После «ночных» московских переговоров (11–12.06.10) президента Дмитрия Медведева и премьер-министра РФ Владимира Путина с президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко интрига вокруг потенциального присоединения Белоруссии к Таможенному союзу России и Казахстана сохраняется. Белорусской стороне, считающей, что она оказалась в самом худшем положении из всей «тройки», не удалось убедить высшее руководство России в необходимости внести в документы ТС положения, которые бы устроили Минск, упорно отстаивающий принцип функционирования Таможенного союза «без изъятий и ограничений». Правительство РБ продолжает выдвигать и другие инициативы по редактированию Таможенного кодекса. Например, предлагается отразить в этом документе проблему функционирования свободных экономических зон на единой таможенной территории, прежде всего «сырьевых» зон России и Казахстана.
Москва, напротив, последовательно подчеркивает, что до создания реально функционирующего Единого экономического пространства, согласна поддерживать экономику республики, беспошлинно поставляя ей весь объем нефти, необходимый для внутреннего потребления, однако временно сохраняя вывозные пошлины на нефть и нефтепродукты, предназначенные для экспорта в третьи страны. Российский премьер-министр Владимир Путин подчеркнул, что вопрос пошлин на нефть и нефтепродукты относится к формированию Единого экономического пространства и не связан с запускаемыми механизмами Таможенного союза, поскольку данные пошлины в торговле между странами Таможенного союза не будут применяться с момента ратификации соглашения о ЕЭП. Важно при этом отметить, что руководитель российского правительства выступил с инициативой ускорения формирования Единого экономического пространства, которое ранее предполагалось завершить к 1 января 2012 года.
Напомним, что визиту Лукашенко в Москву предшествовала встреча глав правительств стран Таможенного союза 28 мая в Санкт-Петербурге, на которую белорусский премьер-министр Сергей Сидорский (по указанию Лукашенко, как представляется) демонстративно не прибыл, аргументируя это тем, что она была «недостаточно подготовлена». Шантажировать этим Москву и Астану и сорвать встречу не удалось — главы правительств России и Казахстана Владимир Путин и Карим Масимов заявили, что их страны на двусторонней основе вводят 1 июля т.г. в действие Таможенный кодекс Таможенного союза. Премьер-министры РФ и Казахстана при этом отметили, что документ открыт для подписания Республикой Беларусь. Путин также заявил, что Россия и Казахстан будут вступать в ВТО вдвоем, если Минск не присоединится к договорам Таможенного союза.
Закономерно возникают опасения в искренности намерения белорусского государственно-политического руководства двигаться совместно с Россией и Казахстаном в направлении создания Единого экономического пространства. ЕЭП, как известно, подразумевает более глубокую (по сравнению с единой таможенной территорией) интеграцию, затрагивающую не только процесс перемещения товаров, но и капиталов, трудовых ресурсов, услуг, вопрос о единой валюте и, главное, сферу разделения труда. Насторожило Минск, как представляется, и высказывание премьер-министра России Владимира Путина, который выразил уверенность в том, что проблема создания общих рынков капиталов и рабочей силы может найти решение до формирования Единого экономического пространства в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (своеобразный вариант МЕРКОСУР).
Такая перспектива, судя по всему, не устраивает главу белорусского государства и его окружение. Кроме того, внешнеполитическая концепция РБ исходит из того, что успешное утверждение Белоруссии в статусе суверенного и независимого государства возможно только при условии соседства со слабой Россией, которая в обозримой перспективе не сможет стать региональным лидером. В Минске убеждены в том, что создание Таможенного союза с последующей трансформацией его в ЕЭП является на деле пилотным геополитическим проектом Кремля, стремящегося вернуть себе таким образом первенствующую роль на постсоветском пространстве и подать позитивный сигнал другим бывшим республикам Союза ССР. В этом официальные СМИ республики пытаются уверить и белорусскую общественность, насаждая попутно образ коварной, рвущейся к региональному лидерству, неверной обязательствам и склонной к обману России. При этом как обстоят дела с выполнением Белоруссией контрактных обязательств в торговле с Россией газом, например, ничего не сообщается.
Действительно, российская позиция состоит в том, что Таможенный союз – это лишь первый этап на пути создания Единого экономического пространства. Но на самом деле инициатором второй попытки запуска Таможенного союза был не Кремль (о чем в Минске прекрасно знают), а президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который признался Владимиру Путину, что «никогда не сомневался, что Таможенный союз состоится». Фактически сейчас главным направлением российско-казахстанских отношений стало создание необходимых условий для практического функционирования Таможенного союза.
Россия и Казахстан 28 мая в Санкт-Петербурге подписали договор о применении международных договоров в рамках формирования Таможенного союза, который внесет свои коррективы в российско-белорусские отношения. Присоединится к Таможенному союзу России и Казахстана Минск или нет, в любом случае с 1 июля т.г. Соглашение о Таможенном союзе России с Республикой Беларусь от 06.04.1995 года де-факто утрачивает силу. Более того, российская сторона через своего посла в РБ А. Сурикова уже предупредила Белоруссию, что, если она не подпишет Таможенный кодекс, то по всему периметру Единой таможенной территории «двойки» будет выстроена новая таможенная граница. По крайней мере, до 1 января 2011 года российская таможня на границе с Белоруссией намерена сохранить свой контроль, поскольку на несколько товарных групп Российская Федерация ввела ограничения ранее.
В ответ Палата представителей Национального собрания РБ во второй раз отложила ратификацию Таможенного кодекса Таможенного союза (планировалось, что это произойдет 14.06.10). При этом вразумительных объяснений этим шагам парламентарии не дали. Белорусское правительство также внятных аргументов, оправдывающих отказ от подписания документов Таможенного союза, не приводит. После скандала с «неприбытием» Сидорского в Санкт-Петербург, например, оно заявило, что «предложенные нашими партнерами по Таможенному союзу изъятия из режима единой таможенной территории противоречат действующей правовой базе Таможенного союза, не согласуются с международными правилами и наносят ущерб интересам субъектов хозяйствования и граждан трех государств»(?).
Совсем иначе вела себя Россия. Еще в первой половине мая Государственная Дума приняла и Совет Федерации одобрил ряд законов, направленных на создание условий для реальной работы Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. 20.05.10 президент РФ Дмитрий Медведев подписал этот пакет законов. В их числе федеральные законы: «О ратификации Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе», «О ратификации Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе», «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года», «О ратификации Соглашения о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия», «О ратификации Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза», «О ратификации Соглашения таможенного союза по санитарным мерам», «О ратификации Соглашения таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам», «О ратификации Соглашения таможенного союза о карантине растений».
Днем позже Госдума ратифицировала договор о Таможенном кодексе, подписанный 27.11.09 в Минске, который призван регулировать перемещение товаров через таможенную границу и их перевозки под таможенным контролем, временное хранение, декларирование, выпуск в использование, проведение таможенного контроля, порядок уплаты таможенных платежей. В документе также определены компетенция, права и обязанности наднациональных и национальных таможенных органов «тройки», включая правоохранительную деятельность, а также права и обязанности участников внешнеэкономической деятельности. Российскими парламентариями был ратифицирован и протокол о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 16.04.10.
Стоит заметить, что это уже вторая попытка создания Таможенного союза. Первая, неудачная, была предпринята еще в 1995 году, когда Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали несколько соглашений, ориентированных на формирование единой таможенной территории «четверки». Однако очень скоро выяснилось, что по разным причинам (в том числе и политическим) Казахстан и Киргизия оказались не готовы к участию в этом проекте. Таможенный союз тогда сложился в усеченном виде, в нем остались только два государства — Россия и Белоруссия. Российско-белорусский Таможенный союз показал свою эффективность, удалось унифицировать ряд таможенных документов, заменить таможенное оформление товаров, ввозимых из государств-членов ТС, простым предоставлением сертификата происхождения, а главное – обеспечить свободное перемещение товаров, отменить сборы и пошлины практически на все товарные группы.
Сегодня политическая и экономическая ситуация совсем иная, благоприятствующая складыванию нового издания Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, правда, на первой стадии без Киргизии, успевшей вступить в ВТО и отягощенной рядом политических проблем. Формирование Таможенного союза позволит ликвидировать такие барьеры в торговле между странами «тройки», как таможенные тарифы, контроль, санитарные, фито-санитарные, ветеринарные, технические и иные препоны. Единые параметры перемещения товаров между государствами-участниками ТС будут способствовать не только расширению собственно торговли, но и созданию новых рынков товаров и услуг, повышению конкурентоспособности национальных товаропроизводителей и торговых фирм, созданию новых рабочих мест и снижению цен для населения.
Для Белоруссии важно, что ее потенциальное участие в Таможенном союзе поможет решить не только проблему узости ее внутреннего рынка, но и купировать недостаток критичных для национальной экономики ресурсов – энергетических, сырьевых и капитальных. Следует при этом учитывать не только выгоды от неограниченного доступа белорусских товаров на рынки России и Казахстана, но и большие возможности, которые открывает ТС по привлечению финансовых инвестиций в торговлю, транспортную инфраструктуру, производство, а также новых технологий. Более стабильной и предсказуемой будет выглядеть ситуация со спросом и ценами на экспортируемую продукцию республиканских предприятий. Ощутимый эффект даст и работа белорусских представителей в наднациональном органе – Комиссии Таможенного союза, поскольку это позволит белорусской стороне в нужном ключе влиять на процессы, повлиять на которые сегодня она не в состоянии. Отказ Минска от членства в Таможенном союзе неизбежно приведет к сокращению значительного объема бюджетных доходов с одновременным наращиванием долговых обязательств государства, а в перспективе к падению производства, снижению внутреннего потребления, девальвации белорусского рубля и кризису в банковско-финансовой системе.