Предисловие Кирилла Фролова
Я не согласен с точкой зрения автора о неизбежности «договорняка» и его оценке руководства РФ, но он имеет право на свою позицию
Заключение «Минских соглашений-3» (или «Стамбула-2», или «Эль-Рияда-1») является совершенной неизбежностью. Настало время, когда русским православным патриотам следует трезво и даже несколько отстранённо взглянуть на происходящее. Отбросив иллюзии и ложные ожидания.
Важно понимать, что торжеством курса на «примирение с Западом» был не манифестированный разговор Трампа и Путина и даже не «победа» Трампа на выборах. Принципиальные решения в кулуарах правящей российской элиты были, очевидно, приняты ещё в марте 2022-го (накануне Стамбульской встречи), как и предыдущие в марте 2014-го – накануне визита в Москву Дидье Буркхальтера. Принципиальный отказ российского руководства от мобилизации (за исключением необходимого минимума для предотвращения выхода ВСУ к Москве), от фундаментальных изменений постсоветского государственно-общественного устройства и, наконец, полный отказ от стратегических наступательных действий и даже планов уже с лета 2022-го года ясно доказал неизменность намерений российского руководства и элиты.
Неизбежность «мирных договорённостей», которые представляют собою несомненное стратегическое поражение России в ВСУ – с полным провалом главных целей СВО в виде денацификации и демилитаризации Украины (произошло ровно противоположное) – имеет под собою два метафизических уровня.
Первый, поверхностный, уровень связан с состоянием и характеристикой российской правящей элиты и её тотальной духовно-психологической настроенностью на «мир». Если отбросить в самой элите сегмент идейных и сознательных слуг (или даже участников) глобалистской элиты, то основная её масса экзистенциально отторгает не только тотальную войну на победу со всецелой народной мобилизацией (с элитой во главе), но и просто противостояние с Западом. По той причине, что её мировоззрение, внутреннее духовное устроение, её давно выношенные и воспроизводимые на уровне «элитной культуры» жизненные цели и планы совершенно несовместимы с таким противостоянием. Капиталы и дети на Западе играют здесь даже вспомогательную роль. Она росла в атмосфере если не преклонения, то любви к западной культуре и даже цивилизации. Поэтому хочется «всё это безумие» побыстрее закончить и вернуться к привычной «цивилизованной» жизни. И все ожидания патриотов (уже многолетние) того, что «ну вот ещё немного и…», «ещё немного потерпеть», «скоро мы увидим новые лица» и т.п. – совершенно напрасные.
Но есть и более глубинный уровень неизбежности «договорняка»: общее духовное состояние народа и политика Русской Православной Церкви в плане изменения этого состояния. В своём нынешнем духовном состоянии (в том числе мировоззренческом, ценностном, общественно-деятельностном) русский народ (включая белорусов и малороссов) и Россия в целом не способны не только выйти из исторического пике, но и попросту противостоять нынешней агрессии Запада (не говоря уже о его азиатских союзниках), и притом – Запада консолидированного, – вопреки всевозможным «влажным фантазиям и чаяниям» горе-стратегов и аналитиков. Агрессии, которая – и это аксиома! – уже не остановится ни на секунду, несмотря ни на какие договоренности. «Трампистская заморозка» нужна лишь для подготовки к решительному наступлению с одновременным подрывом изнутри России и Белоруссии с их Союзным государством.
И самая первая необходимость выхода из этого положения – это почти неподвижность в глубочайшей духовной болезни и коме русского народа и их признание, которое призвана возглавить Русская Церковь, одновременно напрочь отказываясь о самовнушении об уже состоявшемся или хотя бы начавшемся «религиозно-духовном подъёме». И далее – начать системно и со всей серьёзностью призывать русский народ, как блудного сына из Евангельской притчи, к «возвращению в себя» и покаянию. Сугубо же Русская Православная Церковь обязана вывести из практически полного забытья (прежде всего, на высшем церковном уровне) имя святого Царя Николая II, с которым неразрывно связана судьба самой Русской Православной Церкви, России и русского народа.
Подлинное возрождение России возможно только на началах возвращения к православной вере и православному миросозерцанию, из которого произрастает и русская консервативная идеология, а также стратегия практического действия. Ядром подлинного русского возрождения может стать «Русская община» и союзные ей движения и организации. Здесь ключевое значение имеет привлечение к «Русской общине» имеющих вскоре вернуться в родные города и сёла фронтовиков. Совершенно очевидно, что глобалисты и псевдоконсерваторы в правящей элите будут всеми силами стараться не допустить их соединения, для чего будут использовать и проект вовлечения фронтовиков в язычество, в подконтрольные псевдопатриотические структуры, прочие соблазны.
Что касается Республики Беларусь, то её судьба неразрывно связана с происходящим в Российской Федерации (причём связь эта может быть как односторонней, так и двухсторонней). Общее настроение в Беларуси в связи с приходом к власти Трампа и российско-американским сближением следует разделить на два уровня: элитный и экспертный. На экспертном уровне больших иллюзий относительно лично Трампа и планов стоящего за ним (а не против его) «глубинного государства» либо нет, либо они невелики. Что касается белорусского «центра принятия решений», то, судя по ряду признаков, надежды с приходом к власти Трампа и его команды связываются огромные: в рамках желания восстановить довоенный квази-многополярный мир с общим укладом общественной жизни на началах идеологии потребительского комфорта и безопасности.
Данные чаяния непосредственно отражаются и на религиозной политике. За прошедший год был явно понижен социальный статус Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви Московского Патриархата, а за основу принята доктрина многоконфессионального равенства (то есть, греко-российского Православия и конфессий Запада). Сам официальный юридический статус Церкви был изменён в сторону её национализации (как Белорусской православной церкви), а в ключевой преамбуле Закона о религии вместо определяющей роли в становлении национально-исторической идентичности за БПЦ был закреплён лишь статус особой. Также ещё год назад Церкви было предписано убрать из литургических молитв упоминания единства Святой Руси и молитвы о воинстве и победе с возвращением к довоенной пацифистской форме, что полностью соответствовало и общим политическим тенденциям в регионе, которые, судя по всему, были сформированы ещё ранее и окончательно согласованы на летней двухдневной встрече президентов Путина и Лукашенко в Валаамском монастыре.
Одновременно мейнстримом в информационном поле стала постоянная декларация равенства всех религий и декларация межконфессионального мира (в секуляризированном обществе) как эталона и смысла духовно-религиозной жизни в Беларуси. Логическим завершением «новой религиозной политики» стала февральская встреча главы государства Александра Лукашенко с руководителями основных конфессий Беларуси, которая зафиксировала равенство всех религий, намерение государственного руководства превратить Беларусь в глобальный центр религиозной дружбы и религиозного туризма, для чего в дополнение к уже имеющимся ведущим общенациональным религиозным центрам у православных и католиков сделать такие же общенациональные религиозные центры для иудеев, мусульман и протестантов (прежде всего, баптистов, пятидесятников и, возможно, адвентистов). Заметно усилилось в прошлом году и влияние «национального» язычества. Усиление политического веса иудеев и протестантов в Беларуси вполне закономерно связывать с пассионарной религиозностью Трампа и его команды, в центре которой стоит религия иудео-протестантизма (или «христианского сионизма»).
На данный момент следует признать кризис и полный провал в попытке православно-патриотических сил России и Белоруссии в плане выстраивания единой духовно-цивилизационной (и в том числе геополитической) основы. Содержание идеологии Русского мира, которое было бы понятно и привлекательно для белорусской элиты, так и не было раскрыто, а серьёзной работы по совместному исследованию и строительству союзного гуманитарно-смыслового пространства даже не начиналось. В самой Российской Федерации Белая Русь и её история (как прошлая, так и текущая) так и не стала предметом заботы. Что вполне соответствует экзистенциальному выбору российской элиты, отчётливо проявившемуся в истории СВО.
Дмитрий Куницкий, выступление на Круглом Столе «Религиозная политика Трампа».