса, русские ещё больше поймут, что жить им в виртуальном «духовном концлагере». 

И вот уже новый размах получает печально знаменитая «война с памятниками», как на властном, так и житейском уровне. В Нарве русофобов давно зудила десоветизация (читай: русофобия), когда официальный Таллин (экс-президент Керсти Кальюлайд) непристойно навязывал горсобранию входящее в компетенцию только местной власти переименование двух улиц. Речь о большевистских деятелях Эстляндской трудовой Коммуны Ансисе Даумане и Алберт-Августе Тиймане. Давно сторонники эстонизации Нарвы (98% жителей – неэстонцы) точили зуб и на советский танк Т-34, памятник на берегу Наровы по пути из Нарвы к приморскому дачному центру и курорту Нарва-Йыэсуу.

К слову, «грозный» памятник воплощает изгнание из Нарвы немецко-фашистских захватчиков – так и записано на постаменте, к которому традиционно возлагают цветы нарвские молодожёны. Перемещение, да, с обещанным торжеством (?!), танка-памятника в музей (а остальные будут демонтированы и уже уничтожаются по местной инициативе) ничуть не отменяет вывода о том, что борьба Эстонии и Запада с агрессивной Россией, которую, якобы символизирует в больном воображении русофобов и нарвский танк-памятник, означает, как минимум, наглое и бесстыдное уравнивание роли Германии и СССР во Второй мировой войне. А ещё это – замалчивание немецкой оккупации с её чудовищными преступлениями, в том числе массовыми убийствами мирных жителей (около 40 тысяч человек)  с участием местных пособников нацистов. Эта задача выполняется за счёт системной и постоянной демонизации «оккупации» советской.

Но можно говорить и о завуалированной героизации воевавших против СССР гитлеровцев и их местных пособников. Так, в центре Йыхви, между автобусной станцией и православной церковью похоронены два эстонских офицера 20-й дивизии СС, погибших в 1944 году при обороне возвышенности Синимяэ недалеко от Силламяэ, а на месте их погребения стоит памятная доска. Никого это не возмущало и не возмущает, ни в Йыхви, ни в Таллине, где однако место нахождения «Бронзового солдата» сочли неуместным и оскорбительным.    

Танку – нельзя, броневику – можно  

Поначалу министр внутренних дел ЭР Лаури Ляэнеметс, выступая на пресс-конференции в Нарве, смотрел на памятник чуть объективнее – журналист Анастасия Тидо (rus.postimees.ee) пишет, что «он признал танк, и символом наступательной агрессивной войны, и местом почтения памяти близких». Правда, не понять, причём тут «близкие»?

Но, главное. Тогда зачем эстонские военные участвуют в наше время в агрессивных операциях НАТО по всему миру? Или разве не символы агрессивности, прежде всего, американские боевые танки М1«Абрамсы», любая военная техника стран НАТО, в том числе и в Эстонии? В докладе китайского общества прав человека (https://www.pnp.ru/politics/v-kitae-podschitali-kolichestvo-voyn-k-kotorym-prichastny-ssha.html) отмечается, что с момента окончания Второй мировой войны и до 2001 года в 153 странах мира произошло в общей сложности 248 военных конфликтов. При этом в 201 из них США приняли самое непосредственное участие. Количество потерпевших от этих конфликтов граждан исчисляется миллионами. Например, только в одном Афганистане из-за войны, начатой США, появилось 11 миллионов беженцев.

Касательно же нарвитян и нарвского танка, как «места почтения памяти близких», получается, что эстонское правительство не считает памятник символом победы над гитлеровской Германии, демонстративно видя в освобождении Эстонии Красной Армией в 1944 году только причинённое Эстонии Зло – повторную советскую «оккупацию».

И, между прочим, лживы утверждения о том, что в Эстонии нет традиции воздвигать памятники с агрессивной» военной техникой – мол, потому и надо удалить нарвский танк из общественного пространства. Но разве мемориал, посвящённый герою Освободительной войны адмиралу Йохану Питка  в Таллине, не включает в себя и броневик столетней давности?

Неужто снова «Бронзовая ночь»  2.0?

Как сообщает журналист Хенри-Лаур Аллик, министр внутренних дел, социал-демократ Лаури Ляэнеметс сказал на пресс-конференции «У меня и у правительства одно мнение: нарвскому танку нужно найти лучшее место, чтобы было возможно его достойно содержать. Танк нужно достойно перенести…».

Ба! Так это – почти один к одному то, что реформист Андрус Ансип в 2007 году (тогда он был премьер-министром ЭР) публично заявлял (обманывал) перед нарушением покоя захороненных красноармейцев – раскопками их братской могилы на горке Тынисмяги в центре Таллина, а также сноса изначально посвящённого им памятника Солдату-Освободителю столицы Эстонии («Бронзовый солдат»). И чем всё обернулось? И снова – за всем стоит Реформистская партия, и снова – в  преддверии парламентских выборов. Не исключено, что Прибалтике поступил заказ – создать горячие точки рядом с Россией, чтобы помимо Украины создать ей напряжение по всей сухопутной границе РФ.  

В Таллине зачистка Тынисмяги привела к трагедии, торжеству русофобии, что окончательно заставило на многие годы  русское/русскоязычное население молчать, даже когда началась тотальная эстонизация «русской школы» Эстонии.

15 лет назад власть преднамеренно спровоцировала массовые беспорядки, чтобы жестоко расправиться с его участниками (треть из них эстонцы) и показать, кто в доме хозяин. Тот беспредел осудил даже Европейский суд по правам человека (ЕСЧП). Ощущение такое, что и сегодня кто-то нарывается на повторение «Бронзовой ночи», но уже НЕ с целью приструнить русских, а приступить к элиминированию тех, кто откажется от эстонизаци/вестернизации и обьявить себя русофобом. 

Русским «печеньки» не положены

Учитывая опыт 2007 года, нынешние власти пошли на беспрецедентное: они, как торгаши, в привычной западной манере, вознамерились «выкупить» танк и разместить его в «месте получше» в обмен на некоторые компенсации Нарве. Святая наивность: блажен, кто верует, ибо надо быть излишне и безосновательно доверчивыми людьми, обольщаюшимися радужными обещаниями эстонизаторов. Что и подтвердила с высокомерием премьер-министр Кая Каллас. Портал Gazeta.ee цитирует её: «за демонтаж танка, как орудия убийства, не следует обещать нарвитянам какие-то пряники». Прямо эстонская Нуланд с печеньками на Майдане, но отказывающая  русским.  

Анастасия Тидо пишет о цели пресс-конференции в Нарве, которую дали мэр Нарвы Катри Райк и министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс (оба – члены Социал-демократической партии): «Главной темой встречи была заявлена внутренняя безопасность, фактически же вопрос внутренней безопасности свелся к обсуждению того, как следует демонтировать с постамента памятник-танк, стоящий на дороге в Нарва-Йыэсуу, и каким образом компенсировать городу потерю».

А ведь за день до этого мэр Нарвы выступала против демонтажа танка без опроса самих нарвитян. Но впереди – парламентские выборы, и мэр-соцдем взяла под козырёк перед домом Стэнбока. Министр внутренних дел ЭР Лаури Ляэнеметс сообщил по итогаи встреч с Катри Райк: «Нарве нужна новая больница, арендное жилье для учителей и специалистов. Также нужно решить вопрос с ростом цен». То есть речь о непристойной сделке. Это – верх пошлости и цинизм, что беззастенчиво выдаётся за нравственную норму. Не зря главный эстонизатор Нарвы Катри Райк поправила министра: «Я не называла бы это обменом, это звучит очень плохо». И тут же разоблачила себя: «Мы должны просто посмотреть правде в лицо и понять, что сегодняшняя коалиция на уровне государства решила, что танк надо убрать». Портал rus.postimees.ee комментирует: «Очевидно, чтобы сгладить горечь от потери танка, нарвитянам пообещают низкие тарифы на отопление и объекты инфраструктуры, которые попросила мэр». Святая наивность! При том, что мнение горожан выяснять не будут, а заведомо сыгранный на публику призыв решить проблему через депутатов Горсобрания (что закон и предусматривает) мэр Катри Райк запишет себе в зачёт, как предвыборный капитал. Стоит напомнить, что наведением порядка в Таллине перед сносом «Бронзового солдата» руководил также социал-демократ, министр внутренних дел Юри Пихл.   

Русские не плохие, они – другие

Все эти откровения и реакция на них вскрыли глубинное, истинное отношение нынешнего Эстонского государства к русской диаспоре (то же касается русскоязычного населения во всех бывших союзных республиках на западных рубежах бывшего СССР), а также сохраняющееся ещё, но уже безмолвное несогласие русских/русскоязычных жителей с решением «русского вопроса» в Эстонии и с её враждебностью к РФ. 

Чем же объяснить слабеющую, но ещё сохраняющуюся в русских стойкость в неприятии направленной против них русофобии? Прежде всего это – кардинальная разница в миросозерцаниях сторон, например, в отношении к Богу, материальному и духовному в жизни человека и общества. Запад абсолютизирует первое, Россия и русские – второе.

Далее. Даже многие русские, признающие безусловные достижения Запада в процветании потребительства, понимают, что успехи эти основаны и

на многовековом колониальном грабеже т.н. отсталых стран. Он никуда не делся и в наше время, изменилась лишь форма зависимости, когда избавившиеся от прямого порабощения страны и народы, обретшие независимость, на самом деле остаются донорами Запада, который не отказался от принуждения бывших колоний, теперь уже, к завуалированной, экономической и финансовой эксплуатации.

Среди русских больше сочувствия к тому, что с претензией англосаксов и их союзников на единоличное господство над остальным миром не согласна Россия, которая и до 1917 года и после – до самоликвидации СССР, а также с 1999 года и по сей день, стоит за равноправные отношения между всеми государствами, при сохранении их суверенности и самобытности. В этом и заключался потаённый смысл раздора между Западом и Россией, в этом и подоплёка инспирированного из-за океана и поддержанного Евросоюзом военного столкновения РФ и Украины.

Также, русские намного чаще скептически относятся к потугам приписывать Москве агрессивность, свойственную, как раз самому Западу. Не зря эстонский академик Эраст Пармасто уже в первые же годы восстановленной независимости предупреждал об угрозах американизции Эстонии. Не зря несколько лет назад общественный деятель, профессор Рейн Вейдеманн с тревогой обратил внимание на англизацию эстонского языка. Не зря сегодня партия EKRE, напоминающая партию бузотёра в Евросоюзе и НАТО Виктора Орбана – Фидес (Венгерский гражданский союз) выступает за сохранение большего государственного суверенитета Эстонии, которой глобализация угрожает размыванием самостоятельности.

Ползучая эстонизация эффективна

Так что тогда говорить о русских/русскоязычных жителях Эстонии, которых вдобавок сама Эстония ещё и целенаправленно, не спеша (чтобы незаметно) «интегрирует», то есть, дискриминируя неэстонцев на всякий лад, параллельно в мягкой форме вынуждает их эстонизироваться или вестернизироваться.

Но надо признать, что это дало свои плоды. Этому способствует и разграничение западной и российской цивилизаций по реке Нарове и Чудско-Псковскому водоёму, что само по себе обусловливает изоляцию местных русских от прародины. И, конечно, этнократия успешно эксплуатирует склонность любого обывателя с минимумом гражданственности к потребительству, как к образу жизни, вплоть до гедонизма. Это усиливает эгоизм, индивидуализм, наконец, атомизирует неэстонцев, в прошлом более ориентированных на коллективизм, не позволяет русским объединяться.

Можно утверждать, что путь к завершению дерусификации русских/русскоязычных Эстонии расчищен в ходе последних 30 лет. Так, иноязычное население давно смирилось с лишением и ограничением их прав, в частности, избирательного. Это касается и ущемлений при предоставлении гражданства и трудоустройстве, запрета на профессию, свободы слова и доступа к информации из России, а также осквернения памятников  погибшим красноармейцам в 1941 и 1944 годы, затушёвывания исторической памяти, отказа в учреждении Русской культурной автономии и (не)возвращения православным приходам Эстонской Православной Церкви (Московский Патриархат) её же недвижимости (включая храмы). Наконец, это – языковый террор, запрет на авиасообщение с Россией и Белоруссией, просмотр  федеральных телеканалов и Интернет-порталов восточного соседа, и даже прекращение на три года межкультурного обмена Эстонии с РФ. И т.д. и т.п.

Точку в дерусификации должна поставить полная презрения к местным русским тотальная эстонизация русскоязычного образования. Причём о форсировании этого мерзкого, унижающего и саму Эстонию русофобского проекта Таллин поспешил заявить сразу после 24 февраля в связи с принуждением Россией Украины, в частности, и к денацификации (то есть, и к отказу от русофобии). К слову, последнее, как ни парадоксально, показывает, что взрывообразное в Эстонии усиление дерусификации никак не обусловлено событиями на Украине, которые стали всего лишь поводом для ускорения реализации желаний покончить с русскостью.

У каждой стороны – своя правда

Однако эстонизаторы понимают, что русских/русскоязычных жителей принудили смириться с дискриминацией (как эстонцев, с рабством остзейского баронства). И никак не добровольно, а потому они, как и эстонцы веками, в душе своей не забывают о несправедливости и мечтают о том, что придёт время, когда они, как и эстонцы, дождутся равноправия.

Также сдаётся, что переформатирование миросозерцания и ментальности русских/русскоязычных только через потребительство не гарантирует полную ассимиляцию, во всяком случае в ближайшей перспективе. Миросозерцание и ментальность местных русских (25% населения страны) так или иначе определяют православие, не стыкующееся с протестантизмом. Русские Эстонии уже в наше время, всё больше отдавая предпочтение материальному, ещё не полностью отказались от духовности в своей жизни, настороженно (историческая память) относятся к Западу, как к символу Зла в противовес тому, что и русские Эстонии считают естественным – если и примирение со Злом, то также и стремление к Добру и справедливости.

Вот почему эстонская этнократия готова во имя полной дерусификации ломать через колено («Бронзовые ночи») такие взрывоопасные проблемы, которые касаются межнационального общения. И для подготовки общественного мнения в русско/русскоязычной среде, призванного одобрить или хотя бы не перечить предстоящему «последнему и решительному бою» националистов-русофобов с «руснёй» – носителей азиатчины и «совковости», власть закрыла глаза на усиление русофобии и в «частном секторе». Но, главное, она мобилизовала СМИ, сообщения которых в последние дни поражают обилием русофобских решений и действий, унижающих национальное достоинство русских людей.    

Приведу лишь несколько заголовков новостей на русофобском портале rus.delfi.ee. Они не требуют комментирования: 

*Специальной комиссии поставлена задача: памятники оккупационной власти нужно снести до конца года,

*ВИДЕО | Член EKRE демонтировал советский памятник в Вяэна-Йыэсуу без разрешения самоуправления,

*Юрист о запрете выдавать гражданам России визы и ВНЖ: это в том числе и давление на эстонских работодателей,

*Захарова о запрете концертов «Руки вверх»: что не так с Эстонией?

*Люди с серым паспортом могут голосовать на местных выборах, но не на выборах в Рийгикогу. Теперь вопрос в том, должны ли они вообще иметь право голосовать на местных выборах,

*Копытин: 100 000 граждан РФ могут быть угрозой безопасности, нужно продумать политику натурализации…

Ради объективности следует признать, что значительная часть эстонцев искренне считает, что всё советское, особенно милитаристского толка чужеродно и неприемлемо по определению. Вопрос не в том, правы они или нет, зомбированы ли идеологически обе стороны, а в реальной и стойкой убеждённости и вере большинства эстонцев в свою историческую правду. Знающий историю Эстонии местный русский обязан это учитывать, даже, если не видит этому оправдания. Справедливости ради многое в истории эстонского народа не может не вызывать сочувствия и понимания, откуда по данным Евробарометра в Эстонии сильна ксенофобия, особенно русофобия.

Но в эстонском политическом бомонде, в котором особенно сегодня засели, мягко выражась, легко манипулируемые политики-любители, первую скрипку играют политики-провокаторы и направляющие их западные «Карабасы-Барабасы». Они-то и запускают на всю Ивановскую русофобскую шарманку – чтобы не было у местных русских понимания причин эстонской русофобии, чтобы на волне межнационального противостояния удержаться во власти, а заодно нагадить России в угоду тем на Западе, кто мечтает об ослаблении, разделе России, её уничтожении.

Диалог в присутствии корабля США

Детскость эстонской политики, вдохновлённой новой войной с памятниками заключается в том, что она выдаёт обслуживание интересов Запада за заботу о своём народе. При этом они преисполнены уверенности в том, что теперь-то Россию удастся сломить. Детскость в том, что не допускается обратное. А, если оно состоится, что будет с Эстонией и эстонским народом?

И потому в примитивном (хуторском) пока воображении о путях развития человечества и в западном угаре русофобии радикальному националисту-русофобу мерещится абсолютное торжество всего эстонского. И дай ему волю, он запретит говорить по-русски, объявит вне закона русские имена и фамилии, национальность, отменит Эстонскую Православную Церковь (Московский Патриархат), превратит в манкуртов местных русских/русскоязычных. Если же события с этническим окрасом станут ещё турбулентнее, то этнократы постараются выжить «чужаков» из Эстонии, если даже не уничтожить, как это уже происходило начиная с лета 1940 года, вплоть до середины 50-годов прошлого века.  

А пока русским/русскоязычным, которые давно уже не надеются на помощь, ни Евросоюза, ни России, надо быть осторожным в сопротивлении и ждать лучших времён. Иначе, их может постичь судьба, о которой высказалась сидящая даже по национальному вопросу на двух стульях центристский евродепутат Яна Тоом. Она всё ещё наивно или лицемерно призывает к диалогу. Он, конечно, важен, но для этого необходимо хотя бы взаимное признание сторон. И ещё одно: с кем договариваться-то русскому жителю в современной Эстонии, когда даже глава государства в обращении к народу  утверждает о неизбежности и незамедлительном сносе нарвского танка-памятника, выступает как Президент только эстонцев, а не всего населения? А слабо было поработать над тем, чтобы сами нарвитяне и русские Эстонии предложили бы такой вариант, который устроил бы и большинство эстонцев? Если же время для этого ещё не пришло, то нечего и огород городить было. 

Яна Тоом предлагает всем предпринять хоть что-то для установления гражданского мира в Эстонии. Например: «Принять страхи друг друга. ОК, ты боишься, что у меня под подушкой коктейль Молотова и я только и жду момента, чтобы бросить его в твое окно, а я в свою очередь боюсь, что где-то в лесах Вяндра выстроен лагерь, куда меня интернируют. Поговорим об этом, но поговорим спокойно и уважительно».

Вот и договорились! Судьбу нарвского танка-памятника даже в случае визита премьер-мирнистра в Нарву определили в одностороннем порядке. И трудно считать случайностью то, что в тот же день, когда правительство заявило о том, что проблему нарвского танка государство решит без мнения нарвитян, в таллинском порту… ошвартовался американский десантный корабль USS Gunston Hall. Разумеется, с миссией мира во всём мире. Точно также, как в 1919 году, когда эстонские коммунистические полки учреждённой в Нарве Эстляндской трудовой коммуны, оказавшись в сорока километарх от Таллина, отступили, в том числе и потому, что на таллинском рейде объявилась английская эскадра. 

Думая о нашем будущем, надо плясать от печки – нашего общего прошлого.  



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

19 февраля 2024

Эстонский президент Алар Карис назвал бои на Украине решающим моментом для поколения. «Это решающий момент для нашего поколения. Если мы не проявим решимости, нас будут считать слабыми. И, как показала история, слабость не ведёт к миру», — написал он в своей колонке для …

7 марта 2023

Президент Эстонии Алар Карис отказался подписать и опубликовать законопроект, в соответствии с которым предлагается сносить «разжигающие вражду» объекты, установленные в общественных местах. Карис заявил, что законопроект направлен в первую очередь на объекты, связанные с деятельностью Советской власти, но сформулирован шире, и в …

6 сентября 2022

/Открытое письмо/ Президенту Эстонской Республики Алару Карису 1 сентября в День знаний в своем напутствии Вы, в частности, заявили: «Когда мы теперь наконец планируем переход на обучение на эстонском языке, то делаем это и для того, чтобы дать этим молодым …


Ваш браузер устарел! Обновите его.