×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/torgovo-politicheskiy-balans/
Новости
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля
14 февраля
Торгово-политический баланс
13:16, 11 мая 2011  
62
0

Украинское руководство поставлено перед выбором и вынуждено колебаться – между Западом и Востоком, между зоной свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом и Таможенным союзом (ТС) с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Бесспорно, это – цивилизационный выбор: восстановление и углубление вековечных связей с братскими, исторически близкими нам народами – или столь же радужные, сколь и призрачные надежды на членство в ЕС. «Азиатский» выбор или «европейский»? С точки зрения обывателя и, уж тем паче, с точки зрения молодого человека, воспитанного постсоветской школой, второй вариант выглядит, пожалуй, куда привлекательней. Всё-таки, Европа… – для украинца это почти как рай земной! Так хочется туда поскорей интегрироваться, дабы жить по «западным стандартам»! И нынешняя украинская власть, хоть и пытается проводить более взвешенную внешнюю политику, прекрасно понимая утопичность надежд на вступление в ЕС, тем не менее, от евроинтеграционных амбиций не отказывается и считает это направление главным внешнеполитическим приоритетом Украины. Оттого оно и колеблется теперь, не зная, что выбрать – «еврожуравля» в небе или синицу в руке.

Было бы хуже всего, если бы этот непростой выбор делался всецело или по преимуществу на основе «евроамбиций» политической элиты страны, а также, скажем так, предубеждений некоторой части избирателей, – но не исходя из чисто экономических соображений. А ведь важно как раз последнее: экономическая интеграция по тем или иным географическим (геополитическим) направлениям и в тех или иных формах призвана способствовать развитию производительных сил страны. Желательно: в направлении построения современной, высокотехнологичной экономики и решения на этой основе насущных социально-экономических проблем. Опять же, может показаться, что в данном отношении «продвижение» в Европу открывает бóльшие перспективы: там уровень жизни выше, рынок шире, там высокие технологии и всё такое прочее. Однако анализ внешнеторговых связей Украины показывает обратное: для экономического развития Украины было бы более полезно устранение таможенных и иных барьеров в торговле с Россией и странами СНГ, восстановление – пусть даже не в тех формах, не в той степени, как во времена СССР, – былого народнохозяйственного комплекса.

В 2010 году, по данным Госкомстата, Украина экспортировала продукции на 51,4 млрд. долл., импортировав на 60,7 млрд. долл. Торговые связи поддерживаются с 216-тью странами мира. В общей массе экспорта Украины на страны СНГ приходится 36,4% (РФ – 26%, РФ вместе с Белоруссией и Казахстаном – 32,3%), на Европу – 26,8% (в т.ч. Италия – 4,6%, Польша – 3,5%, Германия – 2,9%; ЕС – ок. 25%). Соответствующие показатели по импорту: СНГ – 44% (РФ – 36,6%, РФ с Белоруссией и Казахстаном – 42,1%), Европа – 32,9% (Германия – 7,6%, Польша – 4,6%, Италия – 2,3%; ЕС – 31,6%). Стало быть, несмотря ни на что, Россия и СНГ остаются главными внешнеторговыми партнёрами Украины; одна только Россия даёт торговый оборот, превосходящий внешнеторговый оборот Украины со всеми странами Евросоюза вместе взятыми! Уже одно это говорит о том, что Украине следует в первую очередь стремиться к интеграции со своими «восточными» соседями, хотя, конечно же, и расширению торговых связей с Европой уделять должное внимание необходимо – только делать это с умом и трезвым рассудком, не поддаваясь на эмоции доморощенных «европейцев» и давление западных «друзей».

Но дело, однако, не только и не столько в объёмах, сколько в структуре внешней торговли Украины, в характере и особенностях внешнеторговых связей страны по западному и восточному направлениям.

В прошедшем году в общей массе украинского экспорта первое место традиционно заняли чёрные металлы – 28,4% (причём их удельный вес по сравнению с 2009 годом вырос). И далее: продукция машиностроения, включая транспортные средства и дорожное оборудование, – 17,3%, продовольственные товары – 14,9% (в т.ч. зерно – 4,8%, масла и жиры – 5,1%), минеральные продукты – 13,1%, продукция химической промышленности – 6,8%, другое – 19,5%. Товарная структура импорта выглядела следующим образом: минеральные продукты, в т.ч. нефть и газ, – 34,8%, продукция машиностроения, включая транспортные средства и дорожное оборудование, – 19,4%, продукция химической промышленности – 10,6%, готовые продукты питания – 4,1%, другое – 31,1%.

Таким образом, экспорт Украины основывается на вывозе различного сырья, полуфабрикатов, сельхозпродуктов и изделий первого передела, таких, как прокат чёрных металлов, – и такое неудовлетворительное положение дел обусловлено всей логикой экономического развития страны в постсоветский период. Не в последнюю очередь оно обусловлено разрывом экономических связей с другими республиками бывшего СССР и той самой «интеграцией Украины в мировое экономическое пространство», за углубление которой горячо ратуют сторонники «европейского» выбора. Хотя всем должно быть понятно: для того чтобы вернуться в когорту передовых стран, Украине нужно развивать машиностроение – причём наиболее прогрессивные его отрасли – и продавать на мировом рынке всё больше не металл, химикаты и продукты земледелия, а машины и оборудование. А значит, стране объективно требуется такая внешнеторговая политика, которая бы способствовала наращиванию экспорта машиностроительной продукции и прочих высокотехнологичных изделий. Заметим, между делом, что вступление Украины в ВТО пока, судя по всему, ничего положительного в этом аспекте не принесло.

С другой стороны, обращает на себя внимание тот факт, что главной статьёй украинского импорта выступают даже не машины (хотя ввоз машин и оборудования превышает их вывоз), а энергоносители – нефть и газ. Критическая зависимость Украины от импортных углеводородов давно стала притчей во языцех. Освобождение от этой зависимости путём использования внутренних ресурсов и диверсификации поставок – вопрос столь же насущный, сколь и сложный. В любом случае, внешнеторговая политика Украины должна обеспечить бесперебойное поступление в страну энергоносителей по приемлемым для Украины ценам.

Что касается машиностроения, очевидно то, что нашей машиностроительной продукции на европейские и вообще западные рынки пробиться трудно, даже если бы нам удалось невиданно поднять её качественный уровень. Там она мало кому нужна и интересна; там «своих» хватает, и тамошние мощные монополисты не пропустят наших фабрикантов, вопреки всем принципам «свободы торговли». Ну, разве что: отдельные детали, узлы и комплектующие для сборки машин, притом не самые сложные, такие, при изготовлении которых требуется дешёвая, не слишком квалифицированная рабочая сила. «Нашими» рынками сбыта остаются рынки СНГ, а также Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока, в особенности те страны, чья техносфера сформировалась в советское время, советскими поставками и с участием наших специалистов. Те страны, где нас знают, помнят и сохраняют к нам симпатии. За эти рынки Украина может и должна бороться – пока, вообще, ещё возможно сберечь и восстановить потенциал отечественного машиностроения.

Проиллюстрировать тезис о приоритете торговли с Россией и странами СНГ можно данными по экспорту некоторых важнейших видов машинотехнической продукции за первые два месяца текущего года (данные взяты с сайта Госкомстата – www.ukrstat.gov.ua). Так вот, удельный вес стран СНГ и Европы в экспорте соответствующей продукции из Украины составляет: паровые турбины – 67% и 32%, гидравлические турбины – 100% и 0%, турбореактивные и турбовинтовые двигатели – 66% и мен. 1%, кузнечно-прессовое оборудование – 95% и 1,6%, грузовые вагоны – 99,7% и 0,3%, тракторы – 92% и 2,8%. Как мы видим, масштабы поставок в СНГ и в Европу по указанным позициям несопоставимы. И при этом в случае открытия восточных границ можно ожидать дальнейшего увеличения вывоза машин и оборудования, что вернуло бы жизнь на многие украинские предприятия, а аналогичный эффект от открытия западных границ крайне сомнителен.

Несмотря на то, что сальдо в торговле с Россией для Украины в целом отрицательно, а торговле машиностроительной продукцией картина обратная. В 2008 году Украина экспортировала в Россию этой продукции на 6,4 млрд. долл., импортировав на 4 млрд. долл. Структура украинского экспорта в Россию разительно отличается от структуры всего экспорта Украины. В 2008 году она выглядела так: машины, оборудование и транспортные средства – 33,4%, металлы и изделия из них – 24,8%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё – 12%, продукция химической промышленности – 8,1%, минеральные продукты – 8%, другое – 13,7%. (В импорте же из России в том же году доля машин составляла всего лишь 16,9%.) Очень благоприятная для Украины структура экспорта, однако!

В структуре украинского экспорта в Белоруссию металлургическая продукция составляет (2010 год) 26,7%, продукция АПК – 21,5%, продукция машиностроения – 19,8% и химической индустрии – 11,1%. (Удельный вес машиностроительной продукции в структуре белорусского экспорта на Украину – 13,7%.) Ещё выше доля машин и оборудования в структуре украинского ввоза в Казахстан – 29,8% за первое полугодие 2010 года, 44,2% за 9 месяцев. При этом надо заметить, что в 2010 году в Казахстане развернута масштабная программа модернизации экономики, что открывает новые перспективы для поставок туда разнообразного оборудования.

Для сопоставления приведём сведения по удельному весу продукции машиностроения в экспорте Украины в некоторые страны ЕС (статистический сборник Госкомстата Украины «Сотрудничество между Украиной и странами ЕС за 9 месяцев 2010 года»): Испания – 2,8%, Италия – 1,9%, Нидерланды – 13,7%, Германия – 24,7% (в основном – энергетическое и электрическое оборудование), Польша – 14,7%, Португалия – 2,5%, Великобритания – 8,7%, Франция – 10,5%, Чехия – 16,7%. В целом по всем странам ЕС – 17,2% (из них 10,8% – электрические машины и оборудование; на транспортные средства приходится всего-навсего 2,1%, на приборы и т.п. – 0,4%). А вот на недрагоценные металлы и изделия из них приходится 23,1% украинского экспорта (в значительной части это даже не готовый прокат, а разного рода заготовки), на минеральные продукты – 13%, на продукцию растениеводства, жиры и масла растительного и животного происхождения – 17,7% (зато готовые продукты питания – всего лишь 3,1%). В импорте Украины из стран ЕС машиностроительная продукция составляет 30,6% (данные из того же сборника).

Думается, что Европе Украина интересна лишь как её аграрно-сырьевой придаток, и в случае создания ЗСТ Украина будет «развиваться» именно в этом направлении. Некоторые эксперты выражают опасения, что, например, от экспорта растительного масла Украина перейдёт преимущественно к экспорту семян подсолнечника. В общем, либерализация торговли с ЕС приведёт к тому, что украинский ввоз в Европу будет всё больше ограничиваться «примитивными» товарами с низкой добавленной стоимостью, зато высокотехнологичные товары «оттуда» вконец задавят наших производителей. Как с иронией пишет в статье «Очевидный выбор. Здравый смысл и евроиллюзии» (газета «2000», №15 (554)) Юрий Лукашин: «…Украина может и дальше “интегрироваться в Европу”, постепенно превращаясь в “передовое” государство – поставщика на мировой и европейский рынки… рапса или, например, семян подсолнечника. …ничего более, чем просто доступ на еврорынки наших полуфабрикатов или агросырья, форсируемая зона свободной торговли (ЗСТ) с ЕС пока что не подразумевает».

Альтернатива этому тупиковому «пути в Европу» – вступление в ТС с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Для возрождения и развития украинского машиностроения жизненно важно продвижение его продукции именно на рынки России и СНГ; возможная же потеря этих рынков вследствие каких-то поспешных и необдуманных действий властей Украины, в т.ч. и в направлении ускоренной «евроинтеграции», была бы поистине смерти подобна!

Ещё важнее, на мой взгляд, то, что вступление в ТС могло бы способствовать восстановлению старых и наработке новых кооперационных связей между машиностроительными предприятиями Украины, России и Белоруссии. Тесное международное кооперирование производства – важнейший фактор роста производительности труда и снижения себестоимости продукции. Это доказывает весь мировой опыт. И совершенно логичным является кооперирование украинских предприятий именно с предприятиями бывших республик СССР – в пользу этого выбора говорят и исторические традиции, и общая для нас культура производства, и общность тех задач, которые стоят перед машиностроителями всех постсоветских республик. Грубо говоря, нам всем надо вылезать из той ямы, в которую мы себя загнали, противостоя при этом острой конкуренции со стороны фирм Запада и Дальнего Востока, – и, стало быть, мы можем и должны помочь друг другу это сделать, к обоюдной выгоде! Хотя, опять же, развитие кооперации с европейскими производителями, усвоение их передового опыта и технологий, вполне возможны и желательны; одно другому не помешает. А укрепив свои позиции, укрепив свою экономику, можно было бы и вести переговоры с Евросоюзом о более тесном экономическом сотрудничестве – но теперь уже в качестве равных партнёров!

Оттого можно согласиться со словами В. В. Путина, сказанными им 12 апреля в Киеве: «С советских времён остались и неплохо функционируют целые технологические цепочки. И одна часть этой цепочки не может существовать эффективно без другой. Вот о чём мы должны подумать и в новых условиях придать свежее дыхание нашим возможностям, которые были созданы в предыдущие десятилетия. Давайте используем наши конкурентные возможности, они у нас есть». Логично предположить, что наличные «технологические цепочки», дающие нам «конкурентные возможности», будут ещё лучше функционировать в условиях единого экономического пространства, к коему и надо стремиться, преодолевая все разногласия, неизбежные в отношениях между суверенными государствами с их особенными интересами и своим видением перспектив развития.

Своё позитивное мнение насчёт вступления в ТС высказали и представители украинской экономической науки. Так, Институт экономики и прогнозирования НАНУ, возглавляемый академиком Валерием Геецом, обнародовал результаты исследования, согласно которым из-за неучастия Украины в ТС «произойдёт неизбежное ухудшение условий торгово-экономического сотрудничества с Россией и другими государствами – членами Таможенного союза. Это приведёт к снижению конкурентоспособности украинской обрабатывающей промышленности, в особенности машиностроения». Ожидаемое при таком развитии событий закрытие для украинских товаропроизводителей ряда российских рынков сократит экспорт Украины на 1,4–1,9 млрд. долл. Напротив, при вступлении в ТС, по расчётам экономистов, доходы Украины возрастут на 4,6–8,8 млрд. долл., причём в наибольшей степени вырастет экспорт машиностроительной продукции.

Огромное значение имела бы отмена в рамках ТС российских экспортных пошлин на углеводороды. За счёт этого Украина смогла бы «выиграть» от 2,9 до 5,1 млрд. долл. в год, поправив своё хронически отрицательное сальдо внешнеторгового баланса и повысив конкурентоспособность отечественного производства.

Итак, руководство Украины официально приглашено на заседание Таможенного союза 7-го июня. Этот день может стать моментом истины для Украины. Хочется надеяться, что, в любом случае, принятое властями решение будет обдуманным, взвешенным, научно обоснованным, и оно будет содействовать развитию украинской экономики в правильном направлении.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

20 февраля 2025

 Трамп назвал Зеленского «посредственным комедиантом» Президент США Дональд Трамп заявил, что президент Украины Владимир Зеленский отказывается проводить новые выборы. По словам господина Трампа, тот проделал ужасную работу, а Украина оказалась раздроблена. Он назвал господина Зеленского «посредственным комедиантом», который был хорош …

20 февраля 2025

 Президенту США Дональду Трампу следовало бы начать свои мирные усилия по Украине с полной кадровой перезагрузки американского посольства в Киеве. Об этом пишет в социальных сетях в четверг, 20 февраля бывший украинский премьер-министр Николай Азаров. «Прежде всего, ему нужно было …

20 февраля 2025

Предприниматель и глава Департамента эффективности государственного управления США (DOGE) Илон Маск выразил согласие с проведением проверки по использованию средств, которые Соединенные Штаты выделили Украине. Об этом 19 февраля он сообщил в социальной сети Х. Миллиардер написал «ОК» в ответ на …


Ваш браузер устарел! Обновите его.