Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел НКР
В последнее время российские и зарубежные СМИ полны прогнозов политиков и экспертов по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта в 2009 году. В предыдущие годы также было не мало утверждений, что уж в этом конкретном году будет достигнуто урегулирование. При этом мало говорится, что для скорейшего прорыва в урегулировании необходимо устранить существующие серьезные препятствия.
Системообразующим препятствием является то, что Нагорно-Карабахская Республика фактически отстранена от переговорного процесса, хотя юридически она является ее участником согласно официальным документам ОБСЕ и других международных структур о трех сторонах конфликта Нагорный Карабах – Азербайджан — Армения. Некоторые забывают или делают вид, что забывают, суть и историю конфликта, что основными сторонами являются НКР и Азербайджан. Правильные заявления мировых политиков о том, что НКР должна вернуться в переговорный процесс наталкиваются на деструктивное противодействие Азербайджана и до сих пор не воплощены в жизнь.
Баку проводит консультации с Арменией только для проформы, а также исключительно в пропагандистских целях – для представления Армении в качестве агрессора. Как подчеркивает американский конфликтолог Роджер Фишер, условием успешных переговоров является желание самих конфликтующих сторон вести эти переговоры и находить пути к примирению. А вот такого желания у властей Азербайджана вести серьезные переговоры с НКР не просматривается. Воинствующий отказ Азербайджана от любых переговоров с НКР принимает все более иррациональные формы и свидетельствует о слабости переговорной позиции Азербайджана.
Очевидно, что для успеха переговоров в этнополитических конфликтах необходимо взаимное признание участников конфликтов. Статус участников переговоров должен быть высоким и признанным, только тогда возможен положительный результат в переговорах. Без окончательного признания мировым сообществом НКР и ее участия в процессе переговоров проблему решить невозможно. Как говорил Конфуций: если не будет правильных названий, то не будет и правильных дел.
Соглашение, не учитывающее причины азербайджано-карабахского конфликта, может оказаться недолговечным. Не устранив причины, невозможно устранять последствия. Генеральный секретарь Совета Европы Терри Девис, говоря о азербайджано-карабахском конфликте, подчеркнул: в любом конфликте следует найти источник и вести борьбу с причинами, которые к нему привели.
Азербайджан отказывается решать основной вопрос и основную причину конфликта – обеспечение безопасности карабахского народа, механизмом и важнейшей гарантией чего является признание независимости НКР. Баку также отказывается не только решать, но даже обсуждать проблемы оккупированных Азербайджаном земель НКР, Северного Нагорного Карабаха, Армении и армянских беженцев. Позиция властей Азербайджана, если это вообще можно квалифицировать как позицию, состоит исключительно из ничем не обоснованных территориальных претензий к НКР и сводится к требованию передачи Баку на первом этапе реинтегрированных исторических районов Нагорного Карабаха для создания удобных плацдармов для военного захвата всего Нагорного Карабаха на втором этапе.
Не способствует урегулированию также и попытки обсуждать статус НКР, попытки узурпировать этот вопрос. Очевидно, что независимый государственный статус НКР не подлежит обсуждению кем-либо, кроме самого народа Нагорного Карабаха, а согласно нормам международного права должен быть незамедлительно признан. К примеру, франко-алжирские переговоры в Эвиане, завершились соглашением не о статусе Алжира, а о признании его государственной независимости и об установлении отношений между ним и бывшей метрополией на новой межгосударственной основе.
Таким образом, начальной стадией переговоров должно быть взаимное признание НКР и Азербайджана, после чего будет намного проще и быстрее решить последствия конфликта, проблемы территорий и беженцев на взаимной основе. Необходимо историческое примирение народов НКР, Азербайджана и Армении, первым шагом к чему, несомненно, послужило бы признание Азербайджаном независимости НКР. Для Азербайджана это был бы поистине смелый и достойный шаг, который был бы позитивно оценен в мире и продемонстрировал бы конструктивность Азербайджана.
Необходимо исключить факторы, препятствующие урегулированию и способствующие возникновению постконфликта: отсутствие равноправия и взаимного признания сторон конфликта; неполный перечень основных положений урегулирования; отход сторонами от основных положений; непонимание идеи примирения и урегулирования без поражения; отсутствие процесса преодоления конфликта, то есть изменения менталитета от воинственного к миролюбивому.
Азербайджанская пропагандистская машина методично, никого и ничего не стесняясь, засоряет информационное поле Земли своими антиправовыми тезисами о том, что якобы Азербайджан имеет право принимать решения о статусе Нагорного Карабаха, что якобы существует противоречие между правом народов на самоопределение и территориальной целостностью, что якобы оккупированы семь районов Азербайджана и они должны быть односторонне и первоэтапно переданы ему, что существует только проблема азербайджанских беженцев, что якобы Нагорный Карабах и Армения являются историческими территориями Азербайджана. При этом руководство Азербайджана стоит на позициях турецко-азербайджанской доктрины обращения с армянскими беженцами, суть которой — недопущение ни при каких условиях их возвращения на свою родину.
Отказ Азербайджана признать концепцию мирного сосуществования двух суверенных государств НКР и Азербайджана самым серьезным образом тормозит урегулирование. Азербайджан до сих пор не отказался от возможности нового насилия, и, прежде всего, от вооруженной интервенции и других форм вмешательства или угрозы вмешательства, направленных на уничтожение или ограничение суверенитета, изменение политических, экономических, культурных основ Нагорного Карабаха и права его народа свободно избирать формы своего национального существования.
Власти Азербайджана раскручивают гонку вооружений, стремительно увеличивают военный бюджет, систематически делают воинственные заявления, тем самым накаляют ситуацию, что неизбежно приводит к провокациям на границе и таким ситуациям, которые, могут выйти из-под контроля тех, кто ответствен за создание такой обстановки.
Урегулированию мешает отсутствие гражданского общества и гражданских институтов в Азербайджане, раздираемого клановыми противоречиями и нарастающей волной антиармянской расистской пропаганды. Политический процесс и механизм принятия внешнеполитических решений в демократических странах характеризуются структурно-институциональными ограничениями, такими, как разделение властей, система конституционных сдержек и противовесов, необходимость получить поддержку политических решений со стороны ответственного гражданского общества в ходе их публичного обсуждения. Все это существенно ограничивает принятие радикальных решений, особенно в вопросе о войне. Отсутствие всего вышеизложенного в Азербайджане усиливает угрозу агрессии, внезапного нападения на НКР. Режим, не имеющий структурно-институциональных ограничителей произвола и развитой политической культуры, не приемлющий разумных компромиссов, способен на принятие волюнтаристских решений по развязыванию новой войны. Для де-эскалации конфликта необходимо на первом этапе добиться подписания юридически обязывающего договора о неприменении военной силы против НКР, включающего международные гарантии.
Помехой на пути к урегулированию является попытка ряда аналитиков рассматривать конфликт с энергоресурсной точки зрения, хотя его необходимо анализировать с ценностных позиций. Попытки подчинить демократический Нагорный Карабах Азербайджану являются нонсенсом в XXI веке.
Препятствием к урегулированию является распространяемый Азербайджаном миф о том, что Армения, находящаяся в блокаде, настолько слаба, что будет вынуждена пойти на односторонние уступки. Параллельно этому раздуваются нефтяные и газовые возможности Азербайджана, на основе которых ведется торг с Западом и Россией.
Необходимо подчеркнуть, что нефтяные запасы в Азербайджане минимальны. За последние 25 лет добыча нефти в Азербайджане упала почти в три раза, а доля Азербайджана в мировой добыче нефти составляет лишь 0,3 процента. Извлекаемые запасы нефти в Азербайджане составляют 1 млрд. тонн, что составляет лишь незначительную долю от мировых извлекаемых запасов в 142 млрд. тонн. Отсутствие у Азербайджана газа для проекта «Набукко» также уже стало очевидным для всех.
Набившие всем оскомину постоянные заклинания ряда политиков о признании территориальной целостности Азербайджана и отсутствие жесткого и однозначного осуждения азербайджанских заявлений о неизбежности войны подрывают усилия в переговорах, так как лишают Баку стимулов для поиска компромиссов. Глава департамента по связям с прессой МИД Республики Армения Тигран Балаян подчеркнул, что заявление сопредседателя МГ ОБСЕ от США Мэтью Брайзы о том, что урегулирование карабахской проблемы близится к завершению и оно основано на принципе территориальной целостности Азербайджана мешает переговорному процессу.
Кроме того, в числе десяти принципов Хельсинкского Заключительного акта содержатся еще два принципа, причем имеющих прямое отношение именно к конфликтам — мирное разрешение споров и неприменение силы или угрозы силой.
Важно подчеркнуть, что окончательное признание независимости НКР не нарушает территориальной целостности Азербайджана и не угрожает его существованию. Принцип территориальной целостности не применим к Азербайджану по многим международно-правовым основаниям, но главное – Нагорный Карабах де-юре никогда не входил в состав Азербайджана.
Антиправовое противопоставление принципа права народов на самоопределение и территориальной целостности также самым серьезным образом мешает переговорному процессу. Согласно международному праву, принцип права народов на самоопределение никак не может противоречить территориальной целостности, так как применяются они к разным сферам международных отношений. Принцип нерушимости государственных границ вступает в силу в случае их нарушения со стороны другого государства. Но в случае с азербайджано-карабахским конфликтом нет внешнего фактора, а есть конфликт между НКР и Азербайджаном, двумя государствами, образовавшимися на территории бывшей Азербайджанской ССР.
Урегулированию способствовали бы меры доверия, в том числе согласие Азербайджана на взаимовыгодные экономические контакты. Экономические вопросы могут и должны решаться до окончательного урегулирования в регионе.
От затягивания мировым сообществом признания НКР проигрывают все, даже Азербайджан, который теряет ресурсы для развития и загоняет себя в тупик конфронтации. Для успеха переговоров и установления прочного мира в регионе у мирового сообщества, которому уже изрядно поднадоели капризы и угрозы азербайджанских властей, остается единственный правовой и жизнеспособный вариант, связанный с окончательным признанием НКР независимым государством.