Святые Белой Руси – и есть та самая идеология, о неудаче в поиске которой так жалобно постоянно говорят чиновники и ученый люд! Притом белорусские святые со всем контекстом их исторической деятельности. А через этот контекст раскрывается и вся правда белорусской истории. И не только белорусской. Будем верить, что при нынешнем митрополите этот День станет национальным и, быть может, государственным праздником. И что будет проходить Крестный ход по центральному проспекту Минска от Кафедрального ко Всехсвятскому собору. И что рядом с Дворцом Независимости и всеми сопряженными с ним архитектурными атрибутами появится, наконец, и державный Собор всех белорусских святых (тем более что там рядом есть старый приход без своего храма).
А пока отметим праздничную проповедь протоиерея Александра Шаргунова в день памяти Владимирской иконы Божьей Матери (в Минске, к слову, есть храм Владимирской иконы – вроде бы первый храм на Руси, построенный после снятия коммунистических запретов в 1991 году).
Из проповеди выделим особо следующее: «Божия Матерь призывает нас научиться сегодня двум вещам. Во-первых, чтобы мы помнили всегда: то, что происходит с нашим народом, имеет непосредственное отношение к Церкви [а не только наоборот!]. Сама Божия Матерь об этом напоминает. Как тогда святитель Геронтий выступил с посланием и благословением к великому князю и ко всему народу, чтобы они встали за землю Русскую, так и сегодня Церковь должна выступить с обращением и к великому князю, и к народу церковному, и ко всему русскому народу о том, что Отечество в опасности, что нам угрожает полная гибель, уничтожение нашей молодежи, наших детей [это должно стать основой внешней церковной проповеди и в России, и в Белоруссии]. Не только физически убиваемых, но и духовно, и нравственно, что страшнее, ибо лишает какой-либо возможности будущего сопротивления. Обратиться с этим словом напоминания к народу и к каждому христианину – о том, что его личная судьба, как и судьба всей Церкви, связана с судьбами Отечества. Невозможно отделить одно от другого. Во-вторых, мы должны помнить о том, как совершилась победа в этом противостоянии. Русские воины, помня о молитве всего православного народа, о благословении великого князя, стали отступать, чтобы быть ближе к своим родным святыням. Они знали, что за ними Москва, за ними вся Россия, за ними главные святыни, которые нужно сохранить. И они стали отступать к этим святыням, чтобы приобщиться силе Божией, чтобы препоясаться по-настоящему поясом Пресвятой Богородицы и противостать врагу».
Свидетельством тому, что такое слово звучит из уст Церкви в Белоруссии всё чаще и громче, – очередная великолепная проповедь архиепископа Новогрудского Гурия в популярной епархиальной газете под названием «Мир принимает новые нормы жизни – и это есть настоящее безумие». Проповедь – чудесный пример, как живо и наглядно Церковь может и должна свидетельствовать проповедью не только об общем, но и о конкретном, происходящем прямо на глазах!
Что ж, конечно, к празднику уместно поделиться примером того, к чему привело, с одной стороны, большое вразумление государства и, с другой стороны, преображение Белорусского Экзархата за последний неполный год.
В Полоцком монастыре прошла встреча в сопредседательстве митрополита Минского и второго лица в государстве (если бы Наталья Кочанова была мужчиной, то, почти несомненно, – и будущего главы государства), с участием министров образования, здравоохранения и внутренних дел и церковных лиц во главе с епископами (в том числе митрополитом Тихоном Шевкуновым, возможным будущим патриархом, если, конечно, патриархом не станет митрополит Вениамин, ибо эпоха эффективных менеджером обязательно сменится вновь на эпоху молитвенников!). Будем верить, что в вопросах «о защите здоровья нации», наконец, вскоре произойдет решающий переход от одного лишь физического здоровья к здоровью духовному. Вопросов и болезней – уйма!
Будем надеяться и на то, что президент Лукашенко, наконец, прекратит лоббировать интересы торговцев алкоголем (и в целом поймет, что коммерческий подход ко всему – от алкоголя до внешней политики – чреват только потерями и бедами). Очень кстати и слова митрополита Тихона: «Задача Церкви в решении этой проблемы – профилактика. Священнослужители также принимали участие в изменении некоторых законов по реализации алкогольной продукции: в российских городах ввели ограничения по продажам и запрет на отпуск алкоголя после 22.00. Также для предотвращения пьянства среди молодежи была запрещена продажа энергетических напитков с алкогольным содержанием». Кстати, последнее в Беларуси в течение нескольких дней уже приняли.
Перспективы же лечения духовных болезней белорусского народа раскрываются хотя бы новостями о праздновании на государственном уровне языческого праздника Купалья. О системном неоязычестве в гуманитарной политике белорусского государства мы подробно писали в нашем памятном аналитическом цикле (https://teleskop-by.org/2020/10/08/borba-protiv-pravoslavno-russkogo-narodnogo-samosoznaniya-v-belorussii-10/). Добавим сюда и свежее, будем надеяться, инерционное.
Напомним, что создание мифологии дуалистического «белорусского народа» в лице «высокого католического шляхетства и низшего неоязыческого быдла» лежало в основе политики псевдобелоруссизации последних лет вплоть до августа 2020 года. Напомним также, что все без исключения «древнебелорусские народные обряды» на поверку оказываются просто паганизированными версиями православных праздников. Ивана Купалы, как известно, – Рождества Иоанна Предтечи (очень потешно смотреть за тем, как антицерковники пытаются придумать обоснование празднику с еврейским именем Иоанн для древнеславянского извода!).
Ну вот, сами можете полюбоваться – с постепенно христианизируемого БЕЛТА по случаю Дня Независимости: «Древние белорусские обряды – отдельная страница, в которых отражены история, быт и дух народа. Наши предки верили, что в труде и повседневной жизни рядом с человеком присутствуют сверхъестественные силы. А задобрить или победить таинственное зло можно с помощью ритуальных действий. «Грамніцы», «гуканне вясны», «вялікдзень», «купалле», «талака», «радзіны» – названия народных праздничных ритуалов говорят сами за себя». В прошлом году уже «задобрили зло» как «с помощью ритуальных действий» (с белыми цветочками и платочками), так и с общей «многовекторной политикой». Пока митрополит не объявил всенародные молебны за мир. Можно также полюбоваться и на «ритуальные действия» в Ботаническом саду Национальной академии наук, особенно – огненные мистерии.
Отдельная беда – уже ставший традиционным республиканский праздник на родине президента Лукашенко «Купалье: Александрия собирает друзей», который несколько лет назад пытались сделать «миротворческим» праздником «примирения» России и Украины (с общим для всех этих затей «успехом»), проходит ежегодно ровнехонько в Петровский пост накануне праздника первоверховных апостолов Петра и Павла. Программа праздника – более чем развлекательная. Пора уже что-то делать и с этой «народной традицией». Напомню, еще совсем недавно накануне Дня Независимости усилиями Макея и компании в Беларуси установили государственное празднование «Дня вышиванки» (во главе с БРСМ) – de facto символического уравнивание советских освободителей Белоруссии с коллаборационистами.
Что касается «наших традиций и историко-культурного наследия» в целом (то же БЕЛТА по случаю всё того же Дня Независимости), то здесь – снова и снова отметим – непреодолимые пока преграды и глубочайшие (как ни в чем ином, не считая неверия населения) болезни: «Охранение историко-культурного наследия для Беларуси – дело первостепенной важности. Например, по поручению Александра Лукашенко в стране возродили производство знаменитых слуцких поясов. Уникальное художественное явление XVIII века считается мировым достоянием декоративно-прикладного искусства и бесценным вкладом белорусского народа в культурную сокровищницу человечества. Реставрация исторических объектов патронируется на государственном уровне». Еще раз напомню, что никакого отношения «слуцкие пояса» к белорусскому культурному наследию никогда не имели: это были дорогущие персидские пояса по персидской технологии, которые белорусские крепостные шили у польских магнатов для них самих (в рамках захватившей их тогда мифологии сарматского происхождения), а в основном – для экспорта. Ну а про магнатские замки и их «культурную роль» в истории белорусского народа и говорить не приходится. Всему этому был вынесен приговор в августе 2020 года. Вынесен, но пока не исполнен.
Этой проблеме посвящена статья по следам одной конференции под названием «Сохранение исторической памяти как основа русского единства». Обзор соответствующих текущих процессов в Белоруссии подводится под общий тезис: «Сохранение или, точнее даже, восстановление подлинной и глубокой исторической памяти в русских государствах и народе является одним из краеугольных камней не только духовного возрождения, но и самого существования триединого русского народа. Как обстоит дело с этим в Беларуси, революционный штурм 2020-го которой был во многом обусловлен именно забвением руководством государства этой истины? Тяжело, но не безнадежно… В целом обстановку можно трезво оценить как продолжение традиционного для всей Руси стратегического противостояния русофильства и западничества. В Белоруссии оно осуществляется в форме противостояния западноруссизма, к которому частично примыкает неосоветизм, и литвинства (также под маской “белорусского” национализма и скрывающего в себе полонифильство), к которому почти полностью примыкает либерализм».
И главный практический вывод: «Здесь перед русским патриотическим сообществом России и Белоруссии встает вопрос об основных необходимых и возможных мерах воздействия на складывающуюся ситуацию. Православным и примыкающим к ним светским белорусским патриотам необходимо стараться – каждый в своей сфере и совместными усилиями – на всех уровнях поднимать историческую проблематику и освещать ее в православном западнорусском ключе, продвигая соответствующие смыслы и символы. Очень многое могло бы сделать российское патриотическое сообщество (начиная с профессиональных историков и далее вплоть до профильных чиновников). Помимо общего усиления сотрудничества с белорусами на почве возрождения и воспитания единой святорусской исторической памяти, оно могло бы как можно интенсивнее заниматься мягкой постановкой острых исторических вопросов перед государством, научным и идеологическим сообществом Белоруссии, помогая проявляться в них “спящим” и пробуждаться нерадивым. Наконец, ведущим лицом на данной стезе, как и веками, является Православная Церковь».
А борьба предстоит нешуточная. «Спящие» пока затаились, но действовать будут непременно. Особенно зная о духовных трещинах у самого руководства государства. Свидетельством тому и события всебелорусского объезда ковчега с мощами святого великого князя Александра Невского в честь его 800-летия, начавшегося с грандиозной Литургии в Витебске. Да, власти не воспрепятствовали данному действительно священному ритуалу. Но в государственных СМИ – полный молчок об этом, несмотря на достаточно широкое освещение на церковных ресурсах, на громкое начало объезда. Всё потому, что это действо общерусского масштаба по-прежнему не вписывается в идеологию всё той же «независимо-суверенной Беларуси», сконцентрированной на XX веке и непосредственно ВОВ. Ну хоть литвинство уже начало задвигаться на периферию.
Проснулись и западные масонско-антицерковные мозговые штабы и их местные подельники типа ЛГБТ-активистки, называемой в оппозиционных структурах «богословом», Натальи Василевич. На одном из главных революционных аналитических ресурсов опубликован ее материал «Политический кризис в Беларуси: православные христиане в общенациональном гражданском движении». В целом, конечно, ничего нового мы здесь не находим: а) дискредитация Православной Церкви и восхваление католического Костела и протестантов; б) охаивание митрополита Вениамина и епископата; в) противопоставление церковной иерархии, простого священства и мирян; г) попытка представить «церковных» БЧБ-революционеров, во-первых, как православных, во-вторых, как якобы интеллектуальную и моральную соль Церкви, а церковное большинство монашества, священства и мирян как покорное и прагматичное быдло; д) стремление подтолкнуть людей к переходу из Православной Церкви в католический Костел или протестантизм; е) активное лоббирование экуменического движения с усилением его на революционной почве; ж) постоянная попытка втянуть Церковь в «революцию свободы и достоинства» и использовать в качестве ее религиозного вдохновителя.
Всё это уже традиционно и предсказуемо. Главный вопрос – в другом. В необходимости самой Церкви твердо, ясно и внушительно отвечать на эту духовно-словесную войну, полноценно участвовать в ней. Речь, прежде всего, стоит о переходе к созданию полноценного православного информационного пространства, вероятно, во главе с особым православно-патриотическим изданием по всему спектру проблем и вопросов. Молчание должно смениться церковным словом!
Ну и, разумеется, отнюдь не дремлют католики и вполне продолжают свою стратегию мягкого поджигания революции, описанную нами в трилогии «Католический Костел и революция в Белоруссии». Теневой арцыбискуп «в отставке» Тадеуш Кондрусевич продолжает возглавлять главнейшие ритуалы Костела (типа Имши в Будславе, больше похожей на некий фестиваль) и демагогически взвывать о некоем «гражданско-политическом кризисе» якобы в острой фазе, призывая «Марию» строить с католиками «новую счастливую Беларусь», «идти в новое завтра», притом в некий «этот судьбоносный час нашей истории». Ну не может никак смириться польский иезуит, что Речи Посполитой больше не будет и игры власти с Костелом в Беларуси заканчиваются!
Впрочем, у Кондрусевича подхватил и ему вторит на том же будславском фесте и витебский бискуп Буткевич, который как-то бесцеремонно и незаметно стал главой Конференции Католических Бискупов в Беларуси, т.е., уже третьим параллельным главой польского Костела в Беларуси, который «в это неспокойное и нелегкое время, омраченное общественно-политическим кризисом в стране» молится, «чтобы Беларусь стала по-настоящему страной для жизни». То есть, употребив лозунг Тихановского, бискуп Буткевич хочет сказать, что Беларусь не является по-настоящему «страной для жизни»: то ли дело страна «победившего достоинства» Украина, находящаяся в полной идеологической власти Костела! Далее он уже переходит к прямой революционной агитации: «Одна из причин болезни, как мне кажется, свойственная нашему обществу, кроется в том, что мы привыкли иметь в авторитете тех, кто показывает свою силу, кто стремится доминировать, показать, как говорят, “свои зубы” или держать в “ежовых рукавицах” или “в клещах”… Бог, наоборот, никого не держит “в клещах”… Не в авторитете люди, которые стремятся быть подобными Богу в своей правдивости, искренности, мудрости, ответственности, жертвенности. А именно таких людей мы хотим видеть на ответственных должностях. Таким людям мы хотим поручить наше здоровье, образование, производство, администрацию, наконец, власть». Как говорится, в чем проблема: вон – Польша, вон – граница! И уж точно «правдивость, искренность и кротость» – не про Костел!
Здесь давно уже потерял берега еще один бискуп – Кособуцкий, – который организовал в главном костеле страны исполнение коллаборационистского и революционного католического гимна «Магутны божа» и стал возмущаться действиями по его пресечению со стороны милиции, попутно выставляя их идиотами, «не понимающими, что конкретно этим нарушается». Якобы против этой «молитвы за нашу родину и наш народ» змагаецца сам дьявол! Нет, и правда, бискупы понимают только язык «смотрите, нарветесь»! Как выясняется позднее, «католическо-коллаборационистский гимн “Магутны божа” исполняют в костеле по выходным» постоянно. При этом еще и держат у подножия поклонного креста лампадки с фотографией Романа Бондаренко – известной сакральной жертвы БЧБ-майдана, да еще православного во крещении! Отметим попутно, как удалось пропаганде (в т.ч., замечу, государственной) навязать миф о неких 15-20% католиков, хотя совсем недавно их официально было 5-8%, и с каждой пятилеткой доля снижалась.
Ну и, наконец, еще далеко не все проблемы решены внутри самой белорусской Православной Церкви (хотя уже и произошли титанические сдвиги). В частности, известный экуменический центр в Минске, коим является «Христианский образовательный центр им. свв. Кирилла и Мефодия» под руководством прот. С.Рогальского, провел совместно с Исторической мастерской имени Леонида Левина «межрелигиозный семинар “Вклад религий в экологическое просвещение в семье и школе. Шаг за шагом”, который прошел в Минском Международном образовательном центре имени Йоханнеса Рау». Цель этого бессмысленного и вредного с точки зрения Православия мероприятия с традиционной масонской экологической проблематикой имеет еще более масонскую формулировку: «изучение примеров и разнообразия богатства современного духовного свидетельства» и «обмен опытом межрелигиозного взаимодействия в области сохранения творения Божия, а также формами и методами участия в экологических проектах и экологическом просвещении». Что ж, рудименты уходящей мрачной эпохи…