×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/trudnyy-evraziyskiy-vybor/
Новости
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля
14 февраля

10 октября 2014 г. в Минске главы государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) подписали договор о присоединении Армении к указанному союзу. Этому важному событию предшествовал длительный процесс вмешательства во внутренние дела Армении ведущих западных государств, которые всячески пытались убедить Ереван в необходимости европейского выбора на основе подписания ассоциации с Европейским союзом (ЕС). Ярким примером в этом отношении стал состоявшийся в середине мая нынешнего года визит в республику президента Франции Франсуа Олланда в рамках армяно-французского экономического форума. Именно тогда в качестве альтернативы Еревану было предложено одновременно развивать отношения с ЕАЭС и ЕС. Удивительно, но такие предложения почему-то забыли сделать Украине, Молдавии и Грузии, которые в спешном порядке и часто вопреки национальным интересам ратифицировали соглашения об ассоциации с ЕС. А уже накануне в своем заявлении посольство США в Республике Армении предостерегло Ереван от развития торгово-экономических связей с Россией.

В этот же день в центре Еревана на площади Свободы прошел митинг против вступления республики в Евразийский экономический союз, в котором, по разным данным, приняло участие от 14 тыс. до 20 тыс. чел. В качестве его организаторов выступили три наиболее влиятельные оппозиционные партии: «Армянский национальный конгресс» под руководством первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, «Наследие» (Раффи Ованнисян) и «Процветающая Армения» (Гагик Царукян)[1].

В целом этот митинг не носил антироссийского характера. Более того, Левон Тер-Петросян заявил о вступлении Республики Армении в Евразийский экономический союз как о свершившемся факте. Поэтому, как он полагает, что «судороги» некоторых людей на этот счет абсурдны. Гагик Царукян несколько дней ранее отметил, что Армении нужен сильный союзник в лице России. В свою очередь, РФ на Южном Кавказе также необходим экономически сильный и динамично развивающийся союзник в лице Республики Армении. И такое поведение является вполне закономерным, так как политическая партия «Процветающая Армения» имеет широкие связи с Россией и Белоруссией.

Только лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян назвал «роковой ошибкой» курс на евразийскую интеграцию, проводимый президентом Саргсяном. «Год назад Серж Саргсян принял решение о вступлении Армении в Таможенный союз, сегодня он подписал договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу, что является продолжением Московского договора 1921 г., результатом которого стал раздел Республики Армения между РСФСР, Азербайджанской ССР и Турцией», — заявил Раффи Ованнисян[2].

На самом деле вопрос подписания президентом Саргсяном соглашения о вступлении Армении в Евразийский экономический союз был для оппозиции лишь поводом для активизации борьбы с действующей властью. Ее лидеров больше интересует вопрос об конституционной реформе, которая предполагает изменение формы правления республики с президентской на парламентско-президентскую. При этом президент Армении будет избираться парламентом страны из числа беспартийных кандидатов на семь лет без права на переизбрание. Его основные функции ограничатся контролем за выполнением положений Конституции Республики Армения, использованием ограничительных полномочий и осуществлением роли посредника в обеспечении стабильности страны.

В рамках конституционной реформы основные полномочия перейдут к премьер-министру, который будет занимать свой пост по итогам парламентских выборов и лично формировать правительство. Он будет нести ответственность исключительно перед национальным парламентом.

Предполагается, что референдум по конституционным реформам состоится в 2017 г., одновременно с парламентскими выборами. В этом случае для лидера правящей Республиканской партии Армении Сержа Саргсяна отпадет сама необходимость сохранения президентской власти (по закону запрещено быть президентом страны больше двух сроков подряд). Он сможет и дальше управлять страной либо лично в качестве премьер-министра, либо через своего представителя, имея большинство в парламенте. Предотвратить такое развитие событий оппозиция не может, поэтому она стремится всячески воспрепятствовать изменению формы правления Республики Армения путем осуществления бархатной революции.

В таких условиях правящая власть проявила гибкость. После встречи представителей малого и среднего бизнеса с премьер-министром Овиком Абрамяном правительство согласилось отложить действие нового налогового закона до 1 февраля 2015 г. Согласно этого закона, который вступил в силу с 1 октября нынешнего года, для мелких и средних торговцев налог снижается с 3,5% до 1%, но во избежание крупных штрафов их обязывают представлять соответствующие документы на каждый товар, что в рамках «неформальной» («серой») экономики» является достаточно проблематичным. И это при том, что за последние несколько лет закрылось порядка 10 тыс. таких предприятий, а также идет процесс сокращения объемов денежных переводов из России (в июне нынешнего года было перечислено на 4% меньше денег, а в августе – на 9%). В качестве ответной меры малый и средний бизнес прекратил митинги и забастовки.

Вместе с тем, как утверждает директор Института Кавказа Александр Искандарян, в Армении публичный выбор между различными вариантами развития является традиционным способом позиционирования себя во внутренней политике[3]. Примерно три с половиной года Армения готовилась подписать соглашение об ассоциации с ЕС. Неожиданно для многих в сентябре 2013 г. президент Саргсян заявил о присоединении республики к Таможенному союзу России, Казахстана и Беларуси. К такому развитию событий население страны не было заблаговременно подготовлено, поэтому в армянском обществе началась серьезная дискуссия по этому вопросу.

На уровне элит предложение Сержа Саргсяна было поддержано ввиду реальной угрозы безопасности со стороны Азербайджана и Турции и возможности существенного повышения цены на экспортируемый природный газ и другие виды энергоносителей. Очевидно, что только с помощью лидера евразийской интеграции – России можно было решить эти проблемы. Такая крайне прагматичная политика вызвала серьезное противодействие со стороны оппозиции в основном потому, что это было инициировано правящей властью. Протестные настроения поддержали представители ориентированной на Запад интеллигенции и некоторой части студенчества. В целом представителей реальной оппозиции немного, но они политически активны.

Следует заметить, что основу договоренности об ассоциации с ЕС составляет Соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Последнее представляет собой лишь схему тарифных соглашений, за которым оппозиция старается увидеть некий цивилизационный выбор, то есть европейский, а не российско-белорусско-казахстанский способ развития страны. Такое в феврале нынешнего года уже произошло на Украине, но вместо демократии и устойчивого экономического развития украинцы получили потерю государственного управления, гражданскую войну и падающую в пропасть национальную экономику.

Ситуация в сфере евразийского выбора усугубляется низкой осведомленностью местного населения о сути рассматриваемой проблемы. Как следствие, до 3 сентября 2013 г. по социологическим опросам 60% жителей республики поддерживали ассоциацию Армении с ЕС, а сейчас около 70% высказываются за ее вхождение в Евразийский экономический союз. При этом достаточно часто армянское общество воспринимает ЕАЭС как союз с Россией, с которой чрезвычайно много общих связей и куда многие уезжают в поисках работы. Во-вторых, для людей старшего поколения эта страна хорошо знакома, они владеют русским языком и имеют много связанных с ней личных воспоминаний. В-третьих, многими Россия воспринимается как некий аналог мировой державы – Советского Союза и гарант безопасности Армении от внешних врагов.

По-видимому, не следует противостоять между собой ЕАЭС и ЕС. В перспективе они неизбежно будут вынуждены сотрудничать между собой. Так, Армения объективно заинтересована в реализации Соглашения о реадмиссии и облегчении визового режима с ЕС, что никак не противоречит деятельности Евразийского экономического союза. Аналогичное имеет место в отношении демократизации общественной жизни, свободной прессы и т.д. Это позволяет реализовывать так называемый европейский выбор и в рамках ЕАЭС.

По объективным причинам Россия заинтересована в расширении Евразийского экономического союза за счет не только Армении, но и Киргизии, для которых она является ключевым донором, в том числе в сфере безопасности. Однако ей явно недостаточно только экономического объединения, на чем настаивают Беларусь и Казахстан. По мере же увеличения числа государств-членов ЕАЭС позиции Москвы в этой организации будут усиливаться, поэтому в ходе реализации идеи евразийской интеграции она наталкивается на скрытое сопротивление со стороны Астаны и Минска. Это находит свою поддержку среди американцев и англичан, которые поднимают проблему «границ признанных ООН», чтобы воспрепятствовать процессу вступлению в ЕАЭС Армении вместе с Нагорным Карабахом. На самом деле эта проблема носит надуманный характер, и она не обсуждалась, например, при подготовке к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС. В реальности Армения и Нагорный Карабах имеют единое экономическое пространство и никаких таможенных границ между ними в принципе возникнуть не может, как бы этого не хотелось, например, в Баку или Астане.

Несколько другой точки зрения придерживается Беларусь и Казахстан. Они больше бы хотели видеть в качестве государства-члена ЕАЭС не Армению, а Азербайджан. Это определяется как существенными экономическими связями этих стран с Баку, так и стремлением к сохранению своей полной политической независимости, чего не наблюдается, например, в ЕС. Однако не они играют в этой организации определяющую роль. В этих условиях Астана может лишь тормозить процесс ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе (9 октября соответствующий закон был подписан президентом Александром Лукашенко).

С другой стороны, большинство людей на площадь Свободы привела не евразийская интеграция, а недовольство своим социально-экономическим положением на фоне существенной коррупции органов государственной и местной власти. Андрей Арешев из Института востоковедения РАН полагает, что это приводит как к миграции местного населения, так и его радикализации[4]. Последнее, в случае целенаправленного воздействия Запада, могло бы привести к Майдану на армянской территории. Но этому препятствует понимание населением исключительно сложного геополитического положения Армении, вовлеченной в нагорно-карабахский конфликт. В этих условиях любое внутреннее ослабление страны незамедлительно будет использовано азербайджанской стороной для силового разрешения указанной проблемы. Это служит одной из причин почему местное население не поддается на призывы оппозиции к смене действующей власти.

Учитывая вышеизложенное правящая в Ереване власть очень надеется на получение от ЕАЭС серьезной экономической помощи. В первую очередь речь идет об увеличении на 20% российских инвестиций в сфере электроэнергетики, газораспределения и развития обрабатывающей промышленности. А если Москва откажется от экспортной пошлины на природный газ, то это принесет Еревану 140 млн долл. прибыли. Еще одна область интереса – это снижение экспортной пошлины на российские необработанные алмазы. Причина этого состоит в том, что 37% от общего объема экспорта Армении составляют металлы и драгоценные камни[5].

Позитивному экономическому росту республики будет способствовать и строительство транспортного коридора «Север-Юг» общей протяженностью 556 км. Это позволит странам-членам ЕАЭС получить выход к Черному морю и европейским странам через Армению и Грузию. Стоимость этого проекта составляет 1,5- 2 млрд долл.

Среди наиболее серьезных преимуществ, которые Армения получит в ближайшее время, можно отметить следующие: облегченный доступ к емкому, в первую очередь российскому, рынку, низкие цены на энергоносители, возможность получения кредитов на льготных условиях и благоприятный режим для трудовых мигрантов, которые формируют значительную часть национального ВВП. Все это, согласно доклада экспертов «Комитета гражданских инициатив», позволит Армении решить ряд насущных проблем, например, в сфере обороны и безопасности, и дополнительно повысить рост ВВП на 4% в год[6].

Таким образом, несмотря на мощное внешнее давление Армения сделала свой выбор в пользу Евразийского экономического союза. Этот выбор был достаточно сложен и по внутриполитическим причинам ввиду тяжелого социально-экономического положения страны. Теперь многое будет зависеть от того, насколько этот шаг позволит решить внутренние проблемы и обеспечит безопасность страны в условиях реальной внешней угрозы. Хотелось бы верить, что постепенно на этих направлениях будет достигнут существенный прогресс, что будет способствовать дальнейшему укреплению российско-армянских отношений.



[1] В Ереване 20 тыс. человек вышли на митинг против вступления Армении в ЕАЭС [Электронный ресурс]//Информационный сайт «Коммерсант.Ру». М., 10 октября 2014. http://www.kommersant.ru/doc/2588155.

[2] В Армении оппозиция потребовала отставки президента [Электронный ресурс]//Информационный сайт «Кавказский узел». М., 10 октября 2014. http://armenia.kavkaz-uzel.ru/articles/250580/.

[3] Искандарян: Армении нужна Россия, а России – Армения [Электронный ресурс]//РИА Новости. М., 7 октября 2014. http://ria.ru/interview/20141007/1027222625.html#ixzz3G6goo8Yd.

[4] Сафарян А. Андрей Арешев: России на Южном Кавказе необходим экономически сильный и динамично развивающийся союзник в лице Армении [Электронный ресурс]//Информационное агентство «АрмИнфо». Ереван, 13 октября 2014. http://arminfo.info/index.cfm?objectid=6AF60850-52B3-11E4-A63D0EB7C0D21663..

[5] Саакян И. Четвертый в тройке — не лишний [Электронный ресурс]//Информационный сайт «Кавполит». М., 13 октября 2014. http://kavpolit.com/articles/chetvertyj_v_trojke_ne_lishnij-10278/.

[6] Арешев А. Армения — ЕАЭС: западные барьеры на финишной прямой [Электронный ресурс]//РИА Новости. М., 9 октября 2014. http://ria.ru/cj_analytics/20141009/1027549198.html.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

11 февраля 2025

Круглый стол об актуальной ситуации в ближневосточном регионе. Участники: — руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки Департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Андрей БАКЛАНОВ; — заместитель директора Института …

5 февраля 2025

США собираются взять под контроль Сектор Газа, а живущих там палестинцев переселить в другие страны – например, в Египет. Об этом заявил Дональд Трамп на встрече с премьер-министром Израиля Нетаньяху, чем всполошил весь арабский мир, многих американцев и, конечно, Палестину, …

31 января 2025

Выступление заведующего отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимира Евсеева на круглом столе-вебинаре на тему: «Расулевский клуб об актуальных событиях в России и мире: смена верховной власти в США и вероятные последствия для уммы» 31 января 2025 года.


Ваш браузер устарел! Обновите его.