×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/turciya-za-nedelyu/
Новости
29 марта
27 марта
26 марта
20 марта
18 марта
15 марта
14 марта
13 марта
Турция за неделю
12:56 , 19 Октябрь 2021
651
0

Представляем информационный обзор за минувшую неделю эксперта-тюрколога, военного аналитика, председателя региональной общественной организации "Легендарный Севастополь" капитана 2 ранга в отставке Александра Данченко (Севастополь). Мониторинг подготовлен на основе открытых источников.

Внутриполитическая обстановка в Турции остаётся стабильной.  По данным опроса, проведённого в этом месяце частным социологическим агентством MetroPoll, большинство в  53,7 процента избирателей Турции считают, что правящая Партия справедливости и  развития (ПСР) во главе с президентом страны Реджепом Эрдоганом утратит позиции ведущей политической силы по итогам всеобщих выборов в июне 2023 года. Только 37,8% респондентов считают, что ПСР останется у власти, хотя среди избирателей из числа сторонников правящей партии это число составляет 65,8%. Вместе с тем 25,7% избирателей ПСР не ожидают, что их политобъединение останется у власти через два года.

Внутриполитическая обстановка, экономика, вооруженные силы

 — Президент Реджеп Эрдоган в телеобращении по итогам заседания кабмина страны заявил 11 октября, что с начала года властям Турции добровольно сдались 153 террориста РПК, а за последние 5 лет этот показатель перевалил за тысячу человек. Далее глава государства коснулся усилий Турции в борьбе с глобальным изменением климата. Он подчеркнул, что Турция “полна решимости взять на себя ведущую роль в разрешении этого сложнейшего кризиса, с которым столкнулось человечество”. Президент добавил, что для достижения этой цели власти Турции намерены поставить “революцию зеленого развития” в центр всей своей деятельности.

Глава государства призвал все сегменты турецкого общества, от “политических партий до частного сектора и неправительственных организаций, поддержать исторический проект “Зеленое развитие”. Президент Эрдоган сообщил также, что власти страны приняли решение переименовать министерство окружающей среды и градостроительства Турции в министерство по вопросам окружающей среды, градостроительства и изменения климата.

Говоря о планах правительства в сфере экономики он отметил, что власти планируют стимулировать развитие страны “на основе роста инвестиций, производства, экспорта и занятости, постоянно улучшая баланс текущего счета в направлении профицита”.

— Система среднего профессионального образования – важная составляющая усилий по подготовке специалистов средней звена Турции – стимул для развития нашей страны, заявил 11 октября президент Турции Реджеп Эрдоган на церемонии начала реализации проекта 1000 средних специальных образовательных учреждений и 50 научно-исследовательских центров в Анкаре. Президент отметил, что в рамках проекта, нацеленного на развитие системы профобразования в Турции, в инфраструктуру ряда учебных заведений в течение года по государственной линии было инвестировано 1 млрд лир.

Глава государства сообщил, что выпускники лицеев и вузов Турции смогут перепрофилироваться и обучаться в специальных центрах любой новой специальности, что окажет позитивное воздействие на рынок труда. Президент объявил, что учащиеся последних классов Центров специального образования Турции, работающие в качестве подмастерьев, отныне будут получать зарплату в объеме ни третьи, а половины минимальной зарплаты. Эрдоган подчеркнул также, что выпускники всех лицеев Турции обладают одинаковым статусом и правами с точки зрения государства.

— Турецкая строительная компания Dorçe Prefabrik ve İnşaat представила свою продукцию на III Международном саммите по военной радиолокации и безопасности границ, организованном 5-6 октября в Анкаре, сообщило 11 октября агентство «Анадолу». Саммит собрал ведущие институты и организации мировой оборонной промышленности. Как сообщили в Dorçe Prefabrik, компания представила на саммите широкий каталог продукции: контейнеры высокой безопасности для пограничных лагерей, приграничные полевые госпитали, модифицированные контейнеры под стандарты ISO для нужд армии, оснащенные санузлом и предметами быта, ангары для самолетов и др.

Переносные контейнерные модули Dorçe Prefabrik (HTK), которые можно перевозить на вертолетах, легко собираются вручную в любых условиях без помощи каких-либо инструментов или оборудования. С продукцией компании ознакомились государственные лица, высокопоставленные представители оборонпрома, военные атташе различных стран и другие участники саммита. Компания более 40 лет занимается строительством сборных модульных конструкций под ключ, военных городков, ангаров, а также реализует специальные проекты по дизайну для нужд вооруженных сил, сил безопасности, национальных и международных военных организаций.

Производственный центр и головной офис Dorçe Prefabrik находится в Анкаре. Благодаря такому удобному расположению, турецкие вооруженные силы, НАТО, военные атташе и представители зарубежных миссий, технические группы таких компаний, как ASELSAN и Roketsan, имеют возможность регулярно контролировать процесс на всех этапах производства. III Международный саммит по военной радиолокации и безопасности границ позволил компании поделиться международным опытом, ознакомить участников с работами талантливых инженеров и представить свою производственную философию, основанную на современных методах строительства (MMC).

— В последнее время на страницах западных изданий и в соцсетях стали активно циркулировать слухи о пошатнувшемся здоровье президента Турции  Реджепа Эрдогана  и  предположения о  том, что он  не  сможет баллотироваться на выборах главы государства в июне 2023 года. В статье политического обозревателя Стивена Кука в американском журнале Foreign Policy («Внешняя политика») ранее в этом месяце говорилось, что турецкий лидер близок к решению отказаться от идеи выдвижения своей кандидатуры на выборах из-за «ряда недавних инцидентов», которые, по словам автора публикации, указывают на то, что его здоровье могло существенно ухудшиться, написал 11 октября информационно-аналитический портал Al Bawaba (штаб-квартира в иорданском Аммане).

Однако директор Управления по связям с общественностью администрации президента Турции Фахреттин Алтун поспешил опровергнуть подобные «вымыслы», указав, что они носят отчëтливо сфальсифицированный характер. В заявлении, опубликованном в «Твиттере», представитель турецкой администрации утверждал, что «фейковые новости были и остаются проблемой в социальных сетях», и «похоже, что ведущие СМИ теперь тоже страдают от той же проблемы». Алтун при этом добавил, что «то, что даже крупные организации распространяют такую ​​ложь, вызывает глубокое беспокойство».

В своей статье Кук одним из указанных выше «инцидентов» отмечает недавний случай, когда Эрдогану потребовалась помощь его супруги, чтобы преодолеть лестницу в мавзолее Мустафы Кемаля Ататюрка в Анкаре в июле прошлого года. Политобозреватель также ссылался на мнения наблюдателей о растущей «нечëткости в словах» главы Турции.

«Есть признаки того, что он слишком болен, чтобы вообще баллотироваться на второй срок. В последние месяцы появилась серия видеороликов, на которых турецкий лидер выглядел не лучшим образом. Вместе взятые, они поднимают некоторые очевидные вопросы о здоровье Эрдогана. В одном из видео, которое привлекло значительное внимание в июле этого года, президент, кажется, резко бледнеет и невнятно произносит слова во время телевизионного поздравления с праздником членов правящей Партии справедливости и развития», – констатирует Стивен Кук.

В разговоры о физическом и психологическом состоянии 67-летнего Эрдогана ранее «вмешался» и лидер ведущей оппозиционной Народно- республиканской партии Кемаль Кылычдароглу, который задался в этом месяце риторическим вопросом о «душевном благополучии» президента страны. Турецкие СМИ ранее процитировали его слова, адресованные Эрдогану: «Вы всë время повторяете одно и то же, день ото дня. Вы в порядке?».

— Вопреки трудностям, возникшим в цепочке поставок в связи с пандемией коронавируса, быстрое восстановление турецкой экономики, мощный рывок промышленного производства, а также эффективный процесс вакцинации способствовали тому, что многие международные организации и учреждения стали пересматривать свои прогнозы относительно роста ВВП Турции на текущий год в сторону повышения, написало 12 октября агентство «Анадолу». Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в своем сентябрьском промежуточном отчете об экономических перспективах повысила прогнозируемый рост Турции на 2021 год на 2,7 пункта – до 8,4 процента.

Рост турецкой экономики в следующем году прогнозируется на уровне 3,1 процента. Ожидается, что по темпам роста в 2021 году Турция займет первое место среди стран ОЭСР и третье — среди стран «Большой двадцатки» (G20) после Индии и Китая. Свой прогноз по росту экономики Турции на текущий год пересмотрел и Всемирный банк, увеличив ожидания с 5 процентов до 8,5 процента при росте на 3,5 пункта.

Международные рейтинговые агентства также пересмотрели свои прогнозы относительно роста экономики Турции на 2021 год после того, как экономика страны продемонстрировала рекордный рост во втором квартале текущего года. Так, международное рейтинговое агентство Fitch Ratings в своем сентябрьском отчете «Перспективы мировой экономики» повысило прогноз роста экономики Турции на 2021 год с 7,9 до 9,2 процента. В агентстве прогнозируют, что рост экономики Турции в 2023 году составит 4,5 процента после снижения темпов до 3,5 процента в 2022 году.

В свою очередь рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) в отчете, опубликованном 28 сентября, заявило, что данные об экономической активности в Турции лучше, чем предполагалось ранее, а прогноз роста экономики Турции повышен с 6,1 до 8,6 процента. Рост экономики Турции в 2022 году прогнозируется на уровне 3,3 процента. Moody’s улучшило свой прогноз по Турции на 2021 год с 5 до 6 процентов, а на следующий год – с 3,5 до 3,6 процента.

Также свои прогнозы в сторону улучшения пересмотрели и инвестиционные банки. Самый высокий прогноз роста турецкой экономики на 2021 год был дан банком Unicredit – 9,7 процента. Unicredit, увеличивший прогноз роста экономики Турции на 2021 год с 7,5 процента до 9,7 процента, улучшил свой прогноз на 2022 год – с 3,5 процента до 5,5 процента. JPMorgan и Goldman Sachs, один из крупнейших инвестиционных банков США, повысил прогноз роста турецкой экономики на текущий год с 6,8 до 8,4 процента и сохранил прогноз на 2022 год на уровне 3,4 процента. Также повысил свои прогнозы по росту экономики Турции банк Goldman Sachs – с 7,5 до 9,5 процента.

Международный валютный фонд (МВФ) повысил прогноз роста экономики Турции на 2021 год с 5,8 до 9 процентов и сохранил прогноз на 2022 год на уровне 3,3 процента.

Отношения с НАТО

— 12 октября министр обороны Азербайджана Закир Гасанов встретился с начальником Управления партнерства оперативного командования союзных сил НАТО турецким бригадным адмиралом Бюлентом Тураном. Министр обороны подробно проинформировал о работе, проводимой на территориях Азербайджана, освобожденных благодаря победе в отечественной войне, а также поведал о текущей ситуации на армяно-азербайджанской государственной границе.

Выразив удовлетворение текущим состоянием сотрудничества с НАТО и достигнутыми в этой области результатами, Гасанов отметил важность дальнейшего развития сотрудничества. Туран поблагодарил за вклад военнослужащих азербайджанской армии в небоевую миссию «Решительная поддержка» в Афганистане и выразил приверженность дальнейшему расширению существующего военного сотрудничества.

Стороны обменялись мнениями по совместным мероприятиям, проводимым в рамках партнерства с НАТО.

Отношения с ЕС

— Канцлер Германии Ангела Меркель 12 октября заявила, что Турция играет центральную роль в борьбе с нелегальной миграцией в Европейский Союз, сообщила 13 октября турецкая газета Hurriyet Daily News. Ангела Меркель заявила об  этом в Институте исследований национальной безопасности в Иерусалиме, о чём сообщила газета Jüdische Allgemeine. Она заявила: Вы не можете игнорировать Турцию. Турция, член НАТО, играет центральную роль для ЕС в борьбе с нелегальной миграцией в Европу. У Турции большие цели, и у нас в отношениях много разочарований. По ключевым вопросам… Даже если позиции разные, вам всё равно нужно найти прагматические соглашения. Мы должны продолжать разговаривать друг с другом.

Говоря о том, что внешняя политика является сочетанием ценностей и интересов, Меркель отметила:

Здесь важно найти правильный баланс. В Турции находится около 5 млн сирийских беженцев. Президент Турции Реджеп Эрдоган и его Партия справедливости и развития были одними из внешних поджигателей войны в Сирии, начавшейся в 2011 года. Многие сирийцы бежали в Турцию от боевых действий и тяжёлых социально-экономических условий. Афганцы являются второй по численности группой среди мигрантов. Турецкие власти заявляют о 182 000 зарегистрированных и 120 000 нелегальных мигрантов из Афганистана.

Отношения с ООН

— В современном мире масштабы неравенства ширятся. По данным ООН, негативные последствия неравенства ощущают на себе уже более 70 процентов населения планеты, заявил 11 октября министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, обращаясь к участникам конференции стран-членов Движения неприсоединения (ДН) в Белграде. Форум, посвященный 60-летию Движения неприсоединения (ДН), был организован в сербской столице при активном участии действующего председателя организации – Азербайджана.

По словам Чавушоглу, одним из факторов, способствующих углублению неравенства в мире, остается пропасть в технологическом развитии государств. Глава турецкой дипломатии напомнил о призыве Анкары к реформированию структуры Совета безопасности ООН. «Мы неоднократно заявляли, что судьбы мира не могут вершить пять стран-постоянных членов СБ ООН. Необходима новая глобальная система, с более широким охватом и участием стран в структуре СБ ООН», – сказал Чавушоглу.

Глава дипломатии Турции подчеркнул, что политика стран должна отвечать благу всего международного сообщества. «Сегодняшний мир – это не миропорядок 1961 года. Холодная война осталась позади. Вызовы приобрели более запутанный характер. Мы поддерживаем усилия стран Движение неприсоединения, выступающих за более активное участие в системе миропорядка», – сказал Чавушоглу.

Отношения с отдельными странами

— Греция усилит охрану границы с Турцией для предотвращения потока нелегальных мигрантов, который может усилиться после захвата Афганистана «Талибаном» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), сообщило 11 октября агентство Associated Press (AP). «Европа не граничит со странами, в которых идет война. И большинство прибывающих людей не подвергаются риску в последней транзитной стране, так что важно заново определить, как работают миграционная политика и безопасность на границах», – сказал по этому поводу греческий министр по делам миграции Нотис Митаракис. По его словам, всё больше стран ЕС требуют от Еврокомиссии ужесточения мер по сдерживанию миграции.

В рамках этого решения Греция отправит для усиления охраны границы с Турцией еще 250 военных. На данный момент границу охраняют 1,5 тыс. человек. Кроме того, около 800 сотрудников пограничной службы будут дополнительно размещены в приграничных районах.

— Заместитель министра иностранных дел Греции  Милтиадис Варвициотис  обрисовал  «очевидные выгоды» от «более постоянного и более сильного присутствия американских войск в Греции». Об этом он заявил в интервью радиостанции «Параполитика» 11 октября. Варвициотис охарактеризовал углубление присутствия США в важнейших районах Греции, таких как порт Александруполис, как «нечто, что посылает очень сильный сигнал относительно защиты греко-турецких границ». Он также добавил, что «мы движемся к продлению соглашения о партнерстве с США еще на пять лет, а не на ежегодной основе, как это было до сих пор».

Говоря об отношениях с Турцией, замминистра выразил мнение, что в Анкаре недовольны соглашением о партнерстве между Грецией и Францией и решительными шагами Греции в плане вооружений. «Мы сделаем все возможное, чтобы избежать напряженности, но мы не отступим в отношении наших суверенных прав», – пообещал Варвициотис.

Ожидается, что министр иностранных дел Греции Никос Дендиас посетит Вашингтон на следующей неделе, чтобы подписать Второй протокол о внесении поправок в Соглашение о взаимном сотрудничестве в области обороны.

— Анкара более не намерена проявлять терпение в отношении территорий в Сирии, которые являются источником террористических атак против Турции, заявил 11 октября президент Реджеп Эрдоган в телеобращении по итогам заседания кабмина страны. “Последнее нападение на наших полицейских (в зоне операции «Щит Евфрата») и вылазки, нацеленные на наши земли, уже переполнили чашу нашего терпения”, – заявил турецкий лидер.

Накануне в результате ракетного обстрела со стороны террористов PПK/PYD бронетранспортера в зоне проведения операции “Щит Евфрата» на севере Сирии погибли двое сотрудников отряда полиции спецназначения Турции, еще трое спецназовцев получили ранения. По его словам, Турция “полна решимости устранить угрозы, исходящие с севера Сирии, либо вместе с действующими там местными силами, либо собственными средствами”.

— На фоне невыполнения Россией и США своих обязательств по Сирии Турция предпримет все необходимые шаги по устранению угрозы терроризма на сирийской территории, заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу 13 октября на совместной пресс-конференции с никарагуанским коллегой Денисом Монкадой Колиндресом в Анкаре. По его словам, в последнее время на севере Сирии увеличилось число атак террористов YPG/PПK. Террористы подвергли обстрелу даже больницу в Африне, в результате чего погибли дети. 

«Террористы YPG/PПK известны во всем мире, как «убийцы детей и младенцев», – подчеркнул Чавушоглу. Боевики также атаковали сотрудников полиции и военных Турции: 7 октября в зоне операции «Щит Евфрата» погиб турецкий военнослужащий, 10 октября – двое  полицейских», – сказал Чавушоглу. Глава турецкой дипломатии напомнил, что  до  проведения  антитеррористических операций  в Сирии, боевики YPG/PПK обстреливали территорию Турции, в том числе из минометов. «В последнее время мы вновь начали фиксировать подобные обстрелы. Расстояние, с которого обстреливают приграничные районы Турции, – максимум 30 км. И это при том, что после начала операций в Сирии, в том числе «Шита Евфрата», мы достигли определенных договоренностей с США и Россией. Обе страны обязались отвести террористов от границы Турции на 30 км вглубь сирийской территории. Москва обязалась также очистить от террористов сирийские районы Талль-Рыфат и Манбидж. К сожалению, эти обещания не были выполнены», – констатировал он. 

Чавушоглу подчеркнул, что  Россия и США, также несут ответственность за атаки террористов на мирных сирийцев и турецких военных. Они не выполнили своих обещаний, пояснил турецкий министр. На фоне роста атак террористов и невыполнения обязательств по Сирии, Турции остается решить вопрос своими силами, заявил Чавушоглу.

Глава турецкой дипломатии напомнил о соболезнованиях, которые выражает администрация США в связи с гибелью турецких силовиков в Сирии. «США выражают соболезнования в связи с атаками на военных страны-союзника в Сирии. При этом не упоминают о том, что сами вооружают и обучают этих террористов. Заявления американской стороны носят показной характер. Налицо, неискренность», – подчеркнул министр.

— Председатель Национального Собрания Армении Ален Симонян провёл обсудил двусторонние отношения с послом Сирии в Армении Мохаммадом Хадж Ибрагимом, сообщило 12  октября сирийское арабское информационное агентство САНА. Стороны также обсудили деструктивную деятельность Турции в регионе, в частности в сирийской провинции Хасеке, где Анкара стремится изменить этнический состав населения. В ходе переговоров обе стороны подчеркнули важность обмена визитами между парламентскими делегациями двух стран.

Мохаммад Хадж Ибрагим рассказал своему армянскому коллеге о борьбе Сирии с терроризмом. Ален Симонян со своей стороны заявил, что Сирия важна для Армении, так как она стала убежищем для армян во время геноцида в Османской империи в 1914-1923 годы. Также председатель Национального собрания Армении высоко оценил роль сирийских армян, проживающих в Республике Армения.

Сирия установила дипломатические отношения и с Арменией и с Азербайджаном в 1992 году. Сирия официально признавала и признаёт Нагорный Карабах территорией Азербайджана. 17 июня 2009 года президент Сирии Башар Асад заявил, что его страна выступает против обострения нагорно-карабахского конфликта и готова внести вклад в нормализацию отношений между Арменией и Турцией, так как Сирия имеет тесные связи с обеими странами. В октябре 2020 года президент Сирии назвал президента Турции  Реджепа Эрдогана  подстрекателем и  инициатором второй карабахской войны.

— Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу провел 11 октября встречу с главой МИД Азербайджана Джейхуном Байрамовым. Главы дипломатий встретились на полях юбилейного форума Движения неприсоединения в Белграде «Провел встречу с моим братом, министром иностранных дел Азербайджана Джейхуном Байрамовым. На сей раз в Белграде. Обсудили двусторонние отношения и подготовку к запланированному на 12 ноября в Стамбуле саммиту Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркского совета)», – написал Чавушоглу в Twitter.

Страны-члены Тюркского Совета – Турция, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан. Туркменистан пока еще не является членом структуры. Венгрия имеет статус страны-наблюдателя.

— Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили совершил рабочий визит в Ереван. Этот визит не анонсировался, что вызвало повышенное внимание экспертов. Тем более, что в начале сентября с таким же рабочим визитом в Грузии побывал премьер-министр Армении Никол Пашинян. Понятно, что интенсивные контакты на высоком уровне между Ереваном и Тбилиси не случайны, а ведущийся в активном режиме политический диалог имеет предметный характер и не ограничивается только обсуждением двухсторонних отношений и региональной ситуации, написал 11 октября обозреватель ИА REGNUM.

Ранее после визита Пашиняна в Грузию появилось громкое заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что Гарибашвили направил ему по закрытым каналам предложение армянского премьера о встрече. Тем самым турецкий лидер, по сути, торпедировал эту инициативу, выставляя перед Ереваном условие об открытии транспортного коридора из Азербайджана в Нахичеванскую Автономную Республику. После этого стало казаться, что ресурсы посреднических усилий Тбилиси исчерпаны. Но Гарибашвили решил не выходить из «большой игры» и возобновить посреднический диалог. Судя по всему, именно этот вопрос стал центральным в его диалоге в Ереване с Пашиняном. Любопытно и то, что армянская сторона, комментируя переговоры, главный упор сделала на вопросах двустороннего сотрудничества, тогда как сам Гарибашвили в своем Twitter сообщил, что на встрече с армянским коллегой он «обсуждал новую мирную инициативу и готовность Грузии к активному посредничеству во имя мира и больших возможностей для развития в регионе».

Речь идет о «Мирной инициативе добрососедства на Южном Кавказе», с которой грузинский премьер выступил в ООН. Правда, в этом документе не указывается, какие страны, кроме закавказских, могут быть приглашены на первую встречу в Тбилиси. Используется расплывчатый термин «международные партнеры». Грузинские эксперты указывают, что в проекте Гарибашвили не упоминается Россия и под вопросом оказывается Иран. Поэтому складывается впечатление, что премьер вроде бы начал контригру против актуализированного в Москве геополитического проекта «3+3» (Россия – Турция – Иран и Азербайджан – Армения – Грузия). Но он также наверняка понимает, что в сложившейся ситуации Ереван вряд ли вступит в какой-либо антироссийский альянс. Тем не менее, есть важные «тонкие» нюансы».

Дело в том, что Гарибашвили оказался в Ереване накануне визита Пашиняна в Москву и его предстоящих переговоров с президентом России Владимиром Путиным. Можно предполагать, что Тбилиси через Ереван пытается передать какое-то предложение Кремлю. На такие размышления наводит то, что в Грузии активно обсуждали переговорный формат «3+3». В этой связи грузинский министр иностранных дел Давид Залкалиани первоначально заявил, что, несмотря на сложности в отношениях с Россией, «в столь крупных геополитических проектах Грузия должна быть представлена хоть в какой-то форме». Но потом его «поправили». Департамент стратегических коммуникаций МИД уточнил, что «Тбилиси не рассматривает участие в так называемом формате «3+3» вместе с Россией». Такая колеблющаяся позиция Тбилиси очень показательна.

С другой стороны, не исключено, что Гарибашвили передал послание Пашиняну от Эрдогана. Члены турецкого правительства «неожиданно» стали говорить о готовности к нормализации отношений с Арменией, не выставляя каких-либо условий. Так что если выстраивать определенные события в хронологическую и логическую цепочку, то надо признать, что разговор Гарибашвили с Пашиняном в Ереване мог быть очень насыщенным, демонстрирующим заметную активность Грузии в региональной политике, хотя инициативы Тбилиси вряд ли окажутся успешными. «У нас нет иллюзий, что мы обладаем ресурсом, позволяющим Грузии стать медиатором по политическим темам, – говорил по этому поводу Залкалиани. – Однако есть возможность стать медиатором в вопросах экономического взаимодействия, партнерами в малом и среднем бизнесе, гуманитарного сотрудничества. К этому мы готовы, и эту готовность озвучили как в Баку, так и Ереване».

Но и экономических ресурсов для взаимодействия сегодня у Грузии ничуть не больше, чем политических. В то же время, отмечает британский политолог, директор кавказской программы в лондонском центре Conciliation Resources Лоуренс Броерс, в Закавказье «все стало приходить в лихорадочное движение, так как там почувствовали падение влияния западных и международных организаций и начало острого соперничества со стороны внешних региональных игроков – Турции и Ирана». Что же касается закавказских стран, то они опасаются «игры в одни ворота». Хотя и для такой политики возможности сужаются и говорить о какой-либо коллаборации в контексте Закавказья крайне сложно.

— Армянские эксперты видят в последних процессах на Южном Кавказе энергетическую подоплëку. Сюникская область, оказавшаяся после войны в Карабахе осенью 2020 года на стыке границ Армении, Ирана и Азербайджана, в центре обсуждений о возобновлении экономических связей и торговых коммуникаций в регионе, рассматривается в качестве одного из «ключей» понимания действий Ирана на энергетической карте Евразии.

По  мнению политолога  Степана Даниеляна, которым он поделился 12 октября на своей странице в Facebook, «кто владеет Сюником, сыграет большую роль в вопросе поставок иранского газа на внешние рынки». Иран не может свободно продавать свои запасы газа и нефти в связи с санкциями США. Одним из выходов для него может стать транзитная роль в поставках туркменского голубого топлива в западном направлении. Другой путь туркменского газа может проходить через Азербайджан и даже Армению, но в этом случае Тегеран будет вне игры, отмечает аналитик.

 «Иран не может выйти к Средиземному морю через Сирию. Остаëтся черноморский вариант, который Европа пытается продвигать, но это не в интересах России. Если иранский газ будет продаваться в Европу через Турцию, она станет мощным фактором, который никому не выгоден с учëтом геополитических амбиций Анкары. В этом отношении Россия оказалась перед вызовом (с точки зрения сохранения своего доминирующего положения в вопросе поставок газа в Европу). Россия предоставила Турции роль в энергетической сфере – газопровод („Турецкий поток“), атомную электростанцию, но у Анкары аппетит гораздо больший», – констатирует Даниелян.

— На Южном Кавказе сложилась ситуация, когда Баку и Анкара вкладывают, в том числе и значительную часть своего военного капитала, в получение «Туранского коридора» (в Баку его называют «Зангезурским»), однако могут не только не достичь поставленной цели, но и оказаться в геополитическом тупике. Об этом пишет на своей странице в Facebook заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета (ЕГУ) один из ведущих армянских иранистов Вардан Восканян, сообщил 13 октября информационно-аналитический портал VERELQ (Армения).

Очевидно, что «Туранский коридор» беспокоит не только Иран, но и Индию, поэтому, как минимум, эти две региональные сверхдержавы сделают всë для того, чтобы такие крупные геополитические и экономические программы, как иранская «Персидский залив – Чëрное море» и индийская «Север – Юг», были реализованы через территорию Армении, о чем уже были и официальные заявления, констатирует востоковед.

«Таким образом, раз и навсегда срывается идея „Туранского коридора“. Реализовав вышеупомянутые программы, Армения может не только значительно улучшить свое геополитическое положение в регионе, но и оставить враждебные режимы Баку и Анкары в расставленной ими же ловушке. Вот почему каждый участок Сюникской области Армении так важен. А на отрезке дороги Горис – Капан бакинский диктатор (имеется в виду президент Азербайджана Ильхам Алиев) сейчас создаëт проблемы, чтобы помешать Ирану и Индии реализовать указанные проекты», – полагает Варданян.

Однако, продолжает он, «в нашем регионе ещë нет ничего окончательного».

«А с боязливыми и пораженческими подходами мы только поддерживаем врага, который, как бы это ни казалось парадоксальным, даже лучше нас понимает, какие возможности есть у Армении для восстановления, поэтому и старается зафиксировать сложившуюся (после войны в Карабахе осенью 2020 года) ситуацию как можно скорее», – подытожил эксперт.

Напомним, по версии азербайджанских официальных лиц, сквозное транспортное сообщение между «материковым» Азербайджаном и его нахичеванским анклавом через армянскую Сюникскую область должно быть обеспечено по примеру Лачинского коридора, который связывает Армению с Нагорным Карабахом и вдоль которого в настоящее время размещены российские миротворцы. Между тем Ереван указывает, что в трёхсторонних заявлениях лидеров России, Азербайджана и  Армении от  9 ноября 2020 года и  11 января 2021 года нет упоминания «Зангезурского коридора», в отличие от фиксации нынешнего статуса Лачинского коридора.

Президент России Владимир Путин, президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении  Никол Пашинян  9  ноября подписали совместное заявление о полном прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе, начавшихся 27 сентября 2020 года и продлившихся 44 дня. В регионе конфликта размещены российские миротворцы. после переговоров лидеров России, Азербайджана и Армении в Москве было принято новое совместное заявление и объявлено о создании рабочей группы под руководством вице-премьеров трёх стран.

— Иран заявил, что у него есть документы, подтверждающие переброску террористических групп в Азербайджан во время 44-дневной войны в Карабахе осенью 2020 года. «Иран получил (аудиофайлы) их разговоров и держит их в поле зрения разведывательных служб», – отметил 12 октября официальный представитель министерства иностранных дел Ирана Саид Хатибзаде в интервью Национальному радио Ирана. «Мы указали азербайджанской стороне на неприемлемость подобных действий, и их высокопоставленные чиновники пообещали ответить на нашу озабоченность. Наши отношения с Азербайджанской Республикой очень сердечные, добрые и многосторонние, и визиты официальных лиц обеих сторон продолжаются», – рассказал споуксмен внешнеполитического ведомства Исламской Республики.

Представитель МИД ИРИ обратил внимание, что «в регионе есть третьи группы, которые не хотят, чтобы Иран и Азербайджан имели дружеские отношения». «Соответственно, они публикуют ложные новости и пытаются нажиться на настроениях людей обеих стран для достижения своих собственных целей», – добавил Саид Хатибзаде.

Далее собеседник Национального радио Ирана подчеркнул, что война была «не лучшим способом» восстановления прав Азербайджана в Карабахе и Тегеран всегда подчёркивал необходимость установления дипломатических отношений между Баку и Ереваном.

Представители дипломатического корпуса и военного командования Ирана, помимо израильского, указывают и на присутствие на азербайджанской территории, примыкающей к северным границам ИРИ, различных террористических элементов – боевиков, переброшенных Турцией из Сирии в регион во время войны в Карабахе осенью 2020 года. Президент Азербайджана Ильхам Алиев ранее отверг обвинения Ирана по поводу израильского присутствия на территории крупнейшей закавказской республики, потребовав от Тегерана соответствующих доказательств.

— Благодаря подписанию между Турцией, Азербайджаном и Грузией трехстороннего министерского протокола, направленного на улучшение грузоперевозок по железной дороге Баку – Тбилиси – Карс, совместными усилиями будут устранены структурные препятствия для использования потенциала железнодорожной линии. Протокол подписали министр транспорта и инфраструктуры Турции Адиль Караисмайлоглу, министр транспорта, связи и высоких технологий Азербайджана Рашад Набиев и министр экономики и устойчивого развития Грузии Натела Турнава в рамках 12-го заседания Совета по транспорту и коммуникациям, организованного министерством транспорта и инфраструктуры Турции.

Подписанный протокол подразумевает сотрудничество Турции, Азербайджана и Грузии в этом вопросе. В рамках протокола стороны обязались приложить максимум усилий для соблюдения сроков транзита, опубликованных международной ассоциацией «Транскаспийский международный транспортный маршрут» (ТМТМ). Будут предприняты необходимые меры для того, чтобы использовать потенциал линии БТК в полной мере, обеспечены стимулирующие мероприятия, упрощены административные процедуры и урегулированы вопросы, связанные с транспортными операциями.

Министр Караисмаилоглу рассказал 13 октября агентству «Анадолу», что в рамках заседания министров были затронуты вопросы более эффективного использования БТК, его превращения в предпочтительный маршрут и дальнейшие шаги. По итогам встречи был подписан протокол, результаты которого не заставят себя ждать, сказал министр. «Этот маршрут вносит непосредственный вклад в экономику стран региона. Если объем грузоперевозок увеличится, маршрут выйдет на новый уровень и сможет конкурировать с другими транспортными коридорами. Устранение возникающих проблем сделает Срединный коридор предпочтительным маршрутом. Мы считаем проведенную встречу очень важной для повышения эффективности Срединного коридора», – сказал он.

— Армения должна как можно скорей предоставить Азербайджану карты минных полей на территориях, которые в ходе войны в Нагорном Карабахе перешли под контроль Баку. Об этом агентству Report (Азербайджан) 13 октября заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. «Армения должна в самые кратчайшие сроки передать Азербайджану все карты установленных на этих территориях мин. Ведь территории должны быть очищены от мин, чтобы люди не теряли жизни в родных краях», – сказал глава турецкого МИД.

Он добавил, что Турция поможет Азербайджану восстановить инфраструктуру на территориях, которые пострадали в ходе войны. Карты минных полей нужны, чтобы ускорить этот процесс. По данным Анкары, Армения ранее передала только часть имеющихся карт. В июне Ереван передал Баку карты минных полей в обмен на 15 военнопленных. В настоящее время в Азербайджане 16 армянских военнопленных осуждены на шесть лет лишения свободы.

— В Кремле состоялись встреча и переговоры президента России Владимира Путина и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. С точки зрения дипломатической практики это был рабочий визит Пашиняна в Москву, который в своей вступительной речи специально отметил, что прибыл по приглашению Путина, и подчеркнул, что «это уже их четвертая встреча в текущем году».

Опять-таки с точки зрения дипломатической практики рабочие визиты одного главы государства к другому совершаются по мере необходимости и всегда носят целевые назначения, написал 13 октября обозреватель ИА REGNUM. «Мы с вами в постоянном контакте находимся по телефону, конечно, личные встречи всегда продуктивно проходят для достижения нужного результата, – отметил в своей вступительной речи Путин. – Надеюсь, что так будет и на этот раз. Мы поговорим в формальной и не в формальной обстановке, пообедаем вместе, обсудим текущие дела, поговорим о перспективах». Теперь о целях встречи. В анонсе Кремля указывалось, что переговоры посвящены реализации договоренностей 9 ноября 2020 года лидеров России, Азербайджана и Армении по Нагорному Карабаху, а также «дальнейшим шагам по углублению стабильности и налаживанию связей в регионе». Путин перед началом общения с Пашиняном в Москве добавил: «Скоро у нас саммит СНГ. Мне тоже хотелось бы с вами сверить часы по этому направлению. Ну и, разумеется, по основным вопросам нашего взаимодействия, в том числе в урегулировании в регионе на сегодняшний день, да и в долгосрочной перспективе».

Как видим, в этой части открытого диалога российский президент воздержался от каких-либо политических оценок ситуации, относя их к закрытой части переговоров. Пашинян избрал иную тактику. «Очень важно, чтобы союзники часто встречались, поговорили. К сожалению, в нашем регионе пока что нельзя говорить о полной стабилизации ситуации, – отметил армянский премьер. – Нагорно-карабахский конфликт остается нерешенным. И понятно, что в решении конфликта и вообще в обеспечении безопасности в нашем регионе Россия играет ключевую роль, которая является сопредседателем Минской группы ОБСЕ». Так, на наш взгляд, именно в доступной всем открытой части переговоров Пашинян вводил в контекст диалога конкретную тему, посылая соответствующий «сигнал» Баку и политической аудитории в Армении, где с повышенным интересом наблюдают за российско-армянским диалогом на высшем уровне.

Последняя встреча Пашиняна с Путиным состоялась 7 июля нынешнего года в Москве, на ней также обсуждалась ситуация в регионе после завершения второй карабахской войны. Но прорыва в армяно-азербайджанских отношениях не произошло, а на некоторых направлениях ситуация вообще стала деградировать. Баку вместо того, чтобы используя «мягкую силу», начать разговаривать с Ереваном о нормализации отношений после войны, решил выжать максимум из «эффекта победы» и обострил проблему демаркации границ между двумя государствами. Но вместо ожидаемых политических преференций на армянском направлении он получил проблемы с соседним Ираном. И все идет к тому, что прописанные в мирном соглашении от 9 ноября 2020 года позиции по разблокированию региональных коммуникационных коридоров, включая и другие инфраструктурные проекты в Закавказье, так или иначе придется решать с учетом уже и интересов Тегерана. Это тот самый фактор, который совместно «проспали» Азербайджан, Турция и Россия.

Теперь Москва решила поддержать идею создания нового формата переговоров – «3+3» (Россия, Иран, Турция; Армения, Грузия, Азербайджан). Тбилиси уже высказался против своего участия в этом проекте. Ереван размышляет, взвешивает все «за» и «против», понимая, что новый формат в случае его появления может выдавить Минскую группу ОБСЕ из карабахского урегулирования. Так что напоминание Пашиняна о том, что Россия является одной из стран – сопредседателей МГ ОБСЕ, носит неслучайный характер. Армения обеспокоена. Поиску путей деэскалации был посвящена визит в Москву спикера парламента Алена Симоняна, готовится встреча и духовных лидеров Азербайджана и Армении – католикоса всех армян Гарегина II и председателя управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде при посредничестве патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В подобных условиях наверняка диалог в Москве между Путиным и Пашиняном должен был быть насыщенным, так как центр дестабилизирующих процессов начинает перемещаться с Ближнего Востока в сторону Закавказья, но проблематика карабахского урегулирования перемещается на геополитическую периферию.

Это не устраивает, конечно, Армению, которая пытается сдвинуть в нужном для себя направлении стремительно развивающиеся события в регионе. России также придется принимать новые решения и, возможно, Путин в ходе встречи с Пашиняном что-то обсуждал на эту тему. Но, как бы то ни было, московские переговоры позволят сторонам четче сформулировать свою позицию и вернуться хотя бы на данном этапе к воссозданию давшего трещины консенсуса в регионе, который сложился после 44-дневной войны в Нагорном Карабахе. Тут главное вновь не пропустить момент, когда в Закавказье вырастет поляризация интересов, а государства региона начнут выбирать новые геополитические ориентиры. Кстати, в Ереван прибыл глава МИД Индии Субраманьям Джайшанкар.

До этих пор и на протяжении десятилетий резкие движения сверхдержав в таком масштабе наблюдались лишь на Ближнем Востоке. Теперь, возможно, и Еревану, да и не только ему одному предстоит решить сложнейшее геополитическое уравнение с огромным числом неизвестных.

— Скорейшее обеспечение безопасности и стабильности в Афганистане критически важно не только для региона, но и всего мира. Мировое сообщество должно проявить солидарность с афганским народом, заявил президент Турции Реджеп Эрдоган, обращаясь 12 октября к участникам чрезвычайного саммита «Большой двадцатки» (G20) по ситуации в Афганистане. Турецкий лидер обратился к участникам саммита, организованного в формате видеоконференции, из стамбульской резиденции «Вахдеттин».

Президент Турции подчеркнул, что международное сообщество не вправе отворачиваться от Афганистана, бросив афганский народ на произвол судьбы. Президент подчеркнул, что каналы диалога с Афганистаном должны оставаться открытыми. «Необходимо набраться стратегического терпения и придерживаться поэтапного подхода, что позволит направить «Талибан» к формированию системы власти, отвечающей чаяниям всех слоев общества», – уверен Эрдоган. В данной связи Эрдоган предложил сформировать под эгидой G20 рабочую группу по Афганистану. При этом Анкара готова возглавить новую группу.

Турецкий лидер отметил, что процессы в Афганистане имеют не только политическую и гуманитарную призму, но также экономический и финансовый аспекты. Эрдоган напомнил, что афганский народ на протяжении 40 лет противостоит нестабильности, конфликтам и проявлениям терроризма. Турецкий лидер привлек внимание к негативным последствиям хаоса и дестабилизации в Афганистане. «В Турции на сегодняшний день находятся около 5 млн иностранцев, в том числе 3,6 млн сирийских беженцев. Мы не сможем осилить новое бремя миграции. Волна беженцев, которая хлынет к границам Турции с юга и востока, однозначно скажется на странах Европы», – предупредил президент.

Участники саммита, инициированного Италией, обсуждают механизмы, которые позволят предотвратить гуманитарную катастрофу в Афганистане и не дадут ей превратиться в очаг международного терроризма на фоне кризиса, который возник после ухода американских военных. Накануне саммита G20 генеральный секретарь ООН заявил, что международное сообщество слишком медленно реагирует на ситуацию в Афганистане. Антониу Гутерриш призвал оказать стране экономическую помощь. Генсек ООН также призвал лидеров «Талибана» выполнять обещания в отношении афганских женщин и не нарушать их права.

— В 2019-2020 годах руководство Турции выступило с рядом внешнеполитических и военных инициатив. Помимо победы Азербайджана над Арменией в Карабахе, благодаря военной поддержке Анкарой Баку, эти инициативы мало что принесли, говорится в  статье  бывшего представителя ЕС в Турции (2006-2011 гг.), ныне эксперта аналитического центра Carnegie Europe Марка Пиерини, опубликованной накануне, 12 октября. Вместо этого  – от своей деятельности в Восточном Средиземноморье и Ливии до тупика в сирийской провинции Идлиб и попыток вытеснить отчаявшихся беженцев через греческую границу – Анкара оказалась в дипломатической изоляции. Причëм ещë более выраженной, чем когда-либо прежде, в течение девятнадцатилетнего правления Партии справедливости и развития (ПСР), отмечает бывший дипломат.

«Дома экономика разваливается в клочья, судебная система политизирована, а руководство Турции всë больше дистанцируется от Соединённых Штатов, Европейского союза и Совета Европы по вопросам верховенства закона. В довершение ко всему ракетные системы С-400 российского производства стали яблоком раздора с НАТО и США», – констатирует Марк Пиерини.

Комментарии относительно указанных проблем Турции имеются в большом количестве. Некоторые наблюдатели в самой Турции отважились дать простое объяснение этому многомерному хаосу: они говорят о «конце эпохи» и явном переходе к государственному устройству после Реджепа Эрдогана по итогам следующих выборов 2023 года.

«Вот несколько иная точка зрения: будущее Турции зависит от еë политических партий и еë избирателей. Принятие желаемого за действительное может и не очень помочь, но демократической устойчивости может оказаться достаточно, если оппозиционные силы будут вести себя рационально и граждане явятся (к избирательным урнам на следующих выборах) в большом количестве», – пишет эксперт. По его мнению, если оставить в стороне споры о том, что «конец эпохи» или нечто похожее после следующего раунда выборов всë же произойдёт, то новому руководству Турции придëтся реформировать четыре основных элемента: политическую архитектуру, систему правосудия, экономику и сферу обороны.

Даже если нынешнее правительство президента Эрдогана останется у власти через два года, оно всë равно столкнётся с теми же проблемами, полагает автор публикации. В совокупности будущее Турции обременено неопределённостями и противоречиями. Политические дебаты перед выборами будут беспрецедентными по своей ожесточённости. Впервые с 2002 года, когда ПСР Эрдогана пришла к власти, бремя ответственности ляжет на все политические партии и избирателей страны, заключает Марк Пиерини. 

— С октября европейская нитка «Турецкого потока» работает более чем на 90% проектной мощности, и этой зимой ее может не хватить, чтобы удовлетворить спрос на российский газ в Румынии. В стране надеются, что «Газпром» дополнительно подаст газ через Украину.

Румынские трейдеры опасаются, что этой зимой страна может столкнуться с дефицитом газа, если «Газпром» не возобновит поставки по Трансбалканскому газопроводу – через Украину. «В обычные дни спрос на газ будет находиться в районе 58-60 млн кубометров в сутки. Часть объемов дадут собственная добыча и хранилище, а остальное составит импорт из России и через Венгрию», – рассказал агентству ICIS – крупнейшей аналитической компании на мировом химическом рынке – один из трейдеров. По его предположению, в дни пикового спроса потребление может вырасти еще на 10-15 млн кубометров. «В такой ситуации все становится неопределенным, мы не знаем, откуда придут дополнительные объемы», – сказал собеседник агентства. По его данным, шансы нарастить поставки через «Турецкий поток» минимальны, так как он полностью законтрактован Балканами и Венгрией.

Слова трейдера отчасти подтверждают данные платформы операторов ГТС ЕС (ENTSOG). Так, с начала января европейская нитка «Турецкого потока» загружена в среднем на 74%, однако в октябре, когда на газопровод перевели большую часть поставок в Венгрию, использование мощности выросло выше 90% – до 39 млн кубометров в сутки. Проектная мощность позволяет нарастить поставки еще на 4 млн кубометров. Однако неизвестно, насколько может вырасти спрос у других потребителей «Турецкого потока» – в Болгарии, Греции, Македонии, Венгрии и Хорватии.

Теоретически в Румынию через Болгарию могли бы подавать и газ из турецкой нитки газопровода, мощности позволяют. Но в Турции в этом году значительно вырос спрос на газ и прошлой зимой «Турецкий поток» и «Голубой поток» использовали на полную мощность. Еще вариант – по примеру «Северного потока» поставки могут нарастить сверх проектных мощностей, однако украинский транзит может все-таки понадобиться. Его в Румынию остановили с апреля, так как «Газпрому» необходимо оптимизировать поставки через Украину – в рамках законтрактованных мощностей больше поставлять в страны Западной Европы. В октябре компания выбирает лишь 77% законтрактованного транзита, так как из-за рекордных цен в Европе снижается спрос на газ. Однако с приходом зимы и холодов он, вероятно, будет восстанавливаться.

Если в Европе будет холодная зима, то импорт газа необходимо нарастить на 5-10% от максимумов последних лет. Такой прогноз на отопительный сезон сделала Европейская сеть операторов газотранспортных систем (ENTSOG). Ее аналитики прогнозируют, что покрыть дефицит смогут только поставщики СПГ и Россия.

Тем временем Румыния в этом году и так рекордно нарастила закупки российского газа. Если в прошлом году она импортировала 962 млн кубометров, то к 14 октября – 2 млрд кубометров. При этом страна уже сейчас получает из «Турецкого потока» больше, чем зимой через Украину. В январе и феврале суточные поставки достигали 6,4 млн кубометров, а в октябре из «Турецкого потока» через Болгарию их средние показатели находятся на уровне более 7 млн кубометров.

Большую часть газа Румыния добывает внутри страны, однако производство падает из-за истощения месторождений и в прошлом году Romgaz и OMV Petrom снизили добычу на 1 млрд кубометров.

К концу этого года компания Black Sea Oil & Gas, которая принадлежит американскому инвестфонду Carlyle Group, планировала запустить месторождения «Анна» и «Дойна» мощностью 1 млрд кубометров в год в Черном море. Однако в ноябре планируют начать только бурение эксплуатационных скважин и пуск газа может затянуться до второй половины зимы.

— В российских экспертных сообществах бытует мнение, что вероятное задействование генштабом ВСУ и командованием Воздушных сил Украины на Донбассе турецких БПЛА Bayraktar TB2 не способно изменить расклад в пользу украинской армии, написал 12 октября обозреватель EADaily. Некоторые горе-эксперты даже утверждают, что для противодействия дронам будет вполне достаточно штатных ручных и самоходных комплексов радиоэлектронного противодействия, прикрывающих, в частности, базу российских ВКС Хмеймим в Сирии.

Другие же блогеры-аналитики фокусируют внимание аудитории на ограниченных боекомплектах и боевой нагрузке «Байрактаров», которые представлены лишь четырьмя узлами подвески, обеспечивающими размещение малоразмерных противотанковых/многоцелевых управляемых авиабомб MAM-L и MAM-C, а также противотанковых ракет UMTAS с суммарной боевой (полезной) нагрузкой порядка 95 кг. В соответствии с их мнением, подобный арсенал является весьма скудным и по уровню поражения атакуемых объектов эквивалентен лишь паре-тройке 220-мм неуправляемых реактивных снарядов типа 9М27Ф РСЗО «Ураган», либо аналогичному количеству 152-мм осколочно-фугасных артиллерийских снарядов ЗВОФ96 для САУ 2С19М2 «Мста-С», что якобы не предоставит «Байрактарам» возможности кардинального изменения оперативно-тактической ситуации на Донбасском ТВД.

aa.com.tr

Малоразмерные высокоточные управляемые авиабомбы MAM-L и MAM-C оснащены полуактивными лазерными ГСН.

Вышеуказанная точка зрения не только не соответствует реальному положению, но и способна вывести из состояния равновесия любого более-менее компетентного военного эксперта, хотя бы поверхностно осведомлённого о лётно-технических характеристиках и тактико-технических параметрах и принципах функционирования системы управления (включая терминалы обмена данными с пунктами боевого управления) БПЛА Bayraktar TB2. В частности, для подавления аналоговых радиокомандной системы управления и терминалов обмена данными кустарных дронов-«камикадзе», состоящих на вооружении военизированного формирования «Хайят Тахрир аш-Шам» (организация, запрещенная в России), достаточно применения классических отечественных электромагнитных ружей семейств REX 1 и «Пищаль-ПРО», а также более высокоэнергетических ЭМИ-пушек «Солярис-Н» и СЕРП.

Помимо задействования весьма ограниченного L-диапазона дециметровых волн от 1 до 2 ГГц (включая также поддиапазоны L½/5 радионавигационной системы GPS с частотами 1575,42, 1227,6 и 1176,45 МГц), установленные на кустарных БПЛА модули управления и обмена данными располагают весьма посредственными антенными устройствами со всеракурсной диаграммой направленности (ДНА). Подобные всенаправленные антенны обладают крайне низким уровнем помехозащищённости приёмных трактов даже от простых ручных средств РЭБ (включая вышеперечисленные электромагнитные ружья и пушки).

Что же касается радиокомандных блоков управления и телеметрии, интегрированных в бортовое радиоэлектронное оборудование ударно-разведывательных дронов Bayraktar TB2, то они могут похвастаться куда более совершенными алгоритмами функционирования. Так, данные блоки используют куда более стабильные цифровые радиоканалы обмена данными, защищаемые от средств радиоэлектронной разведки противника режимом псевдослучайной перестройки рабочей частоты. Их помехозащищённость, в случае задействования подразделениями ВКС России мощных многодиапазонных комплексов РЭБ типов «Красуха-2О/4», может обеспечиваться двумя методами. Во-первых, посредством программно-аппаратной интеграции в приёмные тракты специализированных модулей с кодом Рида-Соломона для восстановления поврежденных помехами пакетов данных. Во-вторых, благодаря оснащению узконаправленными антенными модулями на базе активных/пассивных ФАР с диаграммой направленности (включая боковые лепестки) не более 1-1,5 градусов, что способно в разы нивелировать помеховое воздействие даже со стороны мощных средств РЭБ.

Вывод: для должного противодействия «Байрактарам» армейские корпуса Народной милиции Луганской и Донецкой народных республик должны располагать либо современными сверхвысокочастотными ЭМИ-генераторами типа «Ранец-Е», способными выводить из строя радиоэлектронную элементную базу БПЛА линейки «Байрактар» на удалении до 35-50 км, либо зенитно-ракетными комплексами «Тор-М2У» и ЗРПК «Панцирь-С1/СМ» с высотными рубежами перехватываемых целей 10 и 15 км соответственно. На данный момент республиканские корпуса данными комплексами не располагают. Состоящие же на их вооружении ЗРСК «Стрела-10М3» и «Оса-АК/АКМ» обладают высотными лимитами поражаемых целей порядка 3500 и 5000 м соответственно, в то время как штатная рабочая высота оперирования ударно-разведывательных дронов Bayraktar TB2 составляет 6500 -7500 м (вне высотной зоны досягаемости «Стрел» и «Ос»).

Нельзя не упомянуть и о потенциале боекомплектов «Байрактаров». Невзирая на миниатюрные (в сравнении с тяжелыми тактическими ракетами типа Х-29Л/Т, Х-38МТЭ/МАЭ) массо-габаритные параметры, турецкие 70- и 160-мм управляемые боеприпасы MAM-С и MAM-L c 2,5- и 10-килограммовыми осколочно-фугасными и бронебойно-зажигательными БЧ способны с точностью до 1,5 м поражать основные боевые танки Т-64БВ и Т-72А/АВ/Б танковых бригад ЛДНР, «проламывая» и «прожигая» наиболее уязвимые верхние бронелисты башен и корпусов с габаритами менее 250 и 70 мм. При этом, узлы подвески каждого Bayraktar TB2 могут разместить четыре 22,5-килограммовые УАБ MAM-L и порядка 12-14 малоразмерных 6,5-килограммовых спецбоеприпасов MAM-C на специализированных многоузловых модульных пилонах.

И авиапарк подобных «Байрактаров» в распоряжении командования ВСУ уже в следующем году расширится до 18-24 единиц, не говоря уже о грядущем заключении между Минобороны Украины и турецкой компанией Baykar Makina контракта на поставку украинским формированиям более тяжелых ударно-разведывательных машин Bayraktar Akinci с боевой нагрузкой 1350 кг. Совсем нетрудно предположить, какими последствиями для Донецка и Луганска чревато появление подобных ударно-разведывательных «инструментов» в руках у Киева.

twimg.com

Номенклатуры ракетно-бомбового вооружения и модулей БРЭО перспективного БПЛА Baraktar Akinci.

 Отношения с США

— Информацию о том, что Турция якобы обратилась к Вашингтону с просьбой закупить 40 американских истребителей F-16, не подтверждает и не комментирует госдепартамент США, заявил глава пресс-службы ведомства Нед Прайс 12 октября в ходе брифинга. Он также не стал подтверждать сообщения о запросе Анкары провести модернизацию около 80 таких самолетов, которые стоят на вооружении турецких военно-воздушных сил. Прайс отметил, что госдеп пока не может говорить об указанных сведениях, пока о продаже официально не будет уведомлен конгресс США.

8 октября агентство Reuters распространило информацию том, что Турция обратилась к США по поводу закупки и модернизации истребителей F-16. Возможность проведения сделки изучают госдепартамент и профильное подразделение минобороны США.

Отношения с Россией

— Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу встретился 11 октября в Белграде с российским коллегой Сергеем Лавровым. Встреча глав дипломатий состоялась на полях юбилейного 60-го форума Движения неприсоединения (ДН). «Обсудили с главой МИД России Сергеем Лавровым темы, которые затрагивали президенты двух стран в Сочи», – написал турецкий министр в Twitter.

ДН – международная организация, объединяющая страны, основой внешнеполитического курса которых считается отказ от участия в военно-политических блоках и мирное сосуществование народов, основанное на принципах независимости и равноправия. Датой основания ДН считается      1 сентября 1961 года, когда в Белграде открылась 1-я конференция глав государств и правительств 25 неприсоединившихся стран.

В настоящее время Движение неприсоединения объединяет 120 стран, а 17 государств и 10 международных организаций имеют в нем статус наблюдателя. После состоявшегося в Баку 25-26 октября 2019 года саммита движения Азербайджан принял председательство в нем в 2019-2022 гг.

— Турция и РФ подписали 12 октября в Анкаре программу совместных действий на 2022-2024 годы, которая призвана обеспечить условия для безопасных и комфортных путешествий на территории двух стран, сообщило агентство «Анадолу». Документ подписан руководителем Ростуризма Зариной Догузовой и министром культуры и туризма Турции Мехметом Нури Эрсоем. Программа была подписана для «развития экономических связей и восстановления отрасли туризма двух стран», «увеличения взаимного туристического потока» и «создания условий для безопасных и комфортных путешествий на территории двух стран».

Предполагается, что «стороны будут оперативно информировать друг друга о возникновении чрезвычайных ситуаций в своих странах, угрожающих жизни и здоровью туристов двух стран (эпидемиологические, террористические, транспортные и иные угрозы)», «информировать друг друга об инцидентах с участием граждан двух стран, пребывающих на территории государства другой стороны в целях туризма».

— Турция и Россия договорились оказывать поддержку инвесторам, занимающимся туристической деятельностью в их странах. Накануне министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой и руководитель Федерального агентства по туризму России (Ростуризм) Зарина Догузова подписали в Анкаре план совместных действий в области туризма между двумя странами. Как сообщило 13 октября агентство «Анадолу» со ссылкой на пункты соглашения, в рамках данной инициативы планируется сформировать рабочую группу и подгруппу в составе председателя, членов и секретаря от обеих сторон.

Турция и Россия будут поощрять развитие сотрудничества между турецкими и российскими инвесторами, в том числе посредством проведения встреч с их участием. Обе страны будут обмениваться информацией о текущих инвестиционных проектах в сфере туризма. Также стороны будут оказывать административную и информационную поддержку мероприятиям, направленным на продвижение инвестиционных проектов, а также инвесторам, занимающимся туристической деятельностью в двух странах.

В рамках договоренности предполагается, что «стороны будут оперативно информировать друг друга о возникновении чрезвычайных ситуаций в своих странах, угрожающих жизни и здоровью туристов двух стран (эпидемиологические, террористические, транспортные и иные угрозы)», «информировать друг друга об инцидентах с участием граждан двух стран, пребывающих на территории государства другой стороны с целью туризма». Документ также предусматривает, что стороны будут сотрудничать с соответствующими органами по защите прав туристов на территории другого государства-участника и при необходимости проводить оперативные консультации по решению проблем с туристами.

Кроме того, стороны договорились усилить прямые контакты в сфере туризма. Это касается обмена данными между российскими и турецкими туристическими администрациями, отраслевыми структурами и бизнесом, включая рекомендации по потенциальным партнерам. План совместных действий в области туризма вступит в силу 1 января 2022 года. Обе страны будут обмениваться статистическими, аналитическими и любыми другими общедоступными данными по вопросам, которые будут регулироваться правительствами в сфере туризма. Стороны также продолжат сотрудничество в рамках Всемирной туристской организации (ВТО), Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР). Подписанный накануне в Анкаре документ охватывает период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года.

— Лидер оппозиционной «Хорошей партии» Мераль Акшенер раскритиковала правительство за  то, что Турция попала в энергетическую зависимость от России, сообщила 13 октября турецкая газета Hurriyey Daily News. Мераль Акшенер заявила об этом в ходе выступления перед своей фракцией в парламенте страны. Провалом политики правительства она назвала недавнее повышение цен на энергоносители. Акшенер заявила: «Недавно BOTAŞ (турецкая государственная компания по торговле и транспортировке нефти и природного газа) закупила 20 партий сжиженного природного газа по цене более $ 1300 за тысячу кубометров. Германия и Болгария получают один и тот же газ из одного места, а именно из России. Но почему-то покупают на 40−50 процентов дешевле, чем мы».

Лидер оппозиционной партии напомнила о «хороших» отношениях между президентом Турции  Реджепом Эрдоганом  и  президентом России  Владимиром Путиным и подчеркнула, что у лидеров Германии и Болгарии нет таких «близких связей» с российским президентом. В своём выступлении Акшенер задала риторический вопрос: «Мы те, кто стал ещё больше зависеть от импорта российского природного газа из-за отмены 14 миллиардов кубометров Западной линии, которая обеспечивает поток природного газа из Украины. Вы думаете, что в этом есть что-то странное?»

В отличие от ведущей оппозиционной Народно-республиканской партии, «Хорошая партия» и её лидер являются менее конструктивными партнёрами для России.

— Перед столетним юбилеем Карского договора приходится констатировать чрезвычайно туманную ситуацию с его законной силой и легитимностью. Если страны-участницы не заявят о намерении соблюдать его условия, то формально на всём Южном Кавказе снимаются ограничения по вопросу пересмотра границ, написал 11 октября обозреватель издания «Русская планета».

Карский договор был подписан 13 октября 1921 года представителями Турции и трёх закавказских республик СССР – Армении, Азербайджана и Грузии. Основой документа послужили договорённости, закреплённые в Московском соглашении 1921 года о дружбе и братстве между РСФСР и Турцией, которое установило новую северо-восточную границу бывшей Османской империи. После революции и на фоне продолжающейся Гражданской войны правительство большевиков стремилось наладить нормальные отношения с соседями и, прежде всего, с бывшими соперниками Российской империи в Первой мировой войне. Таким образом, коммунисты стремились сократить риск потенциальных политических разногласий и территориальных споров.

Следуя этому принципу, большевики зачастую были готовы идти на весьма серьёзные уступки. Карский договор не стал исключением. Некоторые его пункты вызывают массу справедливых вопросов. Однако главная ценность этого документа заключается в исключении вероятности начала большой войны в Закавказье. Согласно Карскому договору Турции отошли Карс, Ардаган и Сурмалинский уезд с горой Арарат, которые были частью Российской империи. При этом Стамбул отказался от суверенитета над северной частью Батумской области (Аджария), где располагался стратегически важный порт и нефтеносный район. Армянская ССР вернула Александрополь (ныне Гюмри) и восточные районы Александропольского уезда Эриванской губернии – ранее эти земли были отторгнуты у Армении. Нахичевань была объявлена автономией под протекторатом Азербайджанской ССР. Также Баку получил большую часть Шарур-Даралагязского уезда.

Почему принято считать, что от Карского договора выиграла Турция? Если внимательно взглянуть на изменившуюся после его заключения политическую карту Закавказья, то станет сразу понятно, что документ очень слабо учитывал интересы Армении. Молодая социалистическая республика потеряла почти 30% своей территории, которая была у неё в период империи. Даже национальный символ – гора Арарат – перешла под турецкую юрисдикцию. Да, на отдельных землях, которые были отданы Турции, армянское население практически не проживало. Например, почти все жители Сурмалинского уезда были этническими азербайджанцами. Однако большевикам имело смысл хотя бы договориться о широкой автономии для отданных Стамбулу территорий и добиться полного и бессрочного отказа от вмешательства в дела Закавказья.

С точки зрения современной России неуместным кажется и передача Турции Карса. Этот город был важным форпостом присутствия Российской империи на Южном Кавказе. За Карс неоднократно разворачивались драматичные бои. Контроль над ним позволял сдерживать экспансию Стамбула в южном подбрюшье России. Кроме того, Карский договор никак не решал карабахский вопрос, который в итоге вылился в серию кровопролитных вооружённых столкновений с многими тысячами жертв. Причём последняя война (шестинедельный конфликт осенью 2020 года) сопровождалась масштабным вовлечением Турции, которая фактически управляла войсками Азербайджана и направила в регион незаконные вооружённые формирования.

Помимо превалирующего историко-политического нарратива, контроль над Карабахом важен и в экономическом отношении. Уникальные для Закавказья природно-климатические условия этого региона позволяют развивать сельское хозяйство, виноградарство и гидроэнергетику. В 1920-е годы, несмотря на преобладающее армянское население, Карабах был включён в состав Азербайджанской ССР. Область была объявлена автономией, но её границы постоянно меняли. В конце 1930-х годов регион оказался территориально оторван от Армянской ССР.

В начале 1990-х годов вооружённым путём Армения смогла отторгнуть Карабах и прилегающие к нему районы. Однако в ходе прошедшей год назад военной кампании Баку вернул суверенитет над семью восточными районами. На фоне этого чрезвычайно болезненного поражения в Карабахе отдельные политики в Армении и горячие головы в России периодически призывают аннулировать Карский договор и вернуть Армении «исконные территории», под которыми, помимо потерянных земель НКР, подразумеваются Арарат и Карс.

Не слишком довольны документом и в Тбилиси. Ссылаясь на пункты Карского договора, Турция несколько раз публично заявляла, что имеет право вмешиваться в дела Аджарии, которая по конституции Грузии является автономией. С течением времени Тбилиси удалось снизить накал противоречий и справиться с аджарским сепаратизмом, однако современный Батуми превратился в фактически турецкую колонию.

Карский договор имеет немало изъянов. Пользуясь ими, в тактическом и стратегическом плане от него явно выигрывает Турция. Тем не менее, за призывами отмены или пересмотра документа должны стоять реальные планы перекройки госграниц мирным цивилизованным путём, а это в настоящее время априори невозможно.

Сложно закрыть глаза и на обиду, которую питает часть армянского общества к России после Второй карабахской войны. Нашу страну подбивают отказаться от Карского договора, чтобы компенсировать политическую и военную пассивность, которая привела к поражению НКР и заметному усилению Турции в Закавказье. Дескать, РФ должна «всё исправить» и ценой жизней своих солдат вернуть Армении «оккупированные» территории.

При этом хулители Москвы стараются не вспоминать армянские акции протеста против «российской оккупации», громкие прозападные лозунги и всплеск антироссийских настроений, на волне которых весной 2018 года к власти пришёл Никола Пашинян. Армения хотела как можно меньше опираться на Москву и больше дружить в Западом. Эффект от такой политики не заставил себя долго ждать. Турция и Азербайджан всегда будут пользоваться слабостью Армении, вызванной попытками забыть о том, кто является безальтернативным союзником, позволяющим сохранять государственность.

В Карском договоре не прописаны сроки действия. Однако сложилась традиция его пролонгации. Первое продление состоялось после окончания Великой Отечественной войны. После определённых колебаний решение оставить в силе документ принял Иосиф Сталин. В 1970-е годы и в 1991 году власти СССР и Турции также договорились о его пролонгации. По всей логике Россия, являясь правопреемницей Советского Союза, в ближайшее время должна как минимум официально высказаться. Аналогичные шаги, видимо, стоит ожидать и от Анкары. Однако оба государства игнорируют необходимость пролонгации и крайне редко вообще комментируют ситуацию с Карским договором. В далёком 2004 года, когда произошла эскалация насилия в Аджарии, Владимир Путин заявил, что «мы вправе считать себя в известной степени гарантами этого договора». Однако эти слова были произнесены в контексте поддержки суверенитета Тбилиси над Батуми.

Выводы:   Турция продолжала предпринимать активные усилия во внешнеполитической области. В предстоящий период борьба Турции с терроризмом в Сирии выйдет на качественно новый уровень, заявил 15 октября президент Реджеп Эрдоган, комментируя журналистам позицию Анкары по Сирии и Афганистану. Эрдоган подчеркнул, что терпение Анкары по вопросу происков террористов YPG (сирийское крыло PПK) у южных границ Турции иссякло. «Мы предпримем все необходимые шаги против террористов», – заверил президент.

​​​​​​​Касаясь итогов визита делегации движения «Талибан» в Турцию, глава государства сообщил, что талибы озвучили в Анкаре просьбу о поставках гумпомощи, также была обсуждена тема дальнейшего развития Афганистана. «В соответствии с этими обращениями Турция окажет посильную помощь афганскому народу», – сказал Эрдоган.

Президент напомнил, что турецкие военные и специалисты ранее обеспечивали безопасность и осуществляли управление международным аэропортом Кабула. «Если в последующем удастся договориться, Турция, Катар и Афганистан могут предпринять аналогичные шаги», – сказал турецкий лидер.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

16 февраля 2024

Власти Украины намереваются купить у Турции истребители пятого поколения KAAN. Об этом в эфире телеканала CNN TÜRK заявил посол Киева в Анкаре Василий Боднар. «Мы не только купим их, но и будем ими пользоваться. Мы также знаем, где их использовать«, — сказал …

7 ноября 2023

Казахстан и Турция подписали совместный план военного сотрудничества. Об этом сообщает пресс-служба казахстанского военного ведомства. Как информирует пресс-служба, документ подписан в Анкаре в ходе встречи главы Минобороны Казахстана Руслана Жаксылыкова с министром национальной обороны Турции Яшаром Гюлером. Сообщается, что во …

1 ноября 2023

Вооруженные силы Украины (ВСУ) в последнее время сталкиваются с серьезными трудностями при применении беспилотников Bayraktar TB2 в ходе боевых действий, сообщил полковник Главного управления разведки (ГУР) Минобороны Украины Владимир Валюх. По его словам, российские системы противовоздушной обороны начали успешно справляться …


Ваш браузер устарел! Обновите его.